Своя-чужая Казань. Часть 1

«Казань брал, Астрахань брал…» — перечисляет царь в фильме «Иван Васильевич меняет про­фессию». О невероятной жизни столицы Татарстана наслышаны от многих, о ней слагают легенды, ей поют дифирамбы. Какая она, мы узнали этим летом, поэтому по приезде в родной Качканар в своем дневнике путешествий смело поставили галочку: «Казань взяли!».

Железнодорожный вокзал Казани

Первое впечатление о городе

В Казани два железно­дорожных вокзала: старый, расположенный в централь­ной части города и выстро­енный по стандартам ар­хитектуры конца 19 века, и новый, находящийся ближе к окраине города, он поя­вился буквально недавно — в 2012 году. Волею судеб нам удалось побывать и там, и там. Впечатление о городе формировалось буквально с момента прибытия поез­да в город. Чтобы попасть на станцию старого вокза­ла, наш «скорый» проехал по наземной линии метро. Для нас было удивлением узнать, что ветка подземки частично проходит через го­род по высоченному мосту. Фактически метро на опре­деленный момент становит­ся простой электричкой.

Чистота на вокзале и при­вокзальной площади резко бросается в глаза (с Ека­теринбургом, конечно, не сравнить). Здесь не лежат бездомные на лавках, не промышляют спиртом не­понятные мужчины, как это неоднократно мы наблюда­ли в уральской столице, не торгуют сим-картами, часа­ми и пирожками — нет, та­кого вы там не увидите. На вокзалах Казани царят бла­гоустройство и чистота.

Рядом со старым вок­залом находится большой шатер, где туристам готовы оказать бесплатную инфор­мационную помощь, дают бесплатную карту, на кото­рой нанесены отметки со всеми достопримечатель­ностями и небольшой ре­кламой. Мы взяли карту и направились на остановку. В Казани у нас был заранее за­бронирован номер в хостеле рядом с отелем «Ривьера». Добираться до хостела пред­стояло на автобусе.

Информационное табло на остановках общественного транспорта

Во время поездки в мест­ном общественном транс­порте заметили, что на многих остановках установ­лены электронные табло с бегущей строкой, где ука­зывается, сколько времени ожидать нужный автобус. Такое табло очень важно ве­чером: можно понять, сто­ит ли ждать общественный транспорт, который ходит до 22.00-23.00, или все-та­ки вызвать такси. Вторая особенность общественного транспорта Казани заклю­чалась в том, что дети до 8 лет могут ехать бесплатно (в то время как по общерос­сийским правилам разре­шается до 7). Такое решение было принято Казанской го­родской думой в 2009 году.

Кондуктор, что попалась нам по пути в хостел, была настолько приветливой, что успевала шутить и оказы­вать услуги экскурсовода. Одна из местных женщин начала высказывать ей не­довольство долгим ожида­нием транспорта, ответ был один: «Жалуйтесь! Вот горя­чая линия. У нас кондукто­ров и водителей не хватает». Проблема, как говорится, общероссийского масштаба. Позже мы заметили, что ле­том кондукторами подраба­тывают даже старшекласс­ники.

В первый же день обрати­ли внимание на непривыч­ную нашему брату плани­ровку улиц и домов. Дороги там просто идеально ровные и широкие полосы движения (их, как минимум, четыре), радуют широкие тротуары для пешеходов. Центр Каза­ни завидно выделялся сво­ей архитектурой. Это вам не дома-коробки, что лепят во многих городах. Здания здесь редко повторяются. Здесь — это в относительно новом районе Казани. Как после мы узнали от одного таксиста, родившегося в Ка­зани 50 лет назад, раньше в этих районах были сады. За каких-то 20-30 лет их снесли, а взамен выстроили совре­менные районы. Конечно, в беседе с нами таксист при­знался, что старая Казань ему нравилась больше. Но, на наш взгляд (взгляд друго­го поколения), уж лучше так, чем застройка по шаблону — а-ля «хрущевки» или «со­бянинки».

Чистота фасадов зданий также бросается в глаза. Неважно: в старых райо­нах или новых. «Как им это удается?» — не покидал нас вопрос. Как оказалось, по вечерам казанские дороги освежают поливочные ма­шины. В центре грязи дей­ствительно нет, как в том же Екатеринбурге, нет ее даже там, где встречаются узкие улочки. Во время поездки удалось нам побывать и на окраине города, которая все же разнится с центром. Здесь есть привычные нам хрущевки, тополя, дворы в советском стиле… Наслыша­ны, что в этих пятиэтажках семьи порой живут годами как в коммуналке (если нет возможности приобрести квартиру в новых районах, квартиры на окраине при­обретают разные собствен­ники). Тем не менее, по­тихоньку добираются и до этих районов — постепенно обновляют дороги, строят дома. С первого дня нас не покидала мысль о том, ка­кие в этом субъекте крутятся деньги. Но правильно будет сказать: не деньги, а день­жищи.

Таисья Кислицина