Визит в Качканар руководителя областного ведомства промышленности и науки Сергея Пересторонина прошёл 30 сентября. Министр провел совещание с главой Андреем Ярославцевым и посетил два городских предприятия.
Фото: ВК «Качканарский городской округ»
В ходе рабочей поездки министр встретился с генеральным директором «Металлиста» Владимиром Елистратовым, с которым обсудил объём заказов и загрузку производства, кооперацию с предприятиями Свердловской области, а также осмотрел производство.
Позже состоялось заседание с исполнительным директором Евраз КГОК Александром Принёвым, главной темой которого стало стратегическое развитие комбината и начало разработки Собственно-Качканарского месторождения.
В завершении своего визита Сергей Пересторонин провел встречу с представителями профсоюза комбината по вопросам развития Евраз КГОК, происходящей динамике в нашем городе и области.
8 сентября в городе Лесном состоялось судебное заседание по иску работника Качканарского горно-обогатительного комбината к Управлению социальной политики Министерства социальной политики по Свердловской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда».
Напомним, что Управление социальной политики по г. Качканару с 25.05.2020г. реорганизовано путем присоединения к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №17, соответственно теперь иски качканарцев к соцполитике будут рассматриваться в суде г. Лесного.
Данный работник имеет трудовой стаж более 40 лет, за это время он работал и слесарем, и крановщиком, но большую часть своей трудовой деятельности был водителем автотранспорта. В процессе работы водителем повысил свой водительский класс до I уровня, получал разного рода награды, в том числе нагрудные значки «За работу без аварий», которые во время получения давали право работнику на получение звания «Ветеран труда». Однако в 2019 году при обращении работника в Управление социальной политики ему было отказано во включении его в список лиц, претендующих на звание «Ветеран труда».
Свой отказ соцполитика обосновала несоответствием имеющихся наград нормам законодательства о ветеранах, действующим на момент обращения работника. Посчитав такой отказ необоснованным, работник обратился за помощью в профсоюзную организацию «Качканар-Ванадий», и с помощью профсоюзного юриста Екатерины Владимировны Шкоевой был подготовлен иск в суд.
В судебном процессе было доказано, что в соответствии с Положением, утвержденным Министром автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР 21.04.1964 г., нагрудные значки, которыми был награжден работник в 80-е годы, являются ведомственными наградами и дают ему право на присвоение звания «Ветеран труда». Это Положение действовало на момент награждения работника и не отменено до настоящего времени. Им установлено, что нагрудный значок «За работу без аварий» учреждается постановлениями Советов Министров союзных республик для поощрения лучших водителей, длительное время работающих без дорожно-транспортных происшествий, нарушений трудовой дисциплины и Правил дорожного движения.
Суд удовлетворил требования работника и возложил на Управление социальной политики обязанность включить его в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».
Предлагаю поднять голову от корыта и посмотреть наверх
Иван Андреевич Крылов ещё в 1823 году написал басню «Свинья под дубом», сейчас её мало кто помнит, но как она подходит к настоящему времени.
Прочитав в одной из городских газет пафосную заметку Михаила Хоруженко «Отстаньте наконец-то от Путина», я призадумался и решил выразить свою точку зрения.
Почему мы такие? Каждый правитель страны у нас до определённого момента незаменим. Вот не будет по каким-либо причинам лидера страны, правящим в данный период, и всё. Страна рухнет. Начнутся войны, разбои и прочие катаклизмы. Мы, как в той басне, смотрим в кормушку, и если там есть пища, то всё хорошо. Не смотрим, как та свинья: а откуда появляется пища в кормушке, кто её туда доставляет и как долго её будут туда подкладывать?
В статье Михаила много противоречий. Вот он пишет, что нужно обрастать мхом на одном месте. Согласен. Но как молодёжи обрасти этим мхом в Качканаре? Где устроиться на работу? Вот и мотается молодёжь по просторам России без жилья, без семьи, теряя здоровье и веру в светлое будущее.
Михаил жил в СССР, жизнь в котором, по ранним его статьям, я понял, он не одобряет. Но в те времена было столько рабочих мест, что была статья за тунеядство. Работа была на любой вкус. Учили, лечили бесплатно, коммунальные платежи были чисто символическими. Студентам платили стипендии. После окончания вуза или техникума предоставлялась работа по специальности. Хотя и в те времена было много недостатков. Сегодня, пишет Михаил, к нам едут работать из других стран. А почему они к нам едут? Потому что у них с рабочими местами ещё хуже и у нас они готовы работать за копейки, чтобы прокормить свои семьи. Сегодня 30 тысяч рублей для Качканара считается приличным заработком, а приезжий эту работу готов выполнять и за 15-20 тысяч. Так что этот пример считаю неудачным.
У Михаила многие ровесники умерли от водки (не понятно, в какие годы, сам Михаил, конечно, ни-ни, ни рюмочки), а у меня — от инфарктов и онкологии. Не нужно преувеличивать, сейчас пьют не меньше, но добавилась ещё большая беда — наркотики. Согласен и с тем, что у нас в городе сейчас автотранспорта больше, чем жителей. Но это не значит, что людям деньги некуда девать. Очень многие молодые люди из-за этого попали в финансовую кабалу и многие не могут из неё выбраться, работая практически круглосуточно, без выходных за копейки. Да, дети ходят в садики и в школы, но все ли довольны жизнью? Сомневаюсь.
Я не пытаюсь критиковать президента и правительство. Действительно, причём здесь Путин В.В.? Зачем к нему приставать? Где колонны в Свердловской области с протестующими против Путина? Не нужно преувеличивать. Народ выбрал, нужно подчиняться законам, но необходимы и видимые улучшения жизни. Недавно мы почти единогласно проголосовали за поправки к Конституции РФ, но почему-то не сообщают, сколько высших чиновников в правительстве и депутатов Государственной Думы отказались от гражданства и имущества за рубежами России. Их дети учатся и проживают в «дружественных» нам странах, а некоторые даже плохо говорят на русском языке. Вот и подумайте, на кого эти чиновники будут работать. Уже давно рождаемость отстаёт от смертности и не видно изменений в обратном направлении. Только за 6 месяцев 2020 года Свердловская область потеряла почти 11 000 человек, как говорят, естественная убыль.
Люди стали бояться говорить справедливые вещи, почему? Боятся за себя и детей.
Я тоже хорошо помню, как родители во время правления Хрущёва с друзьями шёпотом на кухне обсуждали правителей. Что изменилось? Почему мы такие? Почему если хвалишь — ты патриот, а если пытаешься подсказать недостатки, ты враг? Почему создаём для себя идола и потом на него молимся?
Миша с гордостью говорит, что его рабочий стаж 49 лет, т.е. он работал ещё лет 8, будучи уже на пенсии. А для чего? Может, для того, чтобы его детям и внукам добавили 5 лет пенсионного возраста и убрали льготный стаж? Или другие причины? Какие, я предполагать не буду.
Не всё плохо и в нынешней жизни, но многое хорошее из достигнутого утеряно. Большинство людей стали инфантильны и безразличны даже к судьбе своих близких, были бы в кормушке жёлуди. У поколения, рождённого в конце восьмидесятых, у большинства, одна главная цель — заработать побольше денег и уехать из России. Я не говорю, что они плохие, они просто другие, у них родина там, где им лучше. И в этом виноваты, Миша, мы с тобой, наше с тобой поколение. Мы оказались слабаками, недостойными своих предков, создавших Россию, закалённых в горнилах революций и войн. Мы, практически, объелись желудей и почти про..ли страну.
Ну, и про миллионеров-пенсионеров. Миша, никогда не суди людей по себе. У тебя есть миллион или два, хорошо, молодец. Но у подавляющего большинства миллионов в загашниках нет. Если старики накопили на смерть, то это копейки. А так большинство живёт от пенсии до пенсии, и ещё подрабатывают из последних сил, чтобы, заплатив все обязательные платежи и купив лекарства, что-нибудь приличное купить из еды. Да и твоим детям и внукам, видимо, не сладко живётся, раз ты им помогаешь.
Предлагаю поднять голову от корыта и посмотреть, а не засыхает ли уже дуб, снабжающий нас желудями. Может, жёлуди подсыпает кто-то другой, и в один «прекрасный» момент кормушка останется пустая?
А войны, я думаю, не будет. Всё решится без войны. Плюя в прошлое, получим плевок из будущего.
В октябре исполнится год, как библиотеку им.Селянина возглавила Марина Симаненко. Сегодня мы поговорили с Мариной Евгеньевной о том, почему она решила искать работу в Качканаре, как прошёл для неё этот год, какие грандиозные планы библиотекарей скоро воплотятся в жизнь.
— Марина Евгеньевна, расскажите, откуда вы родом?
— Я родилась и до сих пор живу в посёлке Ис. Мы с мужем коренные исовчане. Качканар мне всегда нравился, год после окончания школы училась в училище №87, здесь у меня проживают родственники, поэтому город мне не чужой. Красивый город.
— И вы каждый день ездите на работу с Иса?
— Да, каждый день езжу на работу. Не вижу в этом ничего необычного. Много лет проработала в Нижней Туре. Дорога на работу у нас и где-нибудь в мегаполисе – это две противоположности. Наша дорога только умиротворяет и настраивает на хорошее. В любое время года дорога по-своему прекрасна. Я вообще люблю уральскую природу. Пока едешь из дома – переключаешься от домашних хлопот на рабочий настрой, с работы – все рабочие неурядицы оставляешь на дороге.
— Почему возникла идея подать резюме на вакантную должность директора качканарской библиотеки?
— По специальности я юрист. Работала в управлении социальной политики Нижней Туры, потом в администрации Нижнетуринского городского округа, где курировала учреждения культуры, спорта и молодежной политики. Когда увидела, что появилась вакансия директора библиотеки, решила попробовать свои силы. Почему нет? Город, в котором хочется работать, есть необходимые знания, появляются новые возможности для профессионального роста. И еще один плюс – всегда рядом интересные книги и профессионалы, которые порекомендуют самую-самую лучшую!
Конечно, пришлось пройти несколько курсов переподготовки, чтобы соответствовать должности директора библиотеки.
— Расскажите о своей семье.
— Муж работает в рудоуправлении водителем. У нас двое сыновей. Старший пошёл в 11 класс Исовский школы, младший – в седьмой. Мы живем в небольшом доме, но на огромном земельном участке. Я всегда смеюсь, говорю, что мы «помещики» и одновременно «крепостные». Конечно, имея такой земельный участок, приходится на нем работать, но у меня все по «фен-шую»: трава растет, — значит, ей так надо (смеется). Цветов, правда, много. За ними я могу ухаживать бесконечно.
— Чем увлекаются сыновья?
— Старший очень много читает. Наверно, это связано с тем, что мы с ним в детстве очень много лежали в больницах. А в больнице какие развлечения? Только чтение. Младший книг не читает категорически, видимо, за него всё старший прочитал. Он все больше к технике тянется. Своими руками сделать, собрать что-то – это его. Отношения у нас доверительные. По струнке они у меня не ходят, из двойки трагедии не делаем. Но мне повезло, учатся ребята хорошо (тьфу, тьфу, чтоб не сглазить).
— Есть какие-то увлечения, кроме цветов?
— Если честно, особых хобби нет. Шить-вышивать терпения не хватает. Но читать люблю с детства. Конечно, сейчас не так много получается читать, как раньше, но все равно нахожу время.
— Как поддерживаете форму, в спортзале?
— Нет, здесь всё как обычно: бывает, похожу-похожу в спортзал, потом брошу. Когда у меня есть время свободное, предпочитаю выспаться или погулять.
— Отпуск как проводите?
— У нас в семье принято выезжать в отпуск всей семьей. Но так как отпуска с мужем редко совпадают, поэтому и выезжаем редко. Если получается — на юг на машине. А вообще очень люблю лес. Обожаю собирать грибы! Никакая погода меня не остановит, если наступила грибная пора.
— Где любите бывать в Качканаре, кроме библиотеки?
— Думаю, никого не удивлю, если скажу, что у Дворца культуры. Хорошее место отдыха для всей семьи. Можно прогуляться по Свердлова. Вообще, в любом городе и поселке, даже если давно живешь, можно найти красивые места. Для этого надо просто изменить привычный маршрут и посмотреть вокруг неторопливым взглядом.
— За политической жизнью в стране следите?
— Естественно. В школе еще приучили (помните такое понятие, как политинформация)? Обожала читать «Аргументы и факты». Но стараюсь не комментировать свое отношение к политическим событиям.
— Марина Евгеньевна, вы без малого год руководите библиотекой. Как вам ожидания?
— Оправдались! Как-то поймала себя на мысли, что еду на работу со спокойной душой, на работу, на которой не будет никаких неприятностей! Вот на самом деле – еду со спокойной душой. Не думая о том, что меня ждет что-то неожиданно-неприятное.
Мне очень нравится коллектив. Люди все грамотные, творческие, инициативные. У нас коллектив разновозрастной: есть специалисты и предпенсионного возраста, есть и молодые, а есть те, кто давно уже мог бы сидеть дома и смотреть сериалы, но еще полон сил и желания работать. Мне нравится то, что люди зрелого возраста идут в ногу с молодежью, работают с молодежью, осваивают новые формы работы. И в то же время тихонько, ненавязчиво, наставляют молодых. Хорошая связка.
— Библиотека сейчас меняется, становится интеллектуальным центром.
— Действительно, современные библиотеки – это в последнюю очередь книгохранилище. Наша деятельность направлена на организацию интеллектуального досуга. Стоит отметить, что библиотека в Качканаре давно работает в таком формате. Проводится много мероприятий: от квестов до музыкальных вечеров, от «Дней именинников» для школьников до встреч с представителями разных профессий для выпускников школ. Центр общественного доступа в интернет, прямые трансляции Свердловской филармонии – это еще не все проекты, которые реализует наша библиотека. Библиотекари стараются угадывать потребности людей разных категорий и удовлетворять их. Например, школа компьютерной грамотности для пенсионеров пользуется огромной популярностью, и попасть на нее можно только по записи.
Конечно, реализовать все наши задумки невозможно без поддержки администрации города. Вниманием и пониманием местных властей мы не обижены.
Отдельно хочется отметить партнеров. Хочется сказать огромное спасибо Управлению образования, школам и детским садам, Молодежному центру, Дому детского творчества, музыкальной школе, Обществу инвалидов и слепых. Это далеко не полный список наших партнеров. Простите, если кого-то не упомянула.
— Когда всё отлажено, наверно, трудно найти какие-то новые формы работы?
— Конечно, мы не изобретаем велосипед. Онлайн-трансляции, квесты, квизы и прочее придумали до нас. Но когда начинается подготовка конкретного мероприятия, уже учитываются особенности и потребности нашего читателя, зрителя или слушателя. Своей задачей видим увеличить количество мероприятий городского уровня. Молодежные форумы, встречи с публичными личностями, дебаты. В связи с коронавирусом реализацию некоторых проектов приостановили. Но в любом случае, для нас это не остановка, а пауза, чтобы тщательнее подготовиться.
— Расскажите, как вы пережили коронавирус.
— Частично мы по приказу Министерства культуры области сидели дома на самоизоляции. Но в конце мая библиотека уже начала работать: кто работал удаленно, кто-то в библиотеке, с 29 июня возобновили книговыдачу полностью. Но всё время, что находились на карантине, не прекращали работу в соцсетях: проводили викторины, книжные выставки, выдавали электронные книги.
И сейчас библиотека работает с соблюдением требований Роспотребнадзора: обслуживание только в масках, обработка помещений каждые два часа, все сданные книги помещаются на пятидневный карантин, еще проводится много процедур, чтобы наши читатели были уверены в своей безопасности при посещении библиотеки.
— Хочется отметить проект вашей библиотеки и нашей газеты «Почитаем»: мы печатаем короткие рецензии интересных книг.
— Как в любом деле, библиотекари очень ответственно относятся к подготовке рецензий. Тщательно отбирают книги, прочитывают и составляют рецензию. Смело могу заявить: книги, рецензии на которые печатает ваша газета, надо прочитать. Хочу отметить, что библиотекари вообще очень много читают. И когда к ним приходят читатели, не определившиеся с выбором, смело могут опереться на квалифицированный совет библиотекаря.
А сейчас у нас вообще жаркая пора – мы закупили тысячу книг, чем несказанно порадовали и работников библиотеки и наших любимых читателей.
— Да, мы писали, что библиотека закупила книги на приличную сумму.
— На неприлично приличную сумму! Мы прямо в восторге все, вот честно!
— Качканарцы несут вам старые книги?
— Да, несут. В период пандемии мы старались меньше принимать. Все книги находят достойное применение.
— Грандиозные планы строите?
— Без планов нет развития. Сейчас работаем по подготовке документов для организации летней площадки перед детской библиотекой. В нашей задумке оказывают помощь администрация, депутаты городской думы, Управление городского хозяйства. Что она будет из себя представлять? Удобные скамейки, крыльцо, трансформирующееся в летнюю эстраду. Хотим, чтобы жители, дети близлежащих микрорайонов могли летом выйти и посмотреть фильмы, послушать народные коллективы.
Верю, что своих зрителей мы найдем в любом случае.
Кроме того, сейчас у нас идёт ремонт крыши. Думаю, что со временем обновим и внешний вид библиотеки.
— Какой у вас штат сотрудников?
— В Валериановской библиотеке у нас работают два человека, двое во взрослой библиотеке на Гикалова, 14 человек в детской.
— Как живёт библиотека на Гикалова?
— Про подобные места часто говорят «намоленные». Банально, наверно, выражусь: в библиотеку на Гикалова «не зарастет народная тропа». Самая большая книговыдача в этой библиотеке. Кроме того, во взрослой библиотеке работают фотоклуб «Радуга», женский клуб. Кружки и клубы — еще одно направление нашей работы. К сожалению, пока их работа по понятным причинам приостановлена.
— Что еще происходит в библиотеке?
— С 2019 года благодаря гранту «Евраза» стартовал проект «Горница». На полученные средства стилизовали помещение под уральскую избу: печь, лавочки, столы со скамьями, домашняя утварь (почти музейная). В этом году доделаем (опять же на грант). Дети с удовольствием приходят на экскурсии, знакомятся с бытом предков, много желающих на мастер-классы, которые проводят наши же библиотекари. Хочу сказать, что уровень проведения мероприятий довольно хороший. За такие мероприятия на юге отдают немалые деньги, а нас здесь все в шаговой доступности и почти бесплатно.
Хочется отдельно сказать о помощи «Евраза». «Горница» – не единственный проект, который реализуется за счет «Евраза». Детские книги для слепых, проект «Крылья Икара» (молодые журналисты), «Перезагрузка. Школа компьютерной грамотности для пожилых людей», «Кино-Театр в библиотеке» (п.Валериановск), «БиблиоДом» (организация досуга людей пожилого возраста) — это далеко не все проекты, которые поддержал «Евраз».
В завершении разговора отмечу: качканарцам есть чем занять свой досуг — можно заняться и спортом, и послушать хорошую музыку, и потанцевать. И, конечно, почитать. Сейчас говорят, что библиотека — это прошлый век, это скучно, туда людей силком не затянешь. Но это мнение людей, давно не заглядывавших в библиотеку. На самом деле надо просто прийти и убедиться — в библиотеке здорово!
Численность населения России на фоне пандемии по итогам 2020 года, согласно предварительным оценкам, сократится на 158 тыс. человек — это максимум за 14 лет. Об этом говорится в проекте единого плана правительства по достижению национальных целей развития России до 2024 года и на плановый период до 2030 года, пишет РБК.
Смертность за январь — июнь на фоне пандемии возросла на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, а рождаемость снизилась на 5,4%.
Ожидается, что выход на положительные темпы общего прироста населения после пандемии коронавируса возможен лишь с 2022 года. Более масштабное сокращение наблюдалось лишь по итогам 2006 года, тогда население страны уменьшилось на 373,9 тыс. человек.
Уровень бедности в стране (доля россиян с доходами ниже прожиточного минимума) в 2020 году увеличится до 13,3%. При этом одной из национальных целей развития России является сокращение уровня бедности в два раза — до 6,5% к 2030 году.
Реальные доходы россиян падают седьмой год подряд — с момента присоединения Крыма и введения западных санкций. В 2019-м каждый четвертый россиянин заметил ухудшение своего материального положения (данные РАНХиГС). За два последних года число граждан, планирующих свое будущее на ближайшие пять-шесть лет, сократилось с 17 до 11%. Из России в настоящее время хотели бы эмигрировать 53% граждан в возрасте от 18 до 24 лет. Этот показатель достиг максимума с 2009 года.
В администрации Качканара прошло очередное заседание Совета по развитию малого и среднего предпринимательства.
На Совете Андрей Ярославцев рассказал о мерах, которые будут приняты в образовательных учреждениях с начала учебного года, а также о благоустройстве города. Особое внимание глава уделил вопросу формирования бюджета на следующий год.
— Ключевое на сегодня — это бюджетирование 2021 года, — сказал Андрей Ярославцев. — Все мы понимаем, что сейчас речь пойдёт об экономической нестабильности — из областного бюджета, учитывая: коронавирус, много выпадающих доходов, и скорее всего, следующий год будет напряженным. Мы свой бюджет уже сверстали и направили в область. Мы ставим задачу — реализовать обновленную Программу развития нашего города.
Далее присутствующих проинформировали о сроках уплаты налогов на имущество и налоговых льготах, соцстраховании трудящихся, нормах содержания территорий и объектов недвижимости, изменениях в законодательстве, дополнительных мероприятиях в области занятости населения и нюансах привлечения работодателями иностранных граждан для работы на территории Качканарского городского округа.
С 10 по 20 августа на территории Качканара сотрудники ГИБДД провели оперативно-профилактическое мероприятие «Автобус».
Сотрудники ГИБДД проверяли автобусы, работающие в сфере городских и междугородних пассажирских перевозок. Было проверено техническое состояние автобусов, наличие документов, необходимых для перевозки пассажиров, а также соблюдение правил дорожного движения.
Особое внимание уделялось проверке тахографов, показания которых указывает на соблюдение водителем режима труда и отдыха.
За период проведения профилактического мероприятия было проверено 30 автобусов, из них 15 работают на регулярных городских маршрутах. Выявлено 9 нарушений, допущенных водителями автобусов.
Сотрудники ГИБДД с водителями и пассажирами провели беседы об обязательном соблюдении ПДД, в том числе использовании ремней безопасности.
С 30 августа по 30 сентября, в связи с земляными работами по прокладке подземного газопровода, будет ограничено движение в Валериановске на участке автодороги по улице Вайнера, от дома № 1а до дома № 1.
Автовладельцев просят отнестись с пониманием и заранее продумать маршрут своего движения.
Пилот «Аэрофлота» Максим Ахмедов: «Мы ничего не боимся»
В Качканаре неиссякаемый запас интересных людей. Кто-то удивляет журналистов «Нового Качканара» своими талантами, а кто-то необычностью своей профессии. В честь Дня Воздушного флота России, который отмечается в третье воскресенье августа, мы встретились с качканарцем Максимом Ахмедовым. Уже три года Максим покоряет небо над нашей планетой.
— Максим, расскажи нашим читателям, где ты работаешь, на чем летаешь?
— Я работаю в «Аэрофлоте». Летаю на Airbus A320. Работаю в должности второго пилота. На работу попал сразу после университета в 2018 году. Когда была нужда в летчиках, представители авиакомпании приехали в университет, провели собеседование с некоторыми людьми, выбрали тех, кто больше всего подходил. Я попал в это число.
— Где учатся на пилотов?
— В России всего два высших учебных заведения, в которых учат на пилотов: питерский университет и ульяновский. Учился я в Ульяновске. Туда поехал, потому что это оказалось ближе. По итогу оказалось, что там больше плюсов. Самое главное преимущество — наличие военной кафедры. Мне не пришлось прерываться на службу в армии.
Еще у нас учатся в средних специальных учебных заведениях. Их у нас в стране, вроде, три. В основном там учатся девушки или люди, которые имеют высшее образование и решили сменить свой род деятельности.
— Ведешь счет своим полетам?
— У меня относительно небольшой налет. Всего 1200 часов. И это вместе с выпускными полетами, но их там немного, всего 150. Больше 1000 часов именно на А320. Если считать самостоятельные полеты все, то это где-то около 340 полетов и посадок.
— Что значит самостоятельный полет?
— Когда человек приходит в авиакомпанию, необходимо проходить различного рода курсы, подготовки, переподготовки, различные зачеты и так далее. После этого люди становятся стажерами. Они начинают летать стажерскую программу, программу ввода. То есть в это время в кабине находятся три человека, а не два; это командир-инструктор, второй пилот действующий, который имеет допуск к полетам, и стажер. Стажеры выполняют точно такие же коммерческие перелеты с пассажирами, просто это сопряжено с обучением. После этого человек сдает экзамены, проходит комиссии, и после этого он начинает летать свои самостоятельные рейсы. Летает как полноценный второй пилот. В нашей компании практикуется такое, что его закрепляют за более опытным капитаном.
— Есть какие-то особенные требования для тех, кто хочет стать пилотом?
— К физической подготовке требований практически не осталось. Мы были последним набором, кто, поступая, сдавал физическую подготовку. Подпрыгнул проходной бал, стало поступить немного легче. С поступлением ничего сложного на самом деле. Сейчас просто нужно все свободное время посвятить, если действительно есть желание, изучению дисциплин.
В этом контексте я бы хотел передать привет всем своим учителям. У меня были однокурсники, которые приезжали учиться и из Москвы, и с Дальнего Востока, и с Оренбурга, и так далее. Разговаривая с ними, я понимал, что нам, кто учился в Качканаре, очень повезло. Потому что все наши педагоги с душой подходят к обучению своих школьников, полностью себя отдают работе и все силы вкладывают в детей. За это им большое спасибо. Это очень сильно помогло с поступлением.
Несмотря на то, что физподготовки сейчас в требованиях нет, к этому надо относиться ответственно, потому что она хорошо готовит организм к работе.
Еще нужно быть готовым к профотбору. У нас был психологический тест на 500 вопросов. Там задания на пространственную ориентацию, на скорость мышления, на логику и другие. Такие тесты сдаются не только в учебных заведениях, но и при поступлении на работу, и при смене должности.
— Что тебя подтолкнуло к выбору профессии?
— На самом деле история очень даже банальная. Это произошло буквально после пары перелетов на самолете на юг с родителями, когда мне было 14-15 лет. Тогда и стало интересно это все. Казалось, что все это романтично. Сейчас, конечно, понимаешь, что перед тобой стоят совсем другие задачи.
— Что помогло тебе прийти к этой профессии?
— Возможно, это назидание и родителей, и педагогов, в хорошем смысле. Мы когда учимся, не понимаем этого, но это развивает определенную усидчивость. Игра в баскетбол подготовила физически, это поспособствовало и расширению кругозора. Все хорошее прививается со школьной скамьи.
Хорошие друзья тоже играют большую роль. Уже когда я учился в университете, у нас сложилась определенная группа людей, которые имели цель. Ни у кого из нас не было родственников или знакомых в авиации, мы самостоятельно стремились пробиться. Тогда как у некоторых других курсантов были какие-то связи.
С этим у меня даже есть одна интересная история. Я как-то приходил в одну авиакомпанию, не буду ее называть. Еще в процессе учебы я искал трудоустройство, я пришел к ним, предложил им заключить договор какой-то о том, что я приду работать к ним. Мне тогда прямо сказали, что если у тебя здесь никто не летает, то тебе здесь делать нечего. Сейчас это даже хорошо, что я не устроился туда работать. Все сложилось гораздо лучше, чем могло быть.
— Трудно ли найти работу выпускнику, если он не попал в отбор еще в университете?
— Тут все так же, как с любой работой. Просто те, кто в отбор не попал в университете, начинает работу немного позже. Вообще нашему выпуску повезло, все курсанты так или иначе нашли куда устроиться.
— Есть какой-то рейтинг компаний?
— Ничего подобного нет. У меня есть друзья, которые работают в другой авиакомпании. Мы периодически общаемся. Везде есть свои плюсы и свои минусы. Если мы что-то обсуждаем, касаемое нашей должности, то все более или менее одинаково. Разница только в том, что кто-то больше летает за границу, кто-то регулярные полеты выполняет. Ну, и разница еще в типе самолетов, которые использует авиакомпания. Но они, в общем и целом, одинаковые. Это как разные марки машин.
— Чем работа пилота отличается от всех остальных?
— График, наверное, это самое большое отличие. У нас график ненормированный от слова «совсем». У нас нет такого понятия, как работа по сменам — день, ночь, отсыпной, выходной. У нас может быть две подряд ночи. Может быть так, что ты утром прилетел с ночного рейса, отдыхаешь днем по возможности и летишь опять в ночной рейс. Но после этого тебе положены два выходных. График сейчас принят в авиакомпаниях 6/1, но здесь сразу стоит отметить, что я не попадаю в эту категорию, так как компания наша базируется в Москве, а живу я в Екатеринбурге. У меня сейчас нет напарника, чтобы я мог улетать на работу «за рулем». У меня вместо этого пассажирские перелеты. Я всегда вылетаю под рейс или немножко заранее, летаю несколько дней и возвращаюсь домой.
Льготы определенные есть. Все равно, когда люди летают, приобретают профессиональные заболевания. Авиакомпания предоставляет также санаторно-курортное лечение.
На пассажирские перелеты тоже льготы. Я летаю за счет компании. Я звоню, заказываю билет, мне компания предоставляет место в самолете. Я всегда в этом случае улечу, потому что я совершаю перелет по заданию руководителя.
У сотрудников и их семей есть скидки на перелеты. И не только в нашей компании такое есть. Авиакомпании объединены в альянсы, и туда входят различные авиакомпании: европейские, американские, и на их перелеты также предоставляется скидка.
Отпуск у нас большой — 70 дней. Но мы можем работать в любой праздничный день: и в Новый год, и 9 Мая, и так далее. Отпуск можно делить на части. Как правило, все берут от 14 до 28 дней. Просто потому, что если брать больше, то нужно будет заново пройти медкомиссию, отработать тренажеры и так далее.
— Что тебе нравится в работе?
— Мне нравится, что работа не рутинная. У меня практически всегда разные направления полета. Чаще всего мы летаем в Европу, на Восток: в Ливан, Израиль; по России: в Томск, Красноярск и так далее. Привлекает, что ты летаешь всегда с разными капитанами, у каждого можно научиться чему-то новому. Всегда разные погодные условия.
— Какие минусы ты видишь?
— Когда у нас загруженный график, и мы летаем по 90 часов в месяц, то хочется больше времени проводить дома. Это просто потому, что я летаю командировками. Есть возможность планировать график, но есть факторы, когда сделать с этим ничего нельзя. Ночью работать тяжело. Бывают моменты, когда все друзья и родственники встречают Новый год, а я нет. Я уже два Новых года не отмечал с семьей. На этот праздник я 31-го прилетел из Польши, а 1-го уже полетел в Волгоград. К такому привыкаешь, с этим можно жить, но если уж говорить о минусах, то это они.
— Были ли родственники или знакомые твоими пассажирами?
— Один раз встретился однокурсник. Тут дело в том, что не всегда люди знают, с кем летят, просто потому, что капитан дает информацию по шаблону и не представляет второго пилота. Кто-то от шаблона немного отступает и представляет второго пилота пассажирам. Вообще я считаю, что это хорошая практика, но почему-то в компании так не принято.
В один из полетов, когда я летел в Екатеринбург, капитан меня представил, и через какое-то время, пока телефоны еще не были выключены, мне пришла смс-ка от однокурсника с вопросом, я ли пилот. Пошутили немного о том, что если будут какие-то недочеты и погрешности, то ответственный за это капитан, так как он летит сегодня.
— Пилоты слышат, когда люди аплодируют?
— Пилоты не слышат. Я думаю, что это повелось от тех, кто боится летать. При посадке, когда самолет касается с земли, они расслабляются с мыслями: «Фух, камень с плеч» и аплодируют. Ну, а дальше это все подхватывается пассажирами.
Иногда люди благодарят за полет. Говорят это бортпроводникам, они передают нам. Приятно это слышать.
— А у пилотов есть традиции?
— Я слышал о том, что нельзя во всем новом летать. Но я летал в новом, и ничего страшного не случилось. Говорят, что нельзя делать фото перед рейсом. Есть примета не летать в День рождения.
— Как быть, если так совпадает?
— Лететь. Купить плюшек или пирожных коллегам. Но при планировании рейсов, как правило, в службе видят, что у человека выпадает праздник, и стараются не нагружать его работой.
— Есть у тебя список городов, где ты уже был или куда хотел бы попасть?
— Скорее нет. Я уже был почти во всей Европе. По России тоже много куда летал: и за Урал, и Самара, Казань и так далее. Чаще выпадают рейсы разворотные. То есть мы прилетели, пассажиры вышли, и практически сразу мы летим обратно. Если выпадает время между обратной дорогой, то не больше суток.
Один из длинных рейсов у нас на Мадрид. За все время я был там только один раз. Есть Барселона, в которой мы находимся 12 часов. Два раза я был в Тель-Авиве на сутках. В расписании авиакомпании была Пальма-де-Майорка в Испании на 2 и 3 суток. Но когда этот рейс появился, его быстро расхватали, и на меня уже не хватило.
— Когда между обратным рейсом все-таки появляется время, есть возможность посвятить его городам?
— Да. Но иногда выпадает так, что не с кем выйти в город. Если недалеко мы где-то находимся, то бывает, что я один хожу гулять.
Прогулка по Мадриду
— На работу тебе приходится летать из Екатеринбурга в Москву, а ты никогда не хотел переехать в Москву?
— Мне не нравится в Москве. Ну и плюс для работы скорее придется жить не в Москве, а в Подмосковье. Подмосковье — это все минусы Москвы, без ее плюсов. У меня есть и примеры, глядя на которые я так не хочу.
— Есть у пилотов карьерный рост?
— Да, конечно, есть. Он практически бесконечен. От второго пилота до летного директора авиакомпании можно дорасти. Все зависит от способностей, возможно, от связей. Самые первые ступени: второй пилот, командир, командир-инструктор, штатный инструктор, сотрудник эскадрильи, командир эскадрильи, замкомандира летного отряда и так далее.
— На какую зарплату может рассчитывать пилот?
— Сложно сказать. Не знаю, как в других компаниях, но у нас это корпоративная тайна. Зарплата зависит от того, куда летаешь и сколько. Скажу только, что работа оплачивается достойно.
— Распространяются ли на пилотов все те же требования перелетов, что и на пассажиров: нужны ли вам визы, проходите ли вы таможню?
— Таможню проходим. На наши перелеты в Европу виза не нужна, даже если у нас суточная командировка. На самом деле я в эти подробности не вдавался. Знаю, что на рейсы в Тегеран точно виза нужна. Туда просто так не пропускают, даже на разворотных рейсах. Еще нужна виза, чтобы летать в США.
— Как на вашей работе отразилась пандемия?
— Практически в 4 раза мы стали меньше летать. Если раньше в месяц я летал 16-20 рабочих дней, то сейчас рабочих дней в месяц 4-5. На оплате труда это тоже сказывается. За последний месяц до отпуска у меня было всего 3 или 4 рейса. Рейсы либо просто снимают, либо отдают на другой самолет.
— Какой твой самый короткий и длинный рейс?
— Самый короткий рейс в Нижний Новгород из Москвы. От взлета до посадки там минут 50. Это на самом деле тяжелый рейс. Нам сложно тем, что в процессе набора высоты мы уже готовимся к снижению. То есть в горизонте ты летишь буквально 10 минут. Взлетаем, видим чуть-чуть горизонт и уже снижаемся. Первый раз лететь туда тяжело.
Самый длинный рейс у меня был из Алматы. От взлета до посадки мы летели 5 часов с чем-то. Мы попали в очень сильный встречный ветер. Принцип тут такой же, как плыть по течению реки и против.
— У пилотов есть какое- то место для отдыха внутри самолета?
— На нашем типе нет, просто потому, что у нас полет быстро проходит. У тех, кто летает на широком фюзеляже по 12-14 часов, и экипаж усиленный — 3-4 человека, и комнаты отдыха есть. Я их в глаза, конечно, никогда не видел, но знаю, что они есть. Если таких комнат нет, то тогда для экипажа бронируют места в бизнес-классе.
— На персонал рассчитано питание?
— Да. Не знаю, как в других компаниях, но нас кормят. Не изыски, конечно, но у нас питание как в бизнес-классе. Для нас это приятный бонус.
— Есть в кабине какие- то кнопки, которые нажимать нельзя, но очень хочется?
— В воздухе страшно нажимать то, что нельзя. На самом деле есть различного рода переключатели и кнопочки, которые имеют статус необратимого действия. Например, есть процедура, она чаще всего отрабатывается на тренажере, при пожаре двигателя. И есть специальная красная большая кнопка, которая в момент пожара мигает. Когда ее нажимаешь, то перекрывается подача топлива, гидравлики и вообще любых горючих жидкостей. Если просто без пожара ее нажать, то двигатель остановится, и запустить его уже не получится.
— Чего боятся пилоты?
— Мы ничего не боимся.
— Что делать, если самолет попал в грозу?
— Вообще лучше что-то делать, чтобы в нее не попасть. Есть устройства — метеолокаторы, которые сканируют определенное пространство перед собой; и если есть какие-то образования: грозовые или мощно-кучевые, то мы их видим, связываемся с диспетчером, просим разрешения на смену курса. Прямо в грозу, в кучевую облачность вообще запрещается заходить. Потому что с виду это просто туча, а внутри там много восходящих и снисходящих потоков воздуха. Самолет может не выдержать таких перегрузок. Помимо этого, на больших высотах образуется крупный град, который может повредить самолет.
Так выглядит гроза из кабины пилота
Однажды у меня был неприятный случай. Мы летели, радар работал, все было прекрасно. Мы летели в молоке (в молоке — это когда летишь высоко, но все равно есть взвесь какая-то), и буквально через небольшой просвет я увидел облачность. Переключил локатор, чтобы он просканировал пространство чуть ближе. Я сообщил об этом капитану, и было принято решение отворачивать самолет. Мы самолет отвернули, но в процессе отворота, видимо, ее зацепили. Попали в достаточно сильную болтанку. Все было в пределах эксплуатационных ограничений, но по ощущениям это было очень некомфортно, иногда даже страшно. Но в итоге мы из ситуации хорошо вышли, сделали все необходимые записи. Перепугались пассажиры, конечно. Они болтанки даже маленькой боятся, а тут очень сильно нас потрясло.
Есть еще одна интересная история, связанная с грозой. Есть такое понятие, как электризация самолета от того, что он трется о воздух, частицы. Иногда даже поражение электричеством может случиться. Обычно это сопровождается хлопком или светом. Мы летели в грозу, летели в молоке, и у нас по лобовому остеклению побежали маленькие молнии. Я предложил капитану еще немного в сторону курс взять. Но он сказал, что смысла уже нет. Я сказал, что видел такое в первый раз. На что он мне ответил, что это еще не страшно, они еще иногда шипеть и щелкать начинают.
— Ты рассказал историю, как вы попали в болтанку, а вообще стоит бояться турбулентности?
— Нет, не стоит. В ней нет ничего страшного. Воздух у земли, если он сильно прогревается, поднимается вверх, образуется разница в плотности воздуха. Это как кипение воды. С воздухом происходит практически то же самое. Особенно часто это у земли встречается после жары.
— Может ли самолет заблудиться?
— Это практически исключено. Даже если в самолете системы работать не будут, диспетчер тебя будет видеть у себя. Если что, то можно у него попросить направление, но такие ситуации практические нереальны.
— Почему ящик черный?
— На самом деле он ядовито-оранжевый. Оранжевый он потому, что его в таком цвете хорошо видно. Ящик записывает то, о чем мы разговариваем, все параметры, которые относятся к полету. Это делается для того, чтобы в случае какого-то происшествия его можно было изъять, расшифровать и определить, что же стало причиной происшествия.
— Если бы ты не стал пилотом, то кем бы стал?
— Даже не знаю. Я, конечно, подавал документы на три специальности ради подстраховки: пилот, диспетчер и спасатель. На других специальностях я бы, может, не так охотно учился, как на этой. Иногда я задумывался о том, что я больше ничего и делать-то не умею. Я готовился к этому с 8 класса.
— Как семья отнеслась к твоему выбору?
— Родители поддерживали всячески. Возможно, для них сначала это было удивительно и необычно. Но потом оказывали любую посильную помощь и поддержку. По началу мама признавалась, что ей было не комфортно, что я в полете. Но сейчас, я думаю, что все уже привыкли.
Жена к командировкам относится спокойно, с пониманием. Все в пределах нормы, скандалов по этому поводу никогда не было. Все прекрасно.
Максим на выпускном с семьей
— Как другие люди реагируют, когда узнают, что ты пилот?
— Чаще всего у них возникает удивление. Профессия все-таки достаточно редкая. Особенно для Качканара. Самые популярные вопросы всегда: «Правда? Где работаешь? На чем летаешь?» и так далее. У жены иногда интересуются, чем у нее муж занимается. Когда узнают, что я пилот, то тоже все удивляются.
— Какие у тебя есть пожелания для тех, кто собирается в воздух?
— Пассажирам я хотел бы сказать, что не стоит бояться летать. В кабине всегда сидят подготовленные, обученные, здоровые летчики. Никто не возьмет на себя ответственность взять в экипаж не готового к полету. Так что экипаж всегда опытный и грамотный, который постарается сделать все в лучшем виде.
А тем, кто хочет поступить — во-первых, я на связи всегда. Во-вторых, нужно быть упорными и усердными. Всегда надо идти до конца в своих желаниях. Если что-то не получается, то нужно разбираться в вопросе. Всегда можно попросить помощи в чем-то родителей, друзей, учителей. Но в целом для пилота важно уметь искать информацию самостоятельно и уметь ее анализировать. Если есть желание летать, то возможно все.
В Свердловской области разрешили работу всех ресторанов, баров, кафе, столовых и других заведений общепитания. Соответствующий указ подписал и.о. губернатора А.Орлов. Открываются базы отдыха и санатории.
Разрешено открыться частным детским садам — организациям, осуществляющим предоставление услуг по дневному уходу за детьми. Но наполнять группы можно не более чем на 50%. Все остальные детские сады могут работать без ограничений. По-прежнему не могут работать бани, а фитнес-центры не могут проводить групповые занятия более чем для 20 человек. Указ действует до 24 августа.