Почему нашему городу не суждено было появиться на туристической карте Урала
В году, наверное, 2005 одно пермское турагентство решило включить в свой тур по городам Среднего Урала посещение Качканара. Вернее, Качканарского ГОКа. Впрочем, сама промышленная площадка организаторам тура была не интересна, они планировали лишь осмотр одного из карьеров. Поскольку в то время на ГОКе уже существовал пропускной режим, меня попросили уладить все формальности со службой безопасности, чтобы автобус с экскурсантами мог без препятствий проехать к смотровой площадке Главного карьера.
Я тогда пообщался с туристами из Перми. Туристам вид работающего карьера, одного из самых глубоких на Урале, понравился. Они не пожалели, что завернули в Качканар. И, как говорили они мне, если бы им снова довелось проехаться по этому маршруту, они бы с удовольствием побывали здесь снова. А если бы показали еще и промышленный взрыв – это вообще было бы здорово.
Я промолчал тогда. Я уже знал, что это первое и последнее посещение туристами Качканарского ГОКа. Москва в лице ЕВРАЗа была категорически против каких-либо контактов с туристическими агентствами. Почему – никто не объяснял, хотя опыт проведения экскурсий на комбинате был огромный.
Вот так и не суждено было появиться нашему городу на туристической карте Урала. Хотя потенциал, как объясняли мне тогда специалисты в туристическом бизнесе, у Качканара был большой.
Вообще, в истории Качканара было несколько моментов, когда имя города гремело на всю Россию. Это, в первую очередь, ярко родившийся и быстро почивший в бозе фестиваль поп-музыки «Форманта», собиравший на городском стадионе лучших российских представителей этого музыкального жанра. Это и борьба за передел Качканарского ГОКа, подвигнувшая публицистку Юлию Латынину написать роман, по которому вскоре был снят известный телесериал. Но эти одномоментные всплески популярности как-то быстро выветривались из памяти народной, и имя нашего города на просторах большой страны очень скоро снова погружалось в пучину неизвестности.
Но вот ехали недавно с приятелем в сторону Западного карьера наломать пихтовых веников для бани. По пути нагнали группу туристически одетых людей, которые тормознули нас. Впрочем, вопрос был ожидаем – как пройти к буддистам? Объяснив, спросили в свою очередь – откуда сами?
– Из Перми, – отвечают.
– А что, – спрашиваем, – к новой вере приобщаетесь?
– Да вовсе нет, – говорят в ответ туристы. – Просто интересно. Знакомые были здесь недавно, очень понравилось им здесь. Вот и мы решили посмотреть.
Такие группы туристов (именно туристов) по дороге на Западный карьер можно встретить все чаще и чаще. По самым приблизительным прикидкам буддийский храм на горе Качканар ежегодно посещают более десяти тысяч человек. И поток никоим образом не организованных туристов год от года растет. Несмотря на шлагбаумы и контрольно-пропускные пункты, несмотря на неорганизованность быта, несмотря на многие другие трудности, которые несет с собой стихийный туризм. И главное, не за буддизмом идут люди в гору, это лишь внешний повод. А идут люди за красотой, которая удивительным образом открывается в этом месте.
Пожалуй, только горнолыжная трасса, которую успешно закрыл ЕВРАЗ, могла похвастаться тем, что она привлекала в Качканар любителей горных лыж из других городов Урала.
Так или иначе, а Качканар снова становится узнаваемым. Вопреки всему буддийский храм, а вместе с ним гора Качканар становятся новой достопримечательностью нашего города и Урала. На туристической карте почти еще незаметно, но стал проявляться наш город. И, увы, не горнолыжный курорт тому причиной, перспективы которого еще более туманны, чем будущее маленького буддийского храма, народная тропа к которому не только не зарастает, а все более и более ширится.
Они уже составили план развития монастыря на 300 лет вперед
Буддийский монастырь на горе Качканар, безусловно, можно назвать достопримечательностью. Но и разработка нового месторождения дело нужное.
А что на самом деле важно для города? Споры по этому поводу практически не утихали в конце 2012 и начале 2013 годов. К жителям монастыря приходили представители прокуратуры и лесного фонда, и не просто на экскурсию, а с документами на выселение.
Несмотря на предписания, почитатели Будды до сих пор живут на горе и никуда не собираются съезжать. Напротив, они даже составили план развития монастыря на 300 лет вперед.
Место, где приятно побывать
В прошедшие выходные сотрудники «Нового Качканара» побывали в гостях у буддистов. Своими впечатлениями поделилась Анна Лебедева, которая была в храме на горе впервые.
«Поход на гору к буддистскому монастырю для меня был некой авантюрой – попытка вырваться из быта, отвлечься от работы, суеты будничных дней.
Добираться до горы решили через Западный карьер. По дороге нам встретились двое мужчин, которые в потемках шли пешком в нашем же направлении.
Подняться на вершину горы нам удалось за два часа.
Поначалу мы увидели ворота, сказочные дома в восточном стиле, украшенные снегом, ступу и что-то наподобие доски объявлений – на ней были расписаны правила поведения на территории монастыря.
Тяжелые грузы в монастырь доставляют трудяги-собаки
Поднявшись выше, нас встретил глава монастыря Лама Докшит (в миру Михаил Санников), который подметал вход в монастырь. Он приветствовал нас с улыбкой, шутками, и вежливо предложил пройти в монастырь, погреться, попить чай.
Внутри были небольшие коридорчики, пройдя через которые, мы оказались на кухне (она же библиотека). Было очень тепло, на печке стояло несколько чайников, на плите готовили суп, с двух сторон на стенах висели стеллажи с книгами. Девушка Аня приветствовала нас, приглашая к столу попить горячий чай и побеседовать. Аня с большим удовольствием отвечала на наши вопросы. С ее слов, монастырем они пока не имеют права называться, так как в настоящем монастыре должны проживать минимум четыре настоящих монаха, которых у них пока нет.
Сегодня в доме на горе живут семеро членов монастыря: они продолжают заниматься строительством задуманного центра буддизма на Урале, познают азы буддизма и тибетского языка и принимают гостей.
— Помимо строительства монастыря мы содержим хозяйство, есть свой огород. Проводим праздники. В ближайшее время будет Тибетский Новый год. В этом году он приходится на 31 января, но отмечать мы будем 8-9 февраля, — рассказала девушка.
Хозяева монастыря ходят босиком, и мужчины, и женщины носят длинные юбки-штаны.
Когда мы спускались с горы, навстречу нам попались несколько человек из Нижнего Тагила, а затем две супружеские пары. На часах уже было два часа дня, скорее всего люди планировали остаться в монастыре на ночь. Качканарские буддисты готовы бесплатно предоставить ночлег.
Возвращаясь, мы находились под большим впечатлением. Судя по всему, это место пользуется большой популярностью – к ним приезжают не только из России, но и из-за рубежа. Кому будет интересен наш город без этого монастыря? Меня радует, что такое место есть и находится у нас в Качканаре, место вне цивилизации, в котором приятно побывать, не затратив при этом огромные деньги».
Монастырь на горе — бренд города
Буддистский монастырь, расположенный среди качканарских скал, многие считают одной из достопримечательностей города и области. Сюда стекаются не только туристы, но и журналисты. Перед Новым годом в гостях у буддистов побывала съемочная группа 4 канала.
Монастырем, который появился на горе Качканар еще в далеком 1995 году, недавно заинтересовались разработчики проекта «Север», родившегося в рамках развития туризма Свердловской области. Об этом мы писали в последнем номере «Нового Качканара» за 2013 год, где говорили, что один из участков снегоходной трассы будет проходить от Качканарского буддийского монастыря Шад Тчуп Линг.
Казнить нельзя помиловать
Судьба буддийского монастыря была решена еще более года назад. По предписанию Росреестра буддисты должны были съехать с насиженной территории до 1 декабря 2012 года. В 2013 году ЕВРАЗ сообщил об успешном прохождении госэкспертизы, дающей возможность предприятию приступить к реализации первой очереди проекта по освоению Собственно-Качканарского месторождения. Компания планировала начать добычу железной руды в 2015 году.
Буддисты писали президенту, премьер-министру и губернатору. В своих посланиях они отмечали, что монастырь Шад Тчуп Линг был построен гораздо раньше, чем ЕВРАЗ получил лицензию на разработку СКМ. Буддисты даже обещали, что в случае изгнания их с горы последует мощный протест со стороны религиозных организаций многих стран.
Сейчас неизвестно, когда комбинат приступит к разработке. Поэтому буддисты по-прежнему живут на горе и даже не думают съезжать. Они продолжают заниматься строительством, завели корову, коз, разработали огород, выращивают кабачки, огурцы, построили баню, плетут мандалы, вяжут шапки, игрушки и продают их туристам, тем самым зарабатывая себе на жизнь.
Постояльцы монастыря даже ведут бортовой журнал, который можно найти в Интернете. Помимо всего жители Шад Тчуп Линг строят грандиозные планы. При этом, по-прежнему не имея документов на участок.
Без ЕВРАЗа город умрет
Комбинат предлагал буддистам перенести ступы. Был готов разобрать культовые сооружения и сложить их заново в любом другом месте. Монахи не позволили, они считают эти сооружения священными, говоря, что пытаться разрушать ступу и строить ее в другом месте равносильно попытке разрушать вселенную.
Предприятие менять свои планы тоже не собирается. Там считают, что жители Качканара должны понимать, что без ЕВРАЗа город умрет.
Администрация – за золотую середину
В мэрии говорят, людям необходима работа, нынешние месторождения уже почти исчерпаны. Но и монастырь тоже нужен. Сегодня он является одной из немногих достопримечательностей Качканара. Проблема лишь в том, что буддисты за эти годы так и не оформили участок хотя бы в аренду.
Ущерб составил два миллиона
Послушница монастыря Сатима живет в Шад Тчуп Линг уже десять лет, приехала из Екатеринбурга:
— Мы отправляли письмо президенту, он перенаправил его в область. Область на нас подала в суд за то, что мы проживаем в этом месте незаконно. Мы не понимаем, почему должны съезжать. Мы не попадаем на территорию разработки, а только в санитарную зону. Кому мы делаем плохо? Живем, никого не трогаем. К нам люди всегда приходят, летом в выходные бывает до 100 человек в день, зимой – до 20.
У юристов ГОКа другое мнение. Они считают, что буддисты занимают территорию незаконно, но заниматься их выселением комбинат не обязан:
— ЕВРАЗ в этой ситуации наблюдающая сторона, третье лицо, которое является владельцем лицензии на разработку СКМ. Решение о том, что буддисты должны съехать, вступило в силу еще в июле прошлого года. Вопрос о выселении решается на уровне правительства области, они подавали в суд, как владельцы этой земли.
Это проблема федерального значения. Никто не имеет права занимать землю и не платить за это налоги. Получается, что любой может прийти, построить хижину, где ему вздумается, сказать, что он ученик Будды и жить себе припеваючи на федеральной земле, занимаясь вырубкой федерального леса. Мировой суд хотел возбудить уголовное дело по поводу вырубки леса, но нет фигуранта. Хотя ущерб составил около двух миллионов рублей.
В Росреестре нам ответили, что административное дело по буддистам закрыто в связи с ликвидацией юридического лица. Штрафы буддисты так и не оплачивают, нет средств, долг составляет более 20 тысяч рублей.
P.S. Найти золотую середину, оказывается, не так-то просто. Трудно угодить всем. Пока споры поутихли, но думается, до поры до времени. Если ЕВРАЗ все-таки начнет разработку СКМ, буддистам некуда будет деваться, придется съезжать. И не станет у Качканара одной единственной достопримечательности, которая сегодня так или иначе прославляет наш город.
Мы спросили людей на улице, что для них важнее – разработка СКМ или буддийский монастырь, и считают ли они, что живущие на горе люди – это бездельники, которые не хотят работать и жить обычной жизнью.
Галина:
– Город должен развиваться, комбинат – работать, значит, нужна новая разработка. А эти буддисты приехали и самовольно заняли землю, пусть съезжают теперь.
Я считаю их чужеземцами, мне непонятна их позиция, и чем они там занимаются, мне тоже не ясно.
Наталья:
– Мы были там с мужем один раз, нам там понравилось. Считаю, что пусть они там живут и дальше. Бездельниками их не считаю, там построек столько, значит, трудятся, чем-то занимаются.
Михаил
(от фото отказался):
– На горе я был, а в храме нет. Считаю, что буддисты не мешают ГОКу вести разработку. Пусть остаются и живут. А разработку нужно вести обязательно, только это не выгодно ЕВРАЗу.
Не думаю, что люди, живущие на горе, бездельники, у каждого человека своя стезя.
Александр:
– Я был в этом храме, мне очень понравилось. Сама идея буддийского монастыря на горе интересна и нужна городу. Мне от того, что ГОК будет что-то разрабатывать, ни тепло, ни холодно, я не работник комбината. Думаю, нужно найти золотую середину, чтобы и храм остался, и разработка была.
Я не считаю их бездельниками. Во-первых, если они не живут в квартире, а в таких полевых условиях, это уже большой физический труд.
Алена:
– Я там была один раз. Думаю, если надо разрабатывать, то пусть буддисты уходят в другое место. От разработки зависит жизнь города.