Дистант стал испытанием для всех

Коронавирус изменил нашу жизнь. У кого-то изменения произошли незначительные, а у ко­го-то такие, что пришлось перестраивать буквально каждую минуту своего времени, чтобы наладить баланс.

Особенно сильно изме­нения в ритме и качестве жизни заметили все, кто связан с учебой — дети младших и старших клас­сов, их родители и учителя. Дистанционное обучение, или, как кратко его стали называть, дистант стал испытанием для всех. Ранее система образова­ния в России никогда не использовала так масштаб­но практику удаленного обучения, а потому стол­кнулась с большими труд­ностями в его реализации.

С первых дней объявления о самоизоляции и перево­де учебных заведений на дистант интернет стал ки­шеть гневными постами и комментариями родителей школьников. А все потому, что учебные часы фактиче­ские оказались отменены, а учебная программа нет. И справляться с этим диссо­нансом пришлось именно родителям.


Родители — не учителя

— Первое время элек­тронный дневник вообще не открывался, — рассказы­вает мама третьеклассницы Светлана Истомина. — По­том учительница сказала, что будет отправлять все задания на электронную, что так будет проще. И нача­лось…Одному учителю зада­ние на одну почту, другому на другую… В электронном дневнике я, например, вооб­ще не знаю, как прикрепля­ется домашнее задание.

Поначалу мы делали уро­ки целыми днями. Я не учи­тель, я не знаю, как донести тему. Решить я решу, но объ­яснить дочери я не могу. А ведь домашние дела никто не отменял. При этом я ещё и работаю. Прихожу с рабо­ты в одиннадцатом часу, а мне надо и уроки у дочери проверить, и домашние дела сделать.

Хорошо, что нас учитель­ница не ограничивала во времени выполнения рабо­ты. Я сказала, что прихожу домой поздно и у меня нет времени скинуть домашнюю работу. Она сказала, что это не проблема, и разрешила отправлять в течение 2 дней работы. А ведь есть клас­сы, где выполнение рабо­ты ограничено по времени. То есть нужно прямо день в день сдать все задания.

Занятия дома детей рас­слабляют. Их постоянно что-то отвлекает: то кушать надо, то кошка приходит, то ещё что-нибудь. Они не могут сконцентрироваться на за­нятиях. Я считаю, что это не учёба, это работа для галочки. Если старшие классы могут сами разобраться в теме, то начальной школе нужно всё объяснять. Хорошо — у нас ребенок ответственный, и она сама занимается учебой. Но ей всё равно надо помо­гать. А ведь есть дети, кото­рых вообще не усадить дома.

Ещё получается, что очень много времени проводит за компьютером. Сейчас мы уже как-то вошли в режим, и у нас на учёбу уходит 3-4 часа в день. А первое время мы сидели с 10 утра и до 8 вечера с перерывом на обед. Я даже готовить не успевала.

Дети уже сами в школу хо­тят. У нас Катя хочет в школу.

— Мне дома скучно. Я хочу в школу. Мне там нравится, — добавляет ученица Катя.

— Они в школе организо­ваннее, — продолжает собе­седница. — Если урок начал­ся, то он идет не прерываясь. Дети садятся и учатся. А дома отвлекаются. Есть се­мьи, где по 2-3 ученика, им еще сложнее.

По физкультуре вместо физических занятий мы сейчас делаем рефераты. Вот нам задают тесты по ГТО. Недавно был тест про лёгкую атлетику в Древней Греции. По трудам, есте­ственно, мы детям будем помогать, потому что они сами не справятся. По му­зыке мы сидели и слушали три произведения Бетхове­на, которые нам задала учи­тельница. По музыке нужно было ответить на вопросы. А что я должна рассказать ре­бенку, если я не разбираюсь в творчестве Бетховена?

Мы теперь и в кружки ни­какие не ходим. Бассейн за­крыли. Сказали: в этом сезоне вообще не откроют больше.

Сложность донесения ма­териала еще и в том, что в наше время мы учились по другой системе. Сейчас ведь все не так. Здесь же пробле­ма и с английским языком. Я учила немецкий. Я и читаю не так, и произношение у меня неправильное. Как мне ребен­ка чужому языку научить?

У учителя сейчас, получа­ется, задача только выслать задания и проверить их.

Нервы не выдерживают

— Это дистанционное об­учение — полный кошмар, — делится своей болью кач­канарка Елена. — Объемы большие, а когда ребенок дома один, родители работа­ют – весь день на телефоне… Очень пострадает психика у детей. У меня один, и мне его очень жалко, а у кого двое, трое? С утра до позд­него вечера уроки, на улицу не ходи. Сидит дома, цветом уже как белая простыня.

Мое мнение, что ничем хорошим это не закончится. Нервы у родителей не выдер­живают. Как можно сделать 4 задания (урока) за неделю, к которым нужно еще новую тему освоить, понять её, и в каждом уроке по 7-9 упражне­ний. А кроме этого, еще куча других уроков, и всё нужно отправить по разным местам. Одному по электронной по­чте, другому лично «Вконтак­те», третьему — по ватсапу, четвертому непонятно куда. Если у нашей администра­ции в планах и дальше школу оставлять на дистанционном обучении, то это ужас. Лучше бы они это досрочно отпра­вили детей на каникулы, чем вся эта нервотрепка.

Учителя видят плюсы в дистанте

— Сегодня мы вынужде­ны работать в непростых условиях, — рассказывает учитель истории и обще­ствознания Анна Абрамен­ко. — Задействованы сейчас абсолютно все: дети, родите­ли, учителя, администрация. Я считаю, что все-таки дис­танционное обучение никак не заменит традиционной классно-урочной системы. Несомненно, есть свои плю­сы, но пока сталкиваемся со многими проблемами в ор­ганизации данной формы.

Стоит заметить, что боль­шую роль здесь играет и сам школьный предмет. Напри­мер, очень трудно сейчас де­тям даются математика, фи­зика, химия, русский язык и другие дисциплины, где не­обходимо конкретное объяс­нение учителем темы.

Да, сейчас мы стараемся по максимуму дать ребёнку сопутствующей информации, видеоуроков для объяснения новой темы, но это никогда не заменит личной встречи с ребёнком, нашего общения и взаимодействия с ним.

Но есть и большой плюс дистанционного обучения. Именно оно максимально включило родителей в про­цесс обучения своего ребён­ка, происходит взаимодей­ствие с учителем и классным руководителем.

Мы, учителя, оказавшись загруженными ещё большим объемом работы, получаем понимание и поддержку со стороны родителей! Многие родители совсем иначе стали смотреть на школу, изменили своё отношение к учителям и даже к своему чаду! Это счи­таю главным плюсом дистан­ционного обучения.

Кто раньше дома не учился, теперь не учится совсем

Прочитав то, что роди­тели думают о дистанцион­ном обучении, задаешься вопросом: а есть ли в такой учебе смысл? Что лучше: за­кончить обучение досрочно, так как дистант не приносит пользы, или все-таки сто­ит помучиться, чтобы дети все же хоть как-то, но учи­лись? Вот что обо всей этой ситуации думает начальник Управления образования Марина Мальцева.

— Как долго еще будет длиться такая форма обу­чения?

— Согласно распоряже­нию губернатора, сроки особого положения пока не оговорены и будут опреде­ляться отдельно. Так что до следующего распоряжения. До 30 апреля еще точно бу­дет дистанционное обуче­ние.

— Не рассматривался ли вопрос о том, чтобы за­кончить учебный год до­срочно?

— По рекомендациям Министерства просвеще­ния каждая область должна принимать такие решения самостоятельно. У нас этот вопрос не рассматривался. Пока у нас окончание учеб­ного года определено на 22 мая для первых классов и на 29 мая для всех остальных.

— Решена ли проблема с электронным дневни­ком?

— Последнее время к нам обращений о проблемах не поступало. Теперь туда мож­но спокойно зайти, хоть ино­гда и бывают небольшие сбои.

— С какими еще труд­ностями система обра­зования столкнулась при переходе на удаленное об­учение?

— Во-первых, это нехват­ка оборудования для дис­танционных занятий. Эту проблему мы решили. Часть оборудования в виде план­шетов мы закупили и разда­ли на время учебы нуждаю­щимся в этом семьям. Часть оборудования была взята из школ и также распределена по семьям, у которых в этом была необходимость.

Правда, все еще осталась проблема, где в семье один компьютер или планшет на несколько учеников. Бывает такое, что кроме учеников и родители работают дома за компьютером удаленно.

Еще одна проблема — у нас есть учителя, которым очень тяжело перестроить­ся на такую форму. Они не могут учить дистанционно. Здесь приходится искать ка­кие-то выходы, где-то работа проходит через Ватсап, где-то через электронную почту.

И еще одна проблема, на­верно, даже самая главная – это отсутствие контроля со стороны родителей за деть­ми. В школе детям приходи­лось учиться в любом случае, даже если они уделяли этому мало внимания дома. Те­перь получилось так, что те, кто дома не учился и рань­ше, теперь не учатся совсем. Кроме того, иногда родители просто не могут справиться с детьми, есть и такие, кто и сам в корне отвергает такую систему образования и вооб­ще наотрез отказывается за­ниматься с ребенком. Есть те, кто не делает задания совсем. В конечном итоге от этого пострадает только ребенок.

— Среди родителей хо­дят разговоры о том, что оценки за последнюю четверть не будут учиты­ваться при выставлении годовой аттестации. Это действительно так?

— Я не могу подтвердить эту информацию. Мы таких решений не принимали. В каждой школе действует свое положение об аттеста­ции учеников. Если школа примет такое решение, то она сможет так сделать. Но это вопрос не Управления образования.

— Есть какие-то новости для выпускных классов?

— Основной этап сдачи ОГЭ перенесен на 8 июня. Министерство просвещения оставляет возможность еще одного переноса, но пока таких решений не приня­то. При этом 9 классы будут сдавать только два основных предмета — русский и мате­матику. Сдавать предметы по выбору они не будут.

11 классы сдают полно­ценное ЕГЭ с предметами по выбору и обязательными эк­заменами. Пока начало ЕГЭ также перенесено на 8 июня, но даты могут сдвинуться.


А между тем, пока учи­теля и родители борются за образование детей, спикер Совета Федерации Вален­тина Матвиенко предлагает определить в российском законодательстве правовой статус дистанционного об­разования. Об этом она ска­зала журналистам во время видеоконференции.

— Вы знаете, что большин­ство школ, высших учебных заведений перешли на дис­танционное обучение. Есть целый ряд случаев, когда дистанционное образование должно быть востребовано. В законодательстве сегодня нужно четко прописать, что такое дистанционное обуче­ние, как оно должно прово­диться, — сказала Матвиенко.

Она добавила, что дис­танционное образование не может и не должно заменить обычную систему образова­ния, но оно должно получить дальнейшее развитие в рос­сийском обществе.