Комбинат может встать с 1 июля

С 1 июля и до конца года премия на Качканарском ГОКе будет выплачиваться по-новому. Для этого был разработан документ — положение «Об учете по­казателей эффективности работы Евраз КГОК». На комбинате таким образом хотят повысить конкурен­тоспособность качканар­ской продукции и заинте­ресованность коллектива в достижении плановых производственно-эконо­мических показателей. Профсоюзная организация видит в этом продолжение политики снижения фонда оплаты труда, приводит свои расчеты, на сколько может снизиться заработ­ная плата работников.

51

Не согласен – увольняйся!

Отныне поощрение ра­ботников будет зависеть от выручки, заработанной комбинатом. Для расчетов премии вводят так называ­емый коэффициент эконо­мической эффективности. Учитывать будут не только работу всего комбината, но и отдельных структурных подразделений, так сказать, семья одна, но кто-то в ней больше готов трудиться и выполнять «пятилетки» во благо самых главных членов семьи.

При расчете премии те­перь также будут учитывать себестоимость и затраты подразделений: плановые и фактически произведен­ные. Планы по выручке уже определены до конца года, причем идут они по нарастающей. Одним сло­вом, олимпийский призыв – «Быстрее. Выше. Сильнее». В каждом подразделении для подсчетов показателей будут созданы балансовые комиссии.

Профсоюзная организа­ция неоднократно выражала свое мнение о недопусти­мости принятия данного положения. По итогам сове­щаний рабочей группы был составлен протокол допол­нительных консультаций с прописанными разногласи­ями. Но приказ в итоге был издан.

Сегодня работников зна­комят с новым положени­ем. Выдают также преду­преждение (уведомление) о предстоящих изменени­ях условий трудового до­говора. Имеется в данном тексте особенный пункт, который ставит работни­ков просто в безвыходное положение: в случае, если работник откажется от про­должения работы в новых условиях, а также в случае отсутствия подходящих ва­кансий или отказа работ­ника занять одну из таких вакансий трудовой договор может быть прекращен по п.7 ст.77 ТК РФ. Офици­ально вакансий на КГОКе нет, смысла переходить на другую работу на комби­нате тоже нет – положение все равно распространяет­ся на всех, кто работает на комбинате. На всех, кроме управляющего директора (у него контракт с холдин­гом), кроме дирекции по безопасности, равно, как и тех, кто сегодня перешел в дивизион «Урал» (финан­сово-экономическое, ком­мерческое управление, ди­рекция по персоналу). Они под новое положение не попадают.

Судя по всему, руковод­ство КГОКа сегодня готово пойти на остановку произ­водства, если не будет до­стигнута плановая выручка.

Демотивация вместо заинтересованности

В профсоюзной организа­ции комментируют: мы го­товы защищать работников, если они этого хотят. Понят­но, что действия руководства направлены на снижение фонда оплаты труда. Сегод­ня, пока не действует новое положение, прямых наруше­ний нет, но они, скорее все­го, будут, когда на деле поя­вится снижение. Профсоюз предлагал доработать этот проект, но ни одно его пред­ложение в итоге не принято. Можно согласиться с тем, что каждый работник может оказывать влияние на себе­стоимость, но степень влия­ния у всех разная. А значит, и последствия при невыпол­нении этого показателя для работников должны быть разными.

— Отвечать в каждом слу­чае работники должны толь­ко в пределах своей зоны ответственности. Так, напри­мер, как оценить работу в случае с некачественно про­веденным взрывом на горе Острая в этом году, когда не был взорван первый ряд скважин? На погрузке горной массы у экскаватора рвался трос, был сломан зуб ков­ша. Результат — перерасход нормируемых материалов. В итоге это может привести к невыполнению плановой себестоимости в целом по рудоуправлению. Но в дан­ном случае виновен больше работодатель, который не обеспечил работникам нор­мальные условия труда, а не машинист экскаватора. А по новому положению ответ­ственность предлагают раз­делить на всех работников рудоуправления! — говорит Владимир Помазкин, зам председателя профсоюзной организации.

Не согласны в профсою­зе и с распределением от­ветственности за выручку на рабочих. Новый вариант премирования также не со­всем социально несправед­ливый: размер поощрения сегодня у работников раз­нится от 37 до 150 процентов к тарифной ставке (окладу). Это не учтено в новом по­ложении, поэтому у работ­ников с более высоким раз­мером поощрения процент снижения по заработной плате будет выше, чем у дру­гих. Не учтено и увеличение фонда оплаты труда в случае перевыполнения плановых показателей.

— Мы считаем, что за вы­полнение плана по выручке должны отвечать менед­жеры, но никак не рядовые работники комбината. Уста­новление зависимости уров­ня оплаты труда от выполне­ния показателя по плановой выручке — это попытка де­легирования ответствен­ности. На то должны быть полномочия и инструменты управления. А рядовые ра­ботники таковыми не наде­лены, поэтому и отвечать за какие-либо риски бизнеса не должны. Они должны лишь выполнять поставленные перед ними профессиональ­ные задачи. По новому по­ложению поощрение работ­никам может быть снижено либо не начислено совсем, хотя все показатели преми­рования по действующим положениям об оплате труда и мотивации выполнены, — комментируют в профкоме.

В качестве иллюстрации приводят пример реальной ситуации с отгрузкой готовой продукции, когда вагонов для погрузки, по независящим от работников причинам, нет. В таком случае, напри­мер, агломерат отгружают на склад. Выходит, что фактиче­ски продукция произведена, но своевременно не будет продана. Качество продук­ции при этом существенно снизится, а плановая выруч­ка в таком случае выполнена не будет. Снижение премии в таком случае будет неизбеж­но. О какой мотивации может идти речь?

Предложение доработать проект положения не раз поступало от профсоюзной организации, но ни одна по­зиция не нашла отражения в итоговом документе. Работ­ники же отмечают: «Хуже, чем сегодня, мы еще никогда не работали».

Алиса Смолина