В этом году школы города выпускают 374 девятиклассников и 157 одиннадцатиклассников.
«Скомканная» четвёртая четверть в школах завершится для выпускников не как обычно. Привычной торжественной линейки в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой не будет. Последние звонки впервые пройдут в онлайн-формате.
По информации начальника Управления образования Марины Мальцевой, 27 маяпоследний звонок онлайн состоится в школе №3 и лицее №6. 29 мая прозвенит последний звонок для выпускников школ №7, №2 и Валериановской школы. Завершится череда последних звонков в онлайн-формате 1 июня. В этот день последний звонок пройдёт у выпускников школы имени Новикова.
На вопрос, как это будет выглядеть, Марина Андреевна ответила, что каждая школа сама продумывает формат. Может, это будет поздравление на сайте или в социальных сетях.
— В этой ситуации всем нужно отнестись с пониманием к такому формату мероприятий. Главное, чтобы все были живы и здоровы. А праздники себе можно устроить и позже, — резюмировала Марина Мальцева.
Учитель из Качканара Елена Данилова поделилась впечатлениями о дистанционном обучении
Учебный год подходит к завершению. Последнюю четверть года обучение проходит в непривычном для всех формате. Кто мог подумать, что в апреле всех посадят на самоизоляцию, переведут на удалёнку и дистанционное обучение.
О том, как переживают дистант ученики и родители, журналисты газеты «Новый Качканар» писали в конце апреля. Пришло время взглянуть на дистанционное обучение глазами педагога.
Учитель математики в 6-8 классах школы имени Новикова Елена Данилова рассказала о плюсах и минусах такого обучения.
Дети могут заниматься ночью
Как оказалось, с трудностями столкнулись все. В основном, они были организационными.
— Не было никаких методических рекомендаций. Ни в коем случае не хочу никого обвинить, для всех такое обучение было в новинку, все мы оказались в одинаковых условиях. Вышло так, что все учителя работали, кто во что горазд, никакой единой схемы.
К тому же мы столкнулись с тем, что дети не воспринимают дистанционное образование как образование. Они спят, сколько хотят, могут заниматься ночью. У меня некоторые ученики могли скинуть выполненное задание в 3 часа ночи, в 5 утра.
Одна коллега рассказала про свой случай, как ей ученик 4 класса прислал сообщение: «Я завтра не смогу подключиться к онлайн уроку, у нас много дел в огороде». Да, и такое бывает.
Никто не думал, что настолько всё затянется. Многие считали, что такой режим от силы на неделю. Можно не заниматься, потом тетрадку принести учителю, он проверит. Но всё затянулось, так стали копиться долги.
Но есть и те, кто ответственно отнесся к дистанционному обучению; считаю, что это заслуга родителей, они смогли организовать своих детей.
А кто совсем ничего не сдаёт — будет не аттестован, — говорит Елена. — Кто не учился до этого, тот и дистанционно не учится.
Не знают, как отправить письмо
Благодаря дистанционному обучению выяснилось, что дети могут пользоваться только мессенджерами, у них практически отсутствует компьютерная грамотность.
— Дети не знают, как открыть файл, как скопировать его из одной папки в другую, как отправить по почте. Конечно, на данный момент почти всё наладилось, поначалу было тяжело. Но до сих пор бывает такое, что дети сделали задание и ждут с работы родителей, чтобы они отправили письмо.
С «5» на «3» и наоборот
Во время дистанционного обучения кто-то из учеников вместо пятёрок стал получать тройки, а некоторые, наоборот, стали учиться лучше.
— Из плюсов могу отметить, некоторые стали лучше учиться. И это не от того, что они списывали, например. Списал ученик или нет, сразу можно увидеть, — говорит учитель.
Но есть и те, кто скатился с пятёрок на тройки.
— У меня есть ученик, который в классе всё успевал, на все вопросы отвечал, учился на пятёрки, а дома не может. Очевидно, он не может собраться, отправляет мне отписки. В итоге у него за четверть выходит тройка, — огорчена Елена. — В домашней обстановке человеку тяжелее настроиться на работу. Самая главная трудность — это восприятие, к этому нужно психологически привыкнуть.
В доказательство Елена приводит ещё один случай, произошедший в период дистанционного обучения.
— Мама ученика попросила позаниматься с ним по видеозвонку, а то он не понимает материал. Договорились, что мальчик позвонит мне на следующий день, в 9 утра. Ждала полчаса, потом связалась с мамой, оказалось, что мальчик спит. И некому предупредить учителя, что урок не состоится.
Радует, что таких учеников всё же меньшинство. В основном и дети, и родители ответственно подошли к дистанционному образованию. Большое им спасибо! – резюмирует педагог.
Как в школе
Елена также рассказала об опыте коллег из Пензы. У них дистанционное обучение проходит более организованно.
— В 8.30 начинаются уроки. Например, полчаса урок биологии, затем перемена 20 минут. За это время учитель проверял выполненные задания. Потом следующий урок, и так шесть уроков. Затем выполнение домашнего задания.
Что касается меня, я не проводила онлайн уроки, у меня нет веб-камеры. Но знаю, что у коллег из Качканара такой опыт был.
Выключаю компьютер в час ночи
Мы попросили Елену рассказать, как ей в таком режиме удаётся совмещать работу и семью.
— У меня рабочий день начинается в 8.30. К этому времени мы встаём. Я включаю компьютер, проверяю долги, которые пришли под утро. Муж уходит на работу. Я бужу старшую дочь, ей тоже нужно заниматься. Младшая, естественно не в садике, он не работает. Хорошо, что бабушка помогает, это очень выручает.
И так весь день в работе. Каждому ученику нужно ответить, объяснить. В день я получаю по 120-130 писем. Выключаю компьютер только в час ночи.
В облегченном формате
На прошлой неделе школам Качканара рекомендовано итоговые оценки ученикам 2-8 классов выставить до 16 мая. С 9 по 11 классы до 22 мая. Учебный год завершится 29 мая. Оставшееся время учителя будут работать с неуспевающими учениками и проводить внеурочную деятельность по вопросам поведения на дорогах, в лесу, водоёмах и прочее.
— Рекомендуем организовать дистанционную работу таким образом, чтобы не давать домашние задания и не ставить оценок, — пояснил на брифинге 13 мая з министр образования региона Юрий Биктуганов. — А также вести консультационные занятия и уроки по закреплению пройденного материала, чтобы не было серьезной нагрузки.
Экзамены в 9 классах отменили
В Свердловской области отменили основной государственный экзамен для 9-х классов. Отметки им выставят по текущим результатам. Ученики 11 классов будут сдать ЕГЭ в особых условиях. Пока датой начала ЕГЭ называют 8 июня, но она может измениться. Всё будет зависеть от решений правительства РФ.
Сейчас свердловские власти подсчитывают необходимое для всех школ в регионе количество дозаторов для обработки рук, установок ультрафиолетового излучения и иного оборудования, которое обеспечит безопасное присутствие детей на экзамене. Рассадку изменят и при необходимости увеличат количество аудиторий и технических средств.
Обращение любителей и профессионалов лыжного спорта к жителям Качканара
В нашем городе в прошлом году появился современный и высококачественный спортивный объект — лыжероллерная трасса «Звездочка».
Вопросы о разработке объекта начинались с 2012 года, но по ситуации с финансированием всё откладывалось и откладывалось на неопределенный срок.
В 2017 году команда ДЮСШ «Ритм» заняла 1 место среди 68 лыжных команд в Свердловской области, также воспитанники ДЮСШ «Ритм» Диана Метелькова, Алексей Большаков, Никита Кочетков и Артур Ибрагимов вошли в основной состав сборной команды Свердловской области, а Виктория Жиронкина и Руслан Ибрагимов выполнили разряд кандидата в мастера спорта. Благодаря таким уникальным достижениям наших спортсменов Евраз, совместно с областными и городскими властями, построил базу поистине европейского уровня, а также необходимую инфраструктуру к ней. Наконец, лыжники дождались того самого чуда, в реальность которого не могут поверить до сих пор.
Но не всё так гладко, как хотелось бы. Как известно, после постройки вышеупомянутый спортивный объект состоит на балансе ДЮСШ «Ритм», более шестидесяти воспитанников которого регулярно занимаются на трассе. Но с появлением асфальта и системы освещения спортсмены-лыжники просто не могут полноценно осуществлять свой тренировочный процесс. На трассе начали появляться «любители» скандинавской ходьбы, другие жители города, которые приходят на профессиональную трассу просто отдохнуть.
Вследствие того, что некоторые несознательные качканарцы путают понятия «тренировочной базы» и «рекреационной зоны», постоянно происходят многочисленные нарушения. Так как катание по лыжероллерной трассе должно проходить только на лыжах и лыжероллерах, то, соответственно, другие виды спортивного обмундирования запрещены (велосипеды, скейтборды, самокаты, ролики, скандинавские палки — список можно продолжать в зависимости от уровня фантазии). Движение по нормативам должно происходить строго по направлению трассы, а не навстречу спортсменам.
Гуляние с собаками по трассе также запрещено, за несоблюдение этих правил грозит штраф от 1000 до 5000 рублей. Но некоторых отдельно взятых граждан даже это не может остановить. Они считают, что данный объект является парком отдыха, на что все ветераны лыжного спорта, тренеры и любители устали повторять, что это спортивный объект, который построили исключительно для тренировочного процесса.
Спортсмены физически не могут заниматься своим любимым делом, когда на трассе находится несколько десятков абсолютно посторонних людей, которые неуважительно относятся не только к спортсменам, но и к их тренерам и любителям лыжного спорта. Это выражается не только в хождении по трассе во время активной фазы тренировки, но и в систематическом посещении спортивного объекта, дезорганизации всего тренировочного процесса.
Если ситуация не изменится в лучшую сторону, то нами будет поднят вопрос о постановке ограждения и введения платной пропускной системы. Для тех, кто может возразить нам, мы можем привести пример с недавно построенным футбольным комплексом «Олимп». Вся его территория, начиная от зала и заканчивая тренировочными полями, полностью огорожена, на неё не попадёт любой желающий. А всё потому, что спортивные объекты не только должны быть защищены от вандалов и случайных нарушителей тренировочного процесса, но и соответствовать стандартам безопасности, чтобы неподготовленные люди, пришедшие туда, не получали травм на территории комплекса.
Наконец-то у лыжников появился свой уютный профессиональный уголок, но некоторые безответственные качканарцы делают все, дабы выжить спортсменов с этого «парка отдыха».
В нашем любимом городе существует много мест для прогулок: парк у лодочной станции с тем же асфальтом и освещением, дорожка ниже Дворца культуры, парк «Строитель», также запланировано строительство Спортивной аллеи у Дворца спорта. Просим всех горожан: уважайте спортсменов, не лишайте смысла дело всей нашей жизни, а Качканар —высоких спортивных достижений.
В фойе администрации Качканара открылась выставка творческих работ учеников художественной школы «По дорогам бессмертного полка», посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Участниками выставки стали 19 учеников Татьяны Шабалиной, преподавателя ДХШ.
В преддверии праздника Великой Победы дети художественной школы не могли пройти мимо этой темы, темы подвига нашего народа в Великой Отечественной войне. Ребята выбирали города (города-герои, города воинской славы), искали информацию: архивные документы, подлинные фотографии и выполняли творческую работу. Все работы объединены в единую экспозицию, дополнены информационными вставками, архивными фотографиями и деталями. Картины получились оригинальные (дети работали в различных техниках: акварель, гуашь, «сухая кисть»), очень информативные, их можно не только рассматривать, но и изучать подлинные фото и документы.
Посмотреть выставку жители города смогут после снятия ограничений.
— К сожалению, на сегодняшний день в Качканаре есть семьи, где отсутствует контроль за выполнением детьми школьных заданий и заданное игнорируется, — рассказывает начальник Управления образования Марина Мальцева. — Такие ребята рискуют прийти к неудовлетворительным оценкам за последнюю четверть, и часть материала у них останется неосвоенной.
В Управлении образования предполагают, что если ситуация с обучением не будет меняться, то тех детей, которые будут иметь долги, будут аттестовывать по трем первым четвертям. При этом долги за четвертую четверть они будут сдавать осенью.
— Нужно с пониманием отнестись к этой ситуации и родителям, и педагогам. Мы все находимся в одинаково тяжелых условиях, — говорит Марина Мальцева. — До конца учебного года осталось не так много времени. Давайте потерпим, соберем всю волю в кулак и пройдём эти шаги вместе, чтобы итог получился достойным.
Коронавирус изменил нашу жизнь. У кого-то изменения произошли незначительные, а у кого-то такие, что пришлось перестраивать буквально каждую минуту своего времени, чтобы наладить баланс.
Особенно сильно изменения в ритме и качестве жизни заметили все, кто связан с учебой — дети младших и старших классов, их родители и учителя. Дистанционное обучение, или, как кратко его стали называть, дистант стал испытанием для всех. Ранее система образования в России никогда не использовала так масштабно практику удаленного обучения, а потому столкнулась с большими трудностями в его реализации.
С первых дней объявления о самоизоляции и переводе учебных заведений на дистант интернет стал кишеть гневными постами и комментариями родителей школьников. А все потому, что учебные часы фактические оказались отменены, а учебная программа нет. И справляться с этим диссонансом пришлось именно родителям.
Родители — не учителя
— Первое время электронный дневник вообще не открывался, — рассказывает мама третьеклассницы Светлана Истомина. — Потом учительница сказала, что будет отправлять все задания на электронную, что так будет проще. И началось…Одному учителю задание на одну почту, другому на другую… В электронном дневнике я, например, вообще не знаю, как прикрепляется домашнее задание.
Поначалу мы делали уроки целыми днями. Я не учитель, я не знаю, как донести тему. Решить я решу, но объяснить дочери я не могу. А ведь домашние дела никто не отменял. При этом я ещё и работаю. Прихожу с работы в одиннадцатом часу, а мне надо и уроки у дочери проверить, и домашние дела сделать.
Хорошо, что нас учительница не ограничивала во времени выполнения работы. Я сказала, что прихожу домой поздно и у меня нет времени скинуть домашнюю работу. Она сказала, что это не проблема, и разрешила отправлять в течение 2 дней работы. А ведь есть классы, где выполнение работы ограничено по времени. То есть нужно прямо день в день сдать все задания.
Занятия дома детей расслабляют. Их постоянно что-то отвлекает: то кушать надо, то кошка приходит, то ещё что-нибудь. Они не могут сконцентрироваться на занятиях. Я считаю, что это не учёба, это работа для галочки. Если старшие классы могут сами разобраться в теме, то начальной школе нужно всё объяснять. Хорошо — у нас ребенок ответственный, и она сама занимается учебой. Но ей всё равно надо помогать. А ведь есть дети, которых вообще не усадить дома.
Ещё получается, что очень много времени проводит за компьютером. Сейчас мы уже как-то вошли в режим, и у нас на учёбу уходит 3-4 часа в день. А первое время мы сидели с 10 утра и до 8 вечера с перерывом на обед. Я даже готовить не успевала.
Дети уже сами в школу хотят. У нас Катя хочет в школу.
— Мне дома скучно. Я хочу в школу. Мне там нравится, — добавляет ученица Катя.
— Они в школе организованнее, — продолжает собеседница. — Если урок начался, то он идет не прерываясь. Дети садятся и учатся. А дома отвлекаются. Есть семьи, где по 2-3 ученика, им еще сложнее.
По физкультуре вместо физических занятий мы сейчас делаем рефераты. Вот нам задают тесты по ГТО. Недавно был тест про лёгкую атлетику в Древней Греции. По трудам, естественно, мы детям будем помогать, потому что они сами не справятся. По музыке мы сидели и слушали три произведения Бетховена, которые нам задала учительница. По музыке нужно было ответить на вопросы. А что я должна рассказать ребенку, если я не разбираюсь в творчестве Бетховена?
Мы теперь и в кружки никакие не ходим. Бассейн закрыли. Сказали: в этом сезоне вообще не откроют больше.
Сложность донесения материала еще и в том, что в наше время мы учились по другой системе. Сейчас ведь все не так. Здесь же проблема и с английским языком. Я учила немецкий. Я и читаю не так, и произношение у меня неправильное. Как мне ребенка чужому языку научить?
У учителя сейчас, получается, задача только выслать задания и проверить их.
Нервы не выдерживают
— Это дистанционное обучение — полный кошмар, — делится своей болью качканарка Елена. — Объемы большие, а когда ребенок дома один, родители работают – весь день на телефоне… Очень пострадает психика у детей. У меня один, и мне его очень жалко, а у кого двое, трое? С утра до позднего вечера уроки, на улицу не ходи. Сидит дома, цветом уже как белая простыня.
Мое мнение, что ничем хорошим это не закончится. Нервы у родителей не выдерживают. Как можно сделать 4 задания (урока) за неделю, к которым нужно еще новую тему освоить, понять её, и в каждом уроке по 7-9 упражнений. А кроме этого, еще куча других уроков, и всё нужно отправить по разным местам. Одному по электронной почте, другому лично «Вконтакте», третьему — по ватсапу, четвертому непонятно куда. Если у нашей администрации в планах и дальше школу оставлять на дистанционном обучении, то это ужас. Лучше бы они это досрочно отправили детей на каникулы, чем вся эта нервотрепка.
Учителя видят плюсы в дистанте
— Сегодня мы вынуждены работать в непростых условиях, — рассказывает учитель истории и обществознания Анна Абраменко. — Задействованы сейчас абсолютно все: дети, родители, учителя, администрация. Я считаю, что все-таки дистанционное обучение никак не заменит традиционной классно-урочной системы. Несомненно, есть свои плюсы, но пока сталкиваемся со многими проблемами в организации данной формы.
Стоит заметить, что большую роль здесь играет и сам школьный предмет. Например, очень трудно сейчас детям даются математика, физика, химия, русский язык и другие дисциплины, где необходимо конкретное объяснение учителем темы.
Да, сейчас мы стараемся по максимуму дать ребёнку сопутствующей информации, видеоуроков для объяснения новой темы, но это никогда не заменит личной встречи с ребёнком, нашего общения и взаимодействия с ним.
Но есть и большой плюс дистанционного обучения. Именно оно максимально включило родителей в процесс обучения своего ребёнка, происходит взаимодействие с учителем и классным руководителем.
Мы, учителя, оказавшись загруженными ещё большим объемом работы, получаем понимание и поддержку со стороны родителей! Многие родители совсем иначе стали смотреть на школу, изменили своё отношение к учителям и даже к своему чаду! Это считаю главным плюсом дистанционного обучения.
Кто раньше дома не учился, теперь не учится совсем
Прочитав то, что родители думают о дистанционном обучении, задаешься вопросом: а есть ли в такой учебе смысл? Что лучше: закончить обучение досрочно, так как дистант не приносит пользы, или все-таки стоит помучиться, чтобы дети все же хоть как-то, но учились? Вот что обо всей этой ситуации думает начальник Управления образования Марина Мальцева.
— Как долго еще будет длиться такая форма обучения?
— Согласно распоряжению губернатора, сроки особого положения пока не оговорены и будут определяться отдельно. Так что до следующего распоряжения. До 30 апреля еще точно будет дистанционное обучение.
— Не рассматривался ли вопрос о том, чтобы закончить учебный год досрочно?
— По рекомендациям Министерства просвещения каждая область должна принимать такие решения самостоятельно. У нас этот вопрос не рассматривался. Пока у нас окончание учебного года определено на 22 мая для первых классов и на 29 мая для всех остальных.
— Решена ли проблема с электронным дневником?
— Последнее время к нам обращений о проблемах не поступало. Теперь туда можно спокойно зайти, хоть иногда и бывают небольшие сбои.
— С какими еще трудностями система образования столкнулась при переходе на удаленное обучение?
— Во-первых, это нехватка оборудования для дистанционных занятий. Эту проблему мы решили. Часть оборудования в виде планшетов мы закупили и раздали на время учебы нуждающимся в этом семьям. Часть оборудования была взята из школ и также распределена по семьям, у которых в этом была необходимость.
Правда, все еще осталась проблема, где в семье один компьютер или планшет на несколько учеников. Бывает такое, что кроме учеников и родители работают дома за компьютером удаленно.
Еще одна проблема — у нас есть учителя, которым очень тяжело перестроиться на такую форму. Они не могут учить дистанционно. Здесь приходится искать какие-то выходы, где-то работа проходит через Ватсап, где-то через электронную почту.
И еще одна проблема, наверно, даже самая главная – это отсутствие контроля со стороны родителей за детьми. В школе детям приходилось учиться в любом случае, даже если они уделяли этому мало внимания дома. Теперь получилось так, что те, кто дома не учился и раньше, теперь не учатся совсем. Кроме того, иногда родители просто не могут справиться с детьми, есть и такие, кто и сам в корне отвергает такую систему образования и вообще наотрез отказывается заниматься с ребенком. Есть те, кто не делает задания совсем. В конечном итоге от этого пострадает только ребенок.
— Среди родителей ходят разговоры о том, что оценки за последнюю четверть не будут учитываться при выставлении годовой аттестации. Это действительно так?
— Я не могу подтвердить эту информацию. Мы таких решений не принимали. В каждой школе действует свое положение об аттестации учеников. Если школа примет такое решение, то она сможет так сделать. Но это вопрос не Управления образования.
— Есть какие-то новости для выпускных классов?
— Основной этап сдачи ОГЭ перенесен на 8 июня. Министерство просвещения оставляет возможность еще одного переноса, но пока таких решений не принято. При этом 9 классы будут сдавать только два основных предмета — русский и математику. Сдавать предметы по выбору они не будут.
11 классы сдают полноценное ЕГЭ с предметами по выбору и обязательными экзаменами. Пока начало ЕГЭ также перенесено на 8 июня, но даты могут сдвинуться.
А между тем, пока учителя и родители борются за образование детей, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предлагает определить в российском законодательстве правовой статус дистанционного образования. Об этом она сказала журналистам во время видеоконференции.
— Вы знаете, что большинство школ, высших учебных заведений перешли на дистанционное обучение. Есть целый ряд случаев, когда дистанционное образование должно быть востребовано. В законодательстве сегодня нужно четко прописать, что такое дистанционное обучение, как оно должно проводиться, — сказала Матвиенко.
Она добавила, что дистанционное образование не может и не должно заменить обычную систему образования, но оно должно получить дальнейшее развитие в российском обществе.
Некоторые учреждения получат дополнительные деньги. На строительство площадки для выгула собак депутаты миллион не дали.
9 апреля в администрации состоялось заседание совместных комиссий думы. Одним из наиболее важных вопросов для рассмотрения стали поправки в бюджет. Поправки эти связаны с тем, что по подписанному соглашению с Евразом городу для решения текущих вопросов выделено 28 миллионов рублей. В этих поправках оказалось сразу несколько интересных пунктов.
Деньги на парк, детские сады и спортшколы
По этому соглашению для молодежного центра на ремонт мемориала в парке «Строитель» выделяется 2 миллиона 471 тысяча рублей и 150 тысяч рублей для приобретения туристического инвентаря.
165 тысяч рублей пойдет на закупку новой формы для детской футбольной команды «Горняк».
5 млн. 415 тысяч рублей будут направлены на ремонт детского сада «Звездочка» в поселке Валериановск.
Устройство площадки для собак предусматривает затраты на 1 миллион 65 тысяч рублей.
235 тысяч рублей выделены для осуществления деятельности коллектива «Журавушка».
11 миллионов 203 тысячи рублей пойдут на текущий ремонт образовательных учреждений, а именно: на ремонт кровли в детских садах «Дружба», «Чебурашка», ДДТ, школе самбо.
200 тысяч рублей будут потрачены на участие в соревнованиях ДЮСШ «Спартак».
235 тысяч рублей выделены для спортшколы «Олимп» на приобретение оборудования.
Площадка для собак, может, будет, но не сегодня
Больше всего депутатов заинтересовала новая статья расходов на создание площадки для собак на 1 миллион 65 тысяч рублей в зеленой зоне 8 микрорайона, ниже 12-этажных домов.
— Что такое можно построить на один миллион для собак? — поинтересовался Николай Демченко.
Начальник финансового управления Евгений Савельев пояснил, что эта статья расходов появилась в бюджете на основе письма городских собаководов, которое было направлено в администрацию.
От лица собаководов, которые инициировали строительство этой площадки, на заседание комиссий пришел Анатолий Забегаев, чтобы ответить на все возникшие вопросы:
— Письмо это было направлено общественниками еще в 2016 году. У нас есть документы о том, что депутаты предыдущего созыва голосовали за то, чтобы обустроить площадку для собак. Решение еще тогда было принято, но почему-то не исполнено.
Миллион рублей пойдет на создание площадки для обучения правильного содержания животных. Подобная площадка когда-то была в 8 микрорайоне, ниже 24-го дома. На площадке еще планируются снаряды для дрессировки животных, — пояснил Анатолий Забегаев.
— Есть ли какой-то проект этой площадки? — поинтересовался Владимир Георгиев, председатель комиссии.
— Есть смета, в которой обоснованы все цифры, из которых сложилась заявленная сумма. Проект площадки направлялся в УГХ, — ответил ему Анатолий Забегаев.
Вопросы по этой теме возникли и у Сергея Мальберга:
— Даже если мы построим эту площадку, то кто будет за ней следить? — поинтересовался депутат.
Анатолий Забегаев его заверил, что на город никаких обязательств по этой площадке не упадет. Следить за ее состоянием и чистотой на ней будут общественники.
Сергей Мальберг отметил, что такая позиция — это неопределенность, так как не понятно, кто эти общественники и как именно они будут за всем этим следить. Также он высказал общее мнение на счет этой площадки:
— Как я понял, это не площадка для выгула собак, как заявлено в бюджете, а площадка для воспитания и дрессировки собак. Я считаю, что такой проект должен являться коммерческой деятельностью. Кто-то должен построить это и на платной основе оказывать услуги по дрессировке собак. Сегодня есть более востребованные области применения этому миллиону. Я считаю, что и вопрос выбора места не проработан. На той территории рядом школа и детский сад. Может, эта площадка и нужна будет в будущем, но точно не на том месте. Может, лет через пять, когда мы закроем вопросы по содержанию придомовых территорий, ремонту дорог и так далее, вопрос можно будет решить, но не сегодня, — высказался депутат.
Большинство присутствующих такую мысль разделяло, а потому создание такой площадки депутаты посчитали нецелесообразной тратой денег. Некоторые депутаты быстро нашли области применения лишнего миллиона рублей.
На что направить «собачий» миллион?
Николай Сытых отметил, что ни одно предложение по улучшению его округа, которое было направлено им главе, не было учтено. А потому он предложил эти деньги направить на строительство нового мусоросборника в 4 микрорайоне, ниже бывшей школы №2.
Габбас Даутов также высказал свое предложение о том, куда можно направить эти деньги.
— Я считаю, что важнее сделать в 10 микрорайоне спуск для мам с колясками.
После этого еще несколько депутатов хотели озвучить свои предложения по распределению этой суммы. Однако было решено, что этим вопросом займутся администрация и УГХ на основе предложений, которые будут направлены им письменно от депутатов.
Несмотря на то, что такое решение было поддержано большинством присутствующих, довольны им остались не все. Причиной недовольств стало то, что предложения депутатов в письменном виде в администрацию были направлены не единожды, но большая часть из них при распределение денежных средств не учитывалась.
Качканарские творческие коллективы Дворца культуры успешно выступили на XXII областном фестивале детского и юношеского творчества «Серебряное копытце», который прошел в Новой Ляле 14 апреля.
На сцене Новолялинского центра культуры свои таланты продемонстрировали юные артисты из разных городов Свердловской области.
«Пепси+» стала лауреатом и дипломантом первой степени. Полина Рупасова получила диплом второй степени. Старшая группа «Пепси +» стала дипломантом второй степени. Солистка Ирина Юрковец стала лауреатом первой степени.
Мария Целищева и Кристина Осминина («Конфетти») — обладатели диплома первой степени. Также коллектив эстрадного танца «Конфетти» с танцевальным номером «Амазонки» стал дипломантом третьей степени, а со студией детского современного танца «Джем» получили диплом третьей степени.
Образцовая хореографическая студия «Радость» представила на суд жюри два танца. Танцоры с этими номерами стали дипломантами первой степени.
Начала всех жизненных принципов, что сложились в характере Валерия Галактионова, заложены с младенчества, в детском доме №2, что был расположен на окраине небольшого городка Белебей.
Благодатная экология Башкирии сама по себе была неплохим воспитателем любви к родной природе в ребячьих душах. Тем более, что все летние каникулы воспитанники проводили в лесном палаточном лагере. Руководил учебно-воспитательным учреждением Сергей Дмитриевич Маслов, приверженец скаутского стиля воспитания. Вся жизнь ребят была организована так, как это было в 20-х годах в колонии им. Горького. Разница только одна – в детдоме №2 отсутствовала идеологическая составляющая воспитания. Да, в школе, которая входила в комплекс детдома, носили ребята пионерские красные галстуки, были и комсомольцами. Но в жилых и хозяйственных помещениях царил порядок и уклад скаутизма. Так же, как и у горьковцев, делились ребята на бригады. Разновозрастные такие группы в 6-8 человек жили в отдельных комнатах, где проводили свободное от работы и учебы время.
Фото с сайта puteshestvuy.com
Те, кто знаком с повестями А. Макаренко, «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях», тем понятно, в какой обстановке рос Валера Галактионов.
Заведение это было полностью автономным. Своя школа, жилые корпуса, бытовые и хозяйственные объекты – все было в одном месте, при минимально необходимом количестве педагогического и обслуживающего персонала. Всем управляли и все делали сами дети. Высшим управляющим и контролирующим органом был совет вожаков-бригадиров.
— Я матери не знал, подкидыш, — в голосе Валерия Галактионова слышится чуть заметная грустинка. — И все мое воспитание прошло в стенах детдома. Как молодая трава впитывает влагу из земли, так и мы впитывали в себя эту жизнь, со всеми ее проявлениями.
Скаутизм, как система воспитания, все же жил в тех, кто прошел эту школу, и был убежден в правильности и полезности такого воспитания. То там, то здесь вспыхивали временами скаутские огоньки в школах, секциях, кружках, и жестко впоследствии пресекались. Вплоть до репрессий. Однако до сих пор живо и развивается это движение. А вот пионерское как-то загибло.
Дом родной
Как удавалось в 50-60-х годах культивировать в воспитательном учреждении скаутизм, только догадываться можно. Очевидно, совпало это время с так называемой «хрущевской оттепелью». Важно другое – в доме этом было настоящее, а не показное детское самоуправление.
Одно то, что при выезде всего коллектива в летние палаточные лагеря на 400 воспитанников из взрослых были только шеф-повар и старший воспитатель, он же председатель совета вожаков-бригадиров, говорит о многом. В первую очередь — о привычке с раннего детства отвечать за свои поступки и поведение окружающих тебя товарищей.
О жизни в таком выездном, в лесу, палаточном лагере не мечтает редкий пацан.
Здесь господствовала система нравственного, физического и умственного воспитания путем организации практических действий – походов, игр, соревнований, неразрывно сочетаясь с нелегкой работой.
— У нас было большое подсобное хозяйство. Уход за скотом, выращивание овощей, разведение цветников — все это делалось руками детей. Мы сами в изобилии снабжали себя продуктами. Сэкономленные средства шли на ежегодно обновляющуюся одежду, обувь, на покупку походного снаряжения. Жили в чистеньких, уютно обустроенных помещениях. Все стены были заняты не плакатами с призывами, а цветами. Каждый из воспитанников знал свою обязанность в той или иной сфере деятельности. И спрос за нерадивость или другие негативные проявления был строгим. Даже для самого отъявленного хулигана — а контингент был тот еще, детдомовский — разбор, на совете вожаков-командиров был страшнее всего. Даже директорские порицания были не так действенны. —рассказывает Валерий Николаевич.
Бригадир избирался звеном, утверждался советом командиров. И не обязательно это был старший по возрасту. В первую очередь учитывались дисциплинированность, чувство ответственности, организаторские способности и лидерские качества. Так в свое время, стал командиром и семиклассник Валера Галактионов.
Даже после того, как выпускники дома становились студентами или устраивались на работу, в каждые каникулы или отпуск приезжали они в свой дом. И здесь их устраивали с жильем, ставили на питание, принимали в рабочие бригады.
Это был их родной дом, родная семья, а это дорогого стоит для людей, лишенных с детства родительского покровительства.
Звено Геннета вяжет узлы (2002 г.)
Протест
Сплоченность любого коллектива крепка, когда все, как один, готовы встать на защиту интересов этого коллектива. Коллективизм ребят детского дома проявился самым решительным образом.
По окончании очередного летнего лагерного сезона загорелые и подросшие ребята стройными рядами спешили в свои обжитые апартаменты. И в первом же коридоре оторопело уставились на стены, увешанные агитплакатами, призывами и лозунгами. Наглядная агитация не была в обычаях дома.
Оказалось, что сменился директор детдома. Прежний был переведен на должность третьего секретаря Белебеевского райкома партии. Новые порядки неприятно удивляли ребят. Было ликвидировано подсобное хозяйство, перестали шить традиционно новые костюмы к началу школьных занятий. Почти упразднено самоуправление; совет командиров, правда, еще сохранялся, но не имел уже прежней власти.
Пацанов и девчонок на лето стали рассылать по обычным пионерским лагерям группами по 5-6 человек. Привыкшие к своему окружению, они чувствовали себя чужими в пионерских отрядах.
— Этакие отщепенцы, нас даже селили отдельно, — характеризует поведение детдомовцев воспитанник Галактионов. — Тосковали по своему палаточному лету. К остальным ребятам приезжали родители, бабушки-дедушки. Мы не то, что завидовали, но чувство горечи и брошенности, ненужности, становилось все более острым. Так продолжалось все три месяца каникул.
Возвращались домой — и новый удар. Прежде каждый из нас перед началом учебного года получал три новых комплекта одежды: повседневную, рабочую и парадную. Теперь растерянно примеривали, хоть и отстиранную, но старую свою форму. Оказалось, что на новую нет средств.
В стенах дома поселились казенщина и бездушие. Потускнели и как-то обезличились ребячьи лидеры. Так бывает всегда, когда в живое, интересное дело вмешивается бюрократическая унылая методика.
Однако не зря столько лет пестовался Сергеем Дмитриевичем в ребятах дух свободолюбия и уверенности в себе в любых ситуациях. По полуконспиративному решению Совета бригадиров весь немалый состав воспитанников вышел на своеобразную демонстрацию. Заранее предупредив районные власти, через весь город стройными рядами под барабанный бой прошли детдомовцы до здания райкома партии. На прием к начальству с официальными требованиями пошли члены Совета.
Не прошло и суток, как на свое рабочее место заступил прежний директор. Тихо и без вандализма, в рабочем порядке исчезли плакаты наглядной агитации. Невесть откуда появились цветы. Зазвенели голоса малышни, снующей по коридорам. Заблестели глаза ребят постарше, с трудом сдерживающих восторженное настроение. За короткое время восстановились оранжереи, заселялись свинарники и коровники новым поголовьем. Заработала с новой силой воспитательная система самоуправления и самоконтроля.
— Возродились палаточные лагеря, в которые не раз приезжали начальствующие люди из города, – вспоминает скаут Валерий Галактионов. – На их глазах грузились в машину дежурные бригады скотников, огородников и цветоводов. Назначались дежурные по кухне.
Свободные от нарядов ребята занимались по программам спортивного ориентирования, школы выживания, туризма. Немалые туристические переходы, тренировки на спортплощадках, хозяйственные работы нисколько не мешали детям оставаться детьми. Но детьми, способными в нужный момент проявить вполне взрослые навыки противостоять любой жизненной ситуации. Галстуки в лагере носили скаутские, зеленого цвета. Носили открыто и с гордостью, называли себя лесным братством. И это не вызывало никакого протеста у проверяющих.
Так становились характеры многих выпускников этого необычного в нашем нынешнем понимании детского дома. Так выковывался характер и нашего героя – Валерия Галактионова.
Первый весенний патруль ( 2011 г.)
Качканар
После окончания 8-ми классов Валера Галактионов поступил в казахстанское СПТУ на отделение мелиорации земель. Закончил его. Отработал положенное время. Вернулся в Башкирию, поступил в пединститут. Работал и учился три года заочно. Потом случилась личная трагедия. Решил все бросить и уехать. Куда? Вопрос был снят самым решительным образом.
— Я просто, сидя в раздумьях, метнул нож в висящую на стене комнаты географическую карту, — просто, как о чем-то давно уже пережитом говорит Валерий Николаевич. — Острие ножа воткнулось в Качканар. Вот и приехал сюда. Первое, что сделал, ушел в лес, окружающий город. Три дня жил в лесу. Пока не излазил здешние окрестности, не вернулся.
Работал Галактионов на комбинате, потом инструктором секции туризма и спортивного ориентирования при Дворце спорта. Организовал турклуб «Исток». Множество походов, сплавов, экскурсий проводил Валерий с работниками комбината. Большую помощь оказывали в его работе администрация и профком комбината. Практически ни в чем не было отказа в его запросах на снаряжение, финансирование походов и поездок, других мероприятий этого направления активного отдыха. Особое внимание уделял работе с детьми, детскому туризму.
Пришли 90-е годы. Комбинат, как производство, переходил из рук в руки. Капитализм есть капитализм. Объекты культуры, спорта, образования стали называться непрофильными активами. И новые хозяева спешно сбрасывали их со своих балансов, лишая достойного финансирования. Понемногу стала замирать и жизнь в «Истоке».
Однажды пригласили его в ОВД города, где Валерия Прилуцкая, старший инспектор ПДН, поделилась своей озабоченностью растущим количеством преступлений, совершенных несовершеннолетними. Попросила уделять больше внимания трудным подросткам. Дело знакомое, сам вырос в такой среде Валерий. Сам когда-то чувствовал себя брошенным и никому не нужным в пионерлагере. И озабоченность милиционеров близко принимал. Со свойственной ему энергичностью принялся за эту работу.
Скауты Качканара
Однажды в походе, сидя с ребятами у вечернего костра, как бы исподволь, инструктор завел разговор о своем детстве, о скаутском движении. Рассказал историю российского скаутизма. И загорелись пацаны! Так в разгар государственной перестройки был создан первый небольшой отряд юных следопытов-разведчиков в Качканаре. 6 ребят было в отряде. Шел 1994 год.
Первое мальчишечье звено скаутов совершило свой 10-дневный поход.
Несколько лет скаутский отряд был на нелегальном положении, как выражается его создатель. Применяя определенную методику скаутского воспитания, все ставил на научную основу. Учил ребят, учился сам. Выезжал на курсы обучения скаутингу.
В октябре 2000 года отряд скаутов Качканара был официально зарегистрирован в Центральной Штаб-квартире Всероссийского движения скаутов ОРЮР (Организации Российских юных разведчиков). Первый в области отряд назвался именем Ермака Тимофеевича.
Уже в декабре того года отряд побывал на Всероссийском 5-м фестивале участников движения «Рождественские встречи». Там впервые удивили своих коллег тем, что где-то в глубинке так четко поставлена организация скаутизма. У ребят – своя форма, своя программа концертных номеров. Впечатляющий перечень проведенных мероприятий. И поездку, и одежду финансировали родители школьников-скаутов.
За все время существования где только не побывали качканарские ребята. И в Польше представлялись, и в лагере «Орленок», на ладожском острове Коневец. Встречались с юными скаутами Финляндии, Болгарии, Норвегии и Германии.
Стал оказывать финансовую помощь и Центр организации ЮР.
— На чем основывается, на каких воспитательных и нравственных принципах держится организация? Здесь все очень просто, — поясняет Валерий Николаевич. – Красной нитью через всю нашу деятельность проходит девиз: «Делай добро, и через это ты сам становишься добрее! Становится добрее и чище окружающий тебя мир». Такое вот мировоззрение.
Пораженье как победа
Николай Тугарев, скаут с почти 4-летним стажем, в ноябре прошлого года стал победителем регионального конкурса «Лидер 21 века» и получил право участия в финале одноименного конкурса на федеральном уровне.
Представив творческую самопрезентацию «Я, моя организация и моя Родина!», защитив собственный проект/программу, поучаствовав в вариативном блоке «Деловая игра», качканарский скаут не оказался в числе победителей в своей возрастной группе.
Победителями стали члены организаций из «Юнармии» и общественно-государственного Российского движения школьников. По сути — финансируемые и опекаемые государственными структурами сообщества.
— Когда после всего был устроен прощальный вечер, один из организаторов конкурса, член жюри, в неформальной обстановке долго жал Николаю руку. И, как бы извиняясь, проговорил, что якобы я должен был по сумме баллов выйти в четверку победителей. Но, увы, комиссия решила по-своему.
— Ну, это и не мудрено, — подтверждает Валерий Галактионов. — Тут дело в том, что, как только было создано это Российское движение школьников, исчезли многие и многие общественные организации. В каждом почти городе было свое подобное объединение. Сейчас этого нет. Монополизировано все. В ночь перед награждением вдруг приехал исполнительный директор и государственный спонсор этого конкурса. Все изменилось в одночасье, и на церемонии награждения Свердловская область не прозвучала вообще. Хотя наш скаут, Коля Тугарев, шел на первое место. Это нам рассказал куратор именно нашей возрастной группы. Да и сами участники, дети, понимали, кто тут действительный лидер. Все же видели, кто и как выступал. Но там, где берется править казенное ведомство, живому делу приходит конец.
А впрочем, не очень и расстраиваются этим ни сам Валерий Николаевич, ни его воспитанник.
— То, что за нашими плечами многолетний опыт работы и масса полезных дел, это же не самоцель, — убежденно повторяет он. — Важнее то, что работает наш лозунг о том, что делая добро, сам становишься нравственно чище. И этот скаутский постулат уже накрепко сидит в головах и душах ребят.
А Коля Тугарев в своих рассуждениях о самом понятии «Доброе дело», вынес такое определение:
— Это когда ты мог помочь, а не сделал этого, у тебя совесть неспокойна. Скребет она, какую-то дрожь внутри вызывает. Поэтому никто из нас, скаутов, не постесняется старушку через дорогу перевести, место в маршрутке старшему уступить. Хотя это и считается сейчас немодным, некрутым. Кто-то, желая выделиться из толпы, в куртке навороченной щеголяет, а мы вот этим отличаемся. И это престижней и круче. А скольких нас таких воспитал и людьми сделал Валерий Николаевич — попробуйте, подсчитайте. Не сосчитаете.
В Качканаре впервые прошел муниципальный образовательный квест «Мой профессиональный выбор» для учащихся 8-9 классов.
Команды из разных школ активно собирали информацию о востребованных современных профессиях, анализировали рынок труда нашего региона, изготавливали буклеты о наиболее интересных профессиях, а также снимали видеоролики по этой тематике.
9 апреля состоялась итоговая пресс-конференция, на которую были приглашены представители разных профессий Качканара: полицейский, стоматолог, библиотекарь, юрист, специалист IT, диетолог и даже метеоролог. Гости ответили ребятам на разные вопросы, касающиеся выбора профессии: о том, как важно правильно ее выбрать, учитывать ее особенности, знать плюсы и минусы.
На заключительном этапе квеста команды представили членам жюри и зрителям видеоролики об итогах своей работы. По завершении всех испытаний 1 и 2 места заняли команды лицея №6, 3 место завоевала команда школы №7. Грамоты за участие получили команды школы им. К.Н. Новикова и №3.
Организаторами мероприятия стали Управление образования КГО и администрация Валериановской школы. Гостеприимной площадкой для проведения квеста стала школа №7.