Операция «Ликвидация»

Евраз, похоже, не оставил буддийскому монастырю на горе Качканар шанса на существование

На прошлой неделе на совещании между вице-губернатором Свердловской обла­сти Сергеем Бидонько, представителями Евраза, администрации Качка­нара и общины Шедруб Линг был выдвинут уль­тиматум — до 1 февраля буддистам полностью освободить гору, вклю­чая дежурных.

По требованию Евраза в рабочие дни на горе Качканар в монасты­ре вообще никого не должно быть: ни будди­стов, ни туристов. Такое требование компания объясняет нормами без­опасности. В выходные монастырь посещать можно, но предвари­тельно оформив заявку.

«Новый Качканар» вме­сте с активистом Иваном Канисевым посетили новое пристанище качканарских буддистов в поселке Косья. Представители общины разместились в нескольких деревянных домах. У будди­стов постепенно появляются и новые постройки, есть не­большой шатер, возводится высокий купольный дом.

В момент нашего приез­да, а это была пятница, мы увидели группу из несколь­ких туристок, выяснили, что они из Екатеринбурга. Их предупредили, что на гору они могут не попасть, но женщины были полны ре­шимости и всё-таки отпра­вились в путь.

Туристы не покидают надежды попасть на гору в будний день

Нас встретил Семен За­городний, председатель религиозной организации «Путь Будды». Он пояснил, что лама Докшит (Михаил Санников) сейчас в отъезде и пока неизвестно, как скоро он вернется.

Председатель религиозной организации «Путь Будды» Семён Загородний

— Дежурство минималь­ной группы буддистов, хотя бы двух человек, было на­шим главным условием при обсуждении трехсторонних соглашений с вице-губер­натором Бидонько и кор­порацией. Вице-губерна­тор дал устное обещание, что этот вопрос будет рас­смотрен после подписания бумаг, но позже наше тре­бование вернуться к этому вопросу игнорировалось. Все члены Шедруб Линга покинули гору несколько недель назад, сейчас там остаются только добро­вольцы-дежурные, — по­ясняет Семен. — Мы вы­полнили условия договора, община не присутствует на горе.

Для общины крайне важ­но, чтобы в течение рабочей недели в постройках на горе находилось хотя бы два де­журных, чтобы отапливать помещение, следить за со­хранностью сооружений.

Шатер — необычное сооружение для уральских широт

— Мы изучили вопрос безопасности, на данный момент там людям безо­пасно находиться, — гово­рит Загородний. — Но нам отказывают. Сейчас воз­обновили исполнительное делопроизводство по сносу монастыря, 18 января было вынесено решение на суде в Качканаре. Если в тече­ние 30 дней лама Докшит не сносит сооружения, то этим будет заниматься взыска­тель. Если раньше взыска­телем было Министерство природных ресурсов, теперь взыскателем является Евраз, поскольку они этот участок взяли в аренду. Материа­лы дела мы еще не видели. Нам сказали, что если мы до 1 февраля двоих дежурных с горы не спустим, то начнет­ся снос монастыря.

— А если там не будет людей, то монастырь не будут сносить? — уточняю я.

— Вот это тоже нам не­понятно. То есть взыскатель может исполнять или не ис­полнять решение суда. Мы, получается, находимся на коротком поводке у Евраза. Чтобы в выходные попасть на гору, нужно подавать за­явку. Многие туристы, при­езжающие издалека, об этом не знают. В итоге не могут подняться в монастырь. На совещании мы тоже подни­мали тему отмены заявок, просили просто сделать раз­решенные дни для посеще­ния. Я не вижу смысла в этих заявках.

Почему мы пережива­ем за дежурство — чтобы не было актов вандализма. Ска­жу честно, я Евразу не дове­ряю. У меня еще была наде­жда, что мы договоримся, но месяца полтора назад стало очевидно, что нет. Сейчас нам пришлось слить котель­ную, которая отапливала большую часть комплекса, из-за невозможности подъе­ма дров. Когда мы пытались подняться туда с дровами на «Урале», нас не пустили, хотя в соглашении прописано: обеспечить доступ.

ГОКовская охрана вме­сте с человеком в штатском запрещала нам собирать валежник, угрожала поли­цией. Сейчас отапливается одна столовая. Если и её не отапливать, то за 4 дня все промерзнет. Можно быстро нагревать пушкой, но тогда по стенам сразу течет вода, стены быстро разрушатся. Что с ними будет, если по­стоянно то отсырение, то замерзание? К тому же вы­ставленная ГОКовская охра­на не несет никакой ответ­ственности за сохранность построек монастыря. Если мы говорим о развитии туризма, то почему бы не оставить там двух человек?

— Вы не допускаете, что Евразу в этом месте не нужно развитие туризма? Для этого всё и делается, чтобы прекратить поток туристов, зачистив гору?

— Да, вероятно. Недавно мне позвонили из Роспо­требнадзора, и я узнал, что Евраз написал им письмо с требованием принять меры по прекращению туристиче­ского потока на гору в связи с пандемией коронавируса.

Нам дали время до 1 фев­раля, я буду сегодня направ­лять письмо Сергею Бидонь­ко, чтобы нам дали больше времени. Потому что у нас еще даже нет протокола со­вещания. Чтобы нам прове­сти общее собрание и при­нять взвешенное решение, нужен этот документ.

По словам Семена, на дан­ный момент в поселке Косья живут порядка 20 предста­вителей общины.

— Как вы считаете, под­нимется ли рука у Евраза сносить ваши религиоз­ные сооружения?

— Если бы не большая огласка в СМИ, думаю, они давно уже бы это сделали. Я раньше тоже думал, что это невозможно, что не подни­мется рука. В это место ты­сячи людей вложили свой труд, не один лама Докшит его строил. Был проделан ти­танический труд, все строй­материалы таскали на своем горбу. Потом я понял, что для нас это ценно, а для чи­новников и сотрудников Ев­раза это место не представ­ляет никакой ценности. Если они снесут, то угрызений со­вести они точно испытывать не будут. Для них ценность — это СКМ. Наши действия направлены на то, чтобы и месторождение работало, и монастырь продолжал функ­ционировать. Препятствий для этого мы не видим. Мы изучили все нормативные документы, правила безо­пасности, нормы проведе­ния взрывных работ. Нахо­диться там безопасно. Мы согласны на время взрывных работ дежурных оттуда вы­водить. Два года мы задаем одни и те же вопросы, и нам ни разу не дали обоснован­ного ответа: по таким-то нормам мы не можем на­ходиться здесь. Нам просто говорят: в монастыре небез­опасно. Когда смотришь по документам и нормативам — никакой опасности СКМ для нас не представляет.

Я долго думал, что делать дальше, склоняюсь к вари­анту, чтобы вывести всех с горы, смириться и посмо­треть, что будет происхо­дить.

Иван Канисев считает,
если буддисты
сейчас уступят,
то они потеряют гору

Иван Канисев высказал уверенность, если будди­сты сейчас сдадутся, то они вообще рискуют потерять монастырь. По его данным, Евраз еще лет 10 назад по­ставил задачу зачистить гору от буддистов и от па­ломничества многочислен­ных туристов. И судя, по развивающимся событиям, на компромисс и совмест­ное существование с будди­стами на горе компания не готова.

— Евраз настаивает, что мы должны соблюдать пун­кты соглашения. Там на­писано, что лама Докшит и организация «Путь Будды» обязаны покинуть гору. Мы это требование выполнили, — говорит Семен. — Органи­зация и лама — это не всё, что есть. Есть буддисты-добро­вольцы, которым это место небезразлично. Формально мы соглашение выполнили. Сначала на словах нам поо­бещали обсудить вопрос де­журства, потом отказались согласовывать.

Надо отметить, что ранее качканарские буддисты не­сколько раз предпринимали попытки оформить землю под монастырем на горе, но им землю в аренду не дава­ли.

— В прессе очень бурно обсуждался вопрос про 26 миллионов, которые вам выделили Евраз. Якобы вы взяли деньги, а с горы не ушли.

— Да, нам выделили эти деньги, чтобы община могла обустроиться на Косье. И мы обстраиваемся. Купили тех­нику, спецтехнику, стройма­териалы, гаражное произ­водство сделали, купольный дом строится. Инфраструк­туру налаживаем, столярную мастерскую сделали. Ступу поставили. Она еще без от­делки, но основное залито. Мы понимаем, что мы взяли деньги и должны выполнять условия. Мы их выполняем, но нам нужно хотя бы два дежурных на горе.

Буддисты возводят купольный дом

На этой неделе Семен За­городний планирует ознако­миться с материалами дела и с принятым 18 января ре­шением суда.

— Я уверен, что Евраз мог бы пойти на компромисс в отношении буддистов, про­сто нет такого желания, — комментирует Иван Кани­сев. — Евраз хочет показать, что он здесь власть и всё ре­шает, а остальные — никто. Они специально сделали так, чтобы буддисты оказались вне закона. Говорить про са­нитарную зону — это вообще смешно. Часть города Качка­нара находится в санитар­ной зоне. Это кого-то забо­тит? А Валериановск?

По поводу разлета породы после взрыва, максимальное расстояние — в радиусе 500 метров. Буддисты находятся на расстоянии полутора ки­лометров от края СКМ.

Все заявления руковод­ства Евраза, а также неко­торых политических деяте­лей из областных структур о том, что монастырь и буддисты, находящиеся на горе Качканар, мешают производству взрывов из-за возможности поражения их отдельными кусками взорванной породы на раз­рабатываемом СКМ, мягко говоря, не соответствует действительности. Ибо рас­стояние опасной зоны по взрывам СКМ в три раза меньше расстояния между СКМ и монастырем.

Тут еще нельзя упустить морально-этический вопрос. А если бы это был православ­ный монастырь или мечеть? Я бы посмотрел, как Евраз сносил эти святыни… Если Евраз будет сносить мона­стырь, я считаю, это будет натуральное кощунство.

Как сообщает в СМИ Сергей Бидонько, власти якобы не заинтересованы в том, чтобы постройки в монастыре были снесены. Они хотят, чтобы комплекс (единственного, кстати, на Урале буддийского монасты­ря) действовал по выходным и праздникам, как было про­писано в соглашении.

По сути, своим ультима­тумом Евраз не оставляет монастырю шанса на суще­ствование. Либо его стены разрушатся сами, либо его снесут. Вандализм, кстати, тоже не исключен.

P.S. 2 февраля ста­ло известно, что с 8 февраля дежурные всё-таки покинут религиозный комплекс на горе Качканар. Такое реше­ние было принято на общем собрании общины. В рабочие дни объект будет находиться под охраной Евраз КГОКа.

Юлия Кравцова

Фото: Юлия Кравцова