Трудный путь Владимира Ергера

 

Как утверждает людская молва, судьбы человека запрограммированы на небесах. На счет этой мистической гипотезы у меня свое мне­ние. И я говорю «Спасибо!» советской школе за то, что эта замечательная школа вложила в мою голову ма­териалистическое мировоз­зрение. Оно помогает мне жить на земле и различать, где кончается наука и на­чинается дикое мракобесие. Попробую привести пример из жизни одного человека, прожившего на нашей пла­нете уже целых 85 лет. А имя этого человека Владимир Георгиевич Ергер.

Родился Володя в про­шлом веке, в феврале 1932 года, в селе немцев с По­волжья Диттель. Отец Во­лоди работал председате­лем колхоза. Мама была домохозяйкой и колхозни­цей, совмещающей работу с воспитанием восьми де­тей: двух девочек и восьми мальчиков. Вот это, по-мое­му, настоящая полноценная семья.

Немецкая деревня Дит­тель расположена менее чем в ста километрах юж­нее города Саратова на реке Карамыш. Автономная ре­спублика немцев Поволжья была заселена еще в XVIII веке по указу Российской царицы Екатерины II. Для той эпохи решение Екате­рины было дальновидным. Оно позволяло среднему Поволжью перенять новей­шие западные технологии и быт немцев.

И в XX веке немецкие поселения выглядели более привлекательные, чем рус­ские. Я сравниваю русские и немецкие села в Казахстане. Административное деление всей территории АССР нем­цев Поволжья представленj в виде территорий, так на­зываемых rантонов (нерус­ских районов). Кантон, где стоит деревня Диттель, до­вольно плотно был заселен до 1941 года. Рядом с родной деревней Володи находи­лось селение с интересным названием Меркель. Кругом ухоженные земли и дерев­ни: Кадц, Бауэр, Зеевальд, Гуссенбах, Коль, Франк и Вальтер.

К роковому 1941 году Во­лодя Ергер окончил первый класс десятилетки и уже учился во втором классе. Но 22 июня внесло в людские судьбы такие корректиров­ки, что некоторые семьи до сих пор не воссоединились. Говорите, судьба написана на небесах?! Адольф Гитлер начал войну с СССР, а Ио­сиф Сталин, предвидя за­тяжную войну, издал при­каз: выселить всех немцев с Поволжья на восток стра­ны: в Казахстан, на Урал и в Сибирь. В связи с пере­менами судеб 17 семей из других деревень на лоша­дях срочно выехали на Вол­гу, бросив открытыми свои дома и скотину.

Первая ночевка пе­реселенцев состоялась в деревне Крым, а утром, доехав до Волжской при­стани, люди распрягли и отпустили лошадей на волю. Доплыв на пароходе до железной дороги, эти 17 семей купили целый товарный вагон и отпра­вились в неизвестность. А неизвестность оказалась не Уралом и Казахстаном, а узбекским пригородом Ташкента. Из Ташкента все 17 семей были перевезены на территорию Зауралья, в город Крым, а затем ше­стью подводами в дерев­ню Ташланово. По расска­зу Володи, колхозники в Ташланово приняли нем­цев с Поволжья хорошо. И вся семья Ергер в колхозе Ташланово трудилась до 1948 года.

Когда Володе исполни­лось 16 лет, судьба снова по­вернулась другой стороной. Пришел приказ: направить немецких колхозников на добычу платины на Урал, в дельту реки Ис. До стабиль­ной жизни семье Ергер было еще далеко. Жили то на Ла­баске, то на Боровском, то на Ису и, наконец, оказались на Косье. Вся семья Ергер работала на гидравликах и драгах. Володя помнит ги­дравлики №№13, 15, драги №№27, 41 и 38. Работали на самых тяжелых работах честно. Отца Володи на не­сколько лет отправили в трудовую армию города Ив­дель.

Шли годы. Менялось от­ношение к немецкому на­селению с Поволжья. Из Ив­деля наконец-то вернулся отец Володи. А в 1970 году после долгих мытарств се­мья Ергер купила дом в двух километрах от Косьи, в по­селке Шумиха, у немца по фамилии Гальвас. Володя наконец-то и сам обзавел­ся семьей. Он женился на немецкой девушке с Повол­жья. Владимиру Георгиеви­чу сейчас 85 лет. Но он под­вижен и молод душой. Его красивый дом расположен в красивом кедровнике, в дельте реки Ис.

Вот, казалось бы, теперь жить да жить! Но ушли годы, ушли молодость и силы. Выросли и разлете­лись по стране дети, и пере­селяться в родное Поволжье уже поздно. А вы говорите, что человек сам строитель своей судьбы! Нет, нет и нет! Человек – это малень­кая песчинка в турбулент­ном вихре истории. «Это трудный, смутный, скрыт­ный одинокий путь» – так знаменитый режиссер Эль­дар Рязанов в своем роман­се «Молитва» в фильме «Не­беса обетованные» назвал жизнь.

Иван Соболев