Откуда в наших квитанциях заоблачные суммы?

Ответ именно на этот вопрос пытались найти депутаты и приглашенные гости на заседании совместных депутатских комиссий. Самой горячо обсуждаемой темой стал вопрос о размере платы собственников МКД за отопление и горячую воду.

Депутатская комиссия пытается найти ответы
на вопросы жителей

Уже давно в городе не утихает гул о резко возросшей коммунальной плате. Жители то и дело задают интересующие их вопросы во все возможные инстанции, чтобы понять, откуда все-таки в наших квитанциях такие огромные суммы за столь небольшие квадратные метры. Наконец, и до депутатов дошел этот вопрос. Для прояснения ситуации на заседание были приглашены представители общественной комиссии по ЖКХ, исполнительный директор КТК, замдиректора по экономике и финансам УЖК «Наш дом», начальник отдела энергетики УЖК «Наш дом» и начальник планово-экономического отдела «Горэнерго».

– Этот вопрос возник потому, что бесконечными жалобами завалены дума и общественная комиссия. Народ не понимает, что происходит. Плата возросла очень резко. Мы пытались своей комиссией разбираться в отчетах по приборам учета, сверяли квартплаты, анализировали всяко и обнаружили следующую вещь.

У нас катастрофически не хватает грамотности, чтобы разобраться в этом вопросе. Мы, как общественники, обратили внимание на то, что во многих регионах есть центры жилищного просвещения. Людям есть куда приходить и получать квалифицированную помощь. Мы поняли, что мы совершенно не понимаем природу взаимоотношений между ТЭЦ, КТК, «Горэнерго» и администрацией. Мы кучу вопросов по отчетам приготовили и передадим их управляющей компании, может, они нам попытаются на них ответить. Нам бы хотелось видеть на сайте договоры ресурсоснабжения. Мы хотим понимать, что значит качественная услуга, что значит некачественная, как между ними складываются отношения. Не видя договоров, мы никогда этого не поймем, – выступила первой член общественной комиссии по ЖКХ Любовь Жукова.

Эти вопросы были не единственными, которые волновали присутствующих.

– В оплате за горячую воду и за отопление есть две составляющие – это объем и тариф. Мне бы хотелось поговорить по объему. Возмущения поступают в основном от тех, у кого установлены ОДПУ (общедомовой прибор учета). В отопительный сезон в 2017-2018 произошли изменения в системе. Раньше у нас оплата в домах, оборудованных ОДПУ, производилась по среднемесячному потреблению за прошлый период, а по окончании отопительного сезона производился перерасчет. Кто потребил больше тепла, оплачивали перебор, кто потребил меньше – получали обратно деньги. Сейчас этого не произошло.

Что касается горячей воды. Раньше оплата производилась по отчетам ОДПУ. В 2015 году было внесено изменение в постановление, которое гласило о том, что субъекты должны установить норматив на подогрев холодной воды для горячего водоснабжения. Как только будет установлен норматив, расчет будет производиться по нормативу.

Наш субъект с 1 декабря ввел этот норматив, поэтому людям с 1 декабря начисления за горячую воду были произведены, независимо от ОДПУ. Точно так же были изменены с 1 декабря и составляющие в содержании дома. Я считаю, что до жителей эта информация не была доведена. Здесь минус управляющей компании. Вот и произошел этот взрыв.

Все побежали в управляющую компанию за отчетами. Те отчеты, которые предоставляют собственникам, безликие. Мы не понимаем, как запрограммирован счетчик, многие не знают, как он подключен, где он подключен, где идет разбор горячей воды, есть ли циркуляция, есть ли элеватор? Когда идет расчет, мы не понимаем, какая формула применена. Мы приобретали счетчики за свои собственные деньги, мы должны понимать, как этот счетчик работает, кто его обслуживает, с какой периодичностью, как поступает управляющая компания, когда происходит какой-то сбой, каким образом составляются акты в таких случаях.

В прошлом году зима была холоднее, в этом – теплее, а платить стали больше. В квитанциях даже не прописываются новые нормативы, не прописываются и показания ОДПУ. Управляющей компании нужно пересмотреть форму квитанции, чтобы она была составлена более грамотно и более понятна для жителей. Надо отразить, как выполняется температурный график, что предусмотрено договорами теплоснабжения за некачественную услугу. Чем больше будет прозрачности, тем проще будет снимать напряжения в обществе, – высказалсь член общественной комиссии Алиса Жарикова.

Неудивительно, что у наших горожан столько недоумения по поводу высоких цен на коммунальные услуги. Из выступлений понятно, что даже члены комиссии не понимают природу появления всех цифр в наших квитанциях. Что уж говорить о горожанах, которые не получали образования энергетиков и доверили обслуживание своего дома управляющей компании в надежде на честное начисление оплаты.

– Нельзя ли обратиться нам в министерство ЖКХ, чтобы нам разработали унифицированную платежку, в которой все было бы расписано по закону, – поинтересовался Иван Канисев, но так и не получил ответ на свой вопрос.

– Эту проблему надо было мне сначала озвучить, мы бы все вопросы решили сразу. И я бы просил вас убедительно не задавать вопросов больше депутатам. Я их сам решу для вас быстрее и надежнее, – ответил на выступление членов комиссии замглавы Вячеслав Саракаев.

Сергей Курильченко считает, что ценообразование должно быть прозрачным, и на сайте крайнего продавца должны появиться все его ступени.

Также во время дискуссии Иван Канисев поинтересовался, не лучше ли будет собственникам платить напрямую поставщикам, а не управляющей компании.

– Прямые договоры – это глупость великая, которую почему-то все поддерживают, не подумав. Вы сегодня концов найти не можете, а завтра тем более не найдете. Должен быть один ответственный. Прямые договоры будут удобны, если будет соблюдено одно условие. Если энергетики возьмут фактическую и юридическую ответственность на себя. А так не будет. Они возьмут до границ ответственности – до стены дома, – прокомментировал этот вопрос Виктор Мокеров – бывший директор УЖК «Наш дом», присутствующий на заседании как независимый эксперт. – Надо народным избранникам восстановить память и вернуться в декабрь 2014 года, когда Правительством РФ была установлена граница повышения тарифов. Орган местного самоуправления во имя спасения «Горэнерго», при возможности субъекта увеличивать тариф до 30%, с удовольствием это сделал. Куда деньги эти делись и вернут ли их людям? Я не понимаю, зачем Алисе Степановне какой-то завуалированный отчет? Если уж вы хотите понять подлинную картину, тогда надо органам местного самоуправления найти какую-то копейку и сделать экспертное заключение другой службы. Найти организацию, которая проведет экспертизу тарифа, – закончил свое выступление Виктор Мокеров.

Итогом заседания стало то, что в ответ на огромное количество вопросов, которые задавались больше часа, не прозвучало ни одного четкого и конкретного ответа от всех присутствующих представителей разных ответственных за наше тепло организаций. В связи с этим депутатами было принято решение направить все вопросы, сформулированные членами общественной комиссии, в отдел городского хозяйства администрации, где в свою очередь должны будут собрать ответы всех организаций воедино и через две недели предоставить полную картину ценообразования, которая складывается сегодня.