Надо наводить мосты между образованием и обществом

В номере за 29 декабря 2021 года в «Новом Качканаре» вышла статья «Цифровые платформы: благо или зло?». Хочу высказать свою точку зрения по этой теме.

Начну с терминов, изобилующих в статьях, особенно в ответной. Цифровая платформа, информационное общество, информационное образование, цифровая образовательная среда, трансформация цифровой системы образования, фильтрация контента — и это все развивает самоорганизацию, дисциплину, инициативность обучающихся.

Для кого написана эта заумная статья? Человеком, хорошо знающим, как усваиваются и используются знания? Или это сделано для большего затуманивания родительского сознания? У нас сегодня хорошо чувствуется разделение общества по многим направлениям. Это и доходы, и получение информации, и компьютерная грамотность, и другие направления.

В свое время в школах был своевременно введен предмет «Информатика», который сразу прижился и стал необходимым для школьников, но с которым совсем не знакомили старшее поколение, и возник разрыв в обучении между молодыми и старыми. Этот разрыв никто и не собирался устранять. Часть старшего поколения самостоятельно старалась ликвидировать этот разрыв, а часть так и осталась в неведении. Это неведение продолжает разрастаться, поощряемое и верхами, и, как мы видим из статьи, и на бытовом уровне.

Когда-то обруганная ныне советская школа, чтобы устранить разрыв в образовании молодого и старшего поколений, ввела всеобуч и победила на этом фронте, устранив огромный «образовательный разрыв» поколений. Это дало большой толчок развитию прогресса в стране, развитию образования, и страна невиданными темпами стала обгонять в развитии другие страны. Сегодня мы забыли этот опыт и по всем показателям начинаем сдавать позиции.

Сегодня земляне вступают в шестой технологический уклад (суммарный показатель, который характерен определённому уровню развития производительных сил), где предполагается бурное развитие био- и нанотехнологий, генной инженерии, мембранных и квантовых технологий, фотоники, микромеханики, термоядерной энергетики.

Чтобы нашей стране не отставать в развитии, как сейчас, а выйти на передовые рубежи, необходимо совершенствовать, в первую очередь, этот самый образовательный процесс, но не сломя голову и без понятия, что к чему, а четко и осознанно к этому стремиться. Это задача не только Управления образования, это задача нашего общества. Наше общество необходимо готовить, устраняя недостатки, а не затуманивая мозги.

Нет, контактное обучение никогда не заменится цифровым. Ребенок, родившись, воспринимает только титьку, никакая цифра ему в беззубый ротик не полезет.

Задача школы сделать человека способным воспринимать жизнь, как она есть. Выпускнику школы надо научиться понимать обычную жизнь и вплетенные в нее передовые достижения человечества. Это можно сделать только педагогу, имеющему тесный контакт с учеником и его родителями, причем, и педагог, и родители обязаны понимать друг друга. Для этого обучаться должны не только ученики, но их родители, и сами педагоги. Для этого необходимо резко поднять и жизненный уровень нашего населения.

Тяжело слышать, когда говорят, что мы хорошо живем и мясо есть, при этом уровень жизни от передовых стран отличается в разы. Когда наши деды проходили ликбез, нужна была тетрадка и карандаш. Это тоже не всегда обеспечивалось, и учились писать меж газетных строк. Сегодня обучающий планшет так же необходим, как когда-то чистая тетрадка. Зададимся вопросом, какой процент семей могут свободно обеспечить своих детей и себя обучающим планшетом, да не одним, так как в них залезают всякие «черви», да и он может элементарно упасть на пол. Думаю, что меньше половины семей. Не хлебом единым жив человек, а мы это не учитываем.

Если родители не могут понять, чему учат его ребенка, то один ученик постигнет эту науку, а другой отстанет навсегда. Разрыв между слоями людей будет увеличиваться, и это ни к чему хорошему не приведет. Даже сегодняшние события в Казахстане этому пример. Есть «элита», а есть «чернь», и между ними нет понимания. Россия ввела туда войска, но не для того, чтобы ликвидировать этот разрыв, а чтобы с позиции силы навести относительный порядок. Давайте пытаться навести мосты между школой и обществом, чтобы всем было понятно: что делать.

Евгений Карманович