Путешествие на мотоциклах на край света. (Окончание)

Переменчивый климат Норвегии

Отдохнув и выспавшись в уютном домике недалеко от Норвежского городка Скарсваг, мы выдвинулись обратно, в сторону Финляндии. По пути, фотографируя красивейшие фьорды, стали свидетелями мгновенной перемены погоды.

За какие-то 2-3 минуты погода менялась до неузнаваемости. На смену полярному солнцу с океана налетел сильнейший туман, укутав все на своем пути в белую пелену. Появилась высокая влажность. Огромнейший боковой ветер с гор заставлял нас двигаться по дорогам под углом 45 градусов к горизонту. Редкие встречные автобусы были настоящим испытанием. Поток ветра из-за них резко менялся, кидая мотоциклы из стороны в сторону.

Вид с мыса Нордкап на Северный ледовитый океан

Открывающиеся виды суровой Норвежской тундры завораживали.

Начинался ливень. Едва успев выскочить из темных туч, свернули на прямую дорогу, которая вела к границе с Финляндией. Поднимались чуть выше в горы, климат стал стремительно меняться. Потеплело.

В России дороги в «тырках»

Добравшись до первой Финской заправки, остановились, залились под завязку, прикупили немного еды для грядущего ужина. Там же встретили братьев-мотоциклистов. Один из них был учителем русского языка из небольшого финского городка. Разговаривали долго. Запомнилась фраза этого пожилого финна о наших российских дорогах: «дорога хорошая, но везде тырка, тырка, тырка».

Непривычная ночевка в полярный день

Проехав еще несколько сот километров, стали искать ночлег. Свернув в лес, остановились на небольшой полянке возле речки. Установили палатки, поужинали, после легли спать. Чистейшая вода в реке, отсутствие, какого-либо мусора на нашем «стойбище». И это притом, что поляну часто посещали автопутешественники.

Полярный день (мы все еще были за пределами Полярного круга) делал ночевку весьма непривычной.

Сходили в гости к Санта Клаусу

На следующий день достигли городка Рованиеми. Посетили легендарную деревню Санта Клауса.

Деревня Санта Клауса

Именно здесь проходил тот самый Полярный круг. Деревня очень понравилась, несмотря на то, что мы были в теплое время года. Однозначно рекомендуем всем путешественникам побывать там с детьми. Это настоящая сказка!

Дальше было много финских городков. Вернулись в Мухос. Переночевали пару дней. Отдохнув и подготовив мотоциклы, двинулись в сторону границы.

Пенсионеры на кабриолетах

Финляндия запомнилась на всю жизнь. Спокойный и порой заторможенный ритм жизни, чистота природы, добрые и гостеприимные люди. Гармония цивилизации и окружающего мира.

На дорогах в огромном количестве встречалась настоящая авто- и мотоэкзотика: от старых американских легенд 50-х до суперсовременных спорткаров. Неспешно едущие пенсионеры на кабриолете «Ford Mustang» 1966 года, стоящие рядом с тобой на светофоре в центре Хельсинки «Lamborghini Reventon» – обычное явление для Финляндии.

Минимальная пенсия –более 70 000 рублей

Хочется рассказать немного о ценах в Финляндии.

Минимальная пенсия – 900 евро (почти 74 тысячи рублей). Аренда приличной трехкомнатной квартиры в Хельсинки 1270 евро в месяц (почти 104 тысячи рублей). Хлеб, 1,5 литра воды или минералки – 1,5 евро (примерно 123 рубля). Средний обед в местных закусочных обойдется в 20-25 евро на двоих (1700-2000 рублей). Пачка сигарет – 6,5 евро (более 500 рублей). Банка пива 0,33 литра – 2,4 евро (197 рублей). Консервы из тунца (она самая дешевая) – 1,14 евро (94 рубля).

Хорошая зарплата – 3000 евро (более 245 тысяч рублей).

Литр бензина в среднем – 1,526 евро (на АЗС цены указаны именно с тремя знаками после запятой, 125 рублей). Стоимость автозапчастей, масел, расходников, резины почти такая же, как у нас. Автокредит и ипотека – с минимальным процентом.

Много налогов, дорогие медицинские страховки, без которых не принимает даже «скорая», различные коммунальные платежи за все, что можно, обязательный сбор церкви. И, конечно же, огромные штрафы.

Наконец-то добрались домой

Границу пересекали долго. Выпускающий нас пограничник финн долго разглядывал мои документы на мотоцикл, пытаясь найти в их электронной базе хотя бы один штраф. Все было чисто (камеры же у них стоят только «в лоб», а номера у нас на мотоциклах, как известно, есть только сзади).

Проехав нейтральную территорию, прошли российский контроль без каких-либо задержек.

Попав на Родину, несколько дней пытались привыкнуть к нашей суете на дорогах, обилию ям и ухабов. К абсурдной дорожной разметке и сюрпризам в виде резко исчезающего асфальта.

Добрались до Москвы. Переночевали на ферме «Бараново» у моего дяди. Проехали на Красную площадь. Несколько часов пробирались сквозь гигантские многокилометровые пробки. Благо, мотоцикл в притирку, но протискивался между «Кайенами» и «Мерседесами». Далеко за Электросталью движение стало потихоньку ускоряться.

Запомнились Татарстан, Йошкар-Ола. Очень красивые места с отличными дорогами.

Домой приехали уже к полуночи. Остановившись на Т-образном перекрестке Качканар-Косья, заглушили моторы. Сняли шлемы. На небе горели яркие звезды, доносился родной запах нашего уральского леса. Пришло понимание того, что мы, наконец-то, добрались домой. И знаете, стало немного грустно. Ведь наше путешествие закончилось.

Крепко обнявшись, поблагодарили друг друга за то, что «мы это сделали!». Никто не сломался, не подвел, не сдался. В трудные моменты, сплотившись, мы решали все возникающие проблемы, поддерживая друг друга.

Это был настоящий путь, который навсегда изменил каждого из нас.

Начало: Путешествие на мотоциклах на край света