Как на самом деле кормят в детских садах?

Утро в младшей груп­пе детского сада «Улыбка» начина­ется с гимнастики. После зарядки в спортивном зале нагуляв­шие аппетит ребятки бегут в группу – скорее на завтрак. На завтрак сегодня молочная пшенная каша, бутерброд с маслом и повидлом, чай.

Малыши дружно берутся за ложки, с удовольствием уплетают ароматную кашу. Недовольный сидит Миша, заявил еще с порога: «Я кашу есть не буду»! Через пару минут, глядя на то, как его друзья опустошают тарелки, тоже берется за ложку, осто­рожно пробует и начинает есть. Бутерброды с повид­лом и маслом пользуются спросом, дети с аппетитом съедают их за чаем.

– Детки едят в основном всё, что дают в детском саду, – говорит воспитатель Наде­жда Николаевна. – Бывает, что докармливаем некото­рых ребяток. Повара у нас готовят вкусно.

Организацией питания в детских садах в Качканаре занимается ООО «Кейтерин­бург». Компания пришла в Качканар четыре года назад и начинала работу с детским садом «Ладушки», потом Кейтеринбург стал кормить все детские сады. Сейчас подразделение в Качканаре насчитывает более 70 чело­век.

Пару лет назад со стороны родителей были нарекания на качество питания и на меню, поэтому оно прохо­дило существенные изме­нения, сотрудники компа­нии идут навстречу своим маленьким требовательным клиентам. Ну и, конечно, главный приоритет сотруд­ников Кейтеринбург при составлении меню и закупе продуктов – придерживать­ся основ правильного раци­онального питания.

Об особенностях рабо­ты с детским контингентом рассказывает управляю­щий подразделений группы компаний «Кейтеринбург» в Качканаре, президент Ас­социации кулинаров Сверд­ловской области Любовь Путяшева:

– Конечно, определенная сложность есть в том, как сочетать в меню то, что по­лезно, и то, что дети любят есть. Иногда с этим возни­кают проблемы, взгляды с родителями на правильное и полноценное питание у нас расходятся. Когда мы встре­чаемся на родительских со­браниях, задают вопросы: почему детям дают так мно­го овощей. По СанПиНу в рационе детей должно быть больше всего овощей, а так­же кисломолочных продук­тов.

– Дети, наверно, не очень приучены есть ово­щи.

– Да, это так, не приуче­ны.

– По опыту знаю, что дети любят мучное, слад­кое и всяческие сосиски.

– Мы колбасные изделия из меню исключили совсем, но, конечно, дети любят со­сиски и пельмени, карто­фель фри, вафли. Но это всё не полезная еда. Вафли мы тоже, например, исключи­ли. К вафлям теперь насто­роженное отношение. Меж­дународная организация здравоохранения призна­ла вафли одним из самых вредных продуктов, наряду с кока-колой. У нас нет ни вафлей, ни пряников, пече­нье заводское мы не даем, потому что там есть марга­рин и непонятно какие до­бавки. Мы лучше накормим детей своей выпечкой.

– Встречалась с таким мнением мамочек, кото­рые только начинают во­дить малышей в детский сад: в садиках теперь не готовят, готовит компа­ния «Кейтеринбург», а по­том готовую пищу разво­зит по садам.

– Нет, это не так. Во всех детских садах есть пище­блоки, где повара нашей компании готовят еду. Пищеблоки, конечно, не совсем соответствуют со­временным требованиям. Например, нас спрашивают, почему детям не дают са­латы. Потому что нет цехов для приготовления салатов. Конечно, в компании много сделано для соблюдения са­нитарным норм, в том числе то, что мы возим в детские сады уже очищенные ово­щи. Кейтеринбург закупа­ет и завозит на пищеблоки детских садов продукты, где из них готовят блюда наши повара.

– И, правда, сложно представить, как в одном месте в таких объемах го­товилось бы питание для всех детских садов…

– За границей такое практикуется, еду для детей готовят в огромных автома­тизированных, специально оснащенных цехах.

– Конечно, с точки зре­ния родителей, гораздо лучше, что приготовили еду в своем же детсаду, а не где-то в огромном цехе. Тут же сварили, тут же го­ряченькое подали детям.

– При любом варианте есть свои плюсы и минусы. Например, при автоматизированном централизован­ном производстве исключа­ется человеческий фактор. Мы неоднократно наблюда­ли, что повара готовят одно и то же блюдо, по одинако­вой технологии, из тех же продуктов, а вкус получается разный. Хотя повара у нас очень хорошие.

– Кто и как часто прове­ряет качество блюд?

– Есть бракеражная ко­миссия, в которую входят медик, заведующая, воспи­татели детского сада. Они пробуют каждое блюдо ста­вят за него оценку, если что- то не нравится – делают от­метку в журнале.

 

– Меню составляете вы?

– Да, мы составляем и согласовываем меню с за­ведующими детских садов. Оно должно меняться толь­ко сезонно, но мы меняем достаточно часто, прислу­шиваемся к замечаниям и пожеланиям детей и работ­ников детсадов. Например, были нарекания, что котлету из печени детки плохо едят. А печень обязательно нужно детям давать, хотя бы раз в 10 дней. Тогда мы ищем другое блюдо из печени, чем можно было бы заменить котлету. Мы стали делать суфле или запеканку из печени. Пробу­ем разные варианты, чтобы дети ели.

Конечно, хочется, чтобы прививать привычку пра­вильно питаться начинали бы родители дома, но, к со­жалению, культура правиль­ного и здорового питания в нашем обществе не развита. Мы очень много едим мяса, я сама не вегетарианка и лю­блю мясо, но его надо есть меньше. Родители иногда сетуют, что мало мяса дают детям в детском саду. Но для чего-то работает у нас в стране академия питания, она же определяет, как пра­вильно кормить ребенка. Не приучены наши детки есть овощи: ни свеклу, ни мор­ковь, ни капусту, хотя это очень полезные продукты.

– А как же сделать так, чтобы дети ели полезные блюда и продукты?

– Как я уже сказала, при­вычка правильно питаться должна быть заложена дома родителями. А в детском саду тоже многое зависит от воспитателей, всегда можно заинтересовать детей, пом­ните как герой Леонова в фильме «Джентльмены уда­чи»: «А теперь дети, возь­мите в руки космические ложки. Подкрепитесь осно­вательно. Ракета до обеда на землю не вернется».

– Я слышала, что у вас недавно проводился кор­поративный конкурс.

– Да, 20 октября, в День повара, мы провели кон­курс профессионального ма­стерства «Пельмень-фэст» среди наших поваров. Было восемь участников, победи­тели, занявшие призовые места, получили денежные призы. Стряпали пельмени на скорость, пели частушки, посвященные пельменям, был конкурс болельщиков, в общем, праздник прошел очень весело. Подобные ме­роприятия мы периодиче­ски проводим: дни нацио­нальной кухни, дни блинов в Масленицу, часто мы ходим в детские сады, работаем с детьми, вместе стряпаем, делаем поделки из пищевых продуктов (из крупы и мака­рон, из лука и зелени и про­чего).

– Проходили ли повара какое-то переобучение, прежде чем их взяли в штат Кейтеринбурга?

– Мы учим наших сотруд­ников постоянно, недавно они все прошли переподго­товку по программе ХАССП (направлена на обеспечение безопасности продукции).

– Назовите, пожалуйста, основные принципы пра­вильного питания для де­тей. Ведь большинство из нас, даже не замечая того, каждый день ест кучу вся­кой «вредности». И дети зачастую едят то же самое, что и взрослые.

– Роль питания в совре­менных условиях значи­тельно повышается в связи с ухудшением состояния здоровья детей в результате целого комплекса причин, одной из которых является нарушение структуры пита­ния и снижение его качества – как в семье, так и в органи­зованных детских коллекти­вах.

Правильно органи­зованное питание, обе­спечивающее организм необходимыми ему веще­ствами (белками, жирами, углеводами, минеральны­ми веществами), является необходимым условием гар­моничного роста и развития детей. Рациональное пита­ние способствует повыше­нию устойчивости организ­ма к действию инфекций.

Правильный подбор про­дуктов – условие необходи­мое, но ещё недостаточное для рационального питания детей. Необходимо, чтобы готовые блюда были краси­выми, вкусными, ароматны­ми и готовились с соблюде­нием технологии.

Другим обязательным условием правильно орга­низованного питания детей является строгий режим пи­тания. Интервал между при­ёмами пищи должен быть не более 4 часов. Если этот ин­тервал слишком велик, у ре­бёнка снижаются работоспо­собность, память. Чрезмерно частый приём пищи снижает аппетит и тем самым ухуд­шает усвояемость пищевых веществ.

Я выделяю шесть основ­ных принципов органи­зации здорового питания детей:

  1. Адекватная энергети­ческая ценность рационов, соответствующая энерготра­там детей.
  2. Максимальное разноо­бразие рациона, являющееся основным условием обеспе­чения его сбалансированно­сти.
  3. Адекватная техноло­гическая и кулинарная об­работка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и со­хранность исходной пище­вой ценности.
  4. Исключение из рацио­на питания продуктов, спо­собных оказывать раздража­ющее действие на слизистую органов пищеварения.
  5. Учёт индивидуаль­ных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд).
  6. Обеспечение безопас­ности питания, включающие соблюдение всех санитар­ных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их хра­нению, приготовлению и раздаче блюд.