ВОДА: горячее не будет

С началом отключения отопительного сезона телефон редакции превращается в своеобразное «05». Жалобы поступают с разных уголков города, но суть одна: почему из горячего крана бежит холодная вода и почему холодные полотенцесушители?

Тарифы на коммунальные услуги увеличиваются регулярно, а вот качество услуг становится заметно хуже.

О сложившейся ситуации с горячим водоснабжением в городе мы беседуем с начальником отдела энергетики УЖК «Наш дом» Сергеем Кирилюком.

Для качественного ГВС нужны четыре трубы

– Давайте начнём с азов: как в Качканаре устроена система подачи горячей воды в летний период?

– У нас двухтрубная, зависимая, открытая схема теплоснабжения, от которой и запитывается система ГВС в каждом отдельно стоящем доме. По сути, теплоноситель для нужд ГВС не должен браться из труб, предназначенных для теплоснабжения, так как он должен удовлетворять двум составляющим: теплу, которое подается в зависимости от температуры наружного воздуха, и горячему водоснабжению, которое должно быть в рамках 60 градусов. Но у нас из-за удешевления горячую воду стали брать из этих же труб.

Теплоноситель – это просто химочищенная вода, а тепловая составляющая появляется, когда этот теплоноситель нагревают до определенной температуры.

От ТЭЦ должны были бы идти не две, а четыре трубы: две для циркуляции ГВС круглогодично и полотенцесушителей (если они включены в систему ГВС), чтобы вода не остывала в зимний и летний периоды, и две для нагрева именно отопительных приборов и полотенцесушителей (если они включены в тепловую систему в зимний период).

Когда заканчивается отопительный сезон, ТЭЦ переходит на однотрубную систему подачи теплоносителя для нужд ГВС, то есть горячей воды. Это изначально было так.

В зимний период вопросов нет, циркуляция нормальная. А летом с этой тупиковой однотрубной системой мы и получаем то, что получаем.

– Почему у нас сделали двухтрубную систему?

– Она изначально была таковой. Нормальная схема теплоснабжения и водоснабжения должна быть четырехтрубной. Когда дома на Октябрьской строились, там вообще не предусматривался отбор горячей воды. Люди прямо из батарей в кухнях брали горячую воду. Но на это раньше смотрели по-другому, раньше к коммунизму шли, и вода стоила копейки, и энергоснабжающие организации могли себе позволить централизированный сброс. Сейчас всё перевернулось – и все стали деньги считать.

– Но почему в одних микрорайонах много жалоб, в других их вовсе нет?

– Жалоб мало в тех домах, которые стоят ближе к насосным или питаются сразу из прямого трубопровода. Вот смотрите, например 11-я насосная. В домах, которые рядом с этой насосной, вода получше, от них поменьше заявок. Например, Гикалова, №1, у них более или менее все нормально с горячей водой, им придется меньше сбрасывать. Если далеко от насосной – соответственно, и вода идет более остывшей. И если жители не сбросят остывшую воду, которая в трубах, у них она так и будет теплой. Но так как сейчас все установили счетчики, то никто сбрасывать не хочет, это очень затратно.

– Во втором микрорайоне стоят двухэтажные дома, причем близко от ТЭЦ. Оттуда практически никогда нет жалоб на воду.

– Конечно, от дома много зависит. Эти дома питаются с прямого трубопровода сразу с ТЭЦ. Температура горячей воды будет зависеть от водоразбора воды в системе ГВС (удаленность от тепловой насосной станции), протяженности и диаметра трубопровода запитки. Температура поступающей горячей воды в точке водоразбора напрямую зависит от сброса остывших объемов воды.

– Почему в некоторых домах в летний период холодные полотенцесушители?

– У нас в домах разная схема подачи горячей воды: тупиковая и циркуляционная с полотенцесушителями. Где полотенцесушители подключены к системе ГВС, там они теплые, пока вода циркулирует. У меня в доме, например, тупиковая, то есть с индивидуального теплового пункта идет труба просто на горячее водоснабжение, поэтому и полотенцесушитель весь летний период холодный, и работает только зимой.

 

Раньше воду сливали в канализацию

– Почему, например, в нашем доме №43 десятого микрорайона много лет вода летом была горячей, и полотенцесушитель тоже всегда был горячий. Но в последние несколько лет все изменилось.

– Отвечаю. В советское время при отсутствии общедовомых приборов учета был грех сантехников и всех тех, кто хочет горячую воду – сброс воды производился в канализацию в подвале. То есть просто-напросто остывшую воду сбрасывали круглосуточно и сразу получали из крана горячую воду. Сейчас при установке общедомовых приборов учета эта процедура закончилась, то есть все начали считать деньги. Тем более, сейчас у нас есть КТК (качканарская теплоснабжающая компания). Они ходят по подвалам и смотрят, не сливается ли теплоноситель в канализацию. Потому что в конце концов эти затраты ложатся на них и далее на «Горэнерго».

Мы – исполнители коммунальных услуг. Нам что поставляет КТК на границу ответственности дома, то мы и отдаем жителям. Мы воду не остужаем, не нагреваем, ничего с ней не делаем.

Дополнительно подогревать воду перед подачей в квартиры мы тоже не можем. Я недавно просчитывал: если установить бойлер на весь дом и далее на все дома, у нас просто, я думаю, не хватит мощностей.

 

Бойлеры могут решить проблему ГВС

– Кстати, Сергей Владимирович, вы как-то советовали жителям ставить бойлеры в квартиры.

– Я не то чтобы советовал, я просто на себе это испытал. Пять лет назад я установил бойлер, поскольку я прекрасно понимаю, что качества воды не добиться. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, что я сразу получаю качественную услугу. И так как у меня стоит счетчик, мне не идут начисления по горячей воде. Плохо, что при бойлере можно принять только душ.

– А если каждый собственник квартиры установит у себя бойлер, что будет?

– В принципе домовые сети у нас выдержат, потому что коэффициент одновременности включения бойлеров будет разный и нагревать люди будут гораздо меньший объем воды, потому что все будут экономить.

 

Глава сказал, что закольцовывать систему не будем

– Есть информация, что в этом году планировали закольцевать систему, чтобы вода постоянно циркулировала и не успевала остывать, и в итоге у горожан была бы нормальная горячая вода. Почему это так и не было сделано?

– Планировалось, но по непонятным причинам этого не случилось. Мы пришли на заседание к главе, глава сказал: не обсуждается. Это были его слова о том, что тогда вода будет золотая, люди к этому будут не готовы.

К этому можно добавить второй момент – тогда у нас не будет возможности ремонтировать внутренние сети. Когда «Горэнерго» подаёт воду по одной трубе, вторую можно ремонтировать и т.д. Так же и на ТЭЦ: если ТЭЦ встанет в режим циркуляции, то возможности ремонта в летний период будут ограничены.

 

На выходе с ТЭЦ вода 75 градусов, на вводе в дом – 40

– Какой температурный режим соблюдается в летнее время в нашем городе: выход с ТЭЦ, на вводе в дома, из крана в квартире?

– Для нужд ГВС вода должна быть не меньше 60 градусов. У нас с ТЭЦ идет 70-75 градусов.

– Почему с ТЭЦ идет 75, а из кранов в квартирах уже 40?

– Вы представляете количество трубопроводов и их диаметры, через которые надо слить остывшую воду? Есть ещё теплопотери в пути. Вот с ТЭЦ вода вышла. В двенадцатиэтажке сегодня она 62 градуса на вводе, а на четвёртом и ниже этажах 40 градусов, потому что там верхняя разводка. Люди не хотят сливать, они хотят открыть – и чтобы она сразу теплая шла. А при нашей раскладке так не получается.

В такой ситуации управляющая компания становится заложником ситуации. Люди, конечно, идут к нам. Мы стараемся объяснять.

Я каждое утро записываю температуру теплоносителя, так как у нас есть приборы учета в разных районах. Давайте посмотрим. Вот сегодня на доме 61 в 10 микрорайоне на вводе вода 42 градуса (но это не говорит о том, что такая вода будет в квартире, потому что ей ещё надо пройти сотню метров труб от подвала до квартир).

В доме 21а в пятом микрорайоне на вводе 40 градусов. Вот 6а-2 – на вводе в дом 56 градусов, а в 8-11-м подъездах уже 40 градусов, потому что дом более ста метров, да еще и рециркуляция полотенцесушителей есть, поэтому теплоноситель остывает быстрее.

11-12 – на вводе 52 градуса, у них дом длинный, восемь подъездов, ввод теплоснабжения и ГВС в дом идет с последнего подъезда. В последних подъездах люди еще пользуются 50-градусной водой, до первых подъездов она доходит уже ниже 40 градусов. Мы установили насос для циркуляции воды – бесполезно. Происходит циркуляция остывшей воды по трубопроводу.

– И каков же выход?

– Выход только один – налаживать циркуляцию в летний период. Но встает тогда другой вопрос – стоимость ГВС и невозможность ремонта. А у нас климатические условия в России такие, что зима дольше, чем лето, и без ремонтов никак нельзя. Поэтому к зимнему периоду нам тоже надо готовиться, но это больше касается наружных сетей и ТЭЦ.

Приходя, люди спрашивают, можно ли нам установить такой прибор учета, который будет считать воду только если она 60 градусов. Таких приборов нет в природе, есть такие, которые считают те-плоноситель и его тепловую составляющую. Можно устанавливать любые приборы, которые сертифицированы на территории РФ, управляющая компания обязана принять их в эксплуатацию.

 

Требуйте перерасчета за некачественные услуги ЖКХ

– По закону за некачественную услугу (за горячую воду менее 60 градусов) жители могут не платить, а оплачивать её как холодную воду. Получается, что многие жители города платят за неоказанную услугу по полной программе. Почему так происходит?

– Жители должны рассчитываться по приборам учета, а сейчас абсурд, потому что вывели всё на норматив. У нас поменялась система подсчета горячей воды, сейчас она независима от приборов учета. Декабрь-январь-февраль – месяцы самые холодные, и теплоноситель один и тот же и для нужд отопления, и для нужд ГВС. Люди начали возмущаться, почему у нас повысилась плата за горячую воду.

Но дело в том, что правительство приняло решение: неважно, какая у вас температура воды, нужно начислять по нормативу. То есть взяли тепловую составляющую – и всё. Человек намотал 10 кубов, и к нему применяется норматив, который придумали в РЭК, а не тот, который по факту посчитал прибор учета горячей воды. Это абсурд! Я не могу понять, для чего мы вообще устанавливали общедомовые приборы учета на ГВС.

Мы отсебятину пороть не можем, у нас есть законодательные акты, как прописано начислять, так мы и будем начислять, иногда даже в убыток себе. Почему нас наше любимое правительство сталкивает лбами с населением, я не знаю. Это, наверно, выгодно, чтобы отвлечь внимание от других проблем.

Все знают ситуацию, но крайними делают нас, потому что кто-то должен быть крайним. Мы просто исполнители коммунальных услуг.

Я такой же житель, как и все, я домой прихожу и вижу, какого качества услуги поставляются, особенно теплоноситель для нужд ГВС в летний период, сделал выводы и установил нагреватель.

– Почему РЭК понимает эти проблемы и всё равно увеличивает тарифы?

– Теплоснабжающие организации защищают те или иные тарифы. Например, «Горэнерго» и КТК берут все документы, все затраты и едут в региональную энергетическую комиссию. И РЭК смотрит затраты, и нам выставляется тариф, на который мы никак ни можем повлиять.

Вообще я считаю, что между теплоснабжающей компанией и потребителем не должно быть посредников. У нас же получается: ТЭЦ выдала, КТК приняла, имея 50 метров трубы в аренде. Больше она ни за что не отвечает, а только передает транспортной компании, то есть «Горэнерго». «Горэнерго» через свои трубопроводы прогоняет и передает Управляющей компании на границу ответственности. Мы, получив то, что есть, являемся исполнителями коммунальных услуг.

Раньше теплоснабжающая компания была единственная – «Горэнерго». Сейчас «Горэнерго» имеет договор на транспортировку с КТК. Все затраты КТК вешает на «Горэнерго». И весь перерасчет, который мы сделаем, в конечном счете, ляжет на «Горэнерго», потому что КТК его не примет. Это очень сложно.

 

Нам нужны ваши заявки!

– Но на что-то вы всё равно можете повлиять, работать с КТК, с ТЭЦ?

– Чем больше посредников, тем больше сложностей. Не должно быть посредников. Если бы КТК видела, какой шквал претензий идет от потребителей, может, она и задумалась бы о качестве горячей воды.

Жители делают заявки, чем больше заявок, тем больше претензий к КТК мы сможем выставить. Мы приходим, замеряем и отправляем в КТК претензии. Хорошо, что есть теперь приборы учета. КТК ни один перерасчет не возьмет просто так, без бумажки. И причем в суде очень сложно доказывать, если нет подтверждения некачественной услуги, если нет ваших заявок.

– И всё-таки, Сергей Владимирович, что вы можете посоветовать нам, жителям?

– Мы не сидим ровно, мы каждую неделю пишем претензии в КТК о том, что подается некачественная вода. А для этого нужны ваши заявки. Звоните на 05. Перерасчет по оплате за не-качественную услугу производится по Постановлению правительства РФ №354 и на основании поступивших заявок в единую диспетчерскую службу 05, и на основании акта замера температуры ГВС (перед замером температура воды в точке водоразбора сбрасывается от 3 до 10 минут).

 

P.S.

ТЭЦ, КТК, «Горэнерго», УЖК – все считают деньги. Но почему-то только свои деньги. А в конечном счете за всё расплачивается простой горожанин из своего не такого уж и толстого кошелька.

Если посмотреть нормы потребления горячей и холодной воды, то невооруженным глазом видно, что они явно завышены. Мы не тратим столько, за сколько платим. Кроме того, Региональная энергетическая комиссия аккуратно и систематически увеличивает тарифы. Вот и с 1 июля по распоряжению правительства в среднем они увеличатся на 5,6%. Тарифы на электроэнергию вырастут на 4,9%, рост тарифов на тепловую энергию, отопление и нагрев теплоносителя увеличится на 5,6%, на ХВС увеличится почти на 1,4%, а вот рост тарифов на водоотведение составит 8,4%. Увеличение тарифов на теплоноситель составит 7,8%.

Но увеличение тарифов почему-то никак не сказывается на улучшении качества поставляемых услуг. Так что затянем туже пояса, приготовимся платить за коммуналку ещё больше, не ожидая ничего взамен. Наше правительство думает о нас (вернее, как бы с нас содрать ещё больше)!