Вера Токменинова: «Моя профессия — учитель!

 

Если оглянуться назад и вспомнить, сколько замечательных педагогов подарили свой опыт, знания, душу ученикам Качканара, то можно со­здать большую педагогическую энциклопедию. Один из таких педагогов — Вера Михайловна Токменинова. Всю свою жизнь она посвятила школе!

Накануне её юбилея я встретилась с Верой Михайловной.

— Как вы пришли к мысли стать учителем?

— Наверное, я имею полное пра­во сказать, что это моя профессия. К ней я двигалась с самого детства. Моя мама, Матрена Алексеевна Мар­кова, закончила всего четыре класса начальной школы, и она очень хоте­ла видеть двоих дочерей образован­ными людьми и все для этого делала.

Родилась я в Нижнем Тагиле. С ранних лет мы, девочки нашего дво­ра, играли в «школу», и у меня чаще всех была роль учительницы, а не ученицы. В детском саду, благодаря моим прекрасным, строгим и та­лантливым воспитателям, я влюби­лась в роль наставника-педагога.

— Обычно учёба в школе помо­гает определиться с выбором про­фессии. Есть ли у вас примеры для подражания?

— Появившись в школе, я поче­му-то очень трудно вживалась в будни школьной жизни: не хотела сидеть за партой, писать красиво и аккуратно тонким перышком, вы­полнять задания, поэтому первый класс я закончила с трудом. Но уди­вительная женщина — моя первая учительница — Тамара Нестеровна Кроткова помогла мне, увидела мои способности, и второй класс я за­кончила более успешно, без троек. Меня нередко выставляли за дверь, и однажды я попалась на глаза на­шему директору школы №23 Ниж­него Тагила Александру Федоровичу Ветошкину. Он подошел ко мне и спросил, как меня зовут и что я де­лаю в коридоре. Затем подвел меня к стенду «Ими гордится школа», пока­зал на фото моего брата и сказал: «Я верю, что скоро на этой доске почета появится твоя фотография!» И после окончания третьего класса с отличи­ем так и было.

Вскоре наша семья переезжает в Качканар, где уже несколько лет трудился мой папа, Михаил Кузьмич Копысов, а я продолжила учиться сначала в школе №2, где моими ку­мирами были Нина Семеновна Ма­точкина и Нелли Николаевна Пота­пова. Спасибо им огромное!

С седьмого класса мое обучение продолжилось во вновь открывшей­ся школе №6, в которой, как говари­вал Иван Васильевич Звягин, собра­лось «созвездие педагогов», таких, как Тамара Степановна Алексан­дрова, Ангелина Николаевна Пер­митина, Фаина Елисеевна Погоре­лова, Лия Павловна Вдовина, Нелли Абрамовна Ноздрина, Галина Геор­гиевна Селянина, Вера Михайловна Зайко. Это преданные своей профес­сии женщины. Именно они помогли мне сделать окончательный выбор в профессии. Я долго металась, на какой факультет поступить: люблю читать и обожаю уроки литературы и немецкого языка, но не по душе русский язык. Я как «рыба в воде» на уроках алгебры и химии, но не нра­вятся биология, история, геометрия. Метания от иностранного и филоло­гического факультетов закончились поступлением на физико-математи­ческий с отделением «Физика», а это самый труднопонимаемый предмет в школе.

— Где вы учились и начинали свою педагогическую работу?

— Увлекательная пора студенче­ства в Нижнетагильском государ­ственном педагогическом институте (НТГПИ)! Друзья… Походы… Пио­нерские лагеря… Колхозы… Строй­отряд… Четыре-пять пар в день. Все это закончилось получением долго­жданного диплома с присвоением звания и квалификации «учитель физики средней школы».

Педагогическая деятельность на­чалась в школе №6 благодаря Звя­гину, который пригласил меня на работу. Этот человек еще не раз встретится в моей профессиональ­ной жизни. Спасибо ему за эту веру в меня и мои силы!

Первые шаги в профессии не были уверенными и четкими, но благодаря моим главным наставникам: мудрой Валентине Алексеевне Горбушиной и жизнестойкой Галине Михайловне Ястребцовой — они состоялись. За­крутилась, параллельно с семейной, бурная педагогическая жизнь.

— Много лет мы делите печали и радости со своим мужем. Как удалось встретиться с таким по­нимающим человеком?

— Еще в студенческие годы я вы­шла замуж за самого необыкновен­ного, преданного, верного, надежно­го и любимого человечка Александра Васильевича Токменинова, моего одногруппника, моего ангела-хра­нителя. В конце семидесятых у нас появляется желанный, любимый, драгоценный, всеми обласканный первенец сынуля Женечка. Сколько радости, переживаний и ответствен­ных хлопот ! А в начале восьмидеся­тых ожидаемая новость — появился желанный, обожаемый, бесценный сыночка Мишенька.

— Работа в образовании отни­мала огромное количество време­ни. Как вы считаете: кем для вас стала ваша семья?

— Наши сыновья — это радость! Это гордость. Это опора. Нежность. Забота. Любовь. Общение. Незави­симость. Счастье. С ними мы всегда молодые! А сейчас у нас главное чудо жизни – внученька Машенька – дол­гожданная, очаровательная, желан­ная, любимая, обожаемая роднулеч­ка.

Мои родители — это надежность. Щедрость. Ответственность. Само­стоятельность. Самые лучшие на свете.

Сестрёнка с годами мне все ближе и родней, без её семьи не представ­ляю и своего бытия.

— В школе №4, а ныне в школе имени К.Н.Новикова вы прора­ботали без малого 32 года. Какой опыт вы приобрели, работая в на­шей школе?

— Я всегда стремилась попасть в это учреждение, мне нравились ее ученики и особенно учителя — бла­городные, статные, спокойные, до­брые. За мгновенно пролетевшие годы появились три неповторимых выпуска: 1990, 1997, 2002 годов как классного руководителя и через год- два выпуски как учителя физики.

Увлекательная, интересная, слож­ная, хлопотливая, порой невыно­симая работа. Я вела активную об­щественную жизнь: дважды в роли председателя профкома школы, в роли руководителя школьной пред­метной секции. А с 2006 года — служ­ба в административном составе в роли заместителя директора по учеб­но-воспитательной работе. Двоякое чувство: почти никогда неудовлет­ворена, потому что всегда еще что- то не выполнила за день, но очень интересно — много читаешь, изобре­таешь, открываешь новое, представ­ляешь коллегам креативные формы работы на педсоветах и семинарах, демонстрируешь педагогическому сообществу творчество и результа­ты твоих единомышленников. У нас удивительный, доброжелательный, гибкий, эмоциональный, мобиль­ный, созидательный коллектив!

Очень нравятся педагоги шко­лы имени К.Н. Новикова, общение с ними дорогого стоит.

Для меня наши учителя — это тот же класс: с разными характерами и темпераментом, настроением и ув­леченностью, стремлением к позна­нию, открытию нового, хотелками и прибамбасами. Но все они, решая вечные вопросы жизни, реализовали себя в профессии УЧИТЕЛЬ. И за это им низкий поклон и слова призна­тельности и благодарности.

— За такой большой период ра­боты наверняка появились новые друзья?

— Именно эта школа подарила мне настоящих друзей: семьи На­дежды Рафаиловны и Александра Анатольевича Смирновых, Ларисы Анатольевны и Виктора Николае­вича Щиновых. Праздники, беды, посиделки, вечеринки, юбилеи, дни рождения — всё вместе. Росли дети, старели родители, сами мы станови­лись мудрей. О друзьях можно гово­рить бесконечно. Это самые предан­ные, надежные, отзывчивые люди; веселые, озорные, талантливые, нео­быкновенные….

— Помимо работы, вы с удо­вольствием обустраивали свой сад. Сейчас про сад не забываете?

— Сад-огород в Именновском появился у нас более 20 лет назад. К приобщению шла очень долго: не хотелось возиться с овощами, хо­телось море цветов (сейчас это ис­полнилось!). Сад — это семейный хранитель тепла, встреч с родными, друзьями, это территория вечного строительства — творчества семьи, отдыха и труда, дизайнерских нахо­док.

— Обычно у педагогов нет вре­мени на занятия спортом. Может, сейчас, с выходом на заслужен­ный отдых, вы попробовали свои способности и в этой области?

— Да, активный образ жизни по­явился с выходом на пенсию. Пешие прогулки, спортзал, бассейн, поездки по стране, еженедельные выходные туры на автомобиле. Только сейчас я поняла, как здорово жить для себя. Стала ходить по магазинам. И знае­те, доставляет особое удовольствие, потому что всегда приобретаю пода­рочки, сувенирчики для родных, дру­зей, знакомых.

— Бывая в вашем доме, я обра­тила внимание на огромное коли­чество кухонной техники. Вы лю­бите готовить?

— Обожаю творчество на кухне, а еще больше то, как это с удоволь­ствием уплетают те, для кого приго­товлено.

Татьяна Павлова,

учитель школы им.Новикова