Некоторые любят погорячее, или Кто морозит качканарцев?
На протяжении всего лета каждую неделю в редакцию «НК» приходили качканарцы, которые делились своей насущной летней проблемой – очень низкая температура горячей воды, такая, что невозможно ни помыться, ни подмыться, а даже посуду помыть – руки мерзнут. Мы выслушивали, писали заметки, делали запросы, по следам публикаций и по жалобам жителей даже разбиралась прокуратура и находила виновных в лице сотрудников УЖК «Наш дом», но ситуация не менялась и вряд ли изменится. Сложно себе представить сотрудника управляющей компании, который бегает до каждого дома, где некачественная горячая вода, и догревает её до нужной температуры лично, с бойлером или зажигалкой… Конечно, ничего смешного тут нет, жители продолжают страдать, а прокуратура, возможно, не там ищет виноватых, поскольку нагревает воду и занимается доставкой её до домов вовсе не УЖК «Наш дом».
В сентябре ситуация с горячей водой усугубилась, плюс к этому добавились еще проблемы с отоплением – несмотря на холодную погоду, мэрия затянула подачу отопления, и даже с формальным запуском тепла во многих домах люди продолжали мерзнуть и жить без нормальной горячей воды. Например, в раздевалке детского сада, в который я вожу своего ребенка, в сентябре температура не поднималась выше 11-12 градусов, нашу группу уже дважды за месяц закрыли на карантин.
Жители отмечают, что проблемы с отоплением зимой и горячей водой летом в городе начались около пяти лет назад. Именно пять лет назад Качканарскую ТЭЦ выкупил Евраз.
– Когда-то тепло в дома давали котельные, в квартирах было всегда тепло и уютно, горячая вода была постоянно, – рассказывала нам Вера Никитична, житель дома 33а в 4 микрорайоне. – Пять лет назад в нашем доме начались проблемы с отоплением и горячей водой. На третьем этаже температура доходила до +7. Звонили, клянчили, нам отвечали, что в доме ничего нельзя исправить. Но почему-то раньше таких проблем не было! Хорошо, нашелся молодец, сходил в «белый дом» – тут же появились горячая вода и тепло.
А потом нашлись господа, что заставили всех поставить счетчики на воду. И вместо горячей воды вновь холодная. Нам советуют: пропускайте воду. Мне 82 года, приходится по 30-60 минут ее пропускать. Вынуждены греть воду, электричество тоже хорошо бьет по нашему карману. Почему мы должны платить за холодную воду, как за горячую? Много лет живем в этом доме. Раньше в наших квартирах не было подобных проблем, а сегодня они постоянно.
«Температура воды зависит от водоразбора»
На подобные жалобы жителей от УЖК «Наш дом» мы получали стандартные ответы об особенностях системы отопления Качканара:
– В Качканаре существует двухтрубная открытая система теплоснабжения, от которой и запитывается система ГВС в каждом отдельно стоящем доме – это было определено проектом при строительстве Качканара. В летний период отсутствует циркуляция системы отопления, горячая вода подается по одной из труб системы отопления (начиная с ТЭЦ и до каждого потребителя). В связи с этим температура горячей воды будет зависеть только от водоразбора воды в системе ГВС (географического расположения, т. е. удаленность от ТНС (тепловая насосная станция) до дома, протяженности и диаметра трубопровода запитки) т.е. температура поступающей горячей воды в точке водоразбора напрямую зависит от сброса остывших объемов воды. Перерасчет по оплате за некачественную услугу ГВС производится на основании заявок, поступивших в единую диспетчерскую службу «05» и на основании акта замера температуры ГВС, при этом перед замером температура ГВС вода в точке водоразбора сбрасывается от 3 до 10 минут.
Но такой ответ не выдерживает критики – ведь прежде, те же пять-шесть лет назад, качканарцы так массово не жаловались на плохую горячую воду летом, при той же системе коммуникаций. Так в чем же дело?
Зачем продали ТЭЦ капиталистам?
– Как только Евраз купил ТЭЦ, мы перестали видеть горячую воду летом, – делает выводы наша читательница Нина Галичанина. – Наши власти продали ТЭЦ капиталистам, какое имели право? У меня знакомая там работала, рассказывала, что всего 40 градусов летом подают. Они свою техническую воду подают на наши дома. И за такую воду мы должны платить огромный тариф. А отопление! Раньше с 14 числа начинали подавать, уже к 18 сентября город был обеспечен теплом. А сейчас что?
Да, действительно, в конце 2011 года Качканарская ТЭЦ была выкуплена компанией Евраз. На сайте компании написано, что сделка позволила воссоздать единый производственный комплекс Качканарского ГОКа и сократить расходы энергоёмкого производства на покупку электрической и тепловой энергии. Однако в это же время происходит еще два значительных события для города: создание МУП «Горэнерго» и ООО «Качканарская теплоснабжающая компания» (КТК). Кто из них морозит качканарцев: ТЭЦ, Горэнерго или КТК? Ведь примерно с того времени горожане стали испытывать особые проблемы с отоплением и горячей водой.
Справка. ООО «Качканарская Теплоснабжающая Компания» на законном основании владеет участками трубопроводов, отходящих от Качканарской ТЭЦ и котельной Главного карьера, и осуществляет теплоснабжение, распределение и продажу тепловой энергии и теплоносителя потребителям Качканара и Валериановска. Передачу от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя (до потребителя) осуществляет владелец тепловых сетей по договору аренды сетей от 15.11.2011г. МУП «Городские энергосистемы». Тепловые сети находятся в муниципальной собственности.
Аффилированная Евразу КТК и муниципальная контора Горэнерго 1 января 2012 года заключают договор «оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя и поставки тепловой энергии и теплоносителя в целях компенсации потерь тепловой энергии». Качканарская ТЭЦ, попросту говоря, нагревает воду для потребителей Качканара и Валериановска.
Секретная кухня
Может ли ТЭЦ, чтобы сэкономить Евразу деньги, недогревать воду? Может. Например, давать не 110 градусов, а 90. Это зимой. А летом и того меньше. Пока вода дойдет до насосной, где её распределением по потребителям занимается уже Горэнерго, она еще остынет. А если, например, Горэнерго захочет себе тоже сэкономить деньги, покрыть свои убытки — раз и подмешает и в без того недостаточно нагретую воду холодной воды. И какой же температуры вода дойдет до вашего дома?
В январе в интервью «НК» бывший замдиректора УЖК Владимир Зюзь говорил, что во многих случаях температура подачи тепла на вводе в дом ниже нормы. То же самое и с водой.
– Да, такая проблема есть – недостаточная подача тепловой энергии в трубопровод, – подтвердил Владимир Зюзь.— Горэнерго регулируют температуру в своих трассах. УЖК не может это отследить (подмес холодной воды – прим. ред.).
Более того, кухню ТЭЦ и Горэнерго никто не сможет отследить, судя по всему, это секретные технологии, и представители компаний не будут комментировать, каким образом они экономят на жителях Качканара.
Случайно ли, но именно в разгар запуска отопления в Качканаре теплоснабжающая компания оказалась обезглавленной. Павел Юсим уволился из КТК, и прокомментировать ситуацию «НК» оказалось некому. Запрос в пресс-службу Евраза о подозрениях жителей мы направили, но получили отписку.
Будет много жалоб – воду отключат совсем
– Действительно, горячая вода в городе летом несоответствует никаким санитарным нормам, – говорит сегодня Владимир Зюзь. – ТЭЦ, КТК, Горэнерго стали жестче экономить. Они не будут идти навстречу людям, они пойдут навстречу только своим финансам. Нужна циркуляция воды, а её не включают. Не будет горячей воды в городе летом! Будет только хуже, я давно об этом говорил. На меня тогда накинулись, когда я советовал жителям запасаться водонагревателями, но я оказался прав. Если люди будут массово жаловаться в надзорные органы, то воду на лето вообще перекроют. Напишут: «В связи с невозможностью обеспечить подачу качественной горячей воды мы вынуждены прекратить горячее водоснабжение в летний период».
Также вспоминаются слова бывшего замглавы о том, что «на трубе» должен быть один хозяин. А то получается, что один участник экономит своё, другой экономит своё, получается двойная экономия, а населению – двойные убытки: ни воды летом, зимой мерзнут, а платят за всё как за качественные услуги.
Ночь простоять да день продержаться
Спустя неделю после запуска отопления тепло дошло еще не во все квартиры, в диспетчерскую службу продолжают поступать заявки. С 18 по 25 сентября ЕДДС зафиксировала более 4 тысяч заявок.
– В период ажиотажа мы принимали от тысячи до 1200 звонков в сутки, — говорит начальник ЕДДС Максим Фомин. – По сравнению с прошлым годом количество обращений стало меньше, подключение идет лучше, но есть, конечно, проблемные дома, бригады сформированы, люди работают.
В УЖК отмечают, что, несмотря за запуск отопления, у некоторых жителей остаются жалобы на низкое качество горячей воды.
Натерпевшиеся в прошлом году замерзающие с ужасом ждут зимы: как переживут они её в этот раз, сколько заявок придется сделать и под каким слоем одеял спать. Ну а после отключения отопления – опять четыре месяца без горячей воды. Власти города не хотят решать эту проблему или просто закрывают на неё глаза, надзорные органы если и берутся за проверку, то наказывают по принципу «найди крайнего».