Совет по правам человека на КГОКе: «Вы защищались – власть вас услышала»

На прошлой неделе Качканар и ряд других городов области посетили представители президентского Совета по правам человека. Сообщается, что членов этого совета изначально отговаривали посещать наш город: мол, еще недавно здесь был председатель правительства области Денис Паслер, уладивший разногласия на Евраз КГОКе. Однако на комбинате по-прежнему сохраняется социальная напряженность, а диалог между руководством КГОКа и профсоюзной организацией далек от социального партнерства.

9e0d783172d12bafb9cdd19d00113fd8

Члены совета приехали в разные города, чтобы оценить различные проблемные аспекты: жилищные во­просы, экономические, социальные… На Качканарском ГОКе обсуждали трудовые проблемы. Встреча прошла во вторник, 29 марта.

***

Выслушивать вопросы от работни­ков приехали член совета по разви­тию гражданского общества и правам человека Борис Кравченко, замести­тель председателя совета по правам человека Евгений Бобров, представи­тели Госинспекции труда и надзорных органов, а также председатель Фе­дерации профсоюзов Свердловской области Андрей Ветлужских. К слову сказать, последний приложил много усилий, чтобы данная встреча все-та­ки состоялась. Это отметил, в том числе, и Борис Кравченко, который сказал важные слова: активные за­ щитные действия работников сегодня услышаны на всех уровнях власти.

– Я профсоюзник с 25-летним ста­жем, я на вашей стороне, но здесь я представитель совета. Моя цель – дать рекомендации в преодолении раз­ногласий в трудовой сфере, помочь разобраться в этой ситуации. Могу сказать, что в стремлении защитить коллективный договор, рабочие места и социальные права в этом году вы предпринимали активные действия в расчете на то, что будете услышаны региональными и федеральными вла­стями. И вы услышаны. Перед вами член совета по правам человека, – го­ворил в начале встречи член СПЧ.

На мероприятие выделялся всего один час, после состоялась встреча с работодателем. Но этого часа было, безусловно, мало.

– Про нас говорят, что мы кон­фликтные, несговорчивые, но мы вто­рой год подряд в буквальном смысле «сдаем» коллективный договор: рост заработной платы заморожен, её по­купательная способность снизилась. Два года мы договариваемся практи­чески на условиях работодателя, хотя у нас не снижаются объемы и цена на продукцию. Оборудование работает от аварии до аварии, на НТМК не мо­жем доставить качественную продук­цию. Завтра мы можем остановиться и потерять рынок. Управляющий ди­ректор этого не понимает. В февра­ле 173 человека были «выдавлены» с комбината с пятью средними зарпла­тами, инженерно-технических работ­ников так и заставляют брать дни без содержания под страхом увольнения, – рассказывал председатель профсо­юза Анатолий Пьянков.

Работники, со своей стороны, пы­тались донести до СПЧ, что не найдя согласия со стороны профсоюза, ра­ботодатель сегодня вынуждает нару­шать коллективный договор. Членам совета были представлены документы для сравнения: сколько человек брали дни без содержания в декабре и в ян­варе, а также заявления работников, которых устно призывали выходить из кассы взаимопомощи. Говорили и о моральном давлении на членов про­фсоюза, о контрактах с иногородними подрядными организациями.

– Ежедневно нам сообщают: в фонде заработной платы не хватает средств. Давят на нас морально: бе­рите дни без содержания, при этом заявления заставляют писать по соб­ственному желанию. Раньше таких вопросов не ставили. Объемы работы не менялись, а численность работни­ков в этом году уже снизилась. На­грузка идет на оставшихся. В резуль­тате руководство получает экономию, – высказывались работники на усло­виях анонимности.

Поднимался вопрос и о проведении замеров во время спецоценки труда, когда показатели запыленности были получены в улучшенных условиях, например, при открытых дверях и ок­нах. О долгосрочной дискриминации на КГОКе рассказал работник УГЖДТ Виктор Шумков, который больше года судится с комбинатом за право восстановления на работе.

– Больше года четверо из шести железнодорожников, которые при­нимали участие в работе по прави­лам, судятся с работодателем. Они по-прежнему не восстановлены в ра­боте. Суды первой и второй инстан­ции отказали нам в удовлетворении исков, но у нас есть результаты ис­следований из пяти медучреждений, которые не подтверждают диагнозы, полученные работодателем во время медосмотра. При этом внутри ком­пании есть документ, по которому нам должны предоставить иную ра­боту, но после медосмотра нам дали отворот-поворот и отказали в работе. Работодатель нарушает свои же пись­менные обещания, – докладывал Вик­тор Шумков.

Члены совета задавали уточняю­щие вопросы: проводились ли пере­говоры по изменению коллективно­го договора в связи с экономической ситуацией; обращался ли профсоюз в органы надзора; как выглядит на практике неполный рабочий день; су­ществует или нет официальный при­каз о сокращенном рабочем времени. Работники же выразили надежду на то, что эта встреча все-таки положи­тельно повлияет на обстановку на комбинате.

– Мы хотим, чтобы коллективный договор соблюдался. В нем всё пропи­сано: охрана труда, заработная плата, как действовать в случае неблагопри­ятной экономической ситуации. У нас есть представительный орган, и мы уверены: решать все вопросы руко­водство должно с ним, – говорили они в ответ.

В конце встречи Борис Кравченко отметил, что с социальным диалогом на предприятии есть проблемы:

– Я четко вижу, что профсоюз – это вы, а не председатель профкома. Я много слышал, что профлидер ото­рвался от профсоюза и ведет борьбу, не оглядываясь на мнение профорга­низации. Вижу, что это не так. Все, что мы услышали, подтверждает получен­ные ранее нами данные о проблемах с социальным диалогом на КГОКе. Действия происходят на фоне дей­ствующего непересмотренного кол­лективного договора. Мы услышали и усматриваем явные факты дискри­минации по отношению к тем людям, которые отстаивали свои трудовые права; факты, связанные с наруше­нием режима работы, занятостью на предприятии, мы обо всем этом го­товы поговорить с администрацией предприятия. Наш основной посыл – возвращение к нормальному социаль­ному диалогу. Защита своих трудовых прав – это законное право. Все, что вы делаете, – правильно и законно.

 

9e0d783172d12bafb9cdd19d00113fd8Председатель Федерации профсо­юзов Свердловской области Андрей Ветлужских подвел собственные ито­ги во время встречи работников КГОКа с членами совета по правам человека, обозначив, что, на комбинате не регла­ментирован социальный диалог. Темы, поднятые работниками, были донесе­ны до управляющего директора Евраз КГОКа.
Как рассказал председатель, управ­ляющий директор Евраз КГОКа Владис­лав Жуков согласился с тем, что не должно быть дискриминации по профсоюзному признаку, как и признал, что должны быть безопасные рабочие места и справедливые замеры во время проведения специ­альной оценки условий труда.
Однако не обошлось без разногласий. Во время беседы возникла горячая дискуссия по фонду заработной платы. Управляющий дирек­тор также отметил: решение вопросов по кассе взаимопомощи – пра­во директора, а не его обязанность. Таким образом, впервые за три месяца руководство четко обозначило свое мнение на эту тему.
– Сегодня описаны составы многих преступлений: что такое кра­жа, грабеж, а вот что такое дискриминация по профсоюзному призна­ку – понятия нет. Доказать ее в суде крайне сложно. Практика под­тверждает: в законодательстве нужна корректировка. Переговоры на комбинате не идут, потому что нет взаимного доверия. И та и другая сторона требует отставки второй, – рассказал Андрей Леонидович. – Однако вместе с представителями совета по правам человека мы высказали идею о подписании меморандума о принципах перегово­ров. В нем должны быть прописаны: недопустимость дискриминации по профсоюзному признаку, описаны варианты разрешения вопро­сов в области экономики. Гарантом выполнения этого меморандума станут представители совета по правам человека при президенте, а также я. В дальнейшем совет по правам человека будет фиксировать нарушения меморандума. Обе стороны в ходе беседы поддержали эту идею. Возможно, некоторые пункты будут закреплены и губернато­ром Свердловской области.