Очередной виток застарелого конфликта

Почему сейчас важнее всего активная позиция качканарцев

Интернет-ресурсы Свердловской области, и не только её, очень сильно возбудила новость, запущенная в социальных сетях, о новом обострении в давнишнем споре с «буддистской общиной», как они сами себя называют, хотя другие источники считают, что они не более чем религиозная секта, самовольно обустроившая храм на северной вершине горы Качканар.

История эта носит очень застарелый характер, и можно сказать, что начало ее было положено еще во времена разведки залежей железной руды, проводившейся до строительства Качканарского горно-обогатительного комбината. Уже тогда советское руководство знало, что рано или поздно, по окончании разработки Гусевогорского месторождения, придется приступить к изъятию природных богатств из самой горы. Да, природу жалко, гора красивая, леса чудесные, но прогресс и развитие общества требуют металла, и поэтому чем-то приходится жертвовать ради прогресса. В те далекие времена ни у кого не вызвал никаких нареканий тот факт, что был вырублен лес и под строительство комбината, и под строительство города, и под карьеры для добычи руды. Никого не возмутил факт того, что из-за добычи руды было принято решение разработать гору Малая Гусева. Все советские люди понимали, что так надо, и что страна нуждается в металле.

Шло время, запасы Гусевогорского месторождения истощались, но, учитывая бурные времена 90-х про Cобственно-Качканарское месторождение как-то позабылось. Именно в эти годы, а конкретно в 1995 году, Михаил Санников и обосновался на одной из вершин горы Качканар, уйдя от людей в глухой и далекий, как ему казалось, лес, и начал там строить свою обитель. В те времена никто не гнал его оттуда, было попросту не до него. Но вот вопрос встал ребром. Как только комбинат перешел в управление Евраза, руководство Качканарского ГОКа стало говорить, что разработка СКМ нужна городу и комбинату, за этим будущее нашего рабочего коллектива.

Уже через 10 лет на разработку СКМ приехала техника. Правда, и захватчики подготовились. «Монастырь» за это десятилетие расцвел. И если ранее жители монастыря старались отгородиться от туристов и даже подсказывали, как можно добраться до скалы Верблюд в обход монастыря, то за эти годы они начали вести активную деятельность по раскрутке своей обители, и постарались сделать его известным не только в России, но и за рубежом. Надо сказать, что это у них довольно неплохо получилось. У них были самые разные журналисты и телекомпании, которые помогли им получить довольно широкую известность в самых разных международных структурах. Как следствие, сейчас к ним сотнями приезжают туристы. Бизнес, так сказать, поставлен на поток.

Что же в это время делали Евраз и государство, которое обязано передать земли под разработку полезных ископаемых без каких-либо ограничений? Вели работу по выдворению буддистов с насиженного места посредством законных цивилизованных методов — обращений в государственные инстанции. Для начала на поселенцев воздействовали через департамент лесного хозяйства, по иску которого в 2016 году было вынесено судебное решение о незаконности их нахождения на горе Качканар. Однако с исполнением предписания суда возникли некоторые трудности, так как обитель находится в очень труднодоступном месте, и пригнать туда технику для сноса сооружений довольно сложно. Сами же отшельники не желали покидать обжитое место и считали требования суда незаконными. Следующим шагом стала попытка договориться с

общиной о взаимовыгодном соглашении, которое бы устроило все стороны, и вроде бы все согласились на предлагаемые условия, даже подписали трехстороннее Соглашение с юридическими обязательствами. И региональные власти почувствовали облегчение от вроде бы разруленного многолетнего конфликта. Но не тут-то было.

В ноябре снова в социальных сетях и разных СМИ запестрели заголовки о разрыве соглашения, с упреками о невыполнении условий соглашения. Если коротко: поселенцы заявили, что им не вовремя предоставили земельный участок для строительства новых культовых комплексов и некачественно сделали дорогу от горы до Косьи, и они по этой причине отказываются выполнять соглашение и переезжать на новое место в Косью. По договоренности они должны были переехать уже до 1 ноября, но сейчас, несмотря на то, что взяли выделенные по соглашению 26 миллионов на строительство храмов на новом месте, вовсе отказываются от переезда.

Кто прав в этой ситуации? На чьей стороне должны быть симпатии жителей Качканара? Тут все предельно ясно и очевидно. Есть постановление суда, предписывающее буддистской общине съехать с незаконно занятого участка горы. Есть четкое и ясное понимание того, что комбинату жизненно важна разработка Собственно-Качканарского месторождения, для продолжения прибыльной работы Дивизиона Урал. Есть понимание того, что только прибыльная работа комбината с сохранением текущей загрузки гарантирует стабильную работу и зарплату шести тысячам качканарцев, а также гарантирует средства к существованию членам их семей, что увеличивает цифру заинтересованных горожан как минимум втрое.

Но все ли так просто в этой ситуации? К огромному сожалению, нет. За то десятилетие, во время которого община чувствовала подход критического момента, она очень неплохо подготовилась. За сохранение монастыря высказывались известные публичные личности. Телеканал BBC снял фильм о жизни монастыря и о том, какие красивые виды открываются с горной вершины. За ситуацией в монастыре очень пристально наблюдают самые различные СМИ, блогеры, гражданские активисты, экологи. Чем это грозит Качканарскому горно-обогатительному комбинату? Да тем, что на защиту незаконных поселенцев могут встать различные экологи, защитники природы, блогеры, активисты, медийные личности и прочие. Как правило, у всех есть свои интересы, явно далекие от желания нормального существования жителей таких городов как Качканар и Нижний Тагил.

Все это очень накаляет обстановку в городе. Многих жителей настораживает и не внушает доверия позиция, которую занимает община, обосновавшаяся на горе. Ведь по своей сути — это позиция беспредельщиков, они незаконно завладели землей, принадлежавшей государству. А когда государство, через судебную власть, выразило волю на то, чтобы этот участок земли был освобожден его захватчиками, они, эти захватчики, отказываются выполнять судебное решение. Судебные решения, если они не выполняются в добровольном порядке, как известно, обеспечиваются соответствующими государственными структурами принудительно. В подписанном трехстороннем Соглашении и был предложен выход: он был не силовым, а дипломатическим! И вроде бы, он всех устроил, но опять что-то пошло не так, поселенцы отказываются соблюдать подписанные ими же условия Соглашения.

Сейчас всем сторонам конфликта необходимо найти и устранить точки непонимания и неприятия, которые вызвали очередной скандал между сторонами конфликта, и продолжить конструктивный диалог в открытом режиме.

Только полное понимание жителями города всего переговорного процесса, только активная позиция (а не позиция «ждунов», когда якобы все рассосется и решится само собой), безоговорочная поддержка и требование исполнить закон позволят не допустить разжигания конфликта и еще долгие годы строить будущее нашего родного моногорода Качканара, будущее, которое немыслимо без Качканарского ГОКа.

Первичная профсоюзная организация «Качканар-Ванадий»

Евраз установил порядок для посещения монастыря на горе Качканар

Представитель ком­пании вручил буддистам порядок посещения мо­настыря на горе Качканар, сообщают в администра­ции.

Согласно договорён­ности, члены общины и их гости смогут продолжать посещать сооружения на горе и после переезда в Ко­сью, но по установленному порядку, разработанному представителями Евраза.

По словам директора по персоналу и социаль­ным вопросам дивизиона «Урал» Евраза Сергея Сель­кина, порядок посещения сооружений необходим, чтобы обеспечить разра­ботку Собственно-Качка­нарского месторождения в установленные лицен­зией сроки, в рамках дей­ствующего законодатель­ства и с минимальными рисками для людей, ко­торые будут поднимать­ся на гору Качканар.Впереди согласование проекта благоустройства выделенного общине участка в Косье, согласно которому пройдёт строи­тельство гостевого дома и многоэтажного храмового зала для проведения прак­тик.

Буддисты построят новый храм в поселке Косья

9 июля в посёлке Косья состоялась очередная встре­ча представителей буддий­ской общины, Правитель­ства Свердловской области и компании Евраз.

Там присутствующие об­судили, как идут процесс переезда общины с горы Качканар и работы по строи­тельству новых культурных, хозяйственных и бытовых сооружений в посёлке Косья. На данный момент уже раз­работан эскиз монастыря и определён участок под его строительство.

В ходе совещания пред­ставители Евраз подчеркну­ли, что срок переезда будди­стов с горы в посёлок Косья пересмотру не подлежит.

 

Фото: Город Качканар

В Качканаре 6 часов искали туристов из Екатеринбурга

Около 23 часов 27 июня на телефон 112 позвонил мо­лодой человек, который рассказал, что он и три его знакомых заблудились по дороге к монастырю, расположенно­му на горе Качканар.

На поиски туристов были ориен­тированы спецслужбы города, в том числе и сотрудники полиции. За ту­ристами отправились спасатели.

По информации полицейских, молодые люди приехали в Качканар из Екатеринбурга в 16 часов, чтобы побывать на горе.

— В связи с тем, что со стороны города ведётся разработка качка­нарского месторождения, старая дорога к монастырю перекопана. Молодые люди так и не дошли до буддийского храма, на улице стало темнеть, и они поняли, что заблу­дились, — рассказывают в полиции. Спасатели вели поиски в тёмное время суток, вдобавок мешали силь­ный туман и проливной дождь, ви­димость на горе в этот день была нулевая.

По итогам поисково-спасатель­ных работ заблудившиеся туристы были найдены живыми и здоровы­ми, их доставили в отдел полиции уже в 7 часу утра. С молодыми людь­ми провели профилактическую бесе­ду и отпустили домой.

Полицейские отмечают, что пу­тешественники не дошли до пункта назначения полтора километра. В буддийском храме они всё-таки по­бывали, но уже вместе со спасателя­ми, для того чтобы выпить горячий чай и немного обсохнуть.

Сотрудники полиции предупре­ждают будущих туристов, собрав­шихся на гору: прежде всего, необ­ходимо предупредить родных о том, куда вы направляетесь, сообщить о маршруте и ориентировочном времени возвращения, также стоит предупредить об этом спасателей.

— Обязательно берите с собой заряженный мобильный телефон с пополненным балансом, фонарик, спички, а также запас еды и воды на экстренные случаи. Туристам на­стоятельно рекомендуется начинать восхождение от посёлка Косья, там маршрут восхождения отмечен, а у подножья горы находится община буддистов, у которых можно полу­чить полную информацию о марш­руте и отдохнуть после восхождения, — отмечают спасатели.

Фото: МВД России «Качканарский»

На горе Качканар построят новую смотровую площадку

Буддисты монастыря «Ше­друб Линг» занялись обу­стройством территории

С 27 марта монастырь был закрыт для посещения туристов из-за объявленной самоизоляции на фоне рас­пространения коронавирус­ной инфекции. В это время члены общины занялись об­устройством площадки. Кро­ме того, на вершине горы Качканар буддисты плани­руют построить большой храмовый зал, куда доступ туристам будет ограничен.

До введения режима са­моизоляции на гору ежегод­но поднималось более деся­ти тысяч туристов.

«Отдых и шопинг» Ольги Герасимовой в Китае

 

Какая красота, что Хайнань находится на широте Гавайев! Его так и называют «восточ­ные Гавайи». Мы побывали здесь с подругой в декабре. Температура воздуха плюс тридцать, теплое южно-ки­тайское море — что еще нужно уральцу зимой?

6 декабря

Ура! Лететь до острова Хайнань всего семь с поло­виной часов, а не девять, как мы предполагали. По приле­ту нас встретили двадцать восемь градусов тепла. Пи­лоты компании «Айфлай» просто душки. Радушно встретили, плавно взлетели, мягко сели. Еще и командир сопровождал весь наш полет интересной информацией.

Заехали, разместились. Номер на пятом этаже без балкона, две кровати. Хо­лодильника нет, входные двери и двери в ванную не закрываются. Завтра разбе­ремся.

Вечерами на улицах танцуют все

Прогулялись. Впечатлили танцующие китайцы. Танцу­ют все, кто может. Большими группами, парами, пооди­ночке. Интересно — вторник, вечер, а они танцуют. Разная музыка, разные танцы. Лю­дочка танцевать отказалась.

Мы с Людочкой на прогулке

Нашли торговый центр «Ананас». Прошлись по нему немного. Умотались и отпра­вились спать.

7 декабря

День был ненасыщен­ным. Море, отдых. Встреча с гидом Натальей не особо впечатлила. Взяли две экс­курсии. Одну на термаль­ные источники за 120 юа­ней (один юань примерно девять рублей). И бесплат­ную обзорную экскурсию. К нам сразу же потеряли интерес.

Дома-деревья. Два из них — отели, а остальные — жилые дома

Погуляли, сфотографиро­вали военную базу, но по­просили удалить снимки.

8 декабря

У Людочки юбилей! День получился суперский. С утра уехали на термальные источники. Сначала, как водится, всех собрали по отелям. Получили немно­го негатива. Зато потом все компенсировали. Сорок ми­нут езды, и мы приехали в красивейшее место. Произ­вел впечатление отель, ко­торый расположен в скале. Правда, внутрь нас впустили не сразу. Пришлось посмо­треть торжественное ме­роприятие в честь приезда президента. А потом было несколько часов кайфа! В ка­ких термальных ваннах мы только не посидели — с чер­ным и зеленым чаем, кофе, с красным и рисовым вином, с водкой, с кокосовым мо­локом, отварами полыни, незабудки, имбиря и лаван­ды. Кстати, потом купальник пах лавандой даже после ку­пания в море. В отвар оду­ванчика зайти не решились, так как там был кипяток.

У китайцев ценится белая кожа. Поэтому они прячутся от солнца

В итоге, счастливые и умиротворенные, поехали обратно. Зашли в «Ананас», купили мороженое, оказа­лось очень вкусное. Взяли лак для ногтей и отправи­лись в номер отдыхать. Про­грамма на день запланиро­вана большая.

Море никто не отменял, поэтому после отдыха до­шли и до него.

На ужин по плану ресто­ран «Сад» и утка по-пекин­ски. Это нечто, какая вкус­нятина за сто шестнадцать юаней.

После ресторана вспом­нила, что с восьми часов вечера по понедельникам, средам и пятницам работа­ет музыкальный фонтан. Из ресторана галопом понес­лись к фонтану, прихватив контейнеры с уткой и бульо­ном.

Конечно, не Дубай, но зрелище достойное. Двад­цать пять минут мы насла­ждались водно-музыкаль­но-цветовой феерией.

Яства на «площади еды», где сильно пахло рыбой

Обратно шли довольные. Нашли «площадь еды». Но долго идти по ней не смогли: сильно пахнет рыбой.

«Выбила» у гида корзину с фруктами для Люды.

9 декабря

В этот день мы поехали на бесплатную обзорную экс­курсию. В программе: чай­ный домик, завод нанокаль­ция, акулья ферма и фабрика шелка.

Мы с Людочкой все по-честному прослушали, но ничего покупать не ста­ли. Зато вся группа у нас получила диагностику и в нанокальции, и на акульей фабрике. Все уехали с по­купками. А мы здоровые и красивые.

К пляжу прибило ранен­ного дельфина. Собралась толпа около ста человек. Больше часа смотрели.

10 декабря

Решили весь день посвя­тить отдыху. Провалялись на пляже почти до обеда. Наку­пались. Немного поджари­лись.

В основном китайцы отдыхают семьями

До чего интересно наблю­дать за китайцами. Стоит отметить, что по пляжу они бродят целыми толпами. Одеты потешно: они не за­думываются о своем внеш­нем виде. У многих на лице маска. Гид объяснил, что это не оттого, что они боятся ин­фекций. Таким образом они прячутся от солнца. У ки­тайцев ценится белая кожа, поэтому они стараются за­щитить себя. Зонт на пляже у каждой второй китаянки. Многие ходят по песку в но­сках или колготках.

Санья для Китая, как Сочи для России.

Было не очень приятно чувствовать себя «живот­ным в зоопарке». Китайцы рассматривают нас, многие подходят фотографировать­ся и очень этому рады.

Купаются китайцы мало. Многие из них не умеют пла­вать. А если и найдется среди них храбрец, осмелившийся зайти в воду, то у него обяза­тельно будет спасательный круг либо надувной буек. Плавают они около берега, чтобы воды было по пояс.

Отдохнув, решили съез­дить в «Романтический парк». Отельный гид Оля подсказала, что ехать нужно на пятьдесят третьем авто­бусе. Прождав сорок минут, поймали такси. При посадке на счетчике устанавливается десять юаней. В результате до парка доехали за двад­цать пять юаней.

Паломники. С самого входа они падали ниц перед статуями

В парке нас ждало разо­чарование. Девушка в тер­мальных источниках расска­зывала нам, что если ехать самим, то билеты на шоу можно купить за сто сорок юаней. В итоге самые деше­вые билеты стоили двести восемьдесят юаней. Такую сумму мы платить не захоте­ли и поехали обратно.

Еще мы нашли очень по­лезного дяденьку. У него можно купить экскурсии по­дешевле и обменять деньги. «Сумки у Влада» — так назы­вается это волшебное место. Знакомство оказалось очень полезным. Влад посоветовал съездить в центр буддизма самостоятельно. Написал, как добраться (очень приго­дилось).

11 декабря

Сегодня по плану посе­щение храмового комплек­са, центра буддизма «Нань-Шань». На искусственном островке поставлена 108-ме­тровая статуя богини мило­сердия Гуаньинь.

По преданию, раньше остров Хайнань постоянно сотрясали природные ка­таклизмы. После того, как поставили статую трехликой богини, катаклизмы прекра­тились.

Это место по­клонения и палом­ничества китайцев. Своего рода визит­ная карточка остро­ва. Туроператор предлагает эту экскурсию за пятьсот тридцать юаней. Мы поехали самостоятельно. Это вышло в два раза дешевле, чем предлагает туроператор. Ехать нужно почти два часа. Домой вернулись уже после обеда. Отдохнули в номере и опять пошли гулять.

Вновь наблюдали танцу­ющих китайцев, любовались фонтаном и посетили «пло­щадь еды».

12 декабря

Вчера был прогул по зага­ру и купанию. Сегодня реши­ли наверстать. Выспались, позавтракали — и на пляж.

День не солнечный, как и вчера. Загорать без солнца, да и купаться без него — не очень, но море теплое. Мы честно отдали долг отдыху до часу дня.

По дороге в отель зашли к Владу и договорились о ве­чернем шопинге. Причем он пообещал, что если мы ку­пим сувениров больше, чем на триста юаней, то он вер­нет десять процентов.

Мы пришли к нему вече­ром. Туда и обратно предо­ставляют бесплатный авто­мобиль. С нами поехали еще женщины из Иркутска. Я об­меняла сто долларов и полу­чила шестьсот пятьдесят три юаня.

Поездка в сувенирную лавку оказалась очень даже продуктивной. Найти там можно все, что душе угод­но, на любой вкус и кошелек. Завершилась поездка прият­ными покупками.

Продавец украшений на улице

Решили не останавли­ваться на достигнутом, и продолжили шопинг. Купили на пляже бусы из разноцвет­ных камушков за пятнадцать юаней.

Завершился вечер похо­дом в кафе к Лине (рядом с отелем). Это было супер, на­конец-то, я поела рыбу. Це­лый тазик тушеной, острень­кой рыбы. Люда взяла лапшу с курой.

День получился замеча­тельным.

13 декабря

«Отдых и шопинг» — вот девиз сегодняшнего дня.

Как и положено насто­ящим отдыхающим, мы выспались, позавтракали и отправились к морю. Наку­пались, позагорали.

На протяжении всего от­дыха я зову Люду сходить на какое-нибудь чаепитие. Чайных лавок кругом много, а она никак не соглашается. Но сегодня сдалась и повела меня в одну из них. Там ра­ботают в основном русские девушки. Они подробно рас­сказали про все сорта чая. И много интересных фактов. Например, что первую за­варку нужно сливать, ведь там остается пыль. В итоге мы купили разных чаев. Да­лее был «Ананас» и японский магазинчик «Минисо», типа нашего «фикспрайса». Там нам сделали скидку десять юаней, на них мы купили вкусное мороженое.

Вечером сходили к фонта­ну. С удовольствием посмо­трели на танцующих китай­цев и прогулялись по району.

Десятый час вечера, а нам захотелось вредной еды. За­шли к Лине и взяли картош­ку фри. Вечер закончился за­мечательно.

14 декабря

Сегодня день рождения моей дочки Сашули. И мой праздник соответственно. Целый день мы провели на пляже и гуляли по бутикам.

Надо еще купить манго и кокосовое молоко.

Вечером договорились встретиться с девчонками из Лесного и отметить день рождения дочки.

Здесь стоит побывать

Санья достаточно моло­дая, ей всего тридцать лет. Из разговоров с туристами, которые неоднократно по­сещали это место, мы поня­ли, что еще несколько лет назад здесь не было такого великолепия. На берегу сто­яли не роскошные отели, а хижины.

Санье удалось удивить нас архитектурой. Одни до­ма-деревья чего стоят. Тако­го мы еще нигде не видели. По вечерам на них еще и «яблоки» светятся.

Много людей едет на Хай­нань за лечением. В Санье есть четыре известных круп­ных центра медицины. Лече­ние проводится в комплексе – иглоукалывание, массаж, лечебные сборы, банки. Ле­чение там очень дорогое.

Понравилось отсутствие выхлопных газов, несмо­тря на огромное количество транспорта. Связано это с высоким качеством бензина и множеством электромо­билей. К слову, бензин стоит девять юаней за литр.

Местные жители очень медлительные. Они никуда не торопятся. Мы удивились, когда услышали, что на ре­сепшене в отелях работает по пять человек. У каждого своя задача; если их поме­нять, то может произойти сбой в работе.

Если у вас есть возмож­ность, обязательно посетите эту замечательную страну. И привезите оттуда чай.

Подготовила Юлия Гофлер

«Областные власти посчитали буддийский монастырь сектанским»

 

В начале ноября депутат разместил на своей страни­це в соцсетях ответ админи­страции губернатора Сверд­ловской области на запрос о судьбе буддийского мона­стыря на горе Качканар. Еще в апреле 2016 года по пору­чению губернатора была со­здана рабочая группа с це­лью изучения религиозных конфессий на качканарской горе. Позднее эксперты Госу­дарственного музея истории религии вынесли свое за­ключение на эту тему, назвав буддистов нерелигиозной организацией.

— Действующая на горе Качканар группа не может рассматриваться как ле­гитимная религиозная ор­ганизация, поскольку не имеет устава, не входит ни в одну из зарегистрирован­ных буддийских общин, так­же она не может рассматри­ваться как монастырь, так как не имеет необходимого количества монахов, име­ющих степень посвящения, — приводятся в ответе слова экспертов.

Также указано, что глава качканарской общины Ми­хаил Санников не проходил соответствующее обучение, не был посвящён в ламы, а значит, не может себя назы­вать таковым.

Депутат Андрей Альшев­ских намекнул, что ответ похож на отписку. Губер­натор и его аппарат дали четко понять, что отныне тема с качканарскими буд­дистами закрыта, а значит, в данном вопросе областные власти лоббируют интересы крупнейшего предприятия — Качканарского ГОКа, ко­торый планирует вести раз­работку Собственно-Качка­нарского месторождения на горе Качканар.

Что за эксперты занима­лись изучением этого во­проса и имели ли они право выносить подобные заклю­чения — вопрос? Мнение экс­пертов выглядит не иначе, как заказной материал.

— Бизнес и аппаратчиков не интересует Учение Будды. Их интерес в земле, — пишут комментаторы в соцсетях, напоминая, что буддизм не является религией.

Представители буддизма на Урале сегодня проводят собственное расследование и обратились в тот самый го­сударственный музей.

— Звонила в музей. Один из ведущих специалистов от­туда даже не в курсе про факт экспертизы, так как не про­ходили заявки на неё, — пи­шут свердловские буддисты, обещая продолжать рассле­довать данную тему.

Неистовство веры

Сентябрьское утро. Чашечка кофе. Телеканал РБК. Телевизор смотрю изредка, в основном новости. РБК в этот раз удивил. Быв­ший когда-то информационный и аналитический канал сегодня стал рядовым – государственным. Казалось бы, те же ведущие, вот только подача информации иная. Этакое «Доброе утро» с Перво­го канала. Вот, например, о чем говорили между собой ведущие РБК в то самое сентябрьское утро.

– Представляешь, не так давно в Великобритании среди жите­лей зафиксировали 53% неверующих в бога, – говорит женщина.

– Как же так можно жить, если учесть, что страна славится вы­соко образованным населением, – отвечает ей ведущий.

– Может, они просто не умеют работать с людьми? – задается вопросом она.

– Это проблема многих европейских стран. Зайдите к ним в церкви — и вы увидите, что зачастую они пустые, а у нас в хра­мах всегда стоят люди… – утверждает ведущий. – В России доля верующих, тех, кто постится и ходит на службы, постоянно растет.

Учитывая, что тема веры весьма интимна, для меня было до­вольно странным слышать весь этот диалог, да еще и на бывшем когда-то деловом канале. Что же все-таки подразумевала веду­щая, когда произносила «Может, они просто не умеют работать с людьми»? Знаю, что еще не так давно по качканарским кварти­рам ходили «свидетели Иеговы», привлекали к себе людей, зна­чит, «работали»? Сегодня они под запретом. Если ведущие РБК утверждают, что у нас большое количество верующих, то означает ли это, что с нами как-то «умело работают» или, возможно, мы ме­нее грамотны? Если исходить из того, что подобные диалоги про­износят на многих телеканалах (большая часть которых является, увы, не СМИ, а государственной пропагандой властей), то можно предположить, что с нами действительно «работают».

Если честно, был не понятен мне и тот факт, как можно было утверждать, что у нас в стране большое количество верующих. Как об этом судить? Исходя из количества церквей или мечетей? В России исповедуют христианство (в основном православие, есть католики и протестанты), ислам и буддизм. Официальной статистики членства в религиозных организациях не существует, поскольку закон запрещает требовать от граждан заявлений об их религиозной принадлежности.

– О религиозности россиян и об их конфессиональной самои­дентификации можно судить лишь по социологическим опросам населения. Результаты таких опросов весьма противоречивы, – сообщается в Википедии. – Так, в опросе от 2007 года, РПЦ утвер­ждала, что в числе её последователей около 120 млн. граждан России, в то время как лидеры ислама считали, что мусульман в стране от 13 до 49 млн. И поскольку в России всего проживает 144 млн. человек, очевидно, что как минимум одна из конфессий преувеличивала свою «популярность».

Невозможно однозначно сказать, что у нас в стране верующих больше, чем неверующих. И толпы людей в храмах и мечетях во время служб – вовсе не показатель. Да и, по правде говоря, дале­ко не каждого верующего можно считать таковым. Взять хотя бы в пример депутата Госдумы Наталью Поклонскую, которая часто появляется с иконой Николая Второго и считает себя верующей. Экс-прокурор Крыма и ныне депутат развернула страшную кам­панию против известного режиссера Алексея Учителя и требует запрета еще не вышедшего на экраны фильма «Матильда», где сюжет завязан на тайной истории любви Николая Второго к ба­лерине Матильде Ксешинской. Наталья Поклонская провела несколько акций со стоянием православных против фильма, со­брала несколько сотен тысяч подписей верующих, направила де­путатские запросы в надзорные ведомства. Противники фильма пригрозили Учителю поджогами и убийствами, кинотеатры полу­чают письма с угрозами… Очевидно, что заняться депутату Госду­мы больше нечем, как бороться с творчеством в стране, где цен­зура запрещена. По крайней мере, официально. Но почему все это происходит с покорного молчания властей? Лишь на прошлой неделе не выдержал министр культуры Мединский и высказался в адрес Поклонской. Быть может, эта травля происходит с согла­сия властьимущих? Или это односторонняя толерантность?

В конце 2016 года на мировых экранах вышел итало-испа­но-французский сериал «Молодой папа», откровенно рассказы­вающий о внутреннем мире и фантазиях главы католической церкви. Мог ли этот фильм оскорбить чувства католиков? Вполне. Была ли критика со стороны католической церкви в адрес режис­сера или кампания травли? Нет. Все, в том числе и представители церкви, восприняли это толерантно. К выходу в свет готовится второй сезон сериала. И, знаете, спокойно, без акций протестов.

Отчего же у нас так просто можно оскорбить чувства веру­ющих? Отчего «верующие» начинают себя вести как язычники и готовы угрожать убийством и пожаром? Отчего власти на это закрывают глаза, а в других случаях заводят статьи по разжига­нию ненависти и экстремизму? Быть может, с нами действительно «умело работают»? Ведь если тот, кто твердит о вселенском мило­сердии и прощении, сегодня показывает свою силу и ненависть, то можно констатировать: нас умело сводят с ума. Нет, не верую­щие, а далекие от веры люди..

Сибирский тур Константина Ярославцева. Эпизод II

Красная площадь и Тобольский кремль

Это сердцевина истори­ческой части города. В пору татарского владычества эта земля, как и эта гора, называ­лась Алафейской и была свя­щенной для Золотой Орды. Позже, после военных по­ходов атамана Ермака, сюда направили Семёна Ремезова, картографа и архитектора, который при своей бурной деятельности приложил руку мастера и для строитель­ства Кунгура, Омска, Тюме­ни. Единственный каменный кремль в Сибири создается сразу после завершения по­стройки Софийско-Успенско­го собора. Примечательно, что в петровские времена некоторые важные построй­ки возводили пленные шве­ды. В настоящее время место, где стоит кремль, называется Троицким мысом, отделя­ющим верхнюю и нижнюю (подгорную) части города. Никольский взвоз – асфаль­тированная автодорога, а Софийский (Базарный, Прям­ской) — деревянная пешеход­ная лестница в 211 ступеней.

Тобольский кремль
Тобольский кремль

Красная площадь выложе­на плиткой, между которой ютятся два десятка травяных островков, кое-где и с излю­бленными в Сибири тюль­панами. Приятно удивило и доставило эстетическое удо­вольствие, насколько город Тобольск на обычных улицах или в историческом центре чист и ухожен, дороги широ­кие, стены кремля сверкают белизной. Любо-дорого на­ходиться в таком городе!

С Красной площади мы зашли в ещё один музей, рас­положенный на месте перво­го архитектурного строения кремля Приказной палаты, через 80 лет перестроенного во Дворец наместника. Здесь более широко представлено косторезное ремесло, отве­дены залы, описывающие жизнь выдающихся тоболя­ков: Менделеева, Ершова, Достоевского, ссыльных де­кабристов. Залы оснащены 3D-инсталляциями.

От светлой истории То­больска мы перешли к тем­ному прошлому. Дурная слава сибирской земли свя­зана с тюрьмами, ссылками, каторгой. Первым ссыльни­ком был углицкий колокол, «пострадавший» за убиен­ного царевича Дмитрия. Через Тобольск этапирова­лись Александр Солжени­цын и Владимир Короленко. Мрачным местом Тобольска стал Тюремный замок, пре­вращенный в музей. Это не для слабонервных. Тяжелая атмосфера до сих пор чув­ствуется в этих стенах. Полу­бритые головы узников-ма­некенов, кровавые клеймы на лице, тесные камеры, многочисленные кандалы, двери с шипами на внутрен­ней поверхности, надписи: «За убийство», «Сумасшед­ший». В 1937-1938 годах в этих стенах было расстре­ляно более 2500 «врагов на­рода». В дореволюционные годы в Тюремном замке устроили храм имени Алек­сандра Невского − един­ственный храм, встроенный в корпус тюрьмы. Кроме православной части, отводи­лись комнаты для католиков, протестантов, мусульман, иудеев. Чтобы пощекотать нервы, в отдельном корпусе бывшей тюрьмы расположен хостел «Узник» с толстыми стенами и решетками на ок­нах.

Трапезная «Кремль»

Для того, чтобы пообедать вкусно, сытно и дешево, тра­пезная – отличный вариант. Трапезная расположена на Красной площади, недалеко от памятника С.У.Ремезо­ву. Обед без супа, который уничтожили трудящиеся паломники, вышел в 306 ру­блей на двоих.

От зловещих «прелестей» мы с Мариной вышли на прогулочную площадку с ротондой у стен Тюремного замка. Отсюда открывается живописный вид на подгор­ную часть города, усеянную частными домиками, болот­цами; течёт неторопливый Иртыш, идёт паром.

На улице Революционной есть одно здание – Спасская церковь, одна из старейших церквей Тобольска. Сейчас она находится на рекон­струкции, но скрыта за стро­ительными лесами лишь колокольня. В этом строе­нии сосредоточен большой потенциал для туристов и связана одна интересная история. Помимо того, что недолгое время здесь висел «ссыльный» углицкий коло­кол. Во времена известного раскола православной церк­ви протопоп Аввакум Пе­тров, лидер старообрядцев, сосланный в Тобольск, слу­жил в Спасской церкви (ка­дров тогда тоже не хватало) и по своей нетерпимости к реформам Никона продол­жал настраивать горожан против него. Однажды это надоело архиерейскому слу­жителю Никите Струне, ко­торый с группой горожан ре­шил по старой «моряцкой» традиции утопить Аввакума в Иртыше. Но заступниче­ство архиепископа Симео­на сыграло против Никиты Струны – его посадили в яму, из которой он вскоре сбежал. Впрочем, Аввакум надолго в Тобольске не задержался и был отправлен с казаками на Амур. Если вернуться к самой Спасской церкви, то можно увидеть необычную архитектуру — о стиле раз­ногласия не утихают. Кто-то видит стиль «сибирского барокко», другие – синтез православия и буддизма. Во всем виноваты «пламенею­щие» наличники и трапеци­евидные утолщения апсид в виде бочонков.

Через 50 метров на ули­це Ремезова находится сквер П.П.Ершова с замеча­тельными бронзовыми ге­роями сказок тобольского поэта.

6 мая. Нижний город

Нижний город
Нижний город

С каждым днём темпе­ратура воздуха в Тобольске неуклонно снижалась. Гар­дероб на выход менялся со­ответственно: от рубашки к кофте, от кофты к весенней куртке. Но и на том спасибо: без дождя и снега уже хоро­шо. Сибирский тур стано­вился суровее климатически и всё более притягательным.

Начинался наш новый день с внутренней части то­больского кремля — вхожде­ния в Софийско-Успенский собор. Открывая кованые железные двери, мы входим в небольшой придел Иоанна Златоуста. Отсюда ведут два пути направо, разделенные одним из массивных стол­бов, поддерживающих своды пятиглавого храма. Стены, расписанные внутри ярки­ми красками снизу доверху картинами из жития святых и Евангелия, высокий золо­ченый иконостас сохраняют за тобольской Софией право называться первым храмом Сибири. Одной из тех икон, которая проникает сразу в сердце, для меня явилась икона Казанской Богороди­цы. Трудно забыть внима­тельный взгляд Девы Марии с потемневшего образа.

К Софийскому храму мы ещё возвратимся на обрат­ном пути. А сейчас, обхо­дя снаружи башни кремля, удивляясь обзорной пано­раме с видом на Иртыш, мы спускаемся по асфальтиро­ванному Никольскому взвозу в подгорную часть города. Увиденное оставляет сме­шанные чувства. И находим следующее. С одной сторо­ны, роскошные жилищные комплексы песочного цвета с купольными и заостренны­ми крышами современности. С другой стороны, в глубине районов стоят здания XVIII-XIX веков, осиротелые, не­приглядные, с выбитыми ок­нами. Возможно, руки ещё не дошли до них у местной вла­сти и Минкульта. А мы с Ма­риной, запечатлев католиче­ский собор Святой Троицы с органным залом, преодолев несколько декоративных мостиков, приблизились к собору архангела Михаила. Церковь частично находит­ся на реставрации. Внешний облик собора можно пред­ставить в виде царских хо­ром. Храм двухэтажный, на второй этаж ведет наружная лестница на аркадах. Несмо­тря на реконструкцию, храм действующий. Наше путе­шествие выпало на Светлую Седмицу (первую неделю после Пасхи), поэтому мы смогли увидеть особые све­чи в этот период – красные. История государства не обо­шла и этот храм. По пути в Илимский острог в доме цер­ковного старосты Д.Худякова проживал писатель и фило­соф Александр Радищев, со­сланный в Сибирь за книгу «Путешествие из Петербурга в Москву».

Прогулявшись по немно­голюдным местам нижнего города, лишенного всяких кафе, проголодавшиеся, мы поднялись по деревянной лестнице Прямского взвоза на Троицкий мыс, где отобе­дали рыбными прелестями (щучья котлета и минтай в кляре), супчиком и пирож­ками в уже знакомой тра­пезной на Красной площади. А дальше снова вернулись к Кремлю, где нам посчастли­вилось под внимательным руководством звонаря по­пробовать себя в его ответ­ственной роли. В Качканаре перед отъездом мы также учились звонить в колокола и потому имели уже пред­ставление, как это происхо­дит. Всё-таки, колокол – это инструмент, в игре на кото­ром нужно иметь навык, не достаточно последовательно ударять по веревкам. Спу­стившись по витой лестнице на внутренний двор кремля, осмотрев голубей с кудря­вым оперением и павлинов в клетках (собственность собора), мы направились к остановке транспорта. Зав­тра едем в Омск.

Константин Ярославцев

Продолжение следует

Посетителей у буддистов становится еще больше

Мы пришли в мо­настырь днём, и, хотя была суббота, там вовсю кипела работа. Раздавал­ся стук топора, слышались разговоры. Девушки зани­мались садовыми работами, парни кололи дрова. Ни один не сидел без дела.

Альпийской горке нужны заботливые женские руки
Альпийской горке нужны заботливые женские руки

Оказалось, что в мо­настыре находился рабо­чий коллектив компании «СКБ-контур» из Екатерин­бурга. Их было 20 человек, и прибыли они в общину исключительно с туристи­ческими целями. Но так как они оставались с ночевой, то это предполагало их участие в рабочей жизни монастыря: девушки помогали с садовы­ми работами, а мужчины за­нимались трудом потяжелее — носили хворост.

Хочешь попить монастырского чая — наколи дров
Хочешь попить монастырского чая —
наколи дров

Мне удалось взять неболь­шое интервью у постоянного обитателя монастыря, мо­лодого человека, который представился как Тензин. На вид ему около тридцати лет, в очках и с бородой, на голо­ве волос нет совсем. При на­шем разговоре присутство­вал и основатель общины Михаил Санников.

— В связи с постоян­ными призывами Евраза убрать монастырь, как из­менилось положение дел у вашей общины Шад Тчуп Линг?

— Можно сказать, что ко­личество посетителей уве­личилось. Прежде всего, считаю, что это произошло благодаря «черному пиа­ру», который организовал для нас Евраз своей угрозой сноса. Мы стали известны, люди стали к нам идти в куда больших количествах.

— А с правозащитника­ми работу ведёте по пово­ду сноса?

— С правозащитными ор­ганизациями — нет, а вот с юристами мы более-менее плодотворно работаем.

На горе можно было сфотографироваться с еще одной «достопримечательностью» — французом Батистом
На горе можно было сфотографироваться
с еще одной «достопримечательностью» —
французом Батистом

— Почему это место привлекает людей? Чем оно уникально?

— Наша община привле­кает людей прежде всего как туристический объект. У нас люди знакомятся с буддиз­мом, да и каждый из прихо­жан берет отсюда что-то для себя. Наш монастырь — это единственный буддийский монастырь на территории Урала и Поволжья. Это дела­ет его поистине уникальным местом.

— Чему люди учатся здесь? Какова основная цель прихожан?

— Многие ищут себя, мно­гие идут сюда за теоретиче­скими знаниями. Как я уже говорил, каждый берёт что- то своё.

— Я вижу, у вас довольно много достижений науч­но-технического прогрес­са, часто ими пользуетесь?

— Точно так же, как и обычные люди. Стереотип о том, что монахи ушли от цивилизации, ошибочен. От неё не уйти. Мы такие же обычные люди. Единствен­ное, что нас отличает, — это образ мышления. Но вы же не видите, как думают люди?

— Что вообще може­те сказать о посетителях: встречались ли такие, ко­торые запомнились вам больше всего?

— За посетителей у нас от­вечают новые послушники. Они отвечают на их вопро­сы, показывают монастырь.

— Буддизм сейчас и буд­дизм в будущем, они как- то будут отличаться?

— Один мулла в интер­вью говорил, что готов сесть за один стол с представите­лем любой религии, кроме буддистов. Мол, нет у нас, у буддистов, священного пи­сания. Нет священного пи­сания — значит, не достой­ны общества. С буддистами связано множество каких-то стереотипов, которые рож­даются неизвестно откуда. Однако когда люди приходят сюда, то эти стереотипы раз­рушаются. Сейчас в буддизм обращается все больше лю­дей. Вообще, это не религия, как думают многие, и не фи­лософия, это, скорее, целая система знаний.

— Религиозных кон­фликтов не боитесь?

— Конфликтов не боимся, да их и не было.

— Какое наставление читателям вы могли бы дать?

— Сегодня многие люди не знают, чего хотят, живут в постоянной суете. Но от себя не убежать, это просто бес­смысленно.

Кстати, теперь к ним по­стоянно приезжают туристы из зарубежных стран. Вот и недавно около недели на горе жил француз по имени Батист. Сейчас он уехал на родину.

Мы пробыли в общине не­долго, но и за это время нам обеспечили теплый приём: накормили и напоили. За что им огромное спасибо!

P.S. Я уверен, что люди интересуются этой религией прежде всего потому, что в буддизме отсутствует деление на своих и чужих. Здесь некому покло­няться. Цель жизни человека — это достижение Нирваны. Основатель религии Будда —это обычный человек, что сближает его с каждым из нас. Людей это привлекает. Многие знаменитости позиционируют себя как буддисты по вероисповеданию: Стив Джобс, Тина Тернер, Орландо Блум и другие.

 

Комментарий Сергея Помещенко, начальника Качканарского рай­онного отдела Управления Федеральной службы су­дебных приставов по Свердловской области:

— На данном этапе конфликта как такового нет. Про­цесс находится на стадии исполнения решения суда. По­сле того как выяснится стоимость, на конкурсной основе начнётся поиск подрядчика для сноса. Сам процесс сноса в части технологии целиком и полностью зависит от вы­игравшего в конкурсе подрядчика. А мы совместно с со­трудниками полиции будем обеспечивать безопасность при проведении работ.
Но не стоит думать, что никто не стремится к ком­промиссу. Михаил Санников обращался в Качканарский городской суд с заявлением о приостановлении испол­нительного производства по сносу строений монастыря, данное заявление судом было рассмотрено в мае, ему было отказано в удовлетворении заявления.
В процессе мирного урегулирования вопроса наша служба участия не принимает, но мне известно, что Сан­ников ведет переговоры с представителями Евраза по поводу возможного переноса в район горы Мохнатка. Данное место является в разы удобнее по досягаемости, а значит — это место было бы перспективнее с точки зре­ния посещаемости. Каждая из сторон осознает важность объекта в культурном аспекте.