Вера Токменинова: «Моя профессия — учитель!
Если оглянуться назад и вспомнить, сколько замечательных педагогов подарили свой опыт, знания, душу ученикам Качканара, то можно создать большую педагогическую энциклопедию. Один из таких педагогов — Вера Михайловна Токменинова. Всю свою жизнь она посвятила школе!
Накануне её юбилея я встретилась с Верой Михайловной.
— Как вы пришли к мысли стать учителем?
— Наверное, я имею полное право сказать, что это моя профессия. К ней я двигалась с самого детства. Моя мама, Матрена Алексеевна Маркова, закончила всего четыре класса начальной школы, и она очень хотела видеть двоих дочерей образованными людьми и все для этого делала.
Родилась я в Нижнем Тагиле. С ранних лет мы, девочки нашего двора, играли в «школу», и у меня чаще всех была роль учительницы, а не ученицы. В детском саду, благодаря моим прекрасным, строгим и талантливым воспитателям, я влюбилась в роль наставника-педагога.
— Обычно учёба в школе помогает определиться с выбором профессии. Есть ли у вас примеры для подражания?
— Появившись в школе, я почему-то очень трудно вживалась в будни школьной жизни: не хотела сидеть за партой, писать красиво и аккуратно тонким перышком, выполнять задания, поэтому первый класс я закончила с трудом. Но удивительная женщина — моя первая учительница — Тамара Нестеровна Кроткова помогла мне, увидела мои способности, и второй класс я закончила более успешно, без троек. Меня нередко выставляли за дверь, и однажды я попалась на глаза нашему директору школы №23 Нижнего Тагила Александру Федоровичу Ветошкину. Он подошел ко мне и спросил, как меня зовут и что я делаю в коридоре. Затем подвел меня к стенду «Ими гордится школа», показал на фото моего брата и сказал: «Я верю, что скоро на этой доске почета появится твоя фотография!» И после окончания третьего класса с отличием так и было.
Вскоре наша семья переезжает в Качканар, где уже несколько лет трудился мой папа, Михаил Кузьмич Копысов, а я продолжила учиться сначала в школе №2, где моими кумирами были Нина Семеновна Маточкина и Нелли Николаевна Потапова. Спасибо им огромное!
С седьмого класса мое обучение продолжилось во вновь открывшейся школе №6, в которой, как говаривал Иван Васильевич Звягин, собралось «созвездие педагогов», таких, как Тамара Степановна Александрова, Ангелина Николаевна Пермитина, Фаина Елисеевна Погорелова, Лия Павловна Вдовина, Нелли Абрамовна Ноздрина, Галина Георгиевна Селянина, Вера Михайловна Зайко. Это преданные своей профессии женщины. Именно они помогли мне сделать окончательный выбор в профессии. Я долго металась, на какой факультет поступить: люблю читать и обожаю уроки литературы и немецкого языка, но не по душе русский язык. Я как «рыба в воде» на уроках алгебры и химии, но не нравятся биология, история, геометрия. Метания от иностранного и филологического факультетов закончились поступлением на физико-математический с отделением «Физика», а это самый труднопонимаемый предмет в школе.
— Где вы учились и начинали свою педагогическую работу?
— Увлекательная пора студенчества в Нижнетагильском государственном педагогическом институте (НТГПИ)! Друзья… Походы… Пионерские лагеря… Колхозы… Стройотряд… Четыре-пять пар в день. Все это закончилось получением долгожданного диплома с присвоением звания и квалификации «учитель физики средней школы».
Педагогическая деятельность началась в школе №6 благодаря Звягину, который пригласил меня на работу. Этот человек еще не раз встретится в моей профессиональной жизни. Спасибо ему за эту веру в меня и мои силы!
Первые шаги в профессии не были уверенными и четкими, но благодаря моим главным наставникам: мудрой Валентине Алексеевне Горбушиной и жизнестойкой Галине Михайловне Ястребцовой — они состоялись. Закрутилась, параллельно с семейной, бурная педагогическая жизнь.
— Много лет мы делите печали и радости со своим мужем. Как удалось встретиться с таким понимающим человеком?
— Еще в студенческие годы я вышла замуж за самого необыкновенного, преданного, верного, надежного и любимого человечка Александра Васильевича Токменинова, моего одногруппника, моего ангела-хранителя. В конце семидесятых у нас появляется желанный, любимый, драгоценный, всеми обласканный первенец сынуля Женечка. Сколько радости, переживаний и ответственных хлопот ! А в начале восьмидесятых ожидаемая новость — появился желанный, обожаемый, бесценный сыночка Мишенька.
— Работа в образовании отнимала огромное количество времени. Как вы считаете: кем для вас стала ваша семья?
— Наши сыновья — это радость! Это гордость. Это опора. Нежность. Забота. Любовь. Общение. Независимость. Счастье. С ними мы всегда молодые! А сейчас у нас главное чудо жизни – внученька Машенька – долгожданная, очаровательная, желанная, любимая, обожаемая роднулечка.
Мои родители — это надежность. Щедрость. Ответственность. Самостоятельность. Самые лучшие на свете.
Сестрёнка с годами мне все ближе и родней, без её семьи не представляю и своего бытия.
— В школе №4, а ныне в школе имени К.Н.Новикова вы проработали без малого 32 года. Какой опыт вы приобрели, работая в нашей школе?
— Я всегда стремилась попасть в это учреждение, мне нравились ее ученики и особенно учителя — благородные, статные, спокойные, добрые. За мгновенно пролетевшие годы появились три неповторимых выпуска: 1990, 1997, 2002 годов как классного руководителя и через год- два выпуски как учителя физики.
Увлекательная, интересная, сложная, хлопотливая, порой невыносимая работа. Я вела активную общественную жизнь: дважды в роли председателя профкома школы, в роли руководителя школьной предметной секции. А с 2006 года — служба в административном составе в роли заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Двоякое чувство: почти никогда неудовлетворена, потому что всегда еще что- то не выполнила за день, но очень интересно — много читаешь, изобретаешь, открываешь новое, представляешь коллегам креативные формы работы на педсоветах и семинарах, демонстрируешь педагогическому сообществу творчество и результаты твоих единомышленников. У нас удивительный, доброжелательный, гибкий, эмоциональный, мобильный, созидательный коллектив!
Очень нравятся педагоги школы имени К.Н. Новикова, общение с ними дорогого стоит.
Для меня наши учителя — это тот же класс: с разными характерами и темпераментом, настроением и увлеченностью, стремлением к познанию, открытию нового, хотелками и прибамбасами. Но все они, решая вечные вопросы жизни, реализовали себя в профессии УЧИТЕЛЬ. И за это им низкий поклон и слова признательности и благодарности.
— За такой большой период работы наверняка появились новые друзья?
— Именно эта школа подарила мне настоящих друзей: семьи Надежды Рафаиловны и Александра Анатольевича Смирновых, Ларисы Анатольевны и Виктора Николаевича Щиновых. Праздники, беды, посиделки, вечеринки, юбилеи, дни рождения — всё вместе. Росли дети, старели родители, сами мы становились мудрей. О друзьях можно говорить бесконечно. Это самые преданные, надежные, отзывчивые люди; веселые, озорные, талантливые, необыкновенные….
— Помимо работы, вы с удовольствием обустраивали свой сад. Сейчас про сад не забываете?
— Сад-огород в Именновском появился у нас более 20 лет назад. К приобщению шла очень долго: не хотелось возиться с овощами, хотелось море цветов (сейчас это исполнилось!). Сад — это семейный хранитель тепла, встреч с родными, друзьями, это территория вечного строительства — творчества семьи, отдыха и труда, дизайнерских находок.
— Обычно у педагогов нет времени на занятия спортом. Может, сейчас, с выходом на заслуженный отдых, вы попробовали свои способности и в этой области?
— Да, активный образ жизни появился с выходом на пенсию. Пешие прогулки, спортзал, бассейн, поездки по стране, еженедельные выходные туры на автомобиле. Только сейчас я поняла, как здорово жить для себя. Стала ходить по магазинам. И знаете, доставляет особое удовольствие, потому что всегда приобретаю подарочки, сувенирчики для родных, друзей, знакомых.
— Бывая в вашем доме, я обратила внимание на огромное количество кухонной техники. Вы любите готовить?
— Обожаю творчество на кухне, а еще больше то, как это с удовольствием уплетают те, для кого приготовлено.
Татьяна Павлова,
учитель школы им.Новикова