«Олимп» взял серебро в области

С 5 по 7 октября в Каменске-Уральском прошел финальный турнир Первенства Свердловской области по мини-футболу.

Качканарская спортивная школа «Олимп» заняла второе место в состязании среди команд юношей 2007-2008 г.р., уступив победу нижнетагильским спортсменам.

Перед этим ребятам пришлось преодолеть отборочные туры, участие в которых принимали 60 команд, а в финал вышли лишь 10 из них. Тем не менее, ребята доказали, что заслуженно оказались на пьедестале почета. А качканарец Андрей Ковшов стал лучшим вратарем финального турнира.

Тренирует ребят Сергей Трусов.

Из дробильщика – в учителя

Почти четыре года назад Юрий Гилимшин решил для себя, что больше не хочет работать на комбинате, и связал свою жизнь со школой.

Нестор Петрович нашего времени

Когда я готовилась к встрече с героем своего материала, в голове то и дело всплывали кадры и фразы из известного советского фильма «Большая перемена». Правда, там учитель Нестор Петрович преподавал историю. А качканарский педагог Юрий Гилимшин, который вместо работы на комбинате выбрал педагогику, учит школьников алгебре и геометрии в лицее №6.

У Юрия Назифовича более ста учеников. Он преподает математику в пятом, шестом, седьмом и восьмом классах.

Я только втягиваюсь

Прихожу заранее, чтобы успеть побеседовать до начала урока. Женщина на входе берет мой паспорт и записывает в специальный журнал цель моего визита. После иду в кабинет директора для решения формальностей: Юрий предупредил, что нужно получить разрешение присутствовать на уроке. Директор дает добро.

Чтобы оказаться в нужном кабинете, надо преодолеть несколько лестничных пролетов, кабинет №54 находится на третьем этаже.

Между вторым и третьим этажами встречаю Юрия Назифовича. Молодой человек небольшого роста, в темных брюках, клетчатой рубашке, джемпере и кедах. Его запросто можно принять за старшеклассника.

– Доброе утро, дежурите?

– Нет, вас жду, – улыбается учитель. – Мне нужно дело решить одно.

Юрий провожает меня до кабинета, а сам уходит.

Вернувшись, рассказывает, что с этого года ему дали классное руководство.

– Какой класс?

– Шестой.

– Тяжело?

– Я только втягиваюсь. Вот, нужно проверить, все ли пришли сегодня в школу, заказать обеды в столовой, — Юрий то и дело смотрит на наручные часы. Он напоминает мне молодого отца, который беспокоится за своих детей, которых впервые отправил в школу.

– Тетрадку по поведению не взяли, безответственные какие. Сегодня ответственной нет, заболела. Замечаний по поведению у нас многовато, но мы боремся, пытаемся, по крайней мере, – говорит учитель с улыбкой.

Нашу беседу прерывает звонок.

– Извините, мне нужно к своему классу сходить, – Юрий Назифович выходит из кабинета.

Не устраивали прыгания с места на место

Пока отсутствует учитель, разглядываю кабинет. Почти новые парты и старые окна, за которыми осень раскрасила деревья. Доска на всю стену, как и подобает в кабинете математики. Компьютер. На учительском столе и возле доски стопки тетрадей.

Учитель возвращается.

– Как так получилось, что ты ушел с производства в школу?

По умолчанию общаемся на «ты». Во-первых, мы почти одного возраста, во-вторых, Юру Гилимшина я знаю давно. Еще со времен его работы на комбинате. Он принимал активное участие в жизни молодежной организации ГОКа, тогда ей руководил Андрей Гофлер.

– Математика интересовала меня всегда, еще со школы. Я учился в КЦО «Урал». Моим учителем математики была Наталья Александровна Мосиенко. По ее предмету у меня всегда была пятерка, школу окончил с серебряной медалью. После школы поступил в Горный университет на специальность «Экономика и управление на предприятиях горной промышленности». Математика была у нас на протяжении четырех курсов.

После окончания университета отслужил в армии. Вернувшись в Качканар с горем пополам устроился на комбинат. Изначально был трудоустроен в отдел оплаты труда в один из цехов фабрики окускования. Через год стал подменять нормировщика. Мечтал попасть в экономический отдел или отдел оплаты труда, но устроиться туда у меня не получалось. Какое-то время работал на производстве – был машинистом конвейера, дробильщиком, мастером. Так пролетели мои пять лет на комбинате…

– Хотелось постоянства?

– Наверно. Хотелось определенности. Меня не устраивали эти прыгания с места на место. Согласен год, два, три, но пять лет – это слишком сидеть на рабочей специальности, это начинало напрягать, – признается Юрий.

Все дороги ведут в школу

Когда Юра ушел из комбината, то хотел уехать из города. Найти место в отделе оплаты труда либо заниматься персоналом, отправлял резюме. Но не сложилось.

– Когда понял, что остаюсь в Качканаре, стал смотреть, куда можно у нас устроиться. Например, на «Металлист» меня бы взяли с удовольствием и, скорей всего, сразу в управление, но мне туда не хотелось. В итоге выбрал профессию педагога. Тогда я совершенно не понимал, как трудоустраиваться в школу. Это был уже конец августа. Я пришел к начальнику управления образования Марине Андреевне Мальцевой. Она перенаправила меня в лицей. Меня приняли на работу. Я начал потихоньку вливаться. Вот уже четвертый год работаю здесь, – делится молодой учитель.

– Можно сказать, что ты нашел себя?

– Это философский вопрос, на самом деле, – смеется учитель. – В принципе, мне нравится. Здесь достаточно живо. В школе есть то, что мне интересно, в частности, математика. Может, помнишь, мы ведь в школе не сдавали ЕГЭ?

– Ну да, были классические экзамены.

– Нужно было выбрать два обязательных, это русский и математика и несколько на выбор. Так вот я единственный, кто выбрал сдавать математику дополнительно, представляешь? – вспоминает Юра и смеется.

Меньше стрессов

– Раз мы коснулись темы экзаменов, на твой взгляд, что лучше: ЕГЭ или обычные экзамены, как было раньше?

– Идея ЕГЭ в чем? Отчасти облегчить жизнь выпускнику. Он сдал экзамен в школе, а потом с этими баллами отправляется в университет. Получается, что ему не нужно сдавать вступительные экзамены, как это делали мы. Меньше стрессовых ситуаций, здесь нужно пережить всего один стресс, – уверен учитель.

Из взрослых есть кто-нибудь?

– Ты молодой педагог, наверняка, тебя иногда путают со старшеклассником?

– Да, был случай. Тогда я работал в школе первый год. Мы с учеником занимались индивидуально в учительской. Заходит девушка и спрашивает: «А взрослые есть кто-нибудь?». Было очень смешно, я спросил у нее: «Я недостаточно взрослый для вас?». Мне было тогда уже 29 лет, я уже полгода отработал в школе, был матерый, – смеется Юрий Назифович.

– Как в этом плане обстоят дела с учениками?

– Иногда пятиклассникам я кажусь слишком молодым. Выражается это в их поведении на уроках, но я все быстро пресекаю, так что на моих уроках порядок.

Математика – царица наук

– Ты считаешь свой предмет самым важным?

– Как говорил Эрнест Резерфорд, в природе существует только две науки. Первая – физика, а вторая – коллекционирование марок. Что я об этом думаю? Конечно, математика в основе основ. Если хорошо знать математику, то можно неплохо писать сочинения, если еще книги читать при этом, – резюмирует учитель.

– Какой ты учитель?

– Я очень добрый, только не всегда, – Юра расплывается в улыбке. – На самом деле я всегда уважительно отношусь к учащимся. Определенная строгость должна быть, иначе получится бардак.

Выдерживают не все

– Почему в школах не хватает педагогов?

– Трудно ответить на этот вопрос. На самом деле работать с детьми тяжело. Представляешь, в классе более двадцати человек. Кто-то хорошо понимает предмет, кто-то не очень. А тебе нужно донести до всех, и у тебя на это всего лишь сорок минут.

Рассказать свой предмет – это не сложно, сложнее сделать так, чтобы дети тебя услышали, поняли. Иногда это бывает сложно. Не все педагоги выдерживают, – объясняет Юрий.

– А зарплата. Устраивает?

– Нескромный вопрос, конечно. Зарплата примерно такая же, как была у меня в ГОКе. Но это только к концу третьего года работы в школе, при достаточно большой нагрузке.

– Как отнеслись к смене деятельности друзья и родные?

– Все шутят, это же смешно: поиздеваться над человеком, подколоть его. Шутки стандартные, про учителей, – улыбается Юрий. – У меня дед по отцовской линии был учителем истории в деревенской школе. Бабушка была медиком. Папа работал в прокуратуре, мама у меня медик. Получается, я пошел по стопам деда.

В свободное от школьных будней время Юрий Назифович посвящает игре в футбол.

– Собираемся с товарищами на тренировки. Даже в городских соревнованиях участвуем.

Обходятся без шпаргалок

Футболом я занимаюсь с детства, больших успехов не было, но мне нравится, для души, так скажем.

Из своей школьной поры хорошо помню «шпоры». Пока пишешь их, уже и материал запомнил, своего рода тренировка мозга.

– Сейчас дети пользуются шпаргалками?

– Я ни разу не видел. Сейчас пользуются телефонами. Но телефоны просим убирать, когда дети заходят в класс. В основном слушаются, но есть те, кто начинает хитрить. Могут достать во время урока. Сейчас существует много разных программ. Например, которая может за секунду решить за тебя уравнение. И многие ими пользуются, к сожалению. На уроках я слежу, чтобы не использовали, а вот дома меня с ними нет…

Ведь на самостоятельных работах хорошо видно, когда кто-то пытается списать, подглядеть. Я, будучи учеником, этого не понимал. На самом деле класс у учителя, как на ладони, – говорит Юрий Назифович.

Разговор вновь прерывает школьный звонок.

– Сейчас у восьмого класса алгебра. Я пока до своего класса схожу, – Юрий уходит, а я пересаживаюсь на последнюю парту второго ряда.

В класс начинают приходить ученики. Они внимательно рассматривают меня и предметы, что лежат на парте рядом со мной: фотоаппарат, диктофон и блокнот. Некоторые здороваются. В класс возвращается учитель.

Лес рук

Звонок на урок.

– Давайте встанем.

Все дружно приветствуют учителя.

– Садимся. Начнем с проверки домашнего задания. Нужно было решить шесть уравнений. Все справились?

– Да.

– Начинаем проверять с первой парты первого ряда.

По классу понеслись цифры. Сразу вспомнился мой урок алгебры. Как же я не любила математику…

– Не спим, просыпаемся, третий урок уже идет, – Юрий Назифович обращается к классу. – К доске желающие?

В классе, как говорится, лес рук.

– Давайте для начала задание прочтем, желающие найдутся.

К доске выходит Женя, он быстро справляется с примерами. Затем класс работает устно, учитель спрашивает каждого по очереди.

Когда проходит половина урока, педагог проводит физкультминутку.

Когда до конца урока остается минут десять, по классу начинается блуждание пенала. Его незаметно забрали у девочки с первого ряда.

– Я не мешаю? – Юрий Назифович обращается к мальчику с первой парты.

– Нет.

– Хорошо. Записываем домашнее задание.

Звенит звонок с урока, который, как известно, для учителя.

На перемене в кабинет заходят семиклассники. У них тоже алгебра.

– Он злой, замечания просто так ставит, – ко мне подходит полненький мальчик в белой рубашке и брюках, показывая в сторону Юрия Назифовича.

Школьники общаются между собой. Вновь звенит звонок на урок.

Через несколько минут после начала урока в класс заглядывает девочка.

– Извините за опоздание, я была в больнице.

– У вашего класса урок уже закончился.

Понимаю, что это была восьмиклассница.

Нужен вагон нервов

Побывав всего лишь на двух уроках, я поняла, что для работы учителем требуется громадное терпение, чтобы не сорваться на непослушных учеников. Еще и предмет нужно свой объяснить, влюбить в него детей. Также не помешал бы вагон нервов. Например, у меня к концу второго урока разболелась голова.

Юрий же уверен: когда преодолеваешь сложности – ты развиваешься.

В Качканаре стартовала вакцинация против гриппа

С 13 сентября в городе прививают детей. Как сообщили в ЦГБ, первые 800 доз вакцин распределили по детским садам и школам, израсходовали уже всю партию. 18 сентября в ЦГБ поступила вакцина для взрослого и детского населения.

В рамках национального календаря прививок вакцинация против гриппа бесплатно проводится взрослому населению следующих категорий: медицинские работники, работники образовательных учреждений, пенсионеры, студенты, работники коммунальной сферы, работники транспорта.

Чтобы поставить прививку, нужно: получить амбулаторную карту в регистратуре; пройти терапевтический осмотр перед прививкой в доврачебном кабинете (№301) с 8.00 до 15.00; с направлением от фельдшера прийти в прививочный кабинет №400, где проводится вакцинация.

Вакцинироваться против гриппа, по мнению врачей, нужно ежегодно, защитный эффект после вакцинации, как правило, наступает через 8-12 дней и сохраняется до 12 месяцев.

Когда-то здесь должен был быть барбарисовый рай

Позвонил возмущенный житель дома №12 в восьмом микрорайоне.

— Ну посмотрите что делается — устроили свалку на газоне! Груда мусора лежит уже несколько дней, её никто не убирает. У меня окна выходят на этот газон, ну просто неприятно смотреть на всё это.

Мы приехали и убедились, что, действительно, жители микрорайона бессовестно складывают мусор на этой бесхозной территории. А ведь когда-то здесь планировали сделать барбарисовый рай!

Полистав страницы старых газет, мы вспомнили, что в 2006 году в городе стартовал конкурс социально-значимых проектов к юбилею города. На этот конкурс школа №6 предложила интересный проект под названием «Барбарисовый рай».

Школьники своими силами решили облагородить большую клумбу в 8 микрорайоне — от школы №6 до дома №10: очистить от старых тополей, привезти землю, посадить в форме звезды желтые и красные цветы, установить скамеечки, песочницы, качели. При этом клумба разобьется на зоны: для детей и мам, для молодежи, для пожилых людей. По периметру этой зоны отдыха планировалось посадить яблони и барбарисы.

План этот был утвержден главным архитектором города, а УГХ и УЖК пообещали убрать деревья. В итоге были вырублены не только тополя, но и несколько американских кленов. Об этом писала городская газета 7 сентября 2006 года.

Директор школы Любовь Кишеева рассказала, что, когда начали проводить работы, выяснили, что на полуметровой глубине под этим местом проходят коммуникации. Тогда в отделе архитектуры предложили переделать проект и облагородить пустырь у дома №9. Но вдруг мы увидели, что рабочие валят деревья. Преподаватель биологии Татьяна Шабурова бросилась к рубщикам и грудью встала на защиту деревьев. Она кричала:

— Если вы вырубите эти деревья, то будете платить большой штраф!

В итоге штраф так никто и не заплатил, а в отделе архитекторы школьникам дали книги, попросили их изучить теорию, все просчитать и засеять это место травой.

В отделе архитектуры пояснили, что действительно давали распоряжение на вырубку деревьев, это место было бесхозным, и ходить там было небезопасно. Однако горожане возражали, что территория около школы была одной из немногих в Качканаре, где можно было спокойно погулять, а теперь на бывшей живописной площадке остались одни пни.

В октябре того же 2006 года Евраз запустил конкурс социальных проектов «Город друзей — город идей». Тогда педагоги школы №6 опять выступили с проектом «Барбарис». Но опять что-то пошло не так.

И что же в сухом остатке? Проекты «Барбарисовый рай» и «Барбарис» так и не нашли своего продолжения. Денег хватило только на узаконенную вырубку деревьев и на установку лавочек. Никакие барбарисы, яблони и рябины там так и не были посажены, а дорожка вдоль скамеек так и не была заасфальтирована. Зато это место превратилось в отличное хранение для бытовых отходов.

Может быть, этой барбарисовой территорией заинтересуются волонтеры. Или кто-нибудь из энтузиастов, памятуя о том, что бог троицу любит, опять предложит этот проект на евразовский грантовый конкурс.

Более 4 тысяч учеников сели за парты

Три месяца каникул пролетели как-то стремительно и почти незаметно. И вот уже снова нужно собирать портфели – школа ждёт!

В субботу город просто расцвел: нарядные ребятишки, букеты цветов, улыбающиеся учителя, торжественные и немного суетливые родители.

1 сентября впервые порог школы переступили 480 первоклашек. А всего за парты сели 4290 учеников. Напомним, что в этом году в школы пришло пять молодых педагогов. В этот день во всех школах прошли торжественные линейки, на которых все желали юным качканарцам хорошей учебы, учителям умных учеников, а родителям терпения

Учительское счастье Зои Сергеевны

Трудовой педагогический стаж Зои Сергеевны Гуницевой – 56 лет. В 2011 году она закончила трудовую деятельность. А ее ученики при каждом удобном случае, по школьной привычке, до сих пор встречаются у нее. Пишут письма и поздравляют с праздниками.

Первое сентября, день, который помнит каждый из нас. И первый урок, и первые радости, и неизбежные разочарования. И первую учительницу. Вся жизнь Зои Сергеевны Гуницевой, практически прошла в школе. В первый класс она пришла в 1944 году. Небольшая деревня в Рязанской области. Деревянное здание на краю селения, длинные, на 4 места парты. И учеников немного.

С коллегами (Зоя Гуницева третья слева)

Становление характера

– Первая учительница была уже довольно пожилой, уставшей, обремененной хозяйством, немного медлительной женщиной. Поэтому, наверное, как-то не очень тепло к ней относились, – с улыбкой рассказывает педагог. – А вот когда ближе к концу полугодия ее заменила молодая, только со студенческой скамьи учительница, то ребятня наша прикипела к ней всей своей душой, как могут только деревенские дети. Да и сама учительница отдавала себя полностью своим ученикам. Всегда опрятная, собранная, сияющая, легкая какая-то. Чего только не выдумывали мы в послеурочное время! И сценические праздничные постановки, и походы, и тимуровскую помощь оказывали! Как хвостики за ней вязались повсюду. Не расставались даже в каникулы.

И до сих пор образ первой своей учительницы служит идеалом для ветерана-педагога. Твердое убеждение в том, что именно таким и должен быть настоящий учитель – увлеченный своей профессией, любящей ее. Умеющей увлечь своих подопечных какой-то неожиданной идеей, вызвать в ученике эмоциональный отклик. А это невозможно без собственного внутреннегоогня, самоотдачи, без искреннего уважения к своим воспитанникам.

Фронт откатывался все дальше на запад, вселяя радость и надежду на скорую победу, на то, что вернутся живыми с войны мужчины. Общий эмоциональный подъем в настроении взрослых передавался и детям. Хотя жизнь крестьянская не становилось легче. Приходилось ребятам и по домашнему хозяйству успеть управиться, и младших братьев-сестер обиходить, и уроки сделать.

Расставание с родной школой, с любимой Александрой Георгиевной было горьким и слезливым. Но так распорядилась судьба. В третий класс Зоя пошла уже в уральском городе Кушва, куда после ранения и излечения причислен был к составу трудовой армии ее отец.

– Я, ребенок деревенский, где учитель был особо почитаемым человеком, с ужасом впервые увиделанепослушание и даже пренебрежительное отношение некоторых учеников к своим педагогам. Непривычно и неприятно было это иногда наблюдать. – Зоя Сергеевна, рассказывая, и сейчас, похоже, изумляется этому. – По-разному подходили к этому педагоги, по-разному реагировали. Кто-то умел с этим достойно справляться, кто-то нет.

Все это Зоя примечала и делала тогда уже свои выводы. И здесь ей тоже повезло: учительница была чем-то похожа на ее Александру Георгиевну. И поведением, и даже в чем-то внешностью. И в домашнем семейном укладе девочки остались деревенские заботы. Мама еще какое-то время оставалась в колхозе, распродавая имущество. Отец пропадал на работе, старшая сестра поступила в техникум в соседний городок. Младший братишка после детского сада был полностью на попечении Зои. Но и здесь она поспевала всюду. Помогала какая-то внутренняя природная организованность.

Первые ученики

После окончания школы-семилетки и вопроса не стояло, куда пойти учиться дальше. Окончив педагогическое училище в 1955 году, вернулась в свою школу уже Зоей Сергеевной. Бывшие педагоги стали коллегами. Доброжелательными, готовыми помочь и советом, и делом. Все лучшее, что впитала в себя с детства от своих наставников, привнесла в свою деятельность молодая учительница.

– Первым моим ученикам, которые пришли в мой 1-й класс, сейчас уже около 70 лет, – по-молодому задорно смеется Зоя Гуницева. – По возрастным меркам мы же ровесники, по сути! И детей их учила, и внуков даже. И долго еще мы жили, как одна огромная семья. В 1997 году, найдя фотографию этого моего первого класса, вспомнила все фамилии и имена. Да и они не забывали. Если приводился случай, обязательно навещали. Хотя и переехала в 1964 году в Качканар.

– В то время с началом учебного года велся контроль – все ли ученики пришли в школу, – вспоминает Зоя Сергеевна о первом своем педагогическом опыте. – А в моем новом 1-м классе не оказалось Миши Дубровина. Прошло какое-то время. Мои ребята обжились немного, с правилами поведения ознакомились, как меня зовут, знали, тут появился и Миша. Поначалу называл меня то тетя Зоя, то тетя Сергеевна.

Выпускникам-семиклассникам школы было по 14 -15 лет, а мне 18! То ли случайно, то ли специально было подстроено, но в присутствии старшеклассников на перемене подбегает Миша и громко так, на полном серьезе докладывает: «А там, на барьерчике, слова …. написаны»! Да так отчетливо это прозвучало! Притих коридор. Реакции моей ожидают. Как поступить? Читать-то мальчик еще не умел. На это и сделала упор, объяснив, что плохую шутку с плохими словами сотворили его коридорные «наставники».

На сплаве с учениками

Много было еще каверзных случаев, когда надо было мгновенно сообразить, как утвердить свой авторитет. И молодой педагог с достоинством выходила из этих ситуаций.

– Пришла пора повышать и свой профессиональный уровень, – продолжает Зоя Сергеевна. – Очень я обожала и знала литературу, русский язык, но для поступления на этот факультет нужно было знание иностранного языка. В университет поступила, но на исторический. А историю не очень-то любила. Так уж сложилось.

Однако студентка благодаря своей старательности успешно окончила университет.

Классная штаб-квартира

В гостях у Зои Сергеевны уютно и привычно расположилась в кресле Ида Васильева.

– Образовательные, чисто учебные функции – важный, но далеко не единственный аспект в работе школы, – добавляет Ида Аполлоновна, коллега, подруга и единомышленница Зои Сергеевны. – Не менее важно создание и поддержание в школе общности ее обитателей. Всех – от первоклассника до директора. Вот, к примеру, классное руководство. За четыре-пять лет класс становился до того спаянным коллективом, что чувствовалось, что это одна семья. Объединить этих разных по характерам, наклонностям, увлечениям ребят можно только каким-то общим делом, общей целью. И этим мы занимались все свое внеклассное время. Бескорыстно и увлеченно. У Зои вот как была в свое время классная штаб-квартира, так до сих пор и остается. Сколько бы лет ни прошло, а ученики ее по привычке здесь собираются. Чем не семья?

Походы, кино, художественная самодеятельность, тимуровские «вылазки» – на все это тратилась уйма времени и сил.

– С родителями учеников были самые доверительные отношения, – предлагает рассказать своей гостье об одном трагическом случае хозяйка.

– Да, произошло это в одном из наших сплавов по реке Чусовой, – оживляется Ида Аполлоновна. – Спонтанно так собрались те, кто на каникулах в городе остался. И вот на одном из участков полезли ребята на утес. Одна девочка упала со скалы. Тяжелое сотрясение мозга получила. Недосмотр руководителя налицо. И ведь сколько раз при сплавах туда лазили, ничего не случалось. А тут… Что примечательно – мама этой девочки-старшеклассницы никаких претензий не предъявляла. Вместе мы с ней жутко переживали этот случай. Обошлось все сравнительно благополучно. До сих пор эта «скалолазка» нас навещает, получила высшее образование, престижную работу. Это я к тому, что жили и с родителями учеников как-то по-семейному, не обвиняя друг друга и не сваливая на кого-то вины за воспитание. А бывало всякое. Пацаны есть пацаны. И судьбы не у всех ребят сложились благополучно. И все равно мы были и остаемся друзьями.

– Исчезает в современной школе понятие школьной дружбы, – таково мнение обоих педагогов. – Разобщенность в обществе не может не сказаться и на детях. Они же как губка впитывают то, что видят вокруг. Какие праздники, какие совместные выезды всем коллективом устраивали учителя! Семьями дружили крепко. Вот один был эпизод нашей семейственности. У одной учительницы вдруг муж решил разводиться. Какие уж там причины, не важно. Только собрались супруги других учительниц, как это бывало, в гараже, и поговорили с ним чисто по-мужски. Главным аргументом было – если бросишь семью, ни один из нас тебе больше руки не подаст. И ведь подействовало! И семья сохранилась, и долго еще счастливо жила.

Да, наступили другие времена. Другой стала школа. К добру или к худу эти изменения, однозначно не ответишь. Только слушаешь этих учительниц с почти 60-летним стажем у каждой, Зою Сергеевну и Иду Аполлоновну, и поневоле завидуешь им. Ведь это ли не счастье – иметь столько друзей! Столько людей благодарны им за их работу! Вот они – бывшие мальчишки и девчонки, на общих фотографиях. Старых, поблекших от времени, и современных, ярких и цветных. Сколько лет прошло, а они вместе. Вместе со своими учителями. Так что не зря говорят: отдаешь детям свою душу, сеешь разумное, доброе, вечное – приобретаешь взамен любовь и признательность многих и многих людей. Это ли не счастье?

Шесть новых педагогов приехали в Качканар

27 августа в школе №2 прошла традиционная педагогическая конференция в преддверии учебного года. В уютном зале собрались учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования. Кроме того, мероприятие посетили и высокие гости: исполняющий обязанности главы КГО, представитель Института развития образования и даже управляющий директор КГОКа. Первые минуты педконференции явно напоминали предвыборную агитацию.

Например, Алексей Кушнарев со сцены заявил, что он на этих выборах поддерживает Андрея Ярославцева, хотя оговорился, что не его будут выбирать, а думу. Звучало видеопоздравление и от другого депутата Законодательного собрания, «единоросса», который присутствует на многих качканарских мероприятиях в качестве «свадебного генерала».

Начальник Управления образования Марина Мальцева выступала с докладом «Профессиональное развитие педагога как условие качества образования». Как следует из доклада, 66 процентов педагогов в Качканаре имеют стаж более 20 лет. Помимо выполнения основных обязанностей в школе, учитель должен постоянно развиваться, самосовершенствоваться, быть готовым меняться и идти в ногу со временем.

Одной из возможностей проявить и показать себя для учителей становятся конкурсы профессионального мастерства. В Качканаре такие конкурсы проходят по нескольким номинациям: «Учитель года», «Воспитатель года», «Педагог дополнительного образования» и «Учитель ОБЖ».

В 2018 году в разных номинациях участвовали 26 человек. В номинации «Учитель года» состязались 10 учителей. Победителем стала Лариса Серова, учитель информатики школы им. Новикова, второе место у Снежаны Наумовой, учителя начальных классов школы №7, 3 место заняла Елена Степанова, учитель начальных классов школы №7.

В номинации «Воспитатель года» победителем стала Екатерина Филиппова, логопед детского сада «Росинка», второе место заняла Надежда Мелкозерова, воспитатель детского сада «Улыбка», 3 место у воспитателя детсада «Ладушки» Светланы Семеновой.

Первое место в номинации «Учитель ОБЖ» досталось педагогу школы №3 Наталье Давыдовой, второе место у Ивана Житникова из школы №7, третье место заняла Раиса Мухачева из лицея №6.

Однако наши педагоги участвуют не только в городских, но и в областных и общероссийских конкурсах. Так, Татьяна Быстрова, учитель начальных классов лицея №6, стала победителем областного конкурса на получение денежного поощрения лучшим учителям, получила грант из федерального бюджета. Татьяна Шатунова, педагог-организатор школы №3, победила в региональном этапе всероссийского конкурса «Растим патриотов России, живем и помним». Вера Черепанова, педагог Дома детского творчества, заняла второе место в областном конкурсе для педагогов, осуществляющих обучение по дополнительным общеразвивающим программам технической направленности. Педагог ДДТ Надежда Куманеева стала третьей в конкурсе инновационных проектов. Кристина Карелина, педагог ДДТ, заняла первое место в конкурсе добровольческой деятельности. Учитель начальных классов школы №3 Надежда Смирнова получила грант в конкурсе педагогического мастерства «Педагог года-2018».

С 2014 года качканарские учебные заведения становятся инновационными региональными площадками: детский сад «Улыбка», школа им. Новикова и школа №7, детсад «Звездочка», ДДТ. В этом году Валериановская школа получила грант 1,5 миллиона рублей на развитие внеурочной деятельности в условиях сельской школы.

Марина Мальцева также рассказала и о результатах ЕГЭ, ОГЭ и всероссийских проверочных работ, по которым можно судить об эффективности работы учителя. Однако тут итоговые данные оказались не такими радужными.

— В 2017-18 учебном году был проведен мониторинг учащихся по подготовке к предметам в разных классах. К сожалению, качество выполнения всероссийских проверочных работ у нас не на очень высоком уровне, — вынуждена была констатировать Марина Мальцева. — В четвертых классах все результаты по всем трем предметам ниже уровня Свердловской области и ниже качества выполнения работ по РФ. Доля учащихся, получивших неудовлетворительный результат в шестых классах, тоже высока. Есть над чем работать.

Выпускники 11 классов все получили аттестат, это означает, что они сдали экзамены выше порогового значения. По сравнению с прошлым годом наблюдается снижение среднего балла по базовой математике и русскому языку, по истории и обществознанию увеличился средний балл, снизился результат по литературе и английскому языку, лучше сдали физику и профильную математику. А вот по химии, биологии и информатике показатель снизился. Высокобалльных результатов в этом году 67 (если набрано больше 80 баллов), в прошлом году было 77. 10 выпускников получили медали за успехи в учении.

В 9 классах к итоговой аттестации было допущено 430 выпускников, 8 человек не получили аттестат. Второй год есть проблема, что экзамены в основной период сдают не все, отмечает начальник УО. В этом году среди девятиклассников было 129 неудовлетворительных результатов, но ребята могли пересдать экзамен. На осенний период осталось 8 учащихся, которым необходимо пересдавать экзамен. Наибольшее количество «двоек» приходится на математику и обществознание.

Речь зашла и о качканарских выпускниках, за которых можно только порадоваться.

— В прошлом году учащийся Александр Воронцов был в центре для одаренных детей «Сириус» и представлял президенту Путину наноспутник, разработанный их командой. Буквально недавно опубликовано в СМИ, что екатеринбургский космонавт запустил этот наноспутник на орбиту. Сейчас Александр Воронцов студент МГУ, — с гордостью рассказала Марина Мальцева. — А также уровень дополнительного образования у нас стабильно высокий, дети и педагоги постоянно радуют высокими достижениями и успехами. Потенциал наших образовательных учреждений большой, и мы будем делать всё, чтобы его улучшить.

Однако Марина Андреевна призналась, что есть большая проблема — острый дефицит кадров в сфере образования, которая пока, к сожалению, неразрешима.

На конференции педагогов награждали почетными грамотами от Министерства образования, грамотами и благодарственными письмами от Управления образования, от администрации КГО, на сцене чествовали ветеранов педагогического труда, а также новичков, которые делают первые шаги в этом нелегком, но очень значимом труде.

В этом году в качканарское образование пришли шесть новых педагогов: учитель начальных классов Ксения Белоусова и учитель физкультуры Юлия Кайтукова в школу им.Новикова; учитель начальных классов Полина Смирнова в школу №3, учитель начальных классов Александра Яркова в школу №7, инструктор по физкультуре Анастасия Кузнецова в детский сад «Улыбка», педагог-организатор Ольга Шляховая в ДДТ

Умерла Лариса Поспелова

25 августа после тяжелой болезни ушла от нас талантливый педагог, замечательный человек, тренер-преподаватель высшей категории ДЮСШ «Ритм» Поспелова Лариса Владимировна.

На протяжении многих лет она тренировала лыжников-гонщиков. Огромный труд тренера был успешным. Благодаря ее усилиям в 2017 году спортивная школа стала лучшей в командном первенстве среди 43 учреждений, культивирующих лыжные гонки в Свердловской области.

По итогам рейтинга, проводимого Федерацией лыжных гонок Свердловской области, ее воспитанники постоянно входили в десятку сильнейших лыжников региона.

Она любила спорт и своих воспитанников. На счету педагога многочисленные победы детей в областных и Всероссийских соревнованиях.

Лариса Владимировна постоянно узнавала новое, применяла современные методы тренировки и щедро делилась опытом с молодыми педагогами. Работала без выходных: тренировки, соревнования, сборы.

На протяжении многих лет Лариса Поспелова вела активную работу в Федерации лыжных гонок Качканарского городского округа по популяризации, развитию, пропаганде лыжных гонок, укреплению позиций и повышению престижа представителей лыжного спорта от Качканара на областном и российском уровне.

Требовательная, строгая, но всегда с улыбкой на лице. Такой она останется в нашей памяти и в сердце.

Коллектив спортшколы «Ритм» выражает глубокое соболезнование родным и близким. Скорбим вместе с вами.

Ирина Шафигулина,

 директор  ДЮСШ «Ритм»

На подготовку школ к учебному году ушло 37 миллионов рублей

Как рассказала Марина Мальцева, начальник Управления образования г.Качканар, в течение лета в каждом образовательном учреждении провели ремонт. Всего на подготовку школ к 2018-2019 учебному году было выделено свыше 37 миллионов рублей.

— Данные средства были направлены как на ремонтные работы, так и обеспечение пожарной безопасности, антитеррористические мероприятия, обеспечение санитарным нормам и правилам и иные направления, — отметила в целом Марина Мальцева.

Так, этим летом провели ремонт кровли в ДЮСШ «Роукс», Детской школе искусств, д/с «Чебурашка», д/с «Ладушки», д/с «Звездочка» (№12). Частично ремонт кровли был в школе №7, школе №2, д/с «Дружба», школе №5. В школе №7, Лицее №6, д/с «Улыбка», д/с «Звездочка» (все 4 здания) — установлены новые пластиковые окна. У Лицея №6 также обновили спортивную площадку, а в д/с «Росинка» (4 мкр.) — пристрой к пищеблоку.

Дом детского творчества участвовал в федеральной программе «Доступная среда», по которой получил более 700 тысяч рублей из федерального бюджета и 630 тысяч рублей из местного на установку входной группы для маломобильных групп населения. В ДДТ много лет находится клуб «Милосердие», в котором занимаются дети-инвалиды. Установка пандуса там крайне необходимо.

Всего на ремонтные работы зданий образования ушло 16 миллионов 713 тысяч рублей. На пожарную безопасность — чуть больше 2 миллионов рублей. В рамках антитеррористической программы все учреждения образования в этом году оснастили системами видеонаблюдения на сумму 3 миллиона 907 тысяч рублей. Также затрачены средства на СанПин, обновление пищеблоков, игровую мебель в детские сады и учебные пособия в школы и т.д. В спортивной школе «Роукс» приобрели новый автобус, обновили спортивный инвентарь в школах «Роукс», «Олимп» и «Ритм». Более 10 миллионов рублей было затрачено для реализации безопасной дороги детей к школам и детским садам. Работу выполняли УГХ совместно с администрацией.

Кроме того, все учреждения образования теперь оборудованы системами видеонаблюдения.

Алёна Хасанова: Палестина стала для меня домом

Многие качканарцы переезжают в другие города и страны. Мы решили, что читателям будет интересно, кто и куда уехал. Одна из этих людей – замечательная, добрая женщина Алёна Хасанова. Мне удалось связаться с Алёной с помощью социальных сетей и поговорить о том, как изменилась её жизнь с переездом в Израиль.

– Алёна, как давно вы переехали? Почему именно Иерусалим?

– В Иерусалим, а точнее в восточную часть Иерусалима мы переехали вместе с мужем примерно девять лет назад. Он араб, родился и вырос в Палестине, почти все родственники живут здесь. Палестинская Автономия – это непризнанная часть Израиля.

В 1948-м было создано государство Израиль на территории Палестины, которая была колонией Британии. Для израильтян все здорово; что касается арабов – ситуация очень печальная. Многие знают про сектор Газа, про притеснения арабов, коренных жителей этих мест. Пока я не переехала, я понятия не имела, что существуют такие проблемы в современном мире.

Познакомилась я со своим будущим мужем случайно, он проходил учебу в России. В первый раз он учился в медицинском институте в 90-х годах на стоматолога. Затем повышал квалификацию: импланты, брекеты и так далее. Он прекрасно владеет русским языком, любит всё русское. Проблем в общении у нас не было.

Почему в Иерусалим? Здесь дом, пожилые родители, свой стоматологический кабинет, вообще много плюсов, в том числе благоприятный климат, солнце 300 дней в году, наилучшие условия для будущих детей.

– Как вас приняли родители супруга?

– Семья супруга приняла меня очень тепло. С мужем мы расписались в загсе Качканара, совершили обряд в мечети. Но по приезде сюда, по местным обычаям, должны были тоже сыграть свадьбу. Свадьбу мне не очень хотелось, уж очень пафосно к ней здесь относятся. Да и, если честно, на молодую невесту я не очень похожа, был уже неудачный брак, и дочь растет. Сделали вечер в доме родителей мужа, но все равно гостей, угощений и подарков было много.

Семья у мужа дружная, большая, мне очень повезло. Свекровь тоже иностранка, она из Алжира. Она понимает меня, как никто другой: как жить в чужой стране без близких, друзей и родни. Она свою жизнь посвятила семье: у ее мужа замечательная карьера, он очень востребованный адвокат. У них огромный дом с шикарным садом. Шестеро детей, все с высшим образованием. Один из сыновей живет в Париже, окончил Сорбонну, имеет докторскую степень, преподает и работает в консульстве. Одна из дочерей с семьей живёт в Канаде. Остальные живут на родине. Дочь – очень модный дизайнер-архитектор, с мужем работают в своей фирме, другая – психолог в частной школе. Ещё одна дочь не работает. Если честно, то у неё и нет в этом необходимости.

Все дружны между собой, часто встречаемся, отмечаем дни рождения. В марте отметили золотую свадьбу родителей мужа. Периодически устраиваются званые обеды. Кроме самых близких родственников, есть огромное количество дядюшек-тетушек, живущих в разных городах, с которыми мы тоже общаемся, все очень доброжелательны и милы. От всех всегда идет только позитив и душевность. Люди здесь дружелюбные и открытые.

Было очень смешно в первые месяцы, когда я не знала ни слова на арабском языке, английский тоже «хромал», был еще французкий и иврит – и мы общались! Это незабываемо! До сих пор вспоминаем и шутим по этому поводу с сестрами мужа, как мы совершали покупки.

Язык мне не понравился, какой-то вообще чужой. Люди очень эмоциональные, очень сильно жестикулируют, говорят громко! Кажется, что они выясняют отношения на повышенных тонах.

– Как отреагировали на такое решение ваши родные?

– У меня, как и у моего супруга, был прежде неудачный опыт семейной жизни. Будучи людьми зрелыми и достаточно опытными, мы ответственно подходили к браку.

В Качканаре я жила с дочерью. Она на тот момент училась в музыкальной и общеобразовательной школах, и училась хорошо. Переезжать она категорически отказалась: чужая страна, язык, сложности в коммуникации с ровесниками. На семейном совете было решено, что я поеду без дочери. Планировалось, что еду «в разведку», выясню, что и как, и будем думать, как сделать лучше для всех. А пока Алина будет жить с моими родителями. Я очень благодарна маме Татьяне и папе Айрату, это самые замечательные люди! Они мне подарили жизнь, воспитание, образование, любовь и веру в будущее. Они всегда были рядом в самые тяжелые периоды моей жизни, всегда поддерживали и помогали. И в этот раз они взяли на себя ответственность за мою 13-летнюю доченьку, подарив мне шанс на новую жизнь. Это было самое сложное решение – уехать без своей родной кровиночки, с которой мы никогда не расставались. Было тяжело и ей, и мне, и родителям… Период, когда душу и сердце разрывало на части.

Самое страшное, что я не могла слетать домой из-за проблем с оформлением документов. Хорошо, что есть интернет и есть возможность общаться ежедневно, но я не была на выпускном дочери ни в 9-м, ни в 11-м классах, не держала за руку перед ЕГЭ, не могла обнять и поддержать в минуты грусти. Никогда не смогу себе этого простить. Конечно, многие мои знакомые и родные были за меня рады, многие осуждали. Сейчас, когда прошло столько лет, понимаю, что это было больное, но правильное решение. Как сделать операцию – страшно, больно, но необходимо.

Сейчас у меня семья, которая стала намного больше. Здесь родились чудесные дочка и сыночек. Жизнь наполнилась другими красками, новым смыслом.

У Алены в Израиле родились сын и дочь

 

– Как часто вам удаётся видеться с родителями и Алиной?

– С родными видимся по мере возможностей. Почти каждый год мы встречаем гостей из Качканара. Неоднократно Алина, мои родители и племянник Артемий прилетали к нам. Очень рада, что мы сохранили теплые отношения в семье, что расстояние не смогло разрушить то, что нас связывало всегда, списываемся и созваниваемся ежедневно! Существуют семьи, живущие в одном городе, но не интересующиеся событиями жизни друг друга. Очень рада, что мы не из их числа.

Родителей Алёны переодели в местную одежду

 

Алина окончила школу, поступила в университет, живет, учится и работает в Екатеринбурге. Очень люблю и горжусь своей дочкой! Она прилетала к нам прошлым летом, маленькие сестра и брат очень любят ее, у них трепетные и нежные отношения! Несмотря на разницу в возрасте, они всегда могут найти общие занятия или просто пошалить. С моим супругом у Алины тоже сложились хорошие отношения, и вся его многочисленная родня старается пригласить в гости, оказать максимум внимания моим русским родственникам; безусловно, это приятно. Не теряю надежды и жду гостей и в этом году!

Город готовится к Новому году

 

– Какие нюансы могут возникнуть с получением гражданства?

– Оформление документов – это самое неприятное. Никогда и нигде прежде я не видела такого бюрократизма. Имею опыт работы в государственном учреждении, и для меня было, по меньшей мере, странно, какая здесь ситуация. Повторюсь, что мой муж не израильтянин, а араб, и в связи с этим возникли трудности. Нашей дочери семь лет, но ей не выдают даже свидетельство о рождении, а она уже школьница. И это не только проблема нашей семьи, большинство палестинцев в похожей ситуации. Коренные жители не имеют права на нормальные документы, медицинскую страховку и даже на свободное передвижение по стране.

– Алёна, как быстро вы освоились? Сложно ли найти жильё и работу?

– Первый месяц – как в отпуске: все интересно, ново, необычно. Но когда приходит понимание, что это всерьез и надолго, становится не по себе. Конечно, осваиваться было тяжело. Чужое все: язык, еда, музыка, климат. Будучи нормальной русской женщиной, которая всегда работала, я боялась остаться дома и «заглохнуть». Я задумывалась о работе, мой муж был не против, но и не был за. Конечно, я попробовала! Садики и школы работают до часу дня, и мне успевать домой к этому времени и ждать с горячим обедом домочадцев стало сложно. Совмещать не получилось, так я решила остаться дома. Сейчас я рукодельничаю, мое хобби приносит доход. Делаю украшения и аксессуары с традиционной арабской вышивкой, шью игрушки в стиле Тильда. Мне нравится!

Большинство местных женщин не работают, кругом одни мужчины: продавцы, уборщики, водители, врачи и так далее. Исключение – дамские мастера в салонах красоты, учителя, врачи. При желании даже здесь можно найти работу, многие девочки-соотечественницы нашли себя как фитнес-инструкторы, массажистки, у кто-то свои салоны красоты, одна знакомая владеет фото-студией для детишек, другая занимается оформлением банкетов и свадеб. Много врачей, которые повстречали своих будущих мужей в период учебы в России и затем переехали. Жилье в основном не ищут. Мужчина, когда делает предложение невесте, уже владеет своим гнездом или возможностью съема на длительный период. Чаще всего семья жениха заботится об этом заранее, частные дома родители строят с «запасными» этажами для семей сыновей.

– Сильно ли различается экономика между странами?

– Сильно различается. Мне очень больно было это видеть. В стране, где нет почти ничего: лесов, рек, ископаемых, промышленности – люди живут гораздо лучше большинства россиян.

Нет огромных фабрик, заводов. В основном семейный бизнес, по фамилии можно определить род занятий. Здесь есть целые семейные кланы! Женщины не работают, детей чем больше, тем лучше. У знакомой соседки в 35 лет 11 детей, в 16 лет она вышла замуж и постоянно рожает. Семья не малообеспеченная, живут сыто и дружно. Обучение платное и государственное – бюджетное. Стоимость обучения в частном садике, бывает дороже года учебы в институте России. Такая же ситуация со школами.

Нет ни одного детского дома, интерната для престарелых или больных. В религии дается указание помогать, делиться с ближним. После священного месяца Рамадан каждый мусульманин обязан отдать определенную сумму за каждого члена своей семьи бедным.

Периодически совершается сбор вещей в школах, садиках. Каждую пятницу можно унести в мечеть одежду или обувь.

Бросается в глаза, как одеваются местные жители. Молодые люди выглядят очень модно, чисто и аккуратно, как с обложек журналов. Странно представить, но есть своя женская мусульманская мода. Огромное значение уделяется семейным событиям: окончанию школы, института, свадьбе, помолвке. Все отмечается с размахом! Очень много мест, где организуются подобного рода мероприятия. Большие, нарядные здания, где мужчины и женщины празднуют на разных этажах. На это вообще не скупятся. Это своего рода подтверждение престижа, статуса семьи.

– Какой основной язык в этой стране, и на каком языке разговариваете вы?

– Основной язык арабский, пользуются ивритом, английским, французским.

У нас в доме основной язык русский. Малыши говорят свободно на двух языках, почти без акцента. Меня это очень радует. В школе-садике говорят на арабском, дополнительно английский. Успеваемость отличная.

Я владею языком на бытовом уровне, могу объясниться, сходить по магазинам. Кстати, магазины – это отдельная история. Восточный шопинг – это вид развлечений! Везде надо торговаться, цены могут меняться в разы! Сначала меня пытались, как иностранку, обманывать. Теперь я мастерски владею этим искусством, даже сестры мужа часто удивляются, как у меня это получается! На это моего знания языка хватает, и мне нравится.

Сейчас я в родительском комитете у младшей дочки в школе. Арабский очень сложный язык, есть буквы, которые очень странно произносятся. Слова пишут справа налево, часто не пишутся гласные буквы в слове. Букв 28, я их знаю, но читать свободно, наверное, никогда не смогу!

Дочь Алены свободно владеет двумя языками

 

– Какие самые интересные особенности в культуре? Может быть, что-то конкретно вас удивило?

– Особенностей огромное количество! Все другое! Основное – это религиозное государство. Много мечетей, люди в национальной одежде, много кафе-ресторанов, но нет спиртного. Конечно, при желании можно найти, продается в супермаркетах. За 9 лет пребывания здесь я видела лишь однажды выпившего человека, и это был русский.

Здесь встречаются группы людей, которые общаются для совместного употребления алкоголя, устраивают вечеринки, но признаюсь честно: после переезда я ни разу не употребляла спиртное. Хочется спросить, как они снимают стресс? Может, есть аналоги, например, легкие наркотики? Тоже – нет! Получается, что они не напрягаются, поэтому им не надо расслабляться!

Очень любят сладости, их тут такое разнообразие! Первое время мне казалось все очень приторным, теперь я оценила! Вечерами пьют кофе, курят кальян, едят фрукты, орехи и очень много общаются.

Здесь много женщин из бывшего СССР, многие приняли, как и я, ислам, но есть и христианки. Есть свои сообщества соотечественниц. Они платят взносы, потом устраиваются утренники, вечера, соревнования. Всё на русском языке: детки читают стихи, поют, танцуют в национальных костюмах. Мы не забываем свои корни!

Еще есть такая особенность, как отношение к детям! Они тут возведены в культ. Детям все двери открыты, в любом кафе, ресторане есть места для малышей, их встречают везде особым образом. Деток угощают, ничего не запрещают трогать, с ними беседуют. И так как детей у всех много, все покупается и продается другими масштабами – большими упаковками и коробками, есть детские шампуни в банках по два литра!

Если семья распадается, что очень редко бывает, детки остаются в семье отца. Он несет ответственность за представителей своей фамилии, их будущее: образование, здоровье, воспитание. Никто никому не платит алименты. Родители содержат детей, дети – заботятся о родителях в старости.

Мой бывший муж прятался годами от алиментов, был в розыске, лишь бы не помогать своей первой и единственной дочери. Не давал разрешение на ее выезд из страны, мы не могли встретиться с Алиной. Бабушка тоже после нашего развода с ее сыном ни разу не захотела встретиться с внучкой. Хочется сказать: бог вам судья! Вы обокрали себя! Для сравнения: сын моего мужа от первого брака живет с нами. Он спокойно общается со своей матерью, она тоже вышла повторно замуж. Мальчику уже 14 лет, с нами он с шести. У нас на двоих четверо детей!

Сейчас я домохозяйка – и я счастлива! Я и учитель, и доктор, и садовод, и швея, и повар, и дизайнер, и аниматор, и много еще кто! А самое главное – я мама и жена. Что еще можно желать?!

– Хочется спросить об актуальном – о чемпионате мира по футболу? Как у вас относятся к этому празднику спорта?

– Не ожидала, что будет резонанс. Естественно, большинство болельщиков – мужчины. В кафе-барах ждут болельщиков, по городу везде символика чемпионата.

У нас в семье оказалось много болельщиков и среди женщин. Возможно, это связано с тем, что чемпионат проходит в России. Мы устраиваем совместные просмотры, которые сопровождаются визгом и нервными криками. Чаще всего все приезжают к нам, потому что я олицетворяю страну-организатора ЧМ. Смешно принимать поздравления после очередной игры, причем от соседей или продавцов в магазинах. На первых играх, когда наша команда выступала против Саудовской Аравии и Египта (также арабской страны), накал страстей был очень высок! Кто-то выступал только за арабов, ну, а мы всей семьей честно болели за россиян! Если играют в футбол во дворе, всегда есть команда России. Кричат на ломаном русском: «Россия, вперед!»

В Израиле тоже есть болельщики чемпионата мира по футболу

 

– Алёна, расскажите о национальной кухне, об особенностях одежды в Израиле.

– Одежда мусульманская, просторная, чаще всего традиционная. Своеобразные платья в пол и покрытая голова. Есть женщины, которые закрывают лицо. Это очень верующие или жительницы деревень. Также прячут в перчатках кисти рук, носят закрытую обувь. Мужчины носят все, ни в чем себе не отказывают! Женщинам разрешены брюки, джинсы, юбки и свободные блузки с длинными рукавами. Никого камнями не закидают, если будут идти туристы в шортах и майках. Люди очень терпимы.

Научилась готовить национальные блюда. И получается! Палестинцы любят поесть и еще больше любят угощать. Всегда много мяса, овощей, восточных сладостей.

Арабская кухня очень разнообразна, есть блюда на все вкусы и предпочтения: праздничные и будничные, легкие и очень сложные в приготовлении, много сезонных блюд, которые готовятся только к определенным событиям.

Местные любят супы, их готовят в основном зимой. Называют «шОроба».

Нет супов с капустой, никаких борща и щей! Нет также ухи, грибного супа (в нашем понимании). Гороховый суп меня вообще удивил – только горох (чечевица), сильно разваренный, редко добавляют кубики картофеля и моркови, лук. Употреблять надо с добавлением лимонного сока. Наш гороховый суп на косточке и с гренками там восторга не вызвал.

Есть аналоги пельменей, называют «шушбарАк». Очень похожи, но готовят совершенно иначе: предварительно их немного сушат в духовке, а варят в соусе, с ним и подают.

Очень много изделий из теста: различные пирожки с огромным количеством начинок. Готовят «свИху» – это такие шанежки (ватрушки) с мясом с обычным дрожжевым тестом. Фарш достаточно мелкий, с добавлением лука, лимонного сока, приправ, острого перца, иногда мелко нарезанных помидор. Иногда добавляют кунжутную пасту.

Есть очень похожие на наши беляши «самбУсики». Отличаются тем, что много специй добавлят в фарш и его обжаривают. Некоторые хозяйки кладут вареные хамус (узбекский горох) или вареную морковь. Формируют и жарят так же, как и беляши, но вкус совершенно иной.

Нигде не встретите начинку, в которой есть рис.

Блинов у местных нет, но я своих родных ими балую. Полюбили сразу же, особенно со сгущенкой. Оценили наши традиционные орешки с вареной сгущенкой.

Полюбили они и манты, нормально воспринимают плов. Купила горшочки, запекаю в духовке овощи, мясо, рыбу. Идет полноценный обмен традициями.

Красота Востока завораживает

 

– Часто говорят, что у женщин практически нет прав на востоке. Насколько это правдиво?

– Женщины, если честно, избалованы. Много брендовых бутиков, огромное количество салонов красоты. Кто считает, что восточная женщина – это паранджа и вечно прячущая глаза бедняжка, тот ошибается. Почти у каждой есть машина, большинство имеет высшее образование, мало кто выходит замуж рано. Про свадьбу можно говорить бесконечно, все по традициям, все дорого-богато! Невесте полагается выкуп, и он реально большой!

Много подарков, семья жениха покупает ей все, абсолютно всё! Мужчин больше, соответственно на каждую невесту много желающих. Как тут наших женщин не вспомнить! А наши, если честно, красивее, трудолюбивее, веселее и милее в тысячи раз! Основная обязанность женщины — это семья! Она заботится о чистоте дома, о порядке во всем, о воспитании детей, о внешнем виде своих домочадцев и, конечно, о еде.

Все продукты в дом закупает мужчина, жена только составляет список. Это мне особенно нравится! Но советовать всем незамужним ехать сюда я бы не стала.

Как и везде, не всё у них гладко. Слышала, как одна молодая женщина сбежала домой, оставив двух сыновей здесь. Русских женщин очень много, кто-то живет здесь недавно, кто-то по 40 лет. Большинство из них замужем за мужчинами, которые получали образование в России. Вернувшись в Палестину, они стали успешными докторами, инженерами, так сказать, местная элита.

Русских здесь очень любят за широту души. Часто у меня спрашивают про русских невест, уж больно они тут ценятся.

– Мы много узнали о вашей жизни сейчас. Расскажите теперь о себе до Израиля.

– Родилась я в Качканаре, была первенцем, любимой и желанной. Родители посвящали мне много времени. Ходила в детский сад №9 «Ласточка», потом в шестую школу. Была октябренком, пионером, записывалась в огромное количество секций и кружков: от спортивных до кройки и шитья (рада, что была  любопытной, любознательной и неусидчивой).

После рождения брата Артема  мама больше времени стала уделять малышу. Мы с папой стали особенно неразлучны, очень много знаний получила от него: о книгах, приметах, странах и много-много чего еще.

Поступила в УрГУ, училась на заочном отделении, параллельно устраивала личную жизнь: вышла замуж, родила доченьку, развелась. Сейчас это звучит просто, но тогда все имело огромное значение, было тяжело не только мне, но и всему нашему народу, это были конец 90-х – начало 2000-х годов. Работала и училась, конечно, если бы не мои родители, с мечтой о дипломе можно было распрощаться. После получения диплома мне очень повезло с работой по профилю. Работала в соц.защите, добром вспоминаю весь коллектив. С некоторыми коллегами поддерживаем общение до сих пор.

Затем работа в Пенсионном фонде, тоже очень хороший был коллектив и руководство. Работа была очень трудная и ответственная, но мы справлялись. На работе мы просто жили: часто приходилось задерживаться или брать документы для изучения домой. С коллегами мы переживали горе и трудности, делились радостью и отмечали праздники, общались и за стенами нашей конторы. В личном плане изменений не было: были поклонники, но замуж уже не собиралась. Жили с дочкой и персидским котом Цезарем нормально, хорошо проводили время, встречалась часто с подружками (всем огромный привет!).

Потом случилась судьбоносная встреча с моим будущем мужем, жизнь заиграла новыми красками. Исмаил стал воплощением моей мечты: надежный, добрый, сильный и, конечно же, красивый!

– Скучаете ли вы по родному городу и хотели бы вернуться?

– Как всегда, брак – это лотерея! Я никогда не хотела уехать за границу, я очень люблю и всегда любила наш город! Постоянно ходила в походы на нашу красавицу гору, лыжи, коньки, просто прогулки в лес, купание в нашем пруду, катание на лодках – всё это мне очень нравилось.

По дому, конечно, скучаю! Снится часто. Иногда во сне вижу снег, чувствую его запах, хруст под ногами, или собираю грибы. Во снах вижу наш край, природу: она всегда меня восхищала. Снится детство, школа, иногда работа. Скучаю очень сильно по семье: по родителям, дочке, по брату, по подругам! Самым родным местом для меня навсегда останется Качканар! Это лучшее место на земле. Там дом, там родители!

Передаю привет всем, кто помнит меня! Дорогие качканарцы, всем добра и удачи! Хочу  отправить тепла, которого вам часто не хватает! И еще поздравляю мою мамочку с прошедшим юбилеем Мама, родная, счастья тебе огромного, крепкого здоровья! Спасибо вам с папой за все.

Алёна всегда рада приезду родителей