Благословить учителя

Раскрыв прошлый номер «Нового Качканара», я увидел интервью, взятое Татьяной Павловой у Веры Михайловны Токмениновой «Учитель – это моя профессия!».
Обязательно прочитаю, подумал я. Не только потому, что знаком с Татьяной Николаевной (мои дети учились в школе имени Новикова, сын был у неё в классе), но ещё и потому, что мне всегда приятно, когда пишут доброе об учителях.

Вера Михайловна Токменинова – заместитель директора школы, у неё юбилей. С ней я незнаком. Вера Михайловна вышла на заслуженный отдых. Коллеги позаботились о том, чтобы сердечно поздравить её с юбилеем. Красиво! Не проводили молчаливо, но оказали честь уважаемому человеку.

На этом я хочу отойти от упомянутого ин­тервью. Рассуждения будут о другом. Свою статью-мнение я назвал «Благословите учителя». Это значит – благое слово ска­зать учителю и об учителе. Думаю, есть у нас нужда в этом.

В советское время од­ними из самых уважаемых тружеников считались врачи и учителя. Потому что важ­ный, зачастую жертвенный труд они совершают. В 90-е годы в нашей стране ста­ло модным ругать всё и вся. Представителей каких про­фессий у нас только не ру­гали! На мой взгляд, многие педагоги и переходного (90-е годы), и настоящего време­ни имели и имеют высокую квалификацию.

Отмечу, что являюсь не сторонним наблюдателем того, о чём пишу. В 1997 году окончил Нижнета­гильский педагогический институт, получил специ­альность «учитель истории, обществознания и права». Много раз работал в дет­ских лагерях отдыха. Педагог «по жизни», так как являюсь многодетным отцом. А вот в общеобразовательной шко­ле проработал совсем не­много, чуть более года. По­чему? Тяжёлое поприще при небольшом заработке. Эти причины, наверное, извест­ны всем.

Помню, в школе в 1998 году я получал в месяц 232 рубля. Конечно, был тогда молодым специалистом, без заслуг, и часов преподава­ния у меня было немного. Когда меня приняли в КГОК на должность «электросле­сарь дежурный и по ремон­ту оборудования» (приняли по низкому, 3 разряду), я получил первую зарплату – 625 рублей. Тоже без всяких заслуг на производстве по­лучал существенно больше, чем в школе. Электросле­сарь с 5 разрядом зарабаты­вал около 900 рублей. Позже я сдал и на 4 и на 5 разряд. Понятно, почему учителей мужчин почти нет в школе. В то время я был намерен соз­давать семью, а семье нужны средства к существованию.

Не очень представляю, как оплачивается труд учи­теля в настоящее время, допускаю, что заслужен­ные работники получают относительно адекватные их труду зарплаты. Есть ещё причина (важнейшая), за что нужно уважать школь­ных учителей – это тяжёлый труд. Недавно один молодой человек сказал мне, что учи­тель – профессия неблаго­дарная. Согласен с этим вы­водом. Есть такой афоризм: «Учительство – не утрачен­ное искусство, но уважение к учительству – утраченная традиция». Преподаватель кропотливо готовится к уро­кам, затем перед ним стоит ещё более сложная задача – донести материал мас­се учеников. Не секрет, что определенной части уча­щихся всё это просто не надо (они так и говорят). Вместо благодарности в свой адрес педагог нередко принимает что-то другое. Конечно, есть классы, с которыми работать одно удовольствие. Не ду­маю, что таких классов боль­шинство.

Подразумевается, что учитель должен быть гени­альным воспитателем, то есть уметь поддерживать дисциплину и уметь даже не желающему учиться ре­бенку привить это желание. Думаю, что даже сильным педагогам, всё это могущим, не всегда легко решать упо­мянутые задачи. И, к сожа­лению, не все могут быть та­кими сильными педагогами. Не все могут легко справ­ляться с классом, где не­сколько ребят отрицательно влияют на дисциплину. Если человек любит детей, любит свой предмет и старается трудиться, он уже достоин большого уважения.

Не собираюсь утверждать, что все школьные учителя любят детей и свой пред­мет и старательно трудятся. Встречал таковых, кто, к со­жалению, не соответство­вал указанным качествам. Что-то немного могу таких педагогов вспомнить, а ведь учился и в школе, и в учи­лище, и в институте. Будучи сам учителем, общался с кол­легами, о них у меня оста­лись добрые воспоминания. Делаю смелый вывод: труд­но в школе задерживаться тому, кто не любит детей, либо свой предмет, либо не намерен серьёзно трудиться.

Упомяну мнение о педа­гогах популярного ныне пи­сателя А.Иванова. Он тоже был учителем, потом бежал из школы. Трудно работать было. Как-то в одном интер­вью он сказал, что относится к учителям за их жертвен­ный труд с «бесконечным благоговением».

Несколько лет назад я вновь решил порабо­тать в школе. Начал работать. Переду­мал. Бежал. В настоящее вре­мя я немного преподаю, но не в школе.

Всегда ли учителя бывают правы в отношении с учени­ками и родителями? Нет, не всегда. Они тоже люди, тоже ошибаются. Но нужно ли то­ропиться с осуждением их за просчёты? Помню, как на одном родительском собра­нии классный руководитель жёстко отзывалась об одном из моих сыновей и его това­рище. Очень жёстко. Я, слу­шая её аргументы, был с ней не согласен, но промолчал. Вообще эти двое, которых отчитывали, пользовались уважением одноклассников, да и учителей тоже. Класс­ный руководитель к ним тоже относился хорошо. Но на том собрании она дала волю эмоциям.

Некоторое время я был под впечатлением от услы­шанного, в моём разуме зву­чало: «неправа». А потом по­рассуждал и успокоился. Ну, сорвался человек! Сколько нагрузки он несёт! А может, всё-таки было со стороны тех двоих учеников то, чего я не знаю, что «помогло» учи­телю взорваться.

Как-то я был на другом родительском собрании. Классный руководитель рез­ко критиковала поведение некоторых мальчиков. Не­которые мамы бросились на защиту своих ребят. «Эх, не надо бы», – подумал я. Ребя­та эти не дают уроки прово­дить даже такому опытному педагогу. Представим себя учителем на месте этого пе­дагога. Жутко. Я знаю, о чём пишу.

К сожалению, такая карти­на бывает: учитель предпри­нимает все меры для успеха образовательного процесса на своих уроках, а некто из учеников вредит ему. Есть разные методы решения та­ких проблем, но не всегда они эффективны. Почему-то педагогическая система не может изобрести действен­ных мер для решения самых сложных проблем. Если уче­ник вредит, он и его родите­ли должны ответить за это и исправить положение. Пред­ставляю, бригаде электро­слесарей кто-то бы вредил во время работы. Вредители были бы устранены очень быстро, тут, кажется, всё про­сто. В системе образования всё гораздо сложнее.

Помню как-то я при­шёл к завучу школы, где работал, со злобо­дневной проблемой: посоветоваться, как можно воздействовать на поведе­ние одного семиклассни­ка, который срывает уроки. Мальчик не был злодеем, но явно гиперактивный. Предположил, что, может быть, нужно настроить на строгость его родителей. «А сейчас я расскажу вам о его родителях…», – начала своё повествование завуч. После того, как я выслушал колле­гу, понял, – инструментов воздействия на поведение мальчика практически нет. Учителей, завучей, директо­ра он слышит плохо, мама точно не сможет помочь… Как быть? Мучиться дальше. От этих мучений плохо всем: и учителю, и одноклассни­кам, и самому мальчику…

В прежние времена об­щество и родители внушали детям уважение к педагогам. Кто скажет, что это плохо? В последние десятилетия в обществе насаждается культ собственного «Я». А кому нужно ниспровержение естественных авторитетов?

Понимаю, что многим педагогам работать в школе нетяжело, это их любимое дело. Это тоже нужно обя­зательно отметить, чтоб не сложилось впечатление, что деятельность педагога – раб­ский труд.

Таким образом, я по­дошёл к тому, чтобы сформулировать своё мнение по обозна­ченной теме. Мы с женой стараемся благословлять учителей, воспитываем де­тей уважать педагогов. Учи­теля нам отвечают тем же. Всем хорошо. Этого намере­ны держаться, этого и дру­гим желаем. Культивирова­ние своего «Я», утверждение своих прав? Видели мы и та­кое. Не любят таких людей. Трудясь на производстве, я пару раз наблюдал, как от та­ких людей при появившейся возможности избавляются.

Должно быть, статья моя содержит немало негатив­ной информации. Однако закончить её нужно обяза­тельно позитивно, ибо по­зитива очень много. Сколько действительно сильных пе­дагогов было и есть в нашем городе! Уверен, что уважения заслуживает не только эта гвардия, но и всякий серьёз­ный труженик. Здесь я вновь обращусь к упомянутому интервью, напечатанному в прошлом номере «НК». Цитирую Татьяну Павлову: «Если оглянуться назад и вспомнить, сколько замеча­тельных педагогов подарили свой опыт, знания, душу уче­никам Качканара, то можно создать большую педагоги­ческую энциклопедию».

Многие учащиеся и их ро­дители на самом деле уважа­ют и вспоминают с любовью своих учителей. В глубине души люди ценят самоотвер­женный труд педагогов. В том числе многие из тех ре­бят, кто доставлял им про­блемы во время учёбы. «Что посеет человек, то и пожнёт». Не может вырасти из добрых посевов худое.

Недавно из Нижнего Та­гила приехал мой старший сын, студент колледжа, и на другой день пошёл в школу, «встретиться с учителями». Примечательно, что именно так он сказал. Однако там он встречался не только с учи­телями, но и с ребятами его класса, десятиклассниками. Школьные годы незабывае­мы. Да благословим вас, до­рогие педагоги, не только мы, ученики прошлого и настоя­щего. Да благословит вас Бог!

Андрей Нюкин,

благодарный ученик и родитель учеников