Елена Гимадиева: «Я могу прикоснуться к волшебному процессу»

В Качканаре открылась студия керамики, где можно сотворить из глины всё, что душе угодно

Казалось бы, сложно представить себе хрупкую девушку за гончарным кругом, которая поднимает несколько килограммов глины за один раз. Но, когда мы встретились с Еленой Гимадиевой в её недавно открывшейся студии керамики, перед глазами предстала довольно гармоничная картина. Студия керамики «Living clay» переводится, как «живая глина», открылась в Качканаре весной этого года. Здесь встречаются с друзьями, приходят семьями, классами, устраивают свидания и дни рождения. Мы встретились с хозяйкой студии Еленой, чтобы узнать, с чего всё начиналось.

Подарки из солёного теста

Всё детство, говорит Елена, она ковырялась в глине, её дед клал печки.

— Я всегда подтаскивала глину у деда, что-то лепила, ставила в печку, естественно, мои изделия не выживали. С возрастом деду стало тяжело заниматься такой нелёгкой работой, и глины у меня не стало. Мне было лет 14, когда пришла мода на солёное тесто. Что я только из него не лепила: все подарки друзьям, близким были из солёного теста.

После окончания школы мне не хотелось никуда уезжать из Качканара, поступила на закройщика в КЦО «Урал». У меня были только спецпредметы, так как я пришла после 11 класса. Вечером училась на юриста в радиотехникуме имени Попова. В тот момент я поняла, что профессия юриста — не моё, мне хотелось чего-то творческого.

Я оканчивала последний курс в КЦО «Урал», когда не стало моей мамы. Тогда Иван Васильевич Звягин позвал меня к себе и сказал: «Лена, нужно идти учиться дальше, а мы возьмём тебя к себе на работу». Я выбрала педагогический. В КЦО «Урал» я проработала два года: помогала вести технологию у 5-6 классов и преподавала спецпредметы у закройщиков.

Потом мне предложили шить шторы в торговом центре, зарплата была в разы больше, чем в лицее, естественно, я согласилась. Там я проработала до 2010 года. Кризис 2008 года дошёл до нашей сферы, в феврале 2010 года мне пришлось уволиться. Обратилась в Центр занятости. В тот же момент узнала, что жду ребёнка. Прошла курсы бухгалтеров, устроилась бухгалтером, понимая, что это не моё. В бухгалтерии я проработала 7 лет, из них 5 лет я искала себя. Невозможно представить, как сложно мне было ходить на работу. Я увольнялась раз шесть, но меня не увольняли, говорили: «Нужно знать, куда идти, мы тебя не уволим в никуда».

Теперь я точно уволюсь с работы

Елена с мужем Радиком и сыном Тимуром живёт в частном доме и говорит, что постоянно находится в поисках интересных решений для интерьера.

— Просматривая в очередной раз картинки, наткнулась на красивые тарелочки из глины в виде листочков, они меня зацепили. Правда, был стопор, что гончарному делу нужно учиться с детства. Как-то я наткнулась на гончарную школу «Колокол», там говорилось о франшизе. Тогда я подумала, почему бы и нет. Написала им письмо, тут же пришёл отрицательный ответ, потому что численность у нас в городе 37 тысяч человек, а они сотрудничают только с городами от 150 тысяч человек. Следом пришло второе письмо, в нём меня приглашали на обучение. Предлагалось тоже самое, что получают франчайзи (франчайзинг — это сделка между компанией и предпринимателем с целью получения взаимовыгоды, прим. авт.) только без права открытия под их именем. Я взяла отпуск на работе и поехала на обучение в Воронеж.

— Когда это было?

— В августе прошлого года. Перед этим на мой день рождения мы ездили с мужем и сыном на мастер-класс в гончарную мастерскую в Нижний Тагил. Когда я вязала в руки глину, поняла, что это моё! Теперь я точно уволюсь с работы!

Посуда с оттисками растений покоряет сердца

Мыслей лепить дома у меня никогда не было. Мне нравится учить. Я младшая сестра, у меня два старших брата, много племянников, мне нравится их учить тому, что я умею. Мне безумно нравилось учить детей, когда я работала в лицее. Радик меня поддержал, спасибо ему за это. Если бы не он, то ничего бы этого не было. Я трусиха, на самом деле. Если бы не муж, я бы, может быть, помечтала и продолжила работать бухгалтером.

— Чего боялись?

— Боялась лететь на самолёте. Боялась оторваться от семьи, оставить их на месяц. Муж уже готов был ехать со мной в Воронеж, но у него не получилось по работе. А я дальше Екатеринбурга никуда не ездила, мне было жутко страшно. Муж — моя поддержка, опора, он везде со мной, он решает все вопросы, я отвечаю за уют в доме.

После обучения в Воронеже я ещё два месяца отработала на прежней работе, написала заявление, параллельно мы уже искали помещение для нашей студии. Мы сняли это помещение, сделали здесь ремонт. Кстати сказать, втроём: я, муж и сын. Два месяца мы пропадали здесь вечерами, потому что днём были на работе. 8 марта мы официально открыли нашу студию.

Я счастлива! Я могу прикоснуться к волшебному процессу. Представляете: вы покрываете изделие коричневой глазурью, убираете его в печь, а достаёте уже изделие небесно-голубого цвета! Что это, если не волшебство?!

Я считаю, что в бухгалтерии я себя не нашла, потому что не видела результата своей работы. А мне важно видеть итог, я хочу наслаждаться им. Ну, не могу я кайфовать от цифр, я не вижу их красоты. Хотя главный бухгалтер мне говорила: «Лена, посмотри, какой красивый отчёт! »

После обучения в Воронеже, говорит Елена, её не оставили наедине с возникающими трудностями.

— Меня не бросили, я до сих пор могу задать вопрос, и мне обязательно ответят. Например, глазурь не так легла, что делать? Где теперь заказывать глину, когда нет возможности заказать из Европы. Они помогают решить эти вопросы.

Пришлось искать другую глину

— Раньше мы заказывали глину из Германии, с ней не было никаких проблем: её вообще можно было не подготавливать, сразу нарезать. Сейчас переходим на отечественную глину, тестируем, посмотрим, как она себя будет вести. Интересно, что по цене отечественная глина дороже, непонятно, как формируются цены и от чего они зависят.

Как я уже говорила, немецкую глину не нужно было подготавливать, там не было никаких пузырей, дополнительных элементов. Например, вчера мы нарезали глину, нашли комочек, начали рассматривать с ребятами, оказалось, это веточка. Я объяснила детям, что это естественно, глина природный компонент. В немецкой глине такого не допускалось, они щепетильные в этом плане.

Сейчас заказали глину из Красноярска и Москвы. Из Москвы пришла хрупкая глина, детям я её не дам, у меня самой сломалось изделие просто в процессе перестановки с места на место. Красноярская глина, вроде бы, нравится. Пока не могу понять по цвету, понятно будет после обжига. Заявлено, что она должна быть бежевой. Как эта глина будет взаимодействовать с глазурями, тоже посмотрим.

Цветные яйца и инкубатор

Про Елену с уверенностью можно сказать: мастер на все руки. Она не только изготавливает прекрасные изделия, но и наводит уют в доме. У семьи Гимадиевых небольшое хозяйство: утки, перепёлки, куры разных пород, которые несут цветные яйца. Лена выращивает помидоры разных сортов.

Куры породы ухейилюй несут цветные яйца

Два года назад на 8 Марта муж подарил мне инкубатор. Было это в Екатеринбурге, он привёз меня в магазин и сказал: «Выбирай». На обратном пути мы заехали в Черноисточинск, там женщина разводит породистых кур и петухов. Мы взяли там яйца, приехали домой, я сразу заложила их в инкубатор. Курицы у нас были всегда, но обычные. Теперь у нас есть разные породы кур, например, ухейилюй, это полностью чёрные курицы, у них даже глаза чёрные, чёрная кожа и чёрное мясо, а яйцо они несут розовое, голубое и зелёное.

—Сын, муж тоже увлекаются глиной?

— Сын постольку поскольку, зависит от настроения. А муж приходит сюда снимать стресс после работы. Каждый процесс в гончарном деле медитативный. Когда лепишь, если полностью отключить голову, то можно просидеть часа три, и ты не заметишь, как пробежало время. На круге тоже происходит своего рода медитация.

Молочение

Каких только изделий нет на стеллажах в студии у Елены. Но больше всего привлекли коричневые матовые кружечки, похожие на кокосы. Лена рассказала, что это молочение керамики. Один из древних способов обработки керамики для придания ей декоративности и улучшения водонепроницаемости.

Молочение керамики

— Изделие пропитывается натуральным молоком  и обжигается при температуре 270-350 градусов. Поверхность изделия после такой обработки приобретает насыщенный цвет, варьирующийся от светлого до тёмно-коричневого или чёрного. Цвет зависит от многого: от жирности, от густоты можно взять молоко, а можно сливки, можно с сахаром, а можно без него. Цвет можно обновлять, через 3-4 месяца снова покрыть молоком и поставить в духовку, цвет вновь станет ярким.

— Тяжело работать с глиной? У всех получится?

— Ручная лепка получится у каждого, за кругом получится у каждого, но не с первого раза. Гончарный круг нужно понять, почувствовать. У кого-то с первого раза получается, а кому-то больше нравится лепить руками.

— Планируете ли наладить производство, или будут только мастер-классы?

— В планах взять ещё одного человека, который будет, кроме меня, преподавать, планирую взять администратора. Но я не слышала, что у нас в Качканаре есть гончары, именно те, которые работают за гончарным кругом.

Сейчас я прохожу обучение, чтобы поднимать на гончарном круге до 5 килограммов глины, это можно делать более крупные изделия, например, вазы. В Воронеже нас обучали поднимать до 1 килограмма глины, это кружечки, чашечки и т.д.

Буду ли я брать заказы, не знаю, от слова «заказы» у меня мурашки по коже бегут, я уже нашила на заказы. Люблю так: я сделала, вам нравится, вы берёте.

— Не задумывались о производстве украшений?

— Задумывались. Но здесь вопрос в глине, она должна быть пластичная, лёгкая. Такую глину нужно найти, из которой можно делать мельчайшие детали, которые не развалятся в процессе сушки, обжига.

— Что можно сделать из глины, помимо посуды?

—Керамическую корзину, дуршлаг, ёлочные игрушки, раковину, абажур, клубочницу и т.д.

— Пользуется ли спросом ваша студия?

— Мне не с чем сравнивать, но люди приходят. У меня практически индивидуальные мастер-классы, больше 6 человек я не беру обычно. Это ведь каждому нужно уделить внимание. Некоторых людей отпугивает цена за мастер-класс. Но могу сказать, что на детях у нас в городе не экономят. В нашей студии 90 процентов мастер-классов детские. У нас устраивают дни рождения, свидания, приходят семьями, компаниями.

Юлия Гофлер