Верхний Ис заслуживает, чтобы его вписали в историю России

Причина написания этой заметки — мой взгляд на ис­чезающие посёлки, деревни и маленькие города на карте Родины. Гляжу на пустые глаз­ницы домов, и меня берёт тоска. Посчитайте, сколько их осталось хотя бы в окрест­ностях горы Качканар. Но я не хочу, чтобы в моей стране этот процесс продолжался! И, в частности, чтобы не погиб замечательный посёлок Верх­ний Ис — историческое место на карте России.

И вот мы, небольшая груп­па энтузиастов, в которую во­шли и члены литературного объединения «Лукоморье», заложили памятный знак – стелу с российским флагом и отливкой последней паро­вой драги. В основание стелы заложили 250 килограммов хорошего цемента. Неплохо было бы и закончить асфаль­тирование автодороги Тура — Косья, которое когда-то начал Эдуард Россель.

Около стелы участники постройки посадили пре­красные деревья — кедры.

Весной следующего года мы продолжим работу со сте­лой и основанием — сделаем надпись на трёх её гранях: 1826 год. И стрелами из бе­лого кварца: на запад — при­иск Косьинский, на восток — прииск Александровский. Уже сейчас приглашаем всех желающих на инкрустацию памятника летом 2018 года. 22 октября качканарские поэты провели очередное заседание «Лукоморья» не в тиши редакции, а на приро­де. Верхний Ис был выбран не случайно, а с историче­ским подтекстом.

Сначала мы прочитали отчет академика Петра Си­мона Палласа о его путеше­ствии из Санкт-Петербурга на Урал в 1770 году. И наши поэты решили: а почему бы не побывать нам в этой точ­ке на карте России? А место это, по словам Палласа, на­ходится при слиянии рек Ис и Лабазка (смотри отчёт Палласа). Если академик из Петербурга на лошадях до­бирался до Уральских гор, то мы просто обязаны знать это место и посетить его.

Симона Палласа манила и звала таинственность и за­гадочность горы Качканар. А любовался он ею, очевидно, с Шихана под Нижней Ту­рой, с которого гора Качка­нар прекрасно видна в хоро­шую погоду.

В своём отчете академик пишет, что его наёмные ра­бочие заложили на Северном роге горы восемь ширфов (шурфов) и два рудника. Его экспедиция двигалась левым берегом реки Ис до слияния с рекой Лабазкой. А это ме­сто соответствует располо­жению посёлков Граневого, Лабазки и Верхнего Иса.

Прииск Верхний Ис, по документам, организован в 1826 году. Дополнитель­ные данные по посёлку мы получили из заметок Миха­ила Медведева «По Золото­му кольцу Качканара». При жизни Михаил объехал все посёлки вокруг нашей горы.

Прииск Нижний Ис рож­дён в 1824 году, прииск Косьинский — в 1825-м. Но посёлки существовали рань­ше этих дат, ещё до открытия приисков.

Оказалось, что мы не оди­ноки в своих исторических поисках. Подтверждением тому служит репер (в геоде­зии — знак, который закре­пляет определённую точку земной поверхности с извест­ной абсолютной высотой) на Северной вершине — отмет­ка 878 метров с надписью «Исовской платиновый округ. 1926 год». Разница дат в 100 лет заставляет меня изучать историю Урала снова и снова.

В 2026 году посёлку Верх-Ис исполнится 200 лет! Всю Великую Отечественную войну исовские прииски добывали валюту для моей Родины и покупали у США паровозы, самолёты и сви­ную тушёнку «Лярд». Так что посёлок Верхний Ис засту­живает установки стелы с да­той его рождения

Иван Соболев