Учительское счастье Зои Сергеевны

Трудовой педагогический стаж Зои Сергеевны Гуницевой – 56 лет. В 2011 году она закончила трудовую деятельность. А ее ученики при каждом удобном случае, по школьной привычке, до сих пор встречаются у нее. Пишут письма и поздравляют с праздниками.

Первое сентября, день, который помнит каждый из нас. И первый урок, и первые радости, и неизбежные разочарования. И первую учительницу. Вся жизнь Зои Сергеевны Гуницевой, практически прошла в школе. В первый класс она пришла в 1944 году. Небольшая деревня в Рязанской области. Деревянное здание на краю селения, длинные, на 4 места парты. И учеников немного.

С коллегами (Зоя Гуницева третья слева)

Становление характера

– Первая учительница была уже довольно пожилой, уставшей, обремененной хозяйством, немного медлительной женщиной. Поэтому, наверное, как-то не очень тепло к ней относились, – с улыбкой рассказывает педагог. – А вот когда ближе к концу полугодия ее заменила молодая, только со студенческой скамьи учительница, то ребятня наша прикипела к ней всей своей душой, как могут только деревенские дети. Да и сама учительница отдавала себя полностью своим ученикам. Всегда опрятная, собранная, сияющая, легкая какая-то. Чего только не выдумывали мы в послеурочное время! И сценические праздничные постановки, и походы, и тимуровскую помощь оказывали! Как хвостики за ней вязались повсюду. Не расставались даже в каникулы.

И до сих пор образ первой своей учительницы служит идеалом для ветерана-педагога. Твердое убеждение в том, что именно таким и должен быть настоящий учитель – увлеченный своей профессией, любящей ее. Умеющей увлечь своих подопечных какой-то неожиданной идеей, вызвать в ученике эмоциональный отклик. А это невозможно без собственного внутреннегоогня, самоотдачи, без искреннего уважения к своим воспитанникам.

Фронт откатывался все дальше на запад, вселяя радость и надежду на скорую победу, на то, что вернутся живыми с войны мужчины. Общий эмоциональный подъем в настроении взрослых передавался и детям. Хотя жизнь крестьянская не становилось легче. Приходилось ребятам и по домашнему хозяйству успеть управиться, и младших братьев-сестер обиходить, и уроки сделать.

Расставание с родной школой, с любимой Александрой Георгиевной было горьким и слезливым. Но так распорядилась судьба. В третий класс Зоя пошла уже в уральском городе Кушва, куда после ранения и излечения причислен был к составу трудовой армии ее отец.

– Я, ребенок деревенский, где учитель был особо почитаемым человеком, с ужасом впервые увиделанепослушание и даже пренебрежительное отношение некоторых учеников к своим педагогам. Непривычно и неприятно было это иногда наблюдать. – Зоя Сергеевна, рассказывая, и сейчас, похоже, изумляется этому. – По-разному подходили к этому педагоги, по-разному реагировали. Кто-то умел с этим достойно справляться, кто-то нет.

Все это Зоя примечала и делала тогда уже свои выводы. И здесь ей тоже повезло: учительница была чем-то похожа на ее Александру Георгиевну. И поведением, и даже в чем-то внешностью. И в домашнем семейном укладе девочки остались деревенские заботы. Мама еще какое-то время оставалась в колхозе, распродавая имущество. Отец пропадал на работе, старшая сестра поступила в техникум в соседний городок. Младший братишка после детского сада был полностью на попечении Зои. Но и здесь она поспевала всюду. Помогала какая-то внутренняя природная организованность.

Первые ученики

После окончания школы-семилетки и вопроса не стояло, куда пойти учиться дальше. Окончив педагогическое училище в 1955 году, вернулась в свою школу уже Зоей Сергеевной. Бывшие педагоги стали коллегами. Доброжелательными, готовыми помочь и советом, и делом. Все лучшее, что впитала в себя с детства от своих наставников, привнесла в свою деятельность молодая учительница.

– Первым моим ученикам, которые пришли в мой 1-й класс, сейчас уже около 70 лет, – по-молодому задорно смеется Зоя Гуницева. – По возрастным меркам мы же ровесники, по сути! И детей их учила, и внуков даже. И долго еще мы жили, как одна огромная семья. В 1997 году, найдя фотографию этого моего первого класса, вспомнила все фамилии и имена. Да и они не забывали. Если приводился случай, обязательно навещали. Хотя и переехала в 1964 году в Качканар.

– В то время с началом учебного года велся контроль – все ли ученики пришли в школу, – вспоминает Зоя Сергеевна о первом своем педагогическом опыте. – А в моем новом 1-м классе не оказалось Миши Дубровина. Прошло какое-то время. Мои ребята обжились немного, с правилами поведения ознакомились, как меня зовут, знали, тут появился и Миша. Поначалу называл меня то тетя Зоя, то тетя Сергеевна.

Выпускникам-семиклассникам школы было по 14 -15 лет, а мне 18! То ли случайно, то ли специально было подстроено, но в присутствии старшеклассников на перемене подбегает Миша и громко так, на полном серьезе докладывает: «А там, на барьерчике, слова …. написаны»! Да так отчетливо это прозвучало! Притих коридор. Реакции моей ожидают. Как поступить? Читать-то мальчик еще не умел. На это и сделала упор, объяснив, что плохую шутку с плохими словами сотворили его коридорные «наставники».

На сплаве с учениками

Много было еще каверзных случаев, когда надо было мгновенно сообразить, как утвердить свой авторитет. И молодой педагог с достоинством выходила из этих ситуаций.

– Пришла пора повышать и свой профессиональный уровень, – продолжает Зоя Сергеевна. – Очень я обожала и знала литературу, русский язык, но для поступления на этот факультет нужно было знание иностранного языка. В университет поступила, но на исторический. А историю не очень-то любила. Так уж сложилось.

Однако студентка благодаря своей старательности успешно окончила университет.

Классная штаб-квартира

В гостях у Зои Сергеевны уютно и привычно расположилась в кресле Ида Васильева.

– Образовательные, чисто учебные функции – важный, но далеко не единственный аспект в работе школы, – добавляет Ида Аполлоновна, коллега, подруга и единомышленница Зои Сергеевны. – Не менее важно создание и поддержание в школе общности ее обитателей. Всех – от первоклассника до директора. Вот, к примеру, классное руководство. За четыре-пять лет класс становился до того спаянным коллективом, что чувствовалось, что это одна семья. Объединить этих разных по характерам, наклонностям, увлечениям ребят можно только каким-то общим делом, общей целью. И этим мы занимались все свое внеклассное время. Бескорыстно и увлеченно. У Зои вот как была в свое время классная штаб-квартира, так до сих пор и остается. Сколько бы лет ни прошло, а ученики ее по привычке здесь собираются. Чем не семья?

Походы, кино, художественная самодеятельность, тимуровские «вылазки» – на все это тратилась уйма времени и сил.

– С родителями учеников были самые доверительные отношения, – предлагает рассказать своей гостье об одном трагическом случае хозяйка.

– Да, произошло это в одном из наших сплавов по реке Чусовой, – оживляется Ида Аполлоновна. – Спонтанно так собрались те, кто на каникулах в городе остался. И вот на одном из участков полезли ребята на утес. Одна девочка упала со скалы. Тяжелое сотрясение мозга получила. Недосмотр руководителя налицо. И ведь сколько раз при сплавах туда лазили, ничего не случалось. А тут… Что примечательно – мама этой девочки-старшеклассницы никаких претензий не предъявляла. Вместе мы с ней жутко переживали этот случай. Обошлось все сравнительно благополучно. До сих пор эта «скалолазка» нас навещает, получила высшее образование, престижную работу. Это я к тому, что жили и с родителями учеников как-то по-семейному, не обвиняя друг друга и не сваливая на кого-то вины за воспитание. А бывало всякое. Пацаны есть пацаны. И судьбы не у всех ребят сложились благополучно. И все равно мы были и остаемся друзьями.

– Исчезает в современной школе понятие школьной дружбы, – таково мнение обоих педагогов. – Разобщенность в обществе не может не сказаться и на детях. Они же как губка впитывают то, что видят вокруг. Какие праздники, какие совместные выезды всем коллективом устраивали учителя! Семьями дружили крепко. Вот один был эпизод нашей семейственности. У одной учительницы вдруг муж решил разводиться. Какие уж там причины, не важно. Только собрались супруги других учительниц, как это бывало, в гараже, и поговорили с ним чисто по-мужски. Главным аргументом было – если бросишь семью, ни один из нас тебе больше руки не подаст. И ведь подействовало! И семья сохранилась, и долго еще счастливо жила.

Да, наступили другие времена. Другой стала школа. К добру или к худу эти изменения, однозначно не ответишь. Только слушаешь этих учительниц с почти 60-летним стажем у каждой, Зою Сергеевну и Иду Аполлоновну, и поневоле завидуешь им. Ведь это ли не счастье – иметь столько друзей! Столько людей благодарны им за их работу! Вот они – бывшие мальчишки и девчонки, на общих фотографиях. Старых, поблекших от времени, и современных, ярких и цветных. Сколько лет прошло, а они вместе. Вместе со своими учителями. Так что не зря говорят: отдаешь детям свою душу, сеешь разумное, доброе, вечное – приобретаешь взамен любовь и признательность многих и многих людей. Это ли не счастье?