Почему уволили Сергея Напольских

Увольнение управляющего у многих качканарцев впервые вызвало сожаление

iУвольнение Сергея Напольских с должности управляюще­го директора Качканарско­го ГОКа стало неожиданным даже для приближенных к нему коллег. Как, наверное, и для него самого тоже. По крайней мере, очевид­ных и лежащих на поверхности причин для такого решения евразовского ру­ководства не было – комбинат работал достаточно стабильно даже на фоне кризиса в отечественной металлургии и приносил компании приличную при­быль.

Впрочем, формально Сергей На­польских еще остается управляющим директором комбината.

– С середины прошлой недели я на­хожусь в отпуске, – сказал он по теле­фону. – Извините, но комментировать эту ситуацию я не могу.

Заметим, что процедура для ЕВРАЗа стандартная, через отпуск уходили все управляющие директора Качканарско­го ГОКа. Оставаясь формально топ-ме­неджерами компании, они должны были следовать определенным прави­лам, которые предписывают воздержи­ваться от любых комментариев на эту тему.

Между тем, на верхних этажах пого­варивают, что будто бы Сергей Наполь­ских прокомментировал ситуацию со своим увольнением достаточно резко, заявив, что в евразовской команде он больше работать не будет. Впрочем, глава города Сергей Набоких назвал эти разговоры досужим вымыслом, не имеющим под собой никаких основа­ний.

И все же, причины для увольне­ния управляющего директора, на мой взгляд, были.

В должности управляющего Кач­канарского ГОКа Сергей Напольских проработал 3 года и 8 месяцев. Срок, по меркам, естественно, ЕВРАЗа, до не­приличия долгий – никто еще до него столько в этой должности не служил. Напомню:

Андрей Сидельник – 1 год;

Андрей Гайдин – 8 месяцев;

Виктор Рыбкин – 1,5 года;

Владимир Бобров – 1,5 года

Михаил Батуев – 1 год.

В такой частой смене директоров виделась определенная логика ЕВРА­За: каждому новому управляющему ставилась совершенно четкая задача резкого увеличения объемов добычи сырой руды, особенно в периоды роста востребованности тагильского металла на рынке. Буквально за три года после прихода ЕВРАЗа на Качканарский ГОК добыча сырой руды увеличилась с 45 до 55 миллионов тонн. Причем, без се­рьезных вложений в развитие произ­водства.

Сергей Напольских как бы выпал из этой логики. И это могло стать причи­ной отставки.

Вторая причина – психологическая, вытекающая из первой. Управляющий директор постепенно становился сво­им человеком на комбинате и в горо­де. В отличие от большинства своих предшественников, Сергея Напольских можно было часто видеть на городских праздниках. Своего сына – выпускника вуза – он не стал пристраивать на те­плое место в Тагиле, а послал на рабо­чую должность в цех КИПиА. При нем заметно начали теплеть отношения между комбинатом и городской адми­нистрацией.

Вроде мелочь, но именно в подоб­ных мелочах часто таится опасность для таких конструкций, как ЕВРАЗ. Надо понимать, что управляющий директор в силу своих должностных обязанностей должен быть только лишь исполните­лем воли высшего руководства компа­нии, его полномочия даже в решении внутрикомбинатовских проблем силь­но ограничены. При этом, растущий авторитет управляющего директора в коллективе неизбежно вызывает до­саду у евразовского руководства. И эта досада лишь усугубляется, если дирек­тор начинает еще и прислушиваться к настроениям в вверенном ему коллек­тиве.

Кстати, Михаил Батуев поплатился своей должностью именно потому, что в диалоге с профсоюзом позволял себе несколько бОльшую степень свободы, чем это предписывалось ЕВРАЗом. Он, как мне кажется, по инерции продол­жал себя чувствовать генеральным ди­ректором, время которых ушло в про­шлое.

И не случайным кажется, что от­ставка Сергея Напольских произошла практически сразу после неудачных переговоров между руководством ЕВ­РАЗа и профсоюзом КОКа, в центре ко­торых стоял вопрос о повышении зар­платы работников комбината. Детали этих переговоров не разглашаются, но по некоторым данным можно судить, что позиция самого Напольских была несколько мягче, чем у его коллег из ЕВРАЗа.

Есть еще одна причина, которая мне кажется существенной. В прошедших выборах главы города Сергей Наполь­ских публично поддерживал канди­датуру Сергея Набоких. Хотя ЕВРАЗ, по крайней мере, его силовой блок и примкнувшая к нему дирекция по свя­зям с органами государственной вла­сти, сделали ставку на Александра Ба­ранникова. Я не думаю, что тогда ЕВРАЗ поступил по принципу не класть яйца в одну корзину. Просто, на мой взгляд, Сергей Напольских более трезво оце­нивал ситуацию в городе. И действовал в этой ситуации более порядочно, чем москвичи, для которых провинциаль­ный город был и остается местом, где население будет хавать все, что ему бросят со столичного барского стола.

Впрочем, это все предположения. Как развивалась ситуация в действи­тельности, может сказать только сам Сергей Напольских. Одно могу сказать точно – увольнение управляющего ди­ректора у многих качканарцев впер­вые вызвало сожаление.