Марина Мальцева: В этом году мы ожидаем бум первоклашек

Кажется, еще недавно родители и педагоги с облегчением выдохнули: «Ура! Каникулы!». И вот снова нужно собирать портфели, готовить форму, покупать школьные принадлеж­ности и спортивные костюмы на любимую физкультуру. А как готовы школы к началу нового учебного года, что изменилось в школьной программе и сколько ребятишек пойдут нынче в первый класс — об этом мы спросили у начальника управле­ния образования Марины Мальцевой.

– Как наши школы го­товы к новому учебному году?

– Если говорить о под­готовке к новому учебному году, то мы начинаем этот процесс еще в июне. После окончания экзаменов идет активная подготовка учреж­дений к новому учебному году. До 15 августа все они должны быть сданы приём­ной комиссии.

Последняя приемка, ка­сающаяся, прежде всего, об­разовательных учреждений, состоялась 10 августа. Все школы приняты. Были мел­кие недочеты, которые мы устранили в течение дня.

– Хотелось бы узнать, какие работы и на какую сумму были проведены в каждой школе? Кто фи­нансировал работы? Была ли помощь градообразую­щего предприятия, и если была, то какая конкретно?

– Если говорить о ремонт­ных работах, то глобальных ремонтов не было. В про­шлом году проводилась се­рьезная работа по ремонту кровель в лицее №6 и школе №2. Мы потратили около 27 миллионов. Это были день­ги бюджета и градообразую­щего предприятия.

В этом году мы прово­дили, в основном, текущие ремонты. В лицее №6 за­менены оконные блоки (в библиотеке и в одном из ка­бинетов). В школе №7 заме­нили несколько окон в пи­щеблоке, и сейчас пищеблок весь остеклен новыми окна­ми. Также заменили окна в одном кабинете. Работы по замене окон проводились в детских садах «Ладушки» и «Ласточка».

Произвели ремонт фаса­да и кровли ДЮСШ «Олимп». Стоимость работ составила 1 миллион 475 тысяч.

В остальных учреждени­ях красили, белили, мыли. Были проведены все работы по антитеррористической и пожарной защищенности.

По оборудованию пище­блоков. В седьмой школе заменили посудомоечную машину. Это было для нас достаточно затратно, но не­обходимо. Школа большая, там больше всех детей за­нимается, поэтому это не­обходимо было сделать. И купили морозильную каме­ру в школу им.Новикова. На пищеблоки этих двух школ у нас ушло 620 тысяч рублей.

Из местного бюджета на это ушло порядка семи мил­лионов рублей, из них три миллиона – на ремонт зда­ний. На пожарную безопас­ность потратили 875 тысяч рублей. Также деньги пошли на обеспечение санитарных требований (гигиеническое обучение персонала, пробы воды, лабораторные испы­тания).

Кроме этого, в рамках об­ластного бюджета мы при­обрели учебники, игры, ин­терактивное оборудование, компьютерное оборудова­ние в школы и детские сады. Область выделила нам на это порядка трех миллионов рублей.

Но нужно сказать, что образовательные учрежде­ния тратят и внебюджетные средства, которые зараба­тывают сами. В основном, деньги уходят на покраску, приобретение красочных материалов.

– Примет ли в этом году маленьких качка­нарцев здание детского сада «Звёздочка»? Когда, наконец-то, там закон­чится ремонт?

– Ремонт там еще идет. Планируем завершить его к концу этого календарного года.

– Испытывают ли кач­канарские школы дефи­цит учителей? Каких пе­дагогов и где не хватает? Начнут ли в этом году свой трудовой путь вы­пускники педвузов и тех­никумов и в каких шко­лах?

– В конце мая прогнози­ровалось около 20 вакант­ных мест. В конце июля уже было всего 11 вакантных мест. Образовательные уч­реждения в течение летнего периода всё-таки занима­ются поиском кадров. Воз­можно, на 1 сентября ва­кансий станет еще меньше, потому что основной прием у нас начинается после 25 августа.

1 сентября к нам прихо­дят восемь молодых специ­алистов после вузов и со средним профобразовани­ем. Надеемся, что их всё-та­ки будет больше. Еще подо­ждем пару недель. Новыми кадрами пополнятся школы №2 и №7, лицей №6, дет­ский сад «Дружба» и Детская школа искусств.

Конечно, потребность в преподавателях таких пред­метов как математика, фи­зика, английский, учителя начальных классов. Учителя начальных классов нам осо­бенно нужны.

– Сколько педагогов в этом году покинуло стены школы: сколько человек ушло на пенсию и сколь­ко просто решило уйти из педагогики?

– Уходит тоже достаточно много – в этом году 10 чело­век. Но нельзя сказать, что это именно педагоги пен­сионного возраста. К сожа­лению, у нас есть тенденция выезда за пределы города. Молодые, отработав, уезжа­ют. Например, у нас учитель начальных классов в шко­ле №7 выпустила детей и уехала к мужу в Тюмень. В Санкт-Петербург уезжают. Учителей пенсионного воз­раста, которые планирова­ли уйти, у нас всего трое. Но есть надежда, что они после отпуска вдруг передумают и останутся поработать еще.

– Расскажите про по­следние достижения на­ших педагогов.

– Недавно были подведе­ны итоги конкурса на при­своение денежной премии среди лучших учителей Рос­сии. Победителями стали Вероника Клишина, педагог лицея №6, она получит две­сти тысяч рублей из феде­рального бюджета, а Татья­на Копосова, педагог школы №2, получит поощрение в сто тысяч рублей из област­ного бюджета.

– Начнется ли с этого года преподавание второ­го иностранного языка?

– В этом году вряд ли бу­дет переход на два языка. По закону школа сама должна решать, может она ввести два языка или не может. Для этого нужно создать кадро­вые условия. У нас, к сожале­нию, на сегодняшний день есть проблемы с изучением и одного языка. В школах учителя английского язы­ка имеют очень большую нагрузку. А с немецким и французским всё ещё более проблематично. Педаго­гов, которые владеют двумя языками, не так уж и много. В последнее время выпуск в вузах идет по одному языку. Я думаю, что школа, получив педагога со вторым языком, точно будет вводить обуче­ние двум языкам. Но у нас на сегодняшний день ни одна школа это не планирует.

– Марина Андреевна, как вы считаете, почему в последнее время умень­шилось количество жела­ющих идти в 10-11 клас­сы?

– Я проанализировала цифры. И оказалось, что снижение началось в 2012 году. Тогда было 210 выпуск­ников, в 2013-м – 178, а в по­следующие годы достаточно ровно – 150-155 человек. Мы ежегодно набираем де­вять десятых классов: лицей и школа №7 по два класса, остальные школы – по од­ному. Поэтому по цифрам у нас никак не получается снижения численности де­сятиклассников, всё доста­точно ровно.

– Получается, что у нас количество учеников во­обще не уменьшается уже несколько лет?

– Получается. А в послед­нее время благодаря началь­ной школе, наоборот, идет увеличение. За последние четыре года стабильно уве­личивается количество пер­воклассников. Если лет пять назад мы набирали порядка 450 первоклашек, то в после­дующие годы – 460, 472, 479. В этом году мы ожидаем бум первоклашек. Думаю, мы всех удивим этим годом. На сегод­ня у нас 518 первоклассников! На моей памяти пятисот я не помню.

– Есть информация, что у некоторых девятикласс­ников возникли проблемы с получением аттестата в этом учебном году?

– Да, есть такая проблема. Наши девятиклассники вес­ной должны были сдавать че­тыре обязательных предмета, вместо двух. Если в прошлом году ГИА сдали все, то в этом более 60 человек не смогли сдать с первого раза все четы­ре экзамена. Пересдачи были в летний период. В итоге оста­лось семь человек, которые еще не получили аттестат. Пересдавать экзамены они будут осенью.

– Какие предметы оказа­лись для них сложными?

– Пятеро не сдали обще­ствознание.

– Вроде бы легкий пред­мет…

– Это только кажется. На самом деле очень сложный. Его многие и выбирают, пото­му что он кажется легким. Это очень субъективный предмет, и там очень много подводных камней, о которые можно споткнуться.

– Какие ещё новшества ожидают наших школьни­ков в этом году?

– С 1 сентября вводится обязательный урок астроно­мии, 1 час в неделю, 34 часа в год. Вести его будут учите­ля физики, они в своё время были подготовлены и как учителя астрономии. Часть школ будет изучать астроно­мию в 10 классе, часть в 11-м. В течение двух лет в обяза­тельном порядке курс астро­номии должен быть пройден.

– Почему именно астро­номия?

– Новый министр образо­вания считает, что это должно быть обязательно. Конечно, астрономия – это очень инте­ресный предмет. Например, в лицее №6 астрономию вели факультативно, это был у них предмет по выбору.

– Марина Андреевна, мы встречаемся с вами накану­не нового учебного года. Что бы вы пожелали, пореко­мендовали родителям в эти волнительные для них дни?

– В первую очередь хочется обратиться к родителям, чьи дети пойдут в первый класс. Ребятам предстоит адапти­роваться в другой для себя жизни. В первый месяц, когда они будут привыкать к школе и безопасному маршруту до неё, в обязательном поряд­ке нужно передавать детей из рук в руки. Хотя бы пер­вое время нужно проходить с ними вместе дорогу до школы и обратно. Хотелось бы, что­бы по возможности родители взяли отпуск или привлекли к этому бабушек и дедушек.

Ещё очень хочется, чтобы родители с самого начала вза­имодействовали с педагогом, всегда интересовались тем, что происходит с ребенком в школе. Когда идет контакт ро­дителя и педагога, результат у ребенка всегда выше.

То, что касается детей по­старше, хочется, чтобы и они умели, а родители учили ра­ционально распределять своё время. Это тоже очень важ­но. Если не научить ребенка собранности, то у него будут большие проблемы в школе. Дети приходят к нам подго­товленные в плане того, что они умеют писать и читать. Но у них нет определенных навыков внимания, усидчи­вости. Это режимные момен­ты, которые должны соблю­даться в семье. Кроме того, именно в семье ребенок учит­ся культуре питания, режи­му труда и отдыха. У ребенка должно быть четкое понима­ние, когда нужно спать, когда кушать, когда учить уроки, когда гулять. Это должно быть устроено родителями таким образом, чтобы всё помогало ребенку в учебе. И тогда ваш ребенок будет всё успевать.