Из дробильщика – в учителя

Почти четыре года назад Юрий Гилимшин решил для себя, что больше не хочет работать на комбинате, и связал свою жизнь со школой.

Нестор Петрович нашего времени

Когда я готовилась к встрече с героем своего материала, в голове то и дело всплывали кадры и фразы из известного советского фильма «Большая перемена». Правда, там учитель Нестор Петрович преподавал историю. А качканарский педагог Юрий Гилимшин, который вместо работы на комбинате выбрал педагогику, учит школьников алгебре и геометрии в лицее №6.

У Юрия Назифовича более ста учеников. Он преподает математику в пятом, шестом, седьмом и восьмом классах.

Я только втягиваюсь

Прихожу заранее, чтобы успеть побеседовать до начала урока. Женщина на входе берет мой паспорт и записывает в специальный журнал цель моего визита. После иду в кабинет директора для решения формальностей: Юрий предупредил, что нужно получить разрешение присутствовать на уроке. Директор дает добро.

Чтобы оказаться в нужном кабинете, надо преодолеть несколько лестничных пролетов, кабинет №54 находится на третьем этаже.

Между вторым и третьим этажами встречаю Юрия Назифовича. Молодой человек небольшого роста, в темных брюках, клетчатой рубашке, джемпере и кедах. Его запросто можно принять за старшеклассника.

– Доброе утро, дежурите?

– Нет, вас жду, – улыбается учитель. – Мне нужно дело решить одно.

Юрий провожает меня до кабинета, а сам уходит.

Вернувшись, рассказывает, что с этого года ему дали классное руководство.

– Какой класс?

– Шестой.

– Тяжело?

– Я только втягиваюсь. Вот, нужно проверить, все ли пришли сегодня в школу, заказать обеды в столовой, — Юрий то и дело смотрит на наручные часы. Он напоминает мне молодого отца, который беспокоится за своих детей, которых впервые отправил в школу.

– Тетрадку по поведению не взяли, безответственные какие. Сегодня ответственной нет, заболела. Замечаний по поведению у нас многовато, но мы боремся, пытаемся, по крайней мере, – говорит учитель с улыбкой.

Нашу беседу прерывает звонок.

– Извините, мне нужно к своему классу сходить, – Юрий Назифович выходит из кабинета.

Не устраивали прыгания с места на место

Пока отсутствует учитель, разглядываю кабинет. Почти новые парты и старые окна, за которыми осень раскрасила деревья. Доска на всю стену, как и подобает в кабинете математики. Компьютер. На учительском столе и возле доски стопки тетрадей.

Учитель возвращается.

– Как так получилось, что ты ушел с производства в школу?

По умолчанию общаемся на «ты». Во-первых, мы почти одного возраста, во-вторых, Юру Гилимшина я знаю давно. Еще со времен его работы на комбинате. Он принимал активное участие в жизни молодежной организации ГОКа, тогда ей руководил Андрей Гофлер.

– Математика интересовала меня всегда, еще со школы. Я учился в КЦО «Урал». Моим учителем математики была Наталья Александровна Мосиенко. По ее предмету у меня всегда была пятерка, школу окончил с серебряной медалью. После школы поступил в Горный университет на специальность «Экономика и управление на предприятиях горной промышленности». Математика была у нас на протяжении четырех курсов.

После окончания университета отслужил в армии. Вернувшись в Качканар с горем пополам устроился на комбинат. Изначально был трудоустроен в отдел оплаты труда в один из цехов фабрики окускования. Через год стал подменять нормировщика. Мечтал попасть в экономический отдел или отдел оплаты труда, но устроиться туда у меня не получалось. Какое-то время работал на производстве – был машинистом конвейера, дробильщиком, мастером. Так пролетели мои пять лет на комбинате…

– Хотелось постоянства?

– Наверно. Хотелось определенности. Меня не устраивали эти прыгания с места на место. Согласен год, два, три, но пять лет – это слишком сидеть на рабочей специальности, это начинало напрягать, – признается Юрий.

Все дороги ведут в школу

Когда Юра ушел из комбината, то хотел уехать из города. Найти место в отделе оплаты труда либо заниматься персоналом, отправлял резюме. Но не сложилось.

– Когда понял, что остаюсь в Качканаре, стал смотреть, куда можно у нас устроиться. Например, на «Металлист» меня бы взяли с удовольствием и, скорей всего, сразу в управление, но мне туда не хотелось. В итоге выбрал профессию педагога. Тогда я совершенно не понимал, как трудоустраиваться в школу. Это был уже конец августа. Я пришел к начальнику управления образования Марине Андреевне Мальцевой. Она перенаправила меня в лицей. Меня приняли на работу. Я начал потихоньку вливаться. Вот уже четвертый год работаю здесь, – делится молодой учитель.

– Можно сказать, что ты нашел себя?

– Это философский вопрос, на самом деле, – смеется учитель. – В принципе, мне нравится. Здесь достаточно живо. В школе есть то, что мне интересно, в частности, математика. Может, помнишь, мы ведь в школе не сдавали ЕГЭ?

– Ну да, были классические экзамены.

– Нужно было выбрать два обязательных, это русский и математика и несколько на выбор. Так вот я единственный, кто выбрал сдавать математику дополнительно, представляешь? – вспоминает Юра и смеется.

Меньше стрессов

– Раз мы коснулись темы экзаменов, на твой взгляд, что лучше: ЕГЭ или обычные экзамены, как было раньше?

– Идея ЕГЭ в чем? Отчасти облегчить жизнь выпускнику. Он сдал экзамен в школе, а потом с этими баллами отправляется в университет. Получается, что ему не нужно сдавать вступительные экзамены, как это делали мы. Меньше стрессовых ситуаций, здесь нужно пережить всего один стресс, – уверен учитель.

Из взрослых есть кто-нибудь?

– Ты молодой педагог, наверняка, тебя иногда путают со старшеклассником?

– Да, был случай. Тогда я работал в школе первый год. Мы с учеником занимались индивидуально в учительской. Заходит девушка и спрашивает: «А взрослые есть кто-нибудь?». Было очень смешно, я спросил у нее: «Я недостаточно взрослый для вас?». Мне было тогда уже 29 лет, я уже полгода отработал в школе, был матерый, – смеется Юрий Назифович.

– Как в этом плане обстоят дела с учениками?

– Иногда пятиклассникам я кажусь слишком молодым. Выражается это в их поведении на уроках, но я все быстро пресекаю, так что на моих уроках порядок.

Математика – царица наук

– Ты считаешь свой предмет самым важным?

– Как говорил Эрнест Резерфорд, в природе существует только две науки. Первая – физика, а вторая – коллекционирование марок. Что я об этом думаю? Конечно, математика в основе основ. Если хорошо знать математику, то можно неплохо писать сочинения, если еще книги читать при этом, – резюмирует учитель.

– Какой ты учитель?

– Я очень добрый, только не всегда, – Юра расплывается в улыбке. – На самом деле я всегда уважительно отношусь к учащимся. Определенная строгость должна быть, иначе получится бардак.

Выдерживают не все

– Почему в школах не хватает педагогов?

– Трудно ответить на этот вопрос. На самом деле работать с детьми тяжело. Представляешь, в классе более двадцати человек. Кто-то хорошо понимает предмет, кто-то не очень. А тебе нужно донести до всех, и у тебя на это всего лишь сорок минут.

Рассказать свой предмет – это не сложно, сложнее сделать так, чтобы дети тебя услышали, поняли. Иногда это бывает сложно. Не все педагоги выдерживают, – объясняет Юрий.

– А зарплата. Устраивает?

– Нескромный вопрос, конечно. Зарплата примерно такая же, как была у меня в ГОКе. Но это только к концу третьего года работы в школе, при достаточно большой нагрузке.

– Как отнеслись к смене деятельности друзья и родные?

– Все шутят, это же смешно: поиздеваться над человеком, подколоть его. Шутки стандартные, про учителей, – улыбается Юрий. – У меня дед по отцовской линии был учителем истории в деревенской школе. Бабушка была медиком. Папа работал в прокуратуре, мама у меня медик. Получается, я пошел по стопам деда.

В свободное от школьных будней время Юрий Назифович посвящает игре в футбол.

– Собираемся с товарищами на тренировки. Даже в городских соревнованиях участвуем.

Обходятся без шпаргалок

Футболом я занимаюсь с детства, больших успехов не было, но мне нравится, для души, так скажем.

Из своей школьной поры хорошо помню «шпоры». Пока пишешь их, уже и материал запомнил, своего рода тренировка мозга.

– Сейчас дети пользуются шпаргалками?

– Я ни разу не видел. Сейчас пользуются телефонами. Но телефоны просим убирать, когда дети заходят в класс. В основном слушаются, но есть те, кто начинает хитрить. Могут достать во время урока. Сейчас существует много разных программ. Например, которая может за секунду решить за тебя уравнение. И многие ими пользуются, к сожалению. На уроках я слежу, чтобы не использовали, а вот дома меня с ними нет…

Ведь на самостоятельных работах хорошо видно, когда кто-то пытается списать, подглядеть. Я, будучи учеником, этого не понимал. На самом деле класс у учителя, как на ладони, – говорит Юрий Назифович.

Разговор вновь прерывает школьный звонок.

– Сейчас у восьмого класса алгебра. Я пока до своего класса схожу, – Юрий уходит, а я пересаживаюсь на последнюю парту второго ряда.

В класс начинают приходить ученики. Они внимательно рассматривают меня и предметы, что лежат на парте рядом со мной: фотоаппарат, диктофон и блокнот. Некоторые здороваются. В класс возвращается учитель.

Лес рук

Звонок на урок.

– Давайте встанем.

Все дружно приветствуют учителя.

– Садимся. Начнем с проверки домашнего задания. Нужно было решить шесть уравнений. Все справились?

– Да.

– Начинаем проверять с первой парты первого ряда.

По классу понеслись цифры. Сразу вспомнился мой урок алгебры. Как же я не любила математику…

– Не спим, просыпаемся, третий урок уже идет, – Юрий Назифович обращается к классу. – К доске желающие?

В классе, как говорится, лес рук.

– Давайте для начала задание прочтем, желающие найдутся.

К доске выходит Женя, он быстро справляется с примерами. Затем класс работает устно, учитель спрашивает каждого по очереди.

Когда проходит половина урока, педагог проводит физкультминутку.

Когда до конца урока остается минут десять, по классу начинается блуждание пенала. Его незаметно забрали у девочки с первого ряда.

– Я не мешаю? – Юрий Назифович обращается к мальчику с первой парты.

– Нет.

– Хорошо. Записываем домашнее задание.

Звенит звонок с урока, который, как известно, для учителя.

На перемене в кабинет заходят семиклассники. У них тоже алгебра.

– Он злой, замечания просто так ставит, – ко мне подходит полненький мальчик в белой рубашке и брюках, показывая в сторону Юрия Назифовича.

Школьники общаются между собой. Вновь звенит звонок на урок.

Через несколько минут после начала урока в класс заглядывает девочка.

– Извините за опоздание, я была в больнице.

– У вашего класса урок уже закончился.

Понимаю, что это была восьмиклассница.

Нужен вагон нервов

Побывав всего лишь на двух уроках, я поняла, что для работы учителем требуется громадное терпение, чтобы не сорваться на непослушных учеников. Еще и предмет нужно свой объяснить, влюбить в него детей. Также не помешал бы вагон нервов. Например, у меня к концу второго урока разболелась голова.

Юрий же уверен: когда преодолеваешь сложности – ты развиваешься.