Министр промышленности области побывал на ГОКе и «Металлисте»

Визит в Качканар руководителя об­ластного ведомства про­мышленности и науки Сер­гея Пересторонина прошёл 30 сентября. Министр провел совещание с главой Андреем Ярославцевым и посетил два городских предприятия.

Фото: ВК «Качканарский городской округ»

В ходе рабочей поезд­ки министр встретился с генеральным директором «Металлиста» Владимиром Елистратовым, с которым обсудил объём заказов и за­грузку производства, коо­перацию с предприятиями Свердловской области, а так­же осмотрел производство.

Позже состоялось заседа­ние с исполнительным ди­ректором Евраз КГОК Алек­сандром Принёвым, главной темой которого стало стра­тегическое развитие ком­бината и начало разработки Собственно-Качканарского месторождения.

В завершении своего ви­зита Сергей Пересторонин провел встречу с представи­телями профсоюза комби­ната по вопросам развития Евраз КГОК, происходящей динамике в нашем городе и области.

Профсоюз отстоял «Ветерана труда»

8 сентября в городе Лесном состоялось су­дебное заседание по иску работника Качканарского горно-обогатительного комбината к Управлению социальной политики Министерства социальной политики по Свердловской области о признании права на присвоение звания «Ве­теран труда».

Напомним, что Управле­ние социальной политики по г. Качканару с 25.05.2020г. реорганизовано путем присоединения к Терри­ториальному отраслевому исполнительному органу го­сударственной власти Сверд­ловской области – Управле­нию социальной политики Министерства социальной политики Свердловской об­ласти №17, соответственно теперь иски качканарцев к соцполитике будут рассма­триваться в суде г. Лесного.

Данный работник имеет трудовой стаж более 40 лет, за это время он работал и слесарем, и крановщиком, но большую часть своей тру­довой деятельности был во­дителем автотранспорта. В процессе работы водителем повысил свой водительский класс до I уровня, получал разного рода награды, в том числе нагрудные значки «За работу без аварий», которые во время получения давали право работнику на получе­ние звания «Ветеран труда». Однако в 2019 году при об­ращении работника в Управ­ление социальной политики ему было отказано во вклю­чении его в список лиц, пре­тендующих на звание «Вете­ран труда».

Свой отказ соцполити­ка обосновала несоответ­ствием имеющихся наград нормам законодательства о ветеранах, действующим на момент обращения работ­ника. Посчитав такой отказ необоснованным, работ­ник обратился за помощью в профсоюзную организа­цию «Качканар-Ванадий», и с помощью профсоюзного юриста Екатерины Влади­мировны Шкоевой был под­готовлен иск в суд.

В судебном процессе было доказано, что в со­ответствии с Положением, утвержденным Министром автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР 21.04.1964 г., нагрудные значки, которыми был на­гражден работник в 80-е годы, являются ведомствен­ными наградами и дают ему право на присвоение звания «Ветеран труда». Это Положение действовало на момент награждения работ­ника и не отменено до насто­ящего времени. Им установ­лено, что нагрудный значок «За работу без аварий» уч­реждается постановлениями Советов Министров союз­ных республик для поощре­ния лучших водителей, дли­тельное время работающих без дорожно-транспортных происшествий, нарушений трудовой дисциплины и Правил дорожного движе­ния.

Суд удовлетворил требо­вания работника и возложил на Управление социальной политики обязанность вклю­чить его в список лиц, пре­тендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

Свинья под дубом

Предлагаю поднять голову от корыта и посмотреть наверх

Иван Андреевич Крылов ещё в 1823 году написал бас­ню «Свинья под дубом», сейчас её мало кто помнит, но как она подходит к настоящему вре­мени.

Прочитав в одной из го­родских газет пафосную за­метку Михаила Хоруженко «Отстаньте наконец-то от Путина», я призадумался и решил выразить свою точку зрения.

Почему мы такие? Каж­дый правитель страны у нас до определённого момента незаменим. Вот не будет по каким-либо причинам ли­дера страны, правящим в данный период, и всё. Стра­на рухнет. Начнутся войны, разбои и прочие катаклиз­мы. Мы, как в той басне, смо­трим в кормушку, и если там есть пища, то всё хорошо. Не смотрим, как та свинья: а от­куда появляется пища в кор­мушке, кто её туда доставля­ет и как долго её будут туда подкладывать?

В статье Михаила много противоречий. Вот он пишет, что нужно обрастать мхом на одном месте. Согласен. Но как молодёжи обрасти этим мхом в Качканаре? Где устроиться на работу? Вот и мотается молодёжь по про­сторам России без жилья, без семьи, теряя здоровье и веру в светлое будущее.

Михаил жил в СССР, жизнь в котором, по ран­ним его статьям, я понял, он не одобряет. Но в те вре­мена было столько рабочих мест, что была статья за ту­неядство. Работа была на любой вкус. Учили, лечили бесплатно, коммунальные платежи были чисто сим­волическими. Студентам платили стипендии. После окончания вуза или техни­кума предоставлялась рабо­та по специальности. Хотя и в те времена было много не­достатков. Сегодня, пишет Михаил, к нам едут работать из других стран. А почему они к нам едут? Потому что у них с рабочими местами ещё хуже и у нас они готовы работать за копейки, что­бы прокормить свои семьи. Сегодня 30 тысяч рублей для Качканара считается приличным заработком, а приезжий эту работу готов выполнять и за 15-20 тысяч. Так что этот пример считаю неудачным.

У Михаила многие ровес­ники умерли от водки (не понятно, в какие годы, сам Михаил, конечно, ни-ни, ни рюмочки), а у меня — от инфарктов и онкологии. Не нужно преувеличивать, сей­час пьют не меньше, но до­бавилась ещё большая беда — наркотики. Согласен и с тем, что у нас в городе сей­час автотранспорта больше, чем жителей. Но это не зна­чит, что людям деньги не­куда девать. Очень многие молодые люди из-за этого попали в финансовую каба­лу и многие не могут из неё выбраться, работая прак­тически круглосуточно, без выходных за копейки. Да, дети ходят в садики и в шко­лы, но все ли довольны жиз­нью? Сомневаюсь.

Я не пытаюсь критико­вать президента и прави­тельство. Действительно, причём здесь Путин В.В.? Зачем к нему приставать? Где колонны в Свердловской области с протестующими против Путина? Не нужно преувеличивать. Народ вы­брал, нужно подчиняться законам, но необходимы и видимые улучшения жизни. Недавно мы почти едино­гласно проголосовали за по­правки к Конституции РФ, но почему-то не сообщают, сколько высших чиновников в правительстве и депутатов Государственной Думы от­казались от гражданства и имущества за рубежами Рос­сии. Их дети учатся и прожи­вают в «дружественных» нам странах, а некоторые даже плохо говорят на русском языке. Вот и подумайте, на кого эти чиновники будут работать. Уже давно рождае­мость отстаёт от смертности и не видно изменений в об­ратном направлении. Толь­ко за 6 месяцев 2020 года Свердловская область поте­ряла почти 11 000 человек, как говорят, естественная убыль.

Люди стали бояться го­ворить справедливые вещи, почему? Боятся за себя и де­тей.

Я тоже хорошо помню, как родители во время прав­ления Хрущёва с друзьями шёпотом на кухне обсужда­ли правителей. Что изме­нилось? Почему мы такие? Почему если хвалишь — ты патриот, а если пытаешься подсказать недостатки, ты враг? Почему создаём для себя идола и потом на него молимся?

Миша с гордостью гово­рит, что его рабочий стаж 49 лет, т.е. он работал ещё лет 8, будучи уже на пенсии. А для чего? Может, для того, чтобы его детям и внукам добавили 5 лет пенсионного возрас­та и убрали льготный стаж? Или другие причины? Какие, я предполагать не буду.

Не всё плохо и в нынеш­ней жизни, но многое хо­рошее из достигнутого уте­ряно. Большинство людей стали инфантильны и без­различны даже к судьбе сво­их близких, были бы в кор­мушке жёлуди. У поколения, рождённого в конце вось­мидесятых, у большинства, одна главная цель — зара­ботать побольше денег и уе­хать из России. Я не говорю, что они плохие, они просто другие, у них родина там, где им лучше. И в этом ви­новаты, Миша, мы с тобой, наше с тобой поколение. Мы оказались слабаками, недо­стойными своих предков, создавших Россию, закалён­ных в горнилах революций и войн. Мы, практически, объелись желудей и почти про..ли страну.

Ну, и про миллионе­ров-пенсионеров. Миша, никогда не суди людей по себе. У тебя есть миллион или два, хорошо, молодец. Но у подавляющего боль­шинства миллионов в за­гашниках нет. Если старики накопили на смерть, то это копейки. А так большинство живёт от пенсии до пенсии, и ещё подрабатывают из последних сил, чтобы, за­платив все обязательные платежи и купив лекарства, что-нибудь приличное ку­пить из еды. Да и твоим де­тям и внукам, видимо, не сладко живётся, раз ты им помогаешь.

Предлагаю поднять голо­ву от корыта и посмотреть, а не засыхает ли уже дуб, снабжающий нас желудями. Может, жёлуди подсыпа­ет кто-то другой, и в один «прекрасный» момент кор­мушка останется пустая?

А войны, я думаю, не бу­дет. Всё решится без войны. Плюя в прошлое, получим плевок из будущего.

Владимир Зюзь

Марина Симаненко: «Мечтаем открыть перед библиотекой летнюю площадку»

В октябре исполнится год, как библиотеку им.Селянина возглавила Марина Симаненко. Сегодня мы поговорили с Мариной Евгеньевной о том, почему она решила искать работу в Качканаре, как прошёл для неё этот год, какие грандиозные планы библиотекарей скоро воплотятся в жизнь.

— Марина Евгеньевна, расскажите, откуда вы родом?

— Я родилась и до сих пор живу в посёлке Ис. Мы с мужем коренные исовчане. Качканар мне всегда нравился, год после окончания школы училась в училище №87, здесь у меня проживают родственники, поэтому город мне не чужой. Красивый город.

— И вы каждый день ездите на работу с Иса?

— Да, каждый день езжу на работу. Не вижу в этом ничего необычного. Много лет проработала в Нижней Туре. Дорога на работу у нас и где-нибудь в мегаполисе – это две противоположности. Наша дорога только умиротворяет и настраивает на хорошее. В любое время года дорога по-своему прекрасна. Я вообще люблю уральскую природу. Пока едешь из дома – переключаешься от домашних хлопот на рабочий настрой, с работы – все рабочие неурядицы оставляешь на дороге.

— Почему возникла идея подать резюме на вакантную должность директора качканарской библиотеки?

— По специальности я юрист. Работала в управлении социальной политики Нижней Туры, потом в администрации Нижнетуринского городского округа, где курировала учреждения культуры, спорта и молодежной политики. Когда увидела, что появилась вакансия директора библиотеки, решила попробовать свои силы. Почему нет? Город, в котором хочется работать, есть необходимые знания, появляются новые возможности для профессионального роста. И еще один плюс – всегда рядом интересные книги и профессионалы, которые порекомендуют самую-самую лучшую!

Конечно, пришлось пройти несколько курсов переподготовки, чтобы соответствовать должности директора библиотеки.

— Расскажите о своей семье.

— Муж работает в рудоуправлении водителем. У нас двое сыновей. Старший пошёл в 11 класс Исовский школы, младший – в седьмой. Мы живем в небольшом доме, но на огромном земельном участке. Я всегда смеюсь, говорю, что мы «помещики» и одновременно «крепостные». Конечно, имея такой земельный участок, приходится на нем работать, но у меня все по «фен-шую»: трава растет, — значит, ей так надо (смеется). Цветов, правда, много. За ними я могу ухаживать бесконечно.

— Чем увлекаются сыновья?

— Старший очень много читает. Наверно, это связано с тем, что мы с ним в детстве очень много лежали в больницах. А в больнице какие развлечения? Только чтение. Младший книг не читает категорически, видимо, за него всё старший прочитал. Он все больше к технике тянется. Своими руками сделать, собрать что-то – это его. Отношения у нас доверительные. По струнке они у меня не ходят, из двойки трагедии не делаем. Но мне повезло, учатся ребята хорошо (тьфу, тьфу, чтоб не сглазить).

— Есть какие-то увлечения, кроме цветов?

— Если честно, особых хобби нет. Шить-вышивать терпения не хватает. Но читать люблю с детства. Конечно, сейчас не так много получается читать, как раньше, но все равно нахожу время.

— Как поддерживаете форму, в спортзале?

— Нет, здесь всё как обычно: бывает, похожу-похожу в спортзал, потом брошу. Когда у меня есть время свободное, предпочитаю выспаться или погулять.

— Отпуск как проводите?

— У нас в семье принято выезжать в отпуск всей семьей. Но так как отпуска с мужем редко совпадают, поэтому и выезжаем редко. Если получается — на юг на машине. А вообще очень люблю лес. Обожаю собирать грибы! Никакая погода меня не остановит, если наступила грибная пора.

— Где любите бывать в Качканаре, кроме библиотеки?

— Думаю, никого не удивлю, если скажу, что у Дворца культуры. Хорошее место отдыха для всей семьи. Можно прогуляться по Свердлова. Вообще, в любом городе и поселке, даже если давно живешь, можно найти красивые места. Для этого надо просто изменить привычный маршрут и посмотреть вокруг неторопливым взглядом.

— За политической жизнью в стране следите?

— Естественно. В школе еще приучили (помните такое понятие, как политинформация)? Обожала читать «Аргументы и факты». Но стараюсь не комментировать свое отношение к политическим событиям.

— Марина Евгеньевна, вы без малого год руководите библиотекой. Как вам ожидания?

Оправдались! Как-то поймала себя на мысли, что еду на работу со спокойной душой, на работу, на которой не будет никаких неприятностей! Вот на самом деле – еду со спокойной душой. Не думая о том, что меня ждет что-то неожиданно-неприятное.

Мне очень нравится коллектив. Люди все грамотные, творческие, инициативные. У нас коллектив разновозрастной: есть специалисты и предпенсионного возраста, есть и молодые, а есть те, кто давно уже мог бы сидеть дома и смотреть сериалы, но еще полон сил и желания работать. Мне нравится то, что люди зрелого возраста идут в ногу с молодежью, работают с молодежью, осваивают новые формы работы. И в то же время тихонько, ненавязчиво, наставляют молодых. Хорошая связка.

— Библиотека сейчас меняется, становится интеллектуальным центром.

— Действительно, современные библиотеки – это в последнюю очередь книгохранилище. Наша деятельность направлена на организацию интеллектуального досуга. Стоит отметить, что библиотека в Качканаре давно работает в таком формате. Проводится много мероприятий: от квестов до музыкальных вечеров, от «Дней именинников» для школьников до встреч с представителями разных профессий для выпускников школ. Центр общественного доступа в интернет, прямые трансляции Свердловской филармонии – это еще не все проекты, которые реализует наша библиотека. Библиотекари стараются угадывать потребности людей разных категорий и удовлетворять их. Например, школа компьютерной грамотности для пенсионеров пользуется огромной популярностью, и попасть на нее можно только по записи.

Конечно, реализовать все наши задумки невозможно без поддержки администрации города. Вниманием и пониманием местных властей мы не обижены.

Отдельно хочется отметить партнеров. Хочется сказать огромное спасибо Управлению образования, школам и детским садам, Молодежному центру, Дому детского творчества, музыкальной школе, Обществу инвалидов и слепых. Это далеко не полный список наших партнеров. Простите, если кого-то не упомянула.

— Когда всё отлажено, наверно, трудно найти какие-то новые формы работы?

— Конечно, мы не изобретаем велосипед. Онлайн-трансляции, квесты, квизы и прочее придумали до нас. Но когда начинается подготовка конкретного мероприятия, уже учитываются особенности и потребности нашего читателя, зрителя или слушателя. Своей задачей видим увеличить количество мероприятий городского уровня. Молодежные форумы, встречи с публичными личностями, дебаты. В связи с коронавирусом реализацию некоторых проектов приостановили. Но в любом случае, для нас это не остановка, а пауза, чтобы тщательнее подготовиться.

— Расскажите, как вы пережили коронавирус.

— Частично мы по приказу Министерства культуры области сидели дома на самоизоляции. Но в конце мая библиотека уже начала работать: кто работал удаленно, кто-то в библиотеке, с 29 июня возобновили книговыдачу полностью. Но всё время, что находились на карантине, не прекращали работу в соцсетях: проводили викторины, книжные выставки, выдавали электронные книги.

И сейчас библиотека работает с соблюдением требований Роспотребнадзора: обслуживание только в масках, обработка помещений каждые два часа, все сданные книги помещаются на пятидневный карантин, еще проводится много процедур, чтобы наши читатели были уверены в своей безопасности при посещении библиотеки.

— Хочется отметить проект вашей библиотеки и нашей газеты «Почитаем»: мы печатаем короткие рецензии интересных книг.

— Как в любом деле, библиотекари очень ответственно относятся к подготовке рецензий. Тщательно отбирают книги, прочитывают и составляют рецензию. Смело могу заявить: книги, рецензии на которые печатает ваша газета, надо прочитать. Хочу отметить, что библиотекари вообще очень много читают. И когда к ним приходят читатели, не определившиеся с выбором, смело могут опереться на квалифицированный совет библиотекаря.

А сейчас у нас вообще жаркая пора – мы закупили тысячу книг, чем несказанно порадовали и работников библиотеки и наших любимых читателей.

— Да, мы писали, что библиотека закупила книги на приличную сумму.

— На неприлично приличную сумму! Мы прямо в восторге все, вот честно!

— Качканарцы несут вам старые книги?

— Да, несут. В период пандемии  мы старались  меньше принимать. Все книги находят достойное применение.

— Грандиозные планы строите?

— Без планов нет развития. Сейчас работаем по подготовке документов для организации летней площадки перед детской библиотекой. В нашей задумке оказывают помощь администрация, депутаты городской думы, Управление городского хозяйства. Что она будет из себя представлять? Удобные скамейки, крыльцо, трансформирующееся в летнюю эстраду. Хотим, чтобы жители, дети близлежащих микрорайонов могли летом выйти и посмотреть фильмы, послушать народные коллективы.

Верю, что своих зрителей мы найдем в любом случае.

Кроме того, сейчас у нас идёт ремонт крыши. Думаю, что со временем обновим и внешний вид библиотеки.

— Какой у вас штат сотрудников?

— В Валериановской библиотеке у нас работают два человека, двое во взрослой библиотеке на Гикалова, 14 человек в детской.

— Как живёт библиотека на Гикалова?

— Про подобные места часто говорят «намоленные». Банально, наверно, выражусь: в библиотеку на Гикалова «не зарастет народная тропа». Самая большая книговыдача в этой библиотеке. Кроме того, во взрослой библиотеке работают фотоклуб «Радуга», женский клуб. Кружки и клубы — еще одно направление нашей работы. К сожалению, пока их работа по понятным причинам приостановлена.

— Что еще происходит в библиотеке?

— С 2019 года благодаря гранту «Евраза» стартовал проект «Горница». На полученные средства стилизовали помещение под уральскую избу: печь, лавочки, столы со скамьями, домашняя утварь (почти музейная). В этом году доделаем (опять же на грант). Дети с удовольствием приходят на экскурсии, знакомятся с бытом предков, много желающих на мастер-классы, которые проводят наши же библиотекари. Хочу сказать, что уровень проведения мероприятий довольно хороший. За такие мероприятия на юге отдают немалые деньги, а нас здесь все в шаговой доступности и почти бесплатно.

Хочется отдельно сказать о помощи «Евраза». «Горница» – не единственный проект, который реализуется за счет  «Евраза». Детские книги для слепых, проект «Крылья Икара» (молодые журналисты), «Перезагрузка. Школа компьютерной грамотности для пожилых людей», «Кино-Театр в библиотеке» (п.Валериановск), «БиблиоДом» (организация досуга людей пожилого возраста) — это далеко не все проекты, которые поддержал «Евраз».

В завершении разговора отмечу: качканарцам есть чем занять свой досуг — можно заняться и спортом, и послушать хорошую музыку, и потанцевать. И, конечно, почитать. Сейчас говорят, что библиотека — это прошлый век, это скучно, туда людей силком не затянешь. Но это мнение людей, давно не заглядывавших в библиотеку. На самом деле надо просто прийти и убедиться — в библиотеке здорово!

Рекордное сокращение населения и рост бедности на фоне пандемии

Численность населения России на фоне пандемии по итогам 2020 года, соглас­но предварительным оцен­кам, сократится на 158 тыс. человек — это максимум за 14 лет. Об этом говорится в проекте единого плана пра­вительства по достижению национальных целей раз­вития России до 2024 года и на плановый период до 2030 года, пишет РБК.

Смертность за январь — июнь на фоне пандемии воз­росла на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, а рождаемость снизилась на 5,4%.

Ожидается, что выход на положительные темпы об­щего прироста населения после пандемии коронави­руса возможен лишь с 2022 года. Более масштабное со­кращение наблюдалось лишь по итогам 2006 года, тогда население страны уменьши­лось на 373,9 тыс. человек.

Уровень бедности в стра­не (доля россиян с доходами ниже прожиточного мини­мума) в 2020 году увеличится до 13,3%. При этом одной из национальных целей разви­тия России является сокра­щение уровня бедности в два раза — до 6,5% к 2030 году.

Реальные доходы россиян падают седьмой год подряд — с момента присоедине­ния Крыма и введения за­падных санкций. В 2019-м каждый четвертый росси­янин заметил ухудшение своего материального поло­жения (данные РАНХиГС). За два последних года чис­ло граждан, планирующих свое будущее на ближайшие пять-шесть лет, сократилось с 17 до 11%. Из России в на­стоящее время хотели бы эмигрировать 53% граждан в возрасте от 18 до 24 лет. Этот показатель достиг максиму­ма с 2009 года.

Мэр предположил, что следующий год будет напряженным

В администрации Качканара прошло очередное заседание Совета по развитию малого и сред­него предпринимательства.

На Совете Андрей Ярос­лавцев рассказал о мерах, которые будут приняты в об­разовательных учреждени­ях с начала учебного года, а также о благоустройстве го­рода. Особое внимание глава уделил вопросу формирова­ния бюджета на следующий год.

— Ключевое на сегод­ня — это бюджетирование 2021 года, — сказал Ан­дрей Ярославцев. — Все мы понимаем, что сейчас речь пойдёт об экономиче­ской нестабильности — из областного бюджета, учи­тывая: коронавирус, мно­го выпадающих доходов, и скорее всего, следующий год будет напряженным. Мы свой бюджет уже свер­стали и направили в об­ласть. Мы ставим задачу — реализовать обновленную Программу развития наше­го города.

Далее присутствующих проинформировали о сро­ках уплаты налогов на иму­щество и налоговых льготах, соцстраховании трудящихся, нормах содержания терри­торий и объектов недвижи­мости, изменениях в законо­дательстве, дополнительных мероприятиях в области занятости населения и ню­ансах привлечения рабо­тодателями иностранных граждан для работы на тер­ритории Качканарского го­родского округа.

Инспекторы выявили 9 нарушений у перевозчиков

С 10 по 20 августа на территории Качканара со­трудники ГИБДД провели оперативно-профилакти­ческое мероприятие «Ав­тобус».

Сотрудники ГИБДД проверяли автобусы, ра­ботающие в сфере город­ских и междугородних пассажирских перевозок. Было проверено техниче­ское состояние автобусов, наличие документов, не­обходимых для перевозки пассажиров, а также со­блюдение правил дорож­ного движения.

Особое внимание уде­лялось проверке тахогра­фов, показания которых указывает на соблюдение водителем режима труда и отдыха.

За период проведения профилактического меро­приятия было проверено 30 автобусов, из них 15 работают на регулярных городских маршрутах. Выявлено 9 нарушений, допущенных водителями автобусов.

Сотрудники ГИБДД с водителями и пассажи­рами провели беседы об обязательном соблюде­нии ПДД, в том числе ис­пользовании ремней без­опасности.

В Валериановске перекроют улицу Вайнера

С 30 августа по 30 сентября, в связи с земляными работами по прокладке подземного газопровода, будет ограничено движение в Валериановске на участке автодороги по улице Вайнера, от дома № 1а до дома № 1.

Автовладельцев просят отнестись с пониманием и заранее продумать маршрут своего движения.

Первым делом самолеты

Пилот «Аэрофлота» Максим Ахмедов: «Мы ничего не боимся»

В Качканаре неиссякаемый запас интересных людей. Кто-то удивляет журнали­стов «Нового Качканара» своими таланта­ми, а кто-то необычностью своей профессии. В честь Дня Воздушного флота Рос­сии, который отмечается в третье воскресенье августа, мы встретились с качка­нарцем Максимом Ахмедо­вым. Уже три года Максим покоряет небо над нашей планетой.


— Максим, расскажи на­шим читателям, где ты ра­ботаешь, на чем летаешь?

— Я работаю в «Аэрофло­те». Летаю на Airbus A320. Работаю в должности второ­го пилота. На работу попал сразу после университета в 2018 году. Когда была нужда в летчиках, представители авиакомпании приехали в университет, провели со­беседование с некоторыми людьми, выбрали тех, кто больше всего подходил. Я по­пал в это число.

— Где учатся на пилотов?

— В России всего два выс­ших учебных заведения, в которых учат на пилотов: пи­терский университет и улья­новский. Учился я в Улья­новске. Туда поехал, потому что это оказалось ближе. По итогу оказалось, что там больше плюсов. Самое глав­ное преимущество — нали­чие военной кафедры. Мне не пришлось прерываться на службу в армии.

Еще у нас учатся в средних специальных учебных за­ведениях. Их у нас в стране, вроде, три. В основном там учатся девушки или люди, которые имеют высшее об­разование и решили сменить свой род деятельности.

— Ведешь счет своим по­летам?

— У меня относительно небольшой налет. Всего 1200 часов. И это вместе с выпуск­ными полетами, но их там немного, всего 150. Больше 1000 часов именно на А320. Если считать самостоятель­ные полеты все, то это где-то около 340 полетов и посадок.

— Что значит самостоя­тельный полет?

— Когда человек приходит в авиакомпанию, необхо­димо проходить различно­го рода курсы, подготовки, переподготовки, различные зачеты и так далее. После этого люди становятся ста­жерами. Они начинают ле­тать стажерскую программу, программу ввода. То есть в это время в кабине находят­ся три человека, а не два; это командир-инструктор, второй пилот действующий, который имеет допуск к по­летам, и стажер. Стажеры выполняют точно такие же коммерческие перелеты с пассажирами, просто это со­пряжено с обучением. После этого человек сдает экзаме­ны, проходит комиссии, и после этого он начинает ле­тать свои самостоятельные рейсы. Летает как полноцен­ный второй пилот. В нашей компании практикуется та­кое, что его закрепляют за более опытным капитаном.

— Есть какие-то особен­ные требования для тех, кто хочет стать пилотом?

— К физической подго­товке требований практи­чески не осталось. Мы были последним набором, кто, поступая, сдавал физиче­скую подготовку. Подпры­гнул проходной бал, стало поступить немного легче. С поступлением ничего слож­ного на самом деле. Сейчас просто нужно все свободное время посвятить, если дей­ствительно есть желание, из­учению дисциплин.

В этом контексте я бы хо­тел передать привет всем своим учителям. У меня были однокурсники, кото­рые приезжали учиться и из Москвы, и с Дальнего Восто­ка, и с Оренбурга, и так да­лее. Разговаривая с ними, я понимал, что нам, кто учился в Качканаре, очень повезло. Потому что все наши педа­гоги с душой подходят к об­учению своих школьников, полностью себя отдают ра­боте и все силы вкладывают в детей. За это им большое спасибо. Это очень сильно помогло с поступлением.

Несмотря на то, что физподготовки сейчас в тре­бованиях нет, к этому надо относиться ответственно, потому что она хорошо гото­вит организм к работе.

Еще нужно быть готовым к профотбору. У нас был пси­хологический тест на 500 во­просов. Там задания на про­странственную ориентацию, на скорость мышления, на логику и другие. Такие тесты сдаются не только в учебных заведениях, но и при посту­плении на работу, и при сме­не должности.

— Что тебя подтолкнуло к выбору профессии?

— На самом деле исто­рия очень даже банальная. Это произошло буквально после пары перелетов на са­молете на юг с родителями, когда мне было 14-15 лет. Тогда и стало интересно это все. Казалось, что все это ро­мантично. Сейчас, конечно, понимаешь, что перед тобой стоят совсем другие задачи.

— Что помогло тебе при­йти к этой профессии?

— Возможно, это назида­ние и родителей, и педаго­гов, в хорошем смысле. Мы когда учимся, не понимаем этого, но это развивает опре­деленную усидчивость. Игра в баскетбол подготовила фи­зически, это поспособство­вало и расширению кругозо­ра. Все хорошее прививается со школьной скамьи.

Хорошие друзья тоже играют большую роль. Уже когда я учился в университе­те, у нас сложилась опреде­ленная группа людей, кото­рые имели цель. Ни у кого из нас не было родственников или знакомых в авиации, мы самостоятельно стреми­лись пробиться. Тогда как у некоторых других курсантов были какие-то связи.

С этим у меня даже есть одна интересная история. Я как-то приходил в одну ави­акомпанию, не буду ее назы­вать. Еще в процессе учебы я искал трудоустройство, я пришел к ним, предложил им заключить договор какой-то о том, что я приду работать к ним. Мне тогда прямо сказа­ли, что если у тебя здесь никто не летает, то тебе здесь делать нечего. Сейчас это даже хоро­шо, что я не устроился туда работать. Все сложилось го­раздо лучше, чем могло быть.

— Трудно ли найти рабо­ту выпускнику, если он не попал в отбор еще в уни­верситете?

— Тут все так же, как с лю­бой работой. Просто те, кто в отбор не попал в университе­те, начинает работу немного позже. Вообще нашему вы­пуску повезло, все курсанты так или иначе нашли куда устроиться.

— Есть какой-то рейтинг компаний?

— Ничего подобного нет. У меня есть друзья, которые работают в другой авиаком­пании. Мы периодически общаемся. Везде есть свои плюсы и свои минусы. Если мы что-то обсуждаем, каса­емое нашей должности, то все более или менее одина­ково. Разница только в том, что кто-то больше летает за границу, кто-то регулярные полеты выполняет. Ну, и раз­ница еще в типе самолетов, которые использует авиа­компания. Но они, в общем и целом, одинаковые. Это как разные марки машин.

— Чем работа пилота отличается от всех осталь­ных?

— График, наверное, это самое большое отличие. У нас график ненормированный от слова «совсем». У нас нет та­кого понятия, как работа по сменам — день, ночь, отсып­ной, выходной. У нас может быть две подряд ночи. Может быть так, что ты утром приле­тел с ночного рейса, отдыха­ешь днем по возможности и летишь опять в ночной рейс. Но после этого тебе положе­ны два выходных. График сейчас принят в авиакомпа­ниях 6/1, но здесь сразу сто­ит отметить, что я не попа­даю в эту категорию, так как компания наша базируется в Москве, а живу я в Екатерин­бурге. У меня сейчас нет на­парника, чтобы я мог улетать на работу «за рулем». У меня вместо этого пассажирские перелеты. Я всегда вылетаю под рейс или немножко зара­нее, летаю несколько дней и возвращаюсь домой.

Льготы определенные есть. Все равно, когда люди летают, приобретают про­фессиональные заболевания. Авиакомпания предоставля­ет также санаторно-курорт­ное лечение.

На пассажирские пере­леты тоже льготы. Я летаю за счет компании. Я звоню, заказываю билет, мне ком­пания предоставляет место в самолете. Я всегда в этом случае улечу, потому что я совершаю перелет по зада­нию руководителя.

У сотрудников и их семей есть скидки на перелеты. И не только в нашей компании такое есть. Авиакомпании объединены в альянсы, и туда входят различные авиаком­пании: европейские, амери­канские, и на их перелеты также предоставляется скид­ка.

Отпуск у нас большой — 70 дней. Но мы можем работать в любой праздничный день: и в Новый год, и 9 Мая, и так да­лее. Отпуск можно делить на части. Как правило, все берут от 14 до 28 дней. Просто по­тому, что если брать больше, то нужно будет заново прой­ти медкомиссию, отработать тренажеры и так далее.

— Что тебе нравится в работе?

— Мне нравится, что ра­бота не рутинная. У меня практически всегда разные направления полета. Чаще всего мы летаем в Европу, на Восток: в Ливан, Израиль; по России: в Томск, Красноярск и так далее. Привлекает, что ты летаешь всегда с разными капитанами, у каждого мож­но научиться чему-то ново­му. Всегда разные погодные условия.

— Какие минусы ты ви­дишь?

— Когда у нас загружен­ный график, и мы летаем по 90 часов в месяц, то хочется больше времени проводить дома. Это просто потому, что я летаю командировками. Есть возможность планиро­вать график, но есть факто­ры, когда сделать с этим ни­чего нельзя. Ночью работать тяжело. Бывают моменты, когда все друзья и родствен­ники встречают Новый год, а я нет. Я уже два Новых года не отмечал с семьей. На этот праздник я 31-го прилетел из Польши, а 1-го уже полетел в Волгоград. К такому привы­каешь, с этим можно жить, но если уж говорить о минусах, то это они.

— Были ли родственни­ки или знакомые твоими пассажирами?

— Один раз встретился однокурсник. Тут дело в том, что не всегда люди знают, с кем летят, просто потому, что капитан дает информацию по шаблону и не представ­ляет второго пилота. Кто-то от шаблона немного отсту­пает и представляет второго пилота пассажирам. Вообще я считаю, что это хорошая практика, но почему-то в компании так не принято.

В один из полетов, когда я летел в Екатеринбург, капитан меня представил, и через какое-то время, пока телефо­ны еще не были выключены, мне пришла смс-ка от одно­курсника с вопросом, я ли пилот. Пошутили немного о том, что если будут какие-то недочеты и погрешности, то ответственный за это капи­тан, так как он летит сегодня.

— Пилоты слышат, когда люди аплодируют?

— Пилоты не слышат. Я думаю, что это повелось от тех, кто боится летать. При посадке, когда самолет каса­ется с земли, они расслабля­ются с мыслями: «Фух, ка­мень с плеч» и аплодируют. Ну, а дальше это все подхва­тывается пассажирами.

Иногда люди благодарят за полет. Говорят это борт­проводникам, они передают нам. Приятно это слышать.

— А у пилотов есть тра­диции?

— Я слышал о том, что нельзя во всем новом летать. Но я летал в новом, и ничего страшного не случилось. Го­ворят, что нельзя делать фото перед рейсом. Есть примета не летать в День рождения.

— Как быть, если так со­впадает?

— Лететь. Купить плюшек или пирожных коллегам. Но при планировании рейсов, как правило, в службе ви­дят, что у человека выпадает праздник, и стараются не на­гружать его работой.

— Есть у тебя список го­родов, где ты уже был или куда хотел бы попасть?

— Скорее нет. Я уже был почти во всей Европе. По Рос­сии тоже много куда летал: и за Урал, и Самара, Казань и так далее. Чаще выпадают рейсы разворотные. То есть мы прилетели, пассажиры вышли, и практически сразу мы летим обратно. Если вы­падает время между обратной дорогой, то не больше суток.

Один из длинных рейсов у нас на Мадрид. За все время я был там только один раз. Есть Барселона, в которой мы находимся 12 часов. Два раза я был в Тель-Авиве на сутках. В расписании авиакомпании была Пальма-де-Майорка в Испании на 2 и 3 суток. Но когда этот рейс появился, его быстро расхватали, и на меня уже не хватило.

— Когда между обрат­ным рейсом все-таки по­является время, есть воз­можность посвятить его городам?

— Да. Но иногда выпадает так, что не с кем выйти в го­род. Если недалеко мы где-то находимся, то бывает, что я один хожу гулять.

Прогулка по Мадриду

— На работу тебе прихо­дится летать из Екатерин­бурга в Москву, а ты ни­когда не хотел переехать в Москву?

— Мне не нравится в Мо­скве. Ну и плюс для работы скорее придется жить не в Москве, а в Подмосковье. Подмосковье — это все мину­сы Москвы, без ее плюсов. У меня есть и примеры, глядя на которые я так не хочу.

— Есть у пилотов ка­рьерный рост?

— Да, конечно, есть. Он практически бесконечен. От второго пилота до летного директора авиакомпании можно дорасти. Все зависит от способностей, возможно, от связей. Самые первые сту­пени: второй пилот, коман­дир, командир-инструктор, штатный инструктор, сотруд­ник эскадрильи, командир эскадрильи, замкомандира летного отряда и так далее.

— На какую зарплату мо­жет рассчитывать пилот?

— Сложно сказать. Не знаю, как в других компани­ях, но у нас это корпоратив­ная тайна. Зарплата зависит от того, куда летаешь и сколь­ко. Скажу только, что работа оплачивается достойно.

— Распространяются ли на пилотов все те же тре­бования перелетов, что и на пассажиров: нужны ли вам визы, проходите ли вы таможню?

— Таможню проходим. На наши перелеты в Европу виза не нужна, даже если у нас суточная командировка. На самом деле я в эти под­робности не вдавался. Знаю, что на рейсы в Тегеран точно виза нужна. Туда просто так не пропускают, даже на раз­воротных рейсах. Еще нужна виза, чтобы летать в США.

— Как на вашей работе отразилась пандемия?

— Практически в 4 раза мы стали меньше летать. Если раньше в месяц я летал 16-20 рабочих дней, то сей­час рабочих дней в месяц 4-5. На оплате труда это тоже ска­зывается. За последний ме­сяц до отпуска у меня было всего 3 или 4 рейса. Рейсы либо просто снимают, либо отдают на другой самолет.

— Какой твой самый ко­роткий и длинный рейс?

— Самый короткий рейс в Нижний Новгород из Мо­сквы. От взлета до посадки там минут 50. Это на самом деле тяжелый рейс. Нам сложно тем, что в процессе набора высоты мы уже гото­вимся к снижению. То есть в горизонте ты летишь бук­вально 10 минут. Взлетаем, видим чуть-чуть горизонт и уже снижаемся. Первый раз лететь туда тяжело.

Самый длинный рейс у меня был из Алматы. От взлета до посадки мы летели 5 часов с чем-то. Мы попали в очень сильный встречный ветер. Принцип тут такой же, как плыть по течению реки и против.

— У пилотов есть какое- то место для отдыха вну­три самолета?

— На нашем типе нет, про­сто потому, что у нас полет быстро проходит. У тех, кто летает на широком фюзеля­же по 12-14 часов, и экипаж усиленный — 3-4 человека, и комнаты отдыха есть. Я их в глаза, конечно, никогда не видел, но знаю, что они есть. Если таких комнат нет, то тогда для экипажа брониру­ют места в бизнес-классе.

— На персонал рассчита­но питание?

— Да. Не знаю, как в других компаниях, но нас кормят. Не изыски, конечно, но у нас питание как в бизнес-классе. Для нас это приятный бонус.

— Есть в кабине какие- то кнопки, которые нажи­мать нельзя, но очень хо­чется?

— В воздухе страшно нажи­мать то, что нельзя. На самом деле есть различного рода пе­реключатели и кнопочки, ко­торые имеют статус необра­тимого действия. Например, есть процедура, она чаще все­го отрабатывается на трена­жере, при пожаре двигателя. И есть специальная красная большая кнопка, которая в момент пожара мигает. Когда ее нажимаешь, то перекрыва­ется подача топлива, гидрав­лики и вообще любых горю­чих жидкостей. Если просто без пожара ее нажать, то дви­гатель остановится, и запу­стить его уже не получится.

— Чего боятся пилоты?

— Мы ничего не боимся.

— Что делать, если само­лет попал в грозу?

— Вообще лучше что-то делать, чтобы в нее не по­пасть. Есть устройства — метеолокаторы, которые сканируют определенное пространство перед собой; и если есть какие-то образо­вания: грозовые или мощ­но-кучевые, то мы их видим, связываемся с диспетчером, просим разрешения на сме­ну курса. Прямо в грозу, в кучевую облачность вообще запрещается заходить. Пото­му что с виду это просто туча, а внутри там много восходя­щих и снисходящих потоков воздуха. Самолет может не выдержать таких перегрузок. Помимо этого, на больших высотах образуется крупный град, который может повре­дить самолет.

Так выглядит гроза из кабины пилота

Однажды у меня был не­приятный случай. Мы лете­ли, радар работал, все было прекрасно. Мы летели в мо­локе (в молоке — это когда летишь высоко, но все рав­но есть взвесь какая-то), и буквально через небольшой просвет я увидел облачность. Переключил локатор, чтобы он просканировал простран­ство чуть ближе. Я сообщил об этом капитану, и было принято решение отвора­чивать самолет. Мы самолет отвернули, но в процессе отворота, видимо, ее заце­пили. Попали в достаточно сильную болтанку. Все было в пределах эксплуатаци­онных ограничений, но по ощущениям это было очень некомфортно, иногда даже страшно. Но в итоге мы из ситуации хорошо вышли, сделали все необходимые за­писи. Перепугались пассажи­ры, конечно. Они болтанки даже маленькой боятся, а тут очень сильно нас потрясло.

Есть еще одна интересная история, связанная с грозой. Есть такое понятие, как элек­тризация самолета от того, что он трется о воздух, частицы. Иногда даже поражение элек­тричеством может случиться. Обычно это сопровождается хлопком или светом. Мы лете­ли в грозу, летели в молоке, и у нас по лобовому остеклению побежали маленькие молнии. Я предложил капитану еще немного в сторону курс взять. Но он сказал, что смысла уже нет. Я сказал, что видел такое в первый раз. На что он мне ответил, что это еще не страш­но, они еще иногда шипеть и щелкать начинают.

— Ты рассказал исто­рию, как вы попали в бол­танку, а вообще стоит бо­яться турбулентности?

— Нет, не стоит. В ней нет ничего страшного. Воздух у земли, если он сильно про­гревается, поднимается вверх, образуется разница в плотно­сти воздуха. Это как кипение воды. С воздухом происходит практически то же самое. Осо­бенно часто это у земли встре­чается после жары.

— Может ли самолет за­блудиться?

— Это практически исклю­чено. Даже если в самолете системы работать не будут, диспетчер тебя будет видеть у себя. Если что, то можно у него попросить направле­ние, но такие ситуации прак­тические нереальны.

— Почему ящик черный?

— На самом деле он ядови­то-оранжевый. Оранжевый он потому, что его в таком цвете хорошо видно. Ящик записывает то, о чем мы раз­говариваем, все параметры, которые относятся к полету. Это делается для того, чтобы в случае какого-то происше­ствия его можно было изъ­ять, расшифровать и опреде­лить, что же стало причиной происшествия.

— Если бы ты не стал пи­лотом, то кем бы стал?

— Даже не знаю. Я, конеч­но, подавал документы на три специальности ради под­страховки: пилот, диспет­чер и спасатель. На других специальностях я бы, может, не так охотно учился, как на этой. Иногда я задумывался о том, что я больше ничего и делать-то не умею. Я гото­вился к этому с 8 класса.

— Как семья отнеслась к твоему выбору?

— Родители поддержива­ли всячески. Возможно, для них сначала это было удиви­тельно и необычно. Но потом оказывали любую посильную помощь и поддержку. По на­чалу мама признавалась, что ей было не комфортно, что я в полете. Но сейчас, я думаю, что все уже привыкли.

Жена к командировкам относится спокойно, с по­ниманием. Все в пределах нормы, скандалов по этому поводу никогда не было. Все прекрасно.

Максим на выпускном с семьей

— Как другие люди реа­гируют, когда узнают, что ты пилот?

— Чаще всего у них возни­кает удивление. Профессия все-таки достаточно редкая. Особенно для Качканара. Са­мые популярные вопросы всегда: «Правда? Где работа­ешь? На чем летаешь?» и так далее. У жены иногда интере­суются, чем у нее муж зани­мается. Когда узнают, что я пилот, то тоже все удивляются.

— Какие у тебя есть по­желания для тех, кто соби­рается в воздух?

— Пассажирам я хотел бы сказать, что не стоит бояться летать. В кабине всегда сидят подготовленные, обученные, здоровые летчики. Никто не возьмет на себя ответствен­ность взять в экипаж не гото­вого к полету. Так что экипаж всегда опытный и грамот­ный, который постарается сделать все в лучшем виде.

А тем, кто хочет поступить — во-первых, я на связи всег­да. Во-вторых, нужно быть упорными и усердными. Всегда надо идти до конца в своих желаниях. Если что-то не получается, то нужно раз­бираться в вопросе. Всегда можно попросить помощи в чем-то родителей, друзей, учителей. Но в целом для пилота важно уметь искать информацию самостоятель­но и уметь ее анализировать. Если есть желание летать, то возможно все.

Ограничения сняли, но не все

В Свердловской области раз­решили работу всех ресторанов, баров, кафе, столовых и других заведений общепитания. Соот­ветствующий указ подписал и.о. губернатора А.Орлов. Открыва­ются базы отдыха и санатории.

Разрешено открыться част­ным детским садам — органи­зациям, осуществляющим пре­доставление услуг по дневному уходу за детьми. Но наполнять группы можно не более чем на 50%. Все остальные детские сады могут работать без огра­ничений. По-прежнему не могут работать бани, а фитнес-центры не могут проводить групповые занятия более чем для 20 чело­век. Указ действует до 24 августа.