«Силовики заинтересованы в хорошо подготовленных кадрах»

«НК» узнал, чему учат детей в новом кадетском классе

В этом учебном году в качканарской школе №3 впервые открылся кадетский класс— единственный в своём роде в нашем городе. 30 первоклассников сели за парты не в простой школьной форме, а в форме кадетов. Директор школы, кандидат исторических наук Антон Фетисов занимает свою должность ровно год, с ноября 2021 года

Он приехал в Свердловскую область из Горного Алтая, сначала жил в Кировграде, потом по приглашению приехал в Качканар. На Алтае у Антона Сергеевича уже был опыт создания кадетских классов. Теперь наработанные данные пригодились и на новом месте работы. Стоит отметить, что в новом кадетском классе учится и дочь директора.

Директор школы №3 Антон Фетисов

Мы идем с Антоном Фетисовым по коридору школы, проходящие навстречу дети не просто здороваются, а каждый подаёт руку директору, даже девочки. Увидев моё изумление, он поясняет:

— Я считаю, что директор не должен быть каким-то «держимордой», от которого будут по стеночкам шарахаться, я открыт для детей, если они тянутся, не буду же я отталкивать их.

Классный руководитель кадетского класса Ольга Иванцова проводит урок русского языка, сегодня в прописях дети выводят букву «М». Позднее, на перемене Ольга Викторовна присоединяется к нашему разговору с директором школы. Вопросов по поводу кадетского класса у меня много.

Равняйсь! Смирно!

— Как возникла идея создания кадетского класса в общеобразовательной школе?

— Это была совместная идея замглавы администрации города Петра Блинова, начальника Управления образования Марины Мальцевой и моя, — рассказывает Антон Фетисов.

— У меня уже был опыт организации подобных классов. Два класса мы на Алтае создавали, один — казаки, второй — пограничники. Поэтому нормативная документация у нас уже была. Мы проводили встречу с родителями первоклассников, на встрече присутствовал Петр Алексеевич Блинов (бывший военный комиссар Качканара — прим. ред.), мы всё обговорили. Нашими главными шефами стал хутор Лесной — казаки. Они нам помогли с получением формы. Детям бесплатно предоставили два комплекта формы: парадную и повседневную. Казаки Екатеринбурга при помощи хутора Лесного нам это всё предоставили.

Почему именно с начальной школы мы решили сделать класс кадетской направленности? Потому что дети еще tabula rasa, их мозг пока — чистая доска. Они еще не испорчены Бэтмэном и Суперменом, ими еще можно и нужно заниматься для того, чтобы выросли хорошие, хорошо подготовленные, воспитанные граждане нашей страны. Поэтому считаю, что кадетское образование в начальной школе — это важный фактор для воспитания целостной личности.

— Чем отличается образовательная программа первоклассников из кадетского класса от остальных?

— В начальной школе дополнительные занятия с детьми проводятся в рамках внеурочной деятельности. Сейчас мы с ними проводим по два занятия в неделю. Одно занятие по технической подготовке, я его сам провожу. Рассказываю им про великих полководцев нашей страны. Вчера было занятие, на котором я рассказывал про Кутузова, про Бородинскую битву. Дети еще маленькие, но фамилии и имена выдающихся полководцев они уже запоминают, какие-то события запоминают. Постепенно мы стараемся прививать детям любовь к отечественной истории. И один раз в неделю мы с ними занимаемся строевой подготовкой. «Равняйсь! Смирно! На первый-второй рассчитайсь! Шагом марш!» и так далее.

С пятого класса у них пойдет полноценная кадетская подготовка, в учебный план будут вставлены дополнительные часы, например, военная история России, разборка-сборка оружия. Вместо ОБЖ у них уже будет НВП (начальная военная подготовка). Хотя у нас не стоит определенной цели — подготовить именно военных, мы хотим просто подготовить достойных граждан своей страны.

С ними будет проводиться работа по традиционному российскому воспитанию, будут прививать ценности российской семьи, уважение к старшим.

«Мы первопроходцы»

— Каждый день дети ходят в форме, мы активно работаем над воспитание духовно-нравственных ценностей, — подключается к разговору Ольга Викторовна.

— Сколько классов в параллели?

— Два класса. Один общеобразовательный, один кадетский. Количество учеников в обоих примерно одинаковое — в кадетском 30 человек, в общеобразовательном — 29. Те дети, чьи родители не захотели вести их в кадетский класс, пошли в обычный. Текучки в кадетском классе у нас пока нет, — говорит учитель Ольга Иванцова.

— Бывает, родители из других школ подходят и интересуются, можно ли перейти в нашу школу в кадеты, — рассказывает Антон Фетисов. — Я считаю, что этот класс востребован, такая подготовка будет востребована. В Качканаре это первый такой класс на базе начальной школы. Есть в городе отдельно кадетская школа, а с начальным образованием пока этим вопросом никто не занимался. Мы первые. У этого проекта есть будущее. Есть, конечно, определенные сложности, но мы над ними работаем.

— Да, мы первопроходцы. Где-то есть подводные камни. Но мы проблемы стараемся решать. На следующий год опять запланировали кадетский класс принимать, 1А будет кадетский, — добавляет Ольга Викторовна.

— В чём сложности?

— У нас нет педагога-организатора, который бы занимался с детьми. Мы планировали, что должен быть офицер-воспитатель. Но пока на постоянной основе такого педагога нет.

— Ставка есть, финансы выделены, но люди работают в ГОКе, там платят гораздо больше, поэтому полностью перейти к нам на работу они не готовы, — поясняет директор. — Мы будем заключать соглашение с городом Лесным, с воинской частью. Они и в гости нас зовут, чтобы мы детей туда свозили. В дальнейшем планируется, что к шефской помощи классу подключится и прокуратура, и МЧС, и полиция, и Росгвардия. Класс будет полипрофессиональный.

Воспитать детей на казачьей культуре

— Поясните, пожалуйста, как кадетство с казачеством соотносится?

— Казаки — это не просто военное сословие, это еще и определенный уровень культуры: это уважение к старшим, это традиционные семейные российские ценности. Главная проблема нашего общества в чем? Когда в 1991 году сломали эту систему подготовки, советскую систему воспитания людей, ничего такого нового, такого мощного придумано не было, поэтому казачья культура способна консолидировать детей, настроить их на позитивный лад и вырастить патриотами своего Отечества.

Чем казачья культура отличается от традиционной русской культуры? Казаки — это те же русские люди. Казак — это не только воин, но и надёжный человек, хороший друг, надёжный муж. Казачка — прекрасная жена, которая умеет вести дом. Что плохого, если дети будут изучать эту культуру?

— У вас и дальше будут набираться классы кадетов с казачьим уклоном?

— На следующий год, может быть, будем ракетчиков набирать, или прокурорский класс, или МЧСовский класс. Будем смотреть. В зависимости от того, кто будет главными шефами. В этом году вот были казаки.

Когда нам форму привезли, дочь с сыном (он учится в 3 классе) чуть не драку из-за неё устроили. Детям это всё интересно. Пока, может, они в полной мере не осознают, что они ходят в форме, но потом отличие этих детей от остальных будет всё больше бросаться в глаза. Показательна в этом плане Юнармия. Когда дети надевают эту форму, они преображаются, даже хулиганы начинают вести себя по-другому. Форма дисциплинирует, настраивает на то, что нужно учиться, совершенствоваться. А маленькие дети… что мы сейчас в них заложим, то в итоге и получим.

Большая проблема — социальное окружение. У нас некоторые дети матом не ругаются, они на нём разговаривают. Пирсинги делают, татуировки… Объяснять детям надо на основе культурной надстройки, надо воспитывать детей. Чтобы, когда вырастут, они захотели создать свои хорошие, крепкие семьи.

— Мы проводим просветительскую работу с родителями, чтобы они знали и понимали, что в будущем ожидает их детей, что в настоящем делается с их детьми, — добавляет Ольга Викторовна. — Запланированы ознакомительные лекции о традициях уральского казачества. Родители должны знать это и вместе с нами работать в одном направлении.

Силовые структуры и патриотизм

— А что в будущем ожидает этих детей?

— С ними будут общаться представители всех силовых структур. С 6-7 класса у них начнется профориентация, кто-то склонен к юриспруденции, кто-то к военной службе, кто-то к спорту. Силовики заинтересованы, чтобы у них были хорошо подготовленные кадры. И вот вам, пожалуйста, готовые кадры, с которыми вы занимались, за которые вы готовы поручиться. В последующем их можно брать в специальные военные заведения.

— То есть вы готовите будущих силовиков и военных?

— Не обязательно все будут силовиками. Девочки, может, и не будут. Но они зато будут понимать, что такое традиционная русская семья, как им необходимо общаться, как строить свои взаимоотношения в семье, хранить русские традиции (уважение к страшим, умение сглаживать конфликты). Раньше был предмет этика, сейчас его в программе нет. Вот в том числе в рамках этого курса мы будем детям этические, патриотические нормы прививать. Любовь к своей стране должна быть однозначно.

И борщ варить, и оружие собирать

— В классе мальчиков и девочек примерно поровну. В моем понимании кадетство — это больше мужское.

— Вы знаете, у меня на Алтае была такая воспитанница, она настолько быстро собирала автомат, что когда её привели на мероприятие районного масштаба и предложили учителям ОБЖ повторить её результат, ни один не согласился. Девушка тоже должна быть хорошо подготовлена, а русские женщины и хорошо борщ варили, и мужу стрелы подавали, если необходимо было отбиваться. В патриотических клубах тоже очень много девочек, и строевой занимаются, и автоматы собирают-разбирают. Может, им это и не надо будет, дай бог, никогда. В советское время девочки тоже занимались НВП. Мы не готовим детей, чтобы они были «рэмбо», но чтобы они были готовы к любым условиям жизни — это обязательно.

— У нас дети после школы занимаются по своим интересам, — говорит Ольга Иванцова. — Кто-то занимается скалолазанием, кто-то спортом, кто-то художественным или вокальным направлениями. Не обязательно дополнительное образование должно быть связано с воинским направлением. С 5 класса с этими детьми запланирована более патриотическая направленность, будут мероприятия по профориентации. Они не обязательно будущие военные, но мы их ознакамливаем, чтобы они знали, какие возможности у них будут впереди. В начальной школе пока всё происходит в игровой форме.

Знаем ли мы свою историю?

— У России очень богатая история, и очень много таких моментов, которые не описываются. Вот дети сейчас увлекаются видеоиграми, а кто главный герой в видеоиграх? Американский спецназовец, с кем он воюет? С плохими парнями. Неправильное отношение формируется, — рассуждает Антон Фетисов. — Задача западной пропаганды — вырастить из наших детей Иванов, родства не помнящих. Мы делаем шаг, чтобы наши дети были правильно выращены и правильно воспитаны. Мы знаем свою историю. На 9 Мая люди выходят с плакатами родных, на уроке начинаешь спрашивать детей: расскажи про прадеда. Отвечают: «А я не знаю. Я не помню». Хотим, чтобы наши дети знали о своих предках, где они воевали, какие подвиги совершили, как их прабабушки в тылу трудились. А военная составляющая обучения — это та же дисциплина. Родители сейчас мало занимаются воспитанием своих детей. Наверно, в силу экономической ситуации, потому что людям приходится больше работать, чтобы заработать деньги и прокормить семью.

Юлия Кравцова