Зачем Евразу непременно нужно зачистить гору от буддистов?
Иван Канисев подробно описал ситуацию и привел аргументы, почему буддисты могли бы без ущерба для Евраза и разработки СКМ существовать в монастыре на горе Качканар. Канисев 18 лет проработал бурильщиком скважин и прекрасно знает, что такое взрывные работы. В свое время он окончил во Владикавказе горный техникум по разработке месторождений полезных ископаемых. Эту статью он написал специально для «Нового Качканара».
Для начала я хочу рассмотреть кАмпанию, которую развязала кОмпания Евраз против буддистов, начавших строительство своего монастыря на горе Качканар в 1995 году, когда этого Евраза еще и не существовало. Пиарщики устроили эту кампанию с целью выселения буддистов с горы и, если все пойдет гладко, то и ликвидации самого монастыря.
Общину вывели за рамки закона
В Конституции РФ пунктом 2 статьи 14 закреплено, что все религиозные объединения равны перед законом. Также федеральными законами признаны традиционными для России христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Но нужно отметить, что не ко всем религиям и их представителям одинаково относятся как представители власти, так и финансовые и промышленные группы.
Если с РПЦ заигрывают и власти, и предпринимательское сообщество, помогая ей финансово и передавая имущество и земли, как имеющей самую большую паству, а с мусульманами боятся связываться, опасаясь ответных враждебных действий, как и с представителями иудаизма, которые имеют достаточно сильное влияние на финансовые потоки, то отношение к буддистам в России, мягко говоря, довольно прохладное и не всегда уважительное.
Думаю, что в этом и заключается беда поселенцев буддийского монастыря на горе Качканар. Если бы они относились к какой-нибудь другой группе религий из выше названных, то, скорее всего, вопроса о их выселении оттуда не возникло бы.
Думаю, их бы давно уже официально признали религиозной общиной, оформили документы на землю под монастырем, а сам монастырь внесли в список культурных и туристических объектов, охраняемых государством, а не занимались изобретением всяких предлогов, чтобы отказать им в этом. Не много таких мест на Урале. А если подумать, то оно здесь единственное, эксклюзивное. Но думаю, что в нынешнем российском государстве это никогда не случится, потому что здесь важны не интересы общества, а интересы групп отдельных частных лиц и их амбиции, иной раз превышающие все разумные пределы.
Все мы видим, как областная власть с легкостью сдала в аренду Евразу почти всю гору Качканар размером в несколько десятков квадратных километров. Хотя с величайшим упорством власть отказывала все эти годы оформить всего один гектар земли под монастырем. Благо бы его постройки и монахи на самом деле мешали разработке СКМ. Для многих это спорный вопрос. Каждая сторона приводит свои доводы. Мы об этом подробно поговорим дальше в этой статье.
Власть все эти 25 лет прекрасно знала, что обременением сдаваемого в аренду Евразу участка земли на горе Качканар является буддийский монастырь Шедруб Линг, фактически существующий с 1995 года, хотя и не признанный властью, которая искала любые предлоги, чтобы он не получил официального статуса. И все же власть пошла на это, не оформив само обременение и общественный сервитут. Тем самым узаконив аренду этого участка горы группой частных предпринимателей, имеющих в том числе и иностранное гражданство, и выведя за рамки законной деятельности религиозный объект, расположенный на горе Качканар и его местную общину.
Предложение монахам переселиться в поселок Косью, а сам монастырь посещать им только по субботам и воскресеньям звучит издевательски. Ведь это монастырь, а не клуб по интересам. А члены общины — не праздношатающиеся бездельники. Что бы собой представляли христианские монастыри, если бы монахи не несли службу, не трудились в монастыре, не жили в своих кельях, а жили бы где-нибудь в гостинице и посещали его только по субботам и воскресеньям? Думаю, что такая мысль для христиан звучит кощунственно. Полагаю, что власть и Евраз все это прекрасно понимают, но продолжают свои варварские действия вопреки здравому смыслу.
Мощная пиар-кампания по демонизации буддистов
Судя по статьям в местных газетах «КЧ» и «КР» и передачах местных радиостанций, которые на корню скупил Евраз через побочные организации, и статьям в областных СМИ, а также по материалам в специально созданных группах в социальных сетях, поставлена цель демонизировать и сам буддийский монастырь, и его обитателей, как группу людей, не дающих развиваться комбинату и городу. А для этого все средства хороши.
Естественно, что любой здравомыслящий человек не хочет, чтобы комбинат прекратил свою деятельность, так как это основной источник доходов и жителей, работающих на нем, и бюджета, получающего налоги в свою казну с его деятельности. Не хотят этого, конечно, и буддисты. Но от них мало что зависит. Останови работу комбинат — быстро умрет и город, как это уже произошло не с одним из подобных моногородов. Не многие имеют средства куда-то уехать. А многие и не хотят, так как родились здесь и привыкли здесь жить. Вот на этом страхе и паразитируют власть и руководство Евраза.
По старой советской привычке люди все еще продолжают верить почти всему, что пишут в газетах. Особенно в местных, так как события вроде бы как развиваются у них на глазах. Тем более, что для пущей убедительности материалы в этих газетах размещаются за именами известных уважаемых в городе людей, депутатов, работников комбината, а иной раз и простых домохозяек. Но проблема заключается в том, что многие уважаемые люди никогда не занимались этим вопросом в деталях и их просто вводят в заблуждение относительно действительности. Другие просто приучены к мысли: если руководство что-то говорит, то оно всегда право, и лучше с ним не спорить, иначе наживешь себе неприятности. С наших депутатов, пусть они не обижаются, что с гуся вода, они прекрасно понимают, для чего их продвинули в депутаты, что если скажут что-то не то, что от них требуется, их карьера завтра и прекратится как на комбинате, так и в думе.
Так что ориентироваться на их высказывания — себя не уважать. Про некоторые одиозные высказывания работников комбината вообще молчу. Люди полностью зависимые. Да и что мне тут объяснять, все в городе знают, кто и что из себя представляет. Простые домохозяйки хотя и мало что смыслят в горном деле, но ради пропаганды пытаются использовать и их в своих целях. Говорю я это без зла. Такова действительность. Так что, как говаривал профессор Преображенский, «не читайте до обеда советских газет». Истины вы в них не найдете.
Буддисты — не помеха производству горных работ
Теперь перейдем к существу дела. Влияет ли монастырь и нахождение буддистов в нем на разработку СКМ. Юридическую сторону по аренде земли Евразом и нахождение монастыря на горе я уже осветил выше. Здесь власть одним росчерком пера вывела буддийскую общину за рамки закона. Поэтому все суды не будут рассматривать вопрос возможности нахождения монастыря и общины на горе с точки зрения, что он мешаете разработке СКМ или нет. Суд просто будет формально рассматривать только один вопрос, что земля передана в аренду определенной группе частных лиц на определенное количество лет, и они вправе ей распоряжаться все это время, как хотят. Здесь тягаться с это группой долларовых миллиардеров бесполезно. В этой части суд всегда будет на их стороне.
Этот копеечный вопрос с сохранением монастыря и нахождением в нем буддистов, конечно, может решить областная власть, внеся их в реестр культурных ценностей. Но, по моему убеждению, она никогда это делать не будет.
Для меня и для всех нас важны другие вопросы, которые не рассматривает суд, принимая свое решение, но которыми пугает жителей города руководство Евраза. Так как будь на то добрая воля властей или Евраза, когда юридическая сторона не помеха разработке СКМ, то остается техническая. Это вопрос невозможности производства взрывных работ на Собственно-Качканарском месторождении из-за нарушения СанПинов и угрозы людям во время производства взрывных работ. А, следовательно, и остановке работ на этом месторождении. Мое мнение, что это совершенно не так. Это ложь. И я попробую доказать, что буддисты не помеха производству горных работ ни на одно мгновение.
Для начала всем советую просмотреть мой видеофильм «Собака на сене. Взорвут ли буддийский монастырь на горе Качканар?» на моей страничке в Ютуб, набрав Иван Канисев в ютубовском поисковике, или в на моей странице в соцсетях.
В этой части моей статьи я частично использую тот материал, который более подробно изложил в своем фильме. Технические вопросы делятся на два блока. Первый — это СанПины и второй — Правила безопасности при взрывных работах.
Санитарный вопрос
Начнем с первого.
С 1 марта 2008 года была введена новая редакция СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в дальнейшем — СанПиН-2008), утвержденная главным санитарным врачом РФ Г. Онищенко 25 января 2008 г. Регистрационный N 10995.
В правилах в пункте 5.3. указано: «Допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства: нежилые помещения для дежурного аварийного персонала, помещения для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель), здания управления, конструкторские бюро, здания административного назначения, научно-исследовательские лаборатории, поликлиники, спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, мотели, гостиницы, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, пожарные депо, местные и транзитные коммуникации, ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы, артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей».
В 2012 году подобное Евразу ООО «Марийская Энергетическо-Финансовая компания» (далее — ООО «МЭФК») обратилось в Верховный Суд России с заявлением о признании пункта 5.3 СанПиН-2008 недействующим в части, допускающей размещение в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства, не предназначенных для обслуживания работников указанного объекта и для обеспечения деятельности промышленного объекта (производства).
Рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению этой организации о признании недействующим пункта 5.3 СанПиН-2008, суд решил: в удовлетворении заявления ООО «МЭФК» о признании недействующим пункта 5.3 СанПиН-2008 отказать.
Как мы видим из текста п.5.3 СанПиН и Решения Верховного Суда РФ по этому пункту, СанПиН не запрещает нахождение буддийского монастыря на горе Качканар в санитарной зоне разработки Собственно-Качканарского месторождения Евраз КГОКа, ибо он также может выполнять функции и гостиницы, и мотеля, и спортивно-оздоровительного сооружения закрытого типа. Все ссылки на СанПиН в этом случае беспочвенны и рассчитаны на безграмотного обывателя.
Двойные стандарты
Для того чтобы посмотреть, как на самом деле обходятся с СанПиНами руководство Евраза и областное правительство, когда это им выгодно, приведу пример, как этот вопрос решался в Нижнем Тагиле. Как пишут СМИ, на протяжении уже многих лет не утихает скандал вокруг санитарно-защитной зоны НТМК в Нижнем Тагиле: она до сих пор не утверждена. Причина в том, что в случае ее согласования, в зону попадает чуть ли не половина города, а это значит, что комбинат должен за свой счет построить новые дома и соцобъекты и расселить людей. Из-за неутвержденной санитарно-защитной зоны на предприятие налагаются штрафы, но в любом случае это выходит дешевле, чем переселение тагильчан. Под давлением общественности комбинат был вынужден хотя бы частично начать решать эту проблему. Речь идет о модернизации предприятия. В частности, в 2018 году там была запущена новая домна, однако и с ней возникли сложности. Долгое время жители Нижнего Тагила жаловались на оранжевый дым над предприятием после запуска нового оборудования. Можно резюмировать: закон, что дышло — куда повернут, туда и вышло. Уже всем давно известно, какую попросит заказчик проектантов нарисовать зону санитарной защиты для себя в сторону увеличения, такую они и нарисуют, но не менее минимальной, а в большую — сколько душа пожелает.
От взрывов монастырь не пострадает
Теперь перейдем ко второму блоку, по которому так много страшилок размещает Евраз в разных СМИ, это «Правила безопасности при взрывных работах».
Все воздействия на объект при взрыве делятся на несколько поражающих факторов. Это сейсмическое воздействие на сооружения, ударная воздушная волна, действие ядовитых газов, разлет отдельных кусков породы.
Так как буддийский монастырь на горе Качканар расположен на плотных скальных ненарушенных породах с коэффициентом Kr, зависящий от свойств грунта в основании сооружений равным 5, и построен из каменных и бетонных стройматериалов с коэффициентом, зависящий от типа здания (сооружения) и характера застройки равным Кс = 1,5, то он не будут иметь даже малейших повреждений от взрыва 200 тонн взрывчатки, размещенной в скважинных зарядах, на расстоянии от места проведения взрыва 450 метров. Следовательно, и по этому параметру монастырь и разработка СКМ не оказывают угрозу друг другу.
На угрозе ударной воздушной волны я вообще не хочу останавливаться, так как между монастырем и первой очередью разработки СКМ находятся гасящий ее лес, тянущийся почти на полтора километра, и прикрывающая монастырь скальная гряда.
Не представляет для обитателей монастыря и образующееся после взрыва облако ядовитых газов, так как он расположен выше самого верхнего 640 горизонта СКМ на отметке 843 метра с перепадом по высоте в 200 метров и также на расстоянии более полутора километров от него. И тем более, что расположен на обдуваемой всеми ветрами горе, а не в яме, как карьеры Главный, Западный и Северный, где газ может стоять часами после взрывов в безветренную погоду. При этом Главный карьер находится от поселка Валериановск всего в 700 метрах и за последние полсотни лет проведения взрывов еще никого там не отравили.
Куски породы не долетят
И последний из этих технических вопросов — о разлете кусков породы, которые, якобы, могут травмировать находящихся в своем монастыре буддистов. Он тоже имеет несколько нюансов. Сразу же отметим, что согласно Приложению №20 к Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности «Правила безопасности при взрывных работах», утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 декабря 2013 г. №605 (далее пишем Приказ №605 сокращенно) радиус опасной зоны для взрывания, пункт 1.5 — скважинных зарядов с забойкой, не менее 200 метров.
Скважины на карьерах Евраза в основном бурятся станками СБШ-250 МНА. Диаметр скважин в среднем 250 миллиметров. Высота горизонтов у нас на карьерах равна 15 метрам. Крепость пород по буримости по шкале Протодьяконова на карьерах комбината в среднем находится от 14 до 18 категории. Станки бурят с небольшим перебуром. Блоки бурят в несколько рядов. Основная сетка при бурении 5 на 5, 5 на 6 или 6 на 6 метров. Забойка скважин после зарядки взрывчаткой и боевиками осуществляется до устья скважины шламом.
Мы, конечно, можем рассчитать разлет кусков породы взрывами по различным учебникам и инструкциям. Но не будем далеко ходить, а для простоты воспользуемся Приложением №26 к Приказу №605. В нем есть пункт 1 и называется он «Примеры определения безопасных расстояний по разлету отдельных кусков породы при взрывах скважинных зарядов». Подставив те данные, которые мы имеем по бурению скважин на карьерах Качканарского ГОКа, мы в итоге получаем самый большой вылет отдельных кусков порода на расстояние, не превышающее 550 метров. Я не привожу здесь расчеты и формулы, так как это займет слишком много места.
Циничный обман общественности
Так что все заявления руководства Евраза, а также некоторых политических деятелей из областных структур о том, что монастырь и буддисты, находящиеся на горе Качканар, мешают производству взрывов из-за возможности поражения их отдельными кусками взорванной породы на разрабатываемом СКМ, мягко говоря, не соответствует действительности. Ибо расстояние опасной зоны по взрывам СКМ в три раза меньше расстояния между СКМ и монастырем. А если сказать откровенней, то является циничным обманом общественности с целью выставить общину буддистов как врагов жителей города и страны, как это делалось в 30-е годы ХХ века.
Поэтому все разговоры и заказные статьи в СМИ о возможном прекращении из-за этого разработки СКМ и остановке работы комбината нужно расценивать как клевету с определенной целью: сначала выселить из монастыря общину буддистов, а затем разрушить и монастырь. Ибо мы все знаем, как у нас быстро разрушают брошенные нежилые постройки. Даже сама постановка Евразом вопроса о запрете нахождения дежурных из буддийской общины в монастыре в будние дни для его обслуживания и отопления, когда не проводятся взрывы на СКМ, из-за которого идет весь этот сыр-бор, выглядит издевательством над здравым смыслом. Охране, оказывается, можно безопасно находиться в фанерном вагончике на поляне у подножья монастыря, и который расположен ближе к взрыву, а буддистам в железобетонном строении, расположенном дальше за ними, нельзя.
До опасного расстояния — 50 лет
Мы можем предположить, что со временем через 50 лет карьер может приблизиться на опасное расстояние к монастырю. Но тогда на обитателей монастыря должен распространяться пункт 176 Приказа 605, который гласит: «При попадании в опасную зону объектов другой организации ее руководитель должен письменно оповещаться не менее чем за сутки о месте и времени производства взрывных работ, при этом все люди из этих объектов должны выводиться за пределы опасной зоны с письменным оповещением об этом руководителя взрывных работ». Что не требует никаких финасовых затрат со стороны Евраза. И что не трудно проконтролировать той же охране или стоящим в оцеплении опасной зоны людям. При этом после взрыва и отбоя они могут наравне с работниками предприятия вернуться на свое место в монастырь до следующего предупреждения о взрыве.
Как говорят англичане, кто хочет — ищет возможности, кто не хочет — ищет причину. На мой взгляд, в этом вся суть политики руководства Евраза с тех пор, как он пришел к нам. Тому наглядный пример — остановленная и ржавеющая уже десятилетие канатка на горнолыжной трассе на Западном карьере, которая уже была популярной не только среди жителей города. Руками депутатов гордумы от Евраза также зарезали строительство горнолыжной трассы на юго-западном склоне горы Качканар, не выделив землю под нее. А сейчас еще лишение эксклюзивного объекта, привлекавшего все возрастающий поток туристов на гору Качканар, в виде буддийского монастыря.
Не вижу объектвных причин для закрытия монастыря
Рассмотрев все аргументы Евраза и поддерживающей его власти, а также существующие нормы и правила, я не вижу объективных причин по закрытию монастыря и переселению буддистов оттуда в другое место. Я прихожу к мнению, что некоторые деятели Евраза проводят политику вытаптывания поляны вокруг себя, чтобы на ней не росло ничего, и огораживания высоким забором того, что им удалось захватить.
Поэтому предполагаю, что, какие бы разумные доводы ни приводились, Евраз сгонит с горы общину буддистов, показав, кто здесь хозяин, и все эти разговоры о поиске приемлемых решений, как говорят военные, операция прикрытия и пустая трата времени. В компании всё уже решили давно и бесповоротно. Затем со временем будут разрушены самим Евразом или кем-то другим все постройки монастыря. Делается все это тихой сапой, чтобы резкими действиями не поднять сильную волну протестов, как это было в других местах.
Мы живем в век нового варварства, когда у большинства преобладают интересы, что у него в желудке, а не в голове. И еще мне обидно за тех жителей Качканара, которые, не вникая в сущность вопроса, слепо верят той информации, которая на самом деле является дезинформацией, распространяемой ответственными за это отделами и руководителями Евраз КГОКа.
Не хочется закачивать статью на такой пессимистической ноте. Хотелось бы услышать предложения, как помочь буддистам, чтобы сохранить этот уникальный для Урала объект на нашей горе. Что для этого нужно сделать и что организовать им в помощь? Думаю, что я не одинок в своем мнении по этому поводу.
Иван Канисев