Качканарский Баскунчак

Проблемой природоохра­ны в Качканаре озабочены депутаты думы КГО. Не оставляет равнодушными эта тема и большинство качканарцев. В частности, посыпка проезжей части и пешеходных дорожек противогололедными химическими реагентами в этот зимний сезон наделала много шума.

Не сыпь мне соль на бампер

Использовали дорожники противогололедные реаген­ты и ранее, но не так замет­но, как этой зимой.

Первыми забили трево­гу автомобилисты, заметив повышенную коррозийность металла своих автомобилей; почувствовали по состоянию обуви и пешеходы. Во время оттепелей смесь снега с хи­мией превращается в кашу, которую сгребают на обочи­ны дорог.

Выковыривать эти завалы никто, похоже, не собира­ется. Вся эта химия вскоре стечет ручьями в нижнее во­дохранилище, откуда город снабжается водой.

На депутатский запрос об этом способе борьбы с го­лоледицей, его опасности и эффективности в мэрии от­ветили так:

Администрация КГО не видит особой опасности загрязнения Нижневыйского водохранилища

— Химический способ по борьбе с зимней скользко­стью обеспечивает возмож­ность содержать проезжую часть дорог без снежно-ле­дяных отложений. И приме­няется для удаления как уже сформировавшейся сколь­зкости, так и в профилакти­ческих целях. В противном случае скользкость на доро­гах является сопутствующим фактором при ДТП, что ве­дет к реализации угроз без­опасности граждан или об­щественной безопасности. Однако после применения химреагентов на дорогах ор­ганизация, обслуживающая уличную дорожную сеть, принимает все возможные меры по предотвращению попадания загрязнений и стоков в Нижневыйское во­дохранилище.

Что за «организация» и что за «все возможные меры», этого в документе не указано.

Документальные противоречия

Однако есть Постановле­ние администрации КГО от октября 2012 года, в ко­тором определены места временного складирова­ния вывезенного снега на специальные площадки и снегоплавильные камеры. Также одним из пунктов постановления запрещает­ся обрабатывать тротуары и дорожные покрытия по­варенной солью (NaCl). А чуть ниже, в разделе «Зим­няя уборка улиц и дорог», предписывается как перво­очередная операция «Обра­ботка проезжей части дорог противогололедными пре­паратами (по согласованию с районными санэпдемстан­циями)». К операциям вто­рой очереди относится вы­воз снега, скалывание льда, удаление снежно-ледяных образований.

Как-то не очень вяжутся эти пункты одного и того же документа. Кстати, если со времени утверждения это­го постановления никаких особых изменений в поряд­ке снегоочистки не было, значит, оно имеет законную силу?

Однако позже было все-таки разрешено ис­пользовать химреагенты, но только в тех местах, которые не имеют склона в сторону водохранилища.

— Я не могу сказать, что было высыпано в этом году, но было конкретное предпи­сание ГИБДД в кратчайшие сроки ликвидировать наледь на межосевой полосе имен­но по Свердлова, — объяснял целесообразность приме­нения реагентов замглавы Вячеслав Саракаев. — У нас нет в наличии техники для такой работы. Грейдер этот гребень не берет. Поэтому было принято решение о применении реагентов. Но вот по Крылова, дорогу ко­торой эксплуатирует ООО «Уралгазспецстрой», обиль­но используются антиголо­ледные соли, хотя мы ясно дали понять руководству этого предприятия, что у нас запрещено сыпать реагенты. Но они продолжают сыпать и никого не слушают…

По словам Вячеслава Са­ракаева, администрация не бездействует. И звонят в различные ведомства, и с компанией этой ведут пере­писку, но воз и ныне там. В природоохранную прокура­туру не обращались, не же­лая «выносить сор из избы».

На очередном разборе полетов, когда депутатская комиссия заслушивала в очередной раз городских хо­зяйственников и экологов, прозвучали впечатляющие цифры: только за январь 2018 года вывезено 4000 ку­бометров снега с улиц Ги­калова и Свердлова, на ко­торых велось применение антигололедных реагентов, за этот месяц высыпано 380 тонн отсевов(!).

— Нынешняя зима с ее перепадами температур способствует созданию по­вышенной скользкости на дорогах, — говорила Юлия Власова, начальник отдела городского хозяйства адми­нистрации. — Сегодняшние правила содержания дорог не запрещают бороться с гололедом химреагентами при условии надлежащей сертификации их и своевре­менного удаления снежной накатной массы. Учитыва­ется тут и географическое расположение города по от­ношению к водохранилищу. Мы используем сертифици­рованные материалы перм­ского завода.

Да, заводской сертификат был предъявлен депутатам. Только их ли точно приме­няют на дорогах города? Таких заключений от Роспо­требнадзора депутаты так не увидели.

— Только в исключитель­ных, форсмажорных обсто­ятельствах применяются соли, — заверил Анатолий Мамаев, главный инженер УГХ. — Зачастую, только во избежание штрафных санк­ций от ГИБДД. А штрафы и требования увеличились многократно. И мы все дела­ем для того, чтобы отходов и гадостей попадало в водоем как можно меньше. Разраба­тываем сейчас проект объек­та водоочистки со стороны улицы Крылова. Примерная стоимость сооружения в пределах 500 тыс. рублей.

— Всего лишь два раза за сезон мы имеем право ис­пользовать соляные смеси, — подтвердил Радик Гима­диев, начальник УГХ. — За январь нам предъявлено 34 претензии, касающиеся ле­дяных накатов. И без приме­нения противогололедных материалов тут не обойтись. Иначе — штрафы.

Пока суд да дело

Экологические споры могут вестись бесконечно. Доводы той и другой сторо­ны справедливы, конечно. Администрация не видит особой опасности в приме­нении химии на дорогах. И замечания насчет общей культуры населения спра­ведливы. В водоем попадает немалое количество грязи от автотранспорта, собачьего и скотского дерьма, бытовых отходов жизнедеятельности человека. Защитить хотя бы Нижневыйское водохрани­лище от загрязнения можно только мощными водоо­чистными и водоотводными сооружениями.

— По генеральному про­екту строительства КГОКа и самого города давно уже запланированы такие меры безопасности, — говорил после заседания Анатолий Мамаев. — Только вот ком­бинат от города отстранил­ся. Зачем ему такие затраты теперь? Это сейчас частная собственность. Инфраструк­тура капиталистов не ин­тересует. Стоимость таких сооружений, по нашим под­счетам, составит более 2-х млрд. рублей. Где взять такие средства городу?

Тоже резонная претензия. Только вот почему талые и дождевые воды с улицы Крылова, которую газовики обильно «солят» неизвестно чем, город собирается чи­стить, не предъявляя особых претензий к вредителям, а почти в центре города, при выезде с 9 микрорайона на ул.Свердлова, сточные ка­нализационные воды текут себе в водоем круглый год?

— Водоем наш пока что довольно чист, — заявляет Вячеслав Саракаев — Это же видно по зарыблению! На­лим уж, на что рыба чисто­плотная, и тот охотно раз­множается.

— В 2010 году, как только активно стали эти солевые реагенты применять, в во­доеме исчезли раки, а это не налим. Это общепризнан­ный природный индикатор загрязнения. Нельзя ждать техногенной катастрофы, к которой мы постепенно приближаемся. Радикальные меры предосторожности нужны. Надо, надо искать выход из создавшегося опас­ного положения, — таково мнение Дмитрия Саввате­ева, председателя комиссии по вопросам городского хо­зяйства, экологии и приро­допользования думы КГО. — Не проще ли, к примеру, приобрести надлежащую технику для своевременной очистки дорог? А то у нас сначала накопится снежная проблема, а потом мы с ней героически, с экологически­ми потерями сражаемся-бо­ремся. А водохранилище постепенно превращается в соляное озеро Баскунчак.

А пока подождем реакции на происходящее Роспотреб­надзора, природоохранной прокуратуры, куда наме­рены обратиться депутаты. И посмотрим, как все-таки соляные отвалы будут выво­зиться с улиц Качканара.