Некоторые любят погорячее, или Кто морозит качканарцев?

На протяжении всего лета каждую неделю в редакцию «НК» приходили качканарцы, которые делились своей насущной летней проблемой – очень низкая температура горячей воды, такая, что невозможно ни помыться, ни подмыться, а даже по­суду помыть – руки мерзнут. Мы выслушивали, писали заметки, делали запросы, по следам публикаций и по жалобам жителей даже разбиралась прокуратура и находила виновных в лице сотрудников УЖК «Наш дом», но ситуация не менялась и вряд ли изменится. Сложно себе представить сотрудника управляю­щей компании, который бегает до каждого дома, где некаче­ственная горячая вода, и догревает её до нужной температуры лично, с бойлером или зажигалкой… Конечно, ничего смешного тут нет, жители продолжают страдать, а прокуратура, возможно, не там ищет виноватых, поскольку нагревает воду и занимается доставкой её до домов вовсе не УЖК «Наш дом».

Проблемы начались 5 лет назад

В сентябре ситуация с го­рячей водой усугубилась, плюс к этому добавились еще проблемы с отоплени­ем – несмотря на холодную погоду, мэрия затянула пода­чу отопления, и даже с фор­мальным запуском тепла во многих домах люди продол­жали мерзнуть и жить без нормальной горячей воды. Например, в раздевалке дет­ского сада, в который я вожу своего ребенка, в сентябре температура не поднималась выше 11-12 градусов, нашу группу уже дважды за месяц закрыли на карантин.

Жители отмечают, что проблемы с отоплением зи­мой и горячей водой летом в городе начались около пяти лет назад. Именно пять лет назад Качканарскую ТЭЦ вы­купил Евраз.

– Когда-то тепло в дома давали котельные, в квар­тирах было всегда тепло и уютно, горячая вода была по­стоянно, – рассказывала нам Вера Никитична, житель дома 33а в 4 микрорайоне. – Пять лет назад в нашем доме начались проблемы с отоплением и горячей водой. На третьем этаже температура доходила до +7. Звонили, клянчили, нам от­вечали, что в доме ничего нельзя исправить. Но поче­му-то раньше таких проблем не было! Хорошо, нашелся молодец, сходил в «белый дом» – тут же появились го­рячая вода и тепло.

А потом нашлись господа, что заставили всех поставить счетчики на воду. И вместо горячей воды вновь холод­ная. Нам советуют: пропу­скайте воду. Мне 82 года, приходится по 30-60 минут ее пропускать. Вынуждены греть воду, электричество тоже хорошо бьет по нашему карману. Почему мы должны платить за холодную воду, как за горячую? Много лет живем в этом доме. Раньше в наших квартирах не было подобных проблем, а сегодня они постоянно.

«Температура воды зависит от водоразбора»

На подобные жалобы жи­телей от УЖК «Наш дом» мы получали стандартные отве­ты об особенностях системы отопления Качканара:

– В Качканаре существует двухтрубная открытая си­стема теплоснабжения, от которой и запитывается си­стема ГВС в каждом отдель­но стоящем доме – это было определено проектом при строительстве Качканара. В летний период отсутствует циркуляция системы отопле­ния, горячая вода подается по одной из труб системы ото­пления (начиная с ТЭЦ и до каждого потребителя). В связи с этим температура горячей воды будет зависеть только от водоразбора воды в систе­ме ГВС (географического распо­ложения, т. е. удаленность от ТНС (тепловая насосная стан­ция) до дома, протяженности и диаметра трубопровода запитки) т.е. температура поступающей горячей воды в точке водоразбора напрямую зависит от сброса остывших объемов воды. Перерасчет по оплате за некачественную ус­лугу ГВС производится на ос­новании заявок, поступивших в единую диспетчерскую служ­бу «05» и на основании акта замера температуры ГВС, при этом перед замером темпера­тура ГВС вода в точке водо­разбора сбрасывается от 3 до 10 минут.

Но такой ответ не выдер­живает критики – ведь пре­жде, те же пять-шесть лет на­зад, качканарцы так массово не жаловались на плохую го­рячую воду летом, при той же системе коммуникаций. Так в чем же дело?

Зачем продали ТЭЦ капиталистам?

– Как только Евраз купил ТЭЦ, мы перестали видеть горячую воду летом, – дела­ет выводы наша читатель­ница Нина Галичанина. – Наши власти продали ТЭЦ капиталистам, какое имели право? У меня знакомая там работала, рассказывала, что всего 40 градусов летом по­дают. Они свою техническую воду подают на наши дома. И за такую воду мы должны платить огромный тариф. А отопление! Раньше с 14 числа начинали подавать, уже к 18 сентября город был обеспечен теплом. А сейчас что?

Да, действительно, в конце 2011 года Качканар­ская ТЭЦ была выкуплена компанией Евраз. На сай­те компании написано, что сделка позволила воссоздать единый производственный комплекс Качканарского ГОКа и сократить расходы энергоёмкого производства на покупку электрической и тепловой энергии. Однако в это же время происходит еще два значительных события для города: создание МУП «Горэнерго» и ООО «Качка­нарская теплоснабжающая компания» (КТК). Кто из них морозит качканарцев: ТЭЦ, Горэнерго или КТК? Ведь примерно с того времени горожане стали испытывать особые проблемы с отопле­нием и горячей водой.

Справка. ООО «Качка­нарская Теплоснабжающая Компания» на законном ос­новании владеет участками трубопроводов, отходящих от Качканарской ТЭЦ и ко­тельной Главного карьера, и осуществляет теплоснаб­жение, распределение и продажу тепловой энергии и теплоносителя потреби­телям Качканара и Валери­ановска. Передачу от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки пе­редачи тепловой энергии, теплоносителя (до потреби­теля) осуществляет владелец тепловых сетей по договору аренды сетей от 15.11.2011г. МУП «Городские энергоси­стемы». Тепловые сети нахо­дятся в муниципальной соб­ственности.

Аффилированная Евра­зу КТК и муниципальная контора Горэнерго 1 января 2012 года заключают дого­вор «оказания услуг по пе­редаче тепловой энергии и теплоносителя и поставки тепловой энергии и теплоно­сителя в целях компенсации потерь тепловой энергии». Качканарская ТЭЦ, попросту говоря, нагревает воду для потребителей Качканара и Валериановска.

Секретная кухня

Может ли ТЭЦ, чтобы сэ­кономить Евразу деньги, недогревать воду? Может. Например, давать не 110 градусов, а 90. Это зимой. А летом и того меньше. Пока вода дойдет до насосной, где её распределением по по­требителям занимается уже Горэнерго, она еще остынет. А если, например, Горэнерго захочет себе тоже сэкономить деньги, покрыть свои убытки — раз и подмешает и в без того недостаточно нагретую воду холодной воды. И какой же температуры вода дойдет до вашего дома?

В январе в интервью «НК» бывший замдиректора УЖК Владимир Зюзь говорил, что во многих случаях темпера­тура подачи тепла на вводе в дом ниже нормы. То же самое и с водой.

– Да, такая проблема есть – недостаточная подача те­пловой энергии в трубопро­вод, – подтвердил Владимир Зюзь.— Горэнерго регулиру­ют температуру в своих трас­сах. УЖК не может это отсле­дить (подмес холодной воды – прим. ред.).

Более того, кухню ТЭЦ и Горэнерго никто не сможет отследить, судя по всему, это секретные технологии, и представители компаний не будут комментировать, ка­ким образом они экономят на жителях Качканара.

Случайно ли, но именно в разгар запуска отопления в Качканаре теплоснабжа­ющая компания оказалась обезглавленной. Павел Юсим уволился из КТК, и проком­ментировать ситуацию «НК» оказалось некому. Запрос в пресс-службу Евраза о подо­зрениях жителей мы напра­вили, но получили отписку.

Будет много жалоб – воду отключат совсем

– Действительно, горя­чая вода в городе летом несоответствует никаким са­нитарным нормам, – гово­рит сегодня Владимир Зюзь. – ТЭЦ, КТК, Горэнерго стали жестче экономить. Они не будут идти навстречу людям, они пойдут навстречу толь­ко своим финансам. Нужна циркуляция воды, а её не включают. Не будет горячей воды в городе летом! Будет только хуже, я давно об этом говорил. На меня тогда на­кинулись, когда я советовал жителям запасаться водона­гревателями, но я оказался прав. Если люди будут мас­сово жаловаться в надзорные органы, то воду на лето вооб­ще перекроют. Напишут: «В связи с невозможностью обе­спечить подачу качественной горячей воды мы вынуждены прекратить горячее водо­снабжение в летний период».

Также вспоминаются сло­ва бывшего замглавы о том, что «на трубе» должен быть один хозяин. А то получается, что один участник экономит своё, другой экономит своё, получается двойная эконо­мия, а населению – двойные убытки: ни воды летом, зи­мой мерзнут, а платят за всё как за качественные услуги.

Ночь простоять да день продержаться

Спустя неделю после за­пуска отопления тепло до­шло еще не во все кварти­ры, в диспетчерскую службу продолжают поступать заяв­ки. С 18 по 25 сентября ЕДДС зафиксировала более 4 тысяч заявок.

– В период ажиотажа мы принимали от тысячи до 1200 звонков в сутки, — гово­рит начальник ЕДДС Мак­сим Фомин. – По сравнению с прошлым годом количество обращений стало меньше, подключение идет лучше, но есть, конечно, проблемные дома, бригады сформирова­ны, люди работают.

В УЖК отмечают, что, не­смотря за запуск отопления, у некоторых жителей оста­ются жалобы на низкое каче­ство горячей воды.

Натерпевшиеся в про­шлом году замерзающие с ужасом ждут зимы: как пе­реживут они её в этот раз, сколько заявок придется сделать и под каким слоем одеял спать. Ну а после от­ключения отопления – опять четыре месяца без горячей воды. Власти города не хо­тят решать эту проблему или просто закрывают на неё глаза, надзорные органы если и берутся за проверку, то наказывают по принципу «найди крайнего».