Улыбки нам от многих не дождаться

i (14)Хорошая статья «Хамство — не по­рок». Автор в основ­ном затронул пофи­гистов-продавцов. Продавцы магазинов мне иногда тоже говорят: «Не видите, что ли, ценника на продуктах?», я им отвечаю: «Не вижу, это моя беда. Если бы видела, я никогда бы у вас не спросила и обходила бы вас километров за десять».
С другой стороны, их можно понять: 12 часов на ногах, да и клиенты порой не сахар. Иногда просто по­падаешь под горячую руку продавщицы: некоторые покупатели так достанут, а на ком выплеснуть эмоции? Вот и достается порой не­винному человеку.

Но хамство бывает не только в торговле. Возьмем, к примеру, отношение вра­чей (слава Богу, некоторых) к пациентам. Хочу обратить­ся к главному врачу Лилии Ворончихиной с просьбой провести работу об этике взаимоотношений врачей с больными. С ней самой приятно пообщаться, ника­кого рыка. Всегда доброже­лательная, отзывчивая, как врач — умница. Много лет знаю врача Татьяну Семи­козову. Вот у них-то и надо поучиться некоторым. Врач лечит не только рецептами — он лечит эмоциями. Дру­гих врачей научили лечить, но не научили ласковее и доброжелательней встречать больных людей.

Бывает, что посетишь од­нажды врача и больше не захочешь к нему идти: он не хамит в открытую, но может не поздороваться, не предложить стул бабушке, которая пришла на прием с ребенком. Его просто нужно допрашивать о результатах анализов.

Незнакомая женщина в парикмахерской, прочи­тав эту статью, отметила такое же скрытое хамство одного из опытных и важ­ных врачей ЦГБ. Вместо «Здравствуйте» — «Закройте дверь!», на вопросы — сухое «нет», и никакого уважения к женщине в возрасте. Мне тоже приходилось общаться с ним. Примерно также он разговаривал и со мной.

Примеров много — поси­дите в коридоре поликлини­ки часа два, даже имея талон на определенное время, и ус­лышите «красивые» отзывы. Хамство это или обыкновен­ное высокомерие, гордыня и наплевательское отношение к больному? Улыбки нам от многих не дождаться. Что скрывается под белым хала­том, известно только им.

Полная противополож­ность — работники Сбер­банка: вежливые, добро­желательные (я бываю в сберкассе 4 и 2 микрорайо­нов). Хочется поблагодарить всех работников этой служ­бы. Их научили общению и культуре, и слово «хамство» им не понятно.

Александра Гаврилова