Полёты во сне и наяву

Каждому из нас хоть разок снилось, как летишь, словно птица, то взмывая вверх, то камнем падая вниз. Просыпаешься — и дух захватывает. Долго раздумывала я, как бы полетать наяву, но только на самолете, и решила — лечу! Нашла аэроклуб, почитала отзывы, посоветовалась с семьей, получила одобрение, но в глазах у родных прочитала, что тревожатся. Всё же решила, что в любом случае это сделаю, поднимусь в небо!

Попробовать полёт самой и получить урок пилотирования, а может, слетать на высший пилотаж? Нет, высший пилотаж рано, делаю выбор, что лечу с инструктором на Vilga-35A (Иволга).

Это полёт в самолете, где одно кресло располагается рядом с пилотом, и два кресла сзади, прекрасный вариант для тех, кто начинает вникать в лётное дело. Мне сказали заранее, чтобы не волновалась, пилотировать мы будем на не очень большом удалении от аэродрома, но возможность увидеть город с высоты у меня будет в любом случае.

А ещё я полечу за штурвалом самолета, сначала опытный инструктор продемонстрирует мне основы пилотирования и затем даст штурвал: ведь второй пилот — это я.

Приехав в Пермь, решаю: надо немного отдохнуть после дороги, прогуляюсь до Камы по набережной, а на следующий день буду готова в полёт. Но у меня, как всегда, всё получается не так, как планировала. Не успела попить даже чая, раздаётся звонок. Слышу в трубке, что предлагают лететь сегодня, на завтра синоптики дают нелетную погоду. Через час я уже мчусь на такси в строну аэродрома.

Влетев через КПП на аэродром, встречаю пилота Алексея Николаевича, одно рукопожатие и понимаю: свой человек, и на душе спокойно. Алексей знакомит с самолётом, показывает, как правильно держать штурвал, как делать поворот и разворот. Оказалось, совсем не трудно, наверное, я просто очень способная. Что же за стальная птица, на которой я сегодня поднимусь в небо? Самолет «Вильга 35А», предназначен для буксировки планеров, перевозки пассажиров и  выполнения парашютных прыжков. Конструкция и  оборудование самолета позволяют выполнять полеты до  высоты 4000 метров днем в простых метеоусловиях с  грунтовых и  бетонированных взлетно-посадочных полос.

Вильга по-польски «иволга». И действительно, эта изящная машина с широко распластанными крыльями и вынесенными вперед мощными лапами-шасси чем-то напоминает птицу, нацелившуюся на стремительный рывок. А характер у «вильги», говорят, самый мирный. Ну что, посмотрим.

Хочется, чтобы каждый из вас испытал ощущение, когда впервые садишься в кабину самолета, пристегиваешь ремень и фиксируешь наушники, переводишь кресло в нужное правильное положение, когда пилот спрашиваете разрешение на взлет и команду диспетчера на вышке.

Выруливаем на полосу. Взлет по готовности, слышу в наушниках, что пилоту разрешается занять исполнительный, подготовиться к взлёту и произвести взлёт, диспетчер дополнительно сообщает о метеоусловиях на полосе. Мы готовы, небо тоже! Я уже не вижу оборотов, как вращается и гудит воздушный винт, в голове только паутина мыслей. Не сказать, что я волновалась, я ждала восхищения и удовольствия полета.

Рывок, второй — и мы взмываем вверх, пилот внимательно смотрит на мою реакцию и улыбается, а мне хорошо. Прошу разрешения на время снять наушники, чтобы сделать видеосьемку и фотографии. Получив согласие, ухожу вся в небо, внизу совсем рядом шасси, самолет плавно уходит вправо, скоро вести его буду я. Внезапный порыв ветра уводит нас немного не по курсу, ложимся на правое крыло, чтобы выровнять самолет, ветер ушел в сторону. Штурвал беру я, делаю плавный разворот и ухожу влево над городом, внизу кольца дорог, трубы заводов, лес и река, внизу спешит и торопится жизнь, здесь все замерло.

Поднимаемся выше, передаю управление Алексею, резкий рывок вверх — и сразу, как во сне, толчок, и мы летим вниз. Ощущения непередаваемые. Выравниваем самолет и летим еще выше, 400, 500, 700. Это без слов, это только эмоции! Диспетчер даёт разрешение на посадку, касание шасси, разрешено мне, сели, всё отлично. Выходить из кабины не хочется, сейчас я хочу быть летчиком и остаться жить здесь. Алексей смеется, говорит, что я свой парень, мне приятно.

Мне разрешают прогуляться по аэродрому, но настойчиво просят быть внимательной. Мое внимание привлекает еще один летательный аппарат, именно на нём проходят полеты высшего пилотажа. Нежно глажу обшивку, опять воспоминания, ведь я же дочь офицера, самолеты, вертолеты, парашютные вышки, танки, военные городки — всё всплывает в памяти. Сколько же нас помотало по свету. Солнце согрело нежную птицу, передо мной Як52  — это надежный и простой в управлении самолёт, который предназначен для обучения летчиков-спортсменов. Он позволяет выполнять любые фигуры спортивного пилотажа. Однако сухое описание его характеристик ничто в сравнении с реальным полётом. Одно только ощущение перегрузки чего стоит! Алексей рассказывает: кто никогда не пробовал летать на спортивном самолете, тот не испытывал эти ощущения. Это невероятный азарт и мимолетный страх, ощущение падения и перегрузок. Ремни крепко держат вас, когда машина переворачивается вниз головой. Это супер экстремально!

Сначала простой пилотаж — спираль, петля, виражи с небольшими кренами. А теперь поехали — петля Нестерова! Поворот на горке! Бочка правая, бочка левая! Переворот на вертикали! Виток штопора! Земля крутится под немыслимыми углами! Уже чувствуешь настоящий экстрим? Выполнение фигур высшего пилотажа — это нагрузка на организм. Человек должен быть в хорошей физической форме. Не допустят к полету людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательной, дыхательной и нервной системы. Алексей сказал, что я при желании в следующий раз могу попробовать этот экстрим, буду готовиться. Очень хочу себя испытать и попробовать виток штопора обязательно. И, самое главное, что сын и муж мною гордятся!

Солнце убегает за горизонт, расставаться не хочу, мне так хорошо здесь, ухожу со слезами, у старой вышки стоит скамейка. Сажусь и любуюсь, как в небо уходит очередная стальная птица и очередной любитель приключений, и обещаю вернуться сюда еще не раз.

Кристина Передерий