Качканар почти не виден
Почему нашему городу не суждено было появиться на туристической карте Урала
В году, наверное, 2005 одно пермское турагентство решило включить в свой тур по городам Среднего Урала посещение Качканара. Вернее, Качканарского ГОКа. Впрочем, сама промышленная площадка организаторам тура была не интересна, они планировали лишь осмотр одного из карьеров. Поскольку в то время на ГОКе уже существовал пропускной режим, меня попросили уладить все формальности со службой безопасности, чтобы автобус с экскурсантами мог без препятствий проехать к смотровой площадке Главного карьера.
Я тогда пообщался с туристами из Перми. Туристам вид работающего карьера, одного из самых глубоких на Урале, понравился. Они не пожалели, что завернули в Качканар. И, как говорили они мне, если бы им снова довелось проехаться по этому маршруту, они бы с удовольствием побывали здесь снова. А если бы показали еще и промышленный взрыв – это вообще было бы здорово.
Я промолчал тогда. Я уже знал, что это первое и последнее посещение туристами Качканарского ГОКа. Москва в лице ЕВРАЗа была категорически против каких-либо контактов с туристическими агентствами. Почему – никто не объяснял, хотя опыт проведения экскурсий на комбинате был огромный.
Вот так и не суждено было появиться нашему городу на туристической карте Урала. Хотя потенциал, как объясняли мне тогда специалисты в туристическом бизнесе, у Качканара был большой.
Вообще, в истории Качканара было несколько моментов, когда имя города гремело на всю Россию. Это, в первую очередь, ярко родившийся и быстро почивший в бозе фестиваль поп-музыки «Форманта», собиравший на городском стадионе лучших российских представителей этого музыкального жанра. Это и борьба за передел Качканарского ГОКа, подвигнувшая публицистку Юлию Латынину написать роман, по которому вскоре был снят известный телесериал. Но эти одномоментные всплески популярности как-то быстро выветривались из памяти народной, и имя нашего города на просторах большой страны очень скоро снова погружалось в пучину неизвестности.
Но вот ехали недавно с приятелем в сторону Западного карьера наломать пихтовых веников для бани. По пути нагнали группу туристически одетых людей, которые тормознули нас. Впрочем, вопрос был ожидаем – как пройти к буддистам? Объяснив, спросили в свою очередь – откуда сами?
– Из Перми, – отвечают.
– А что, – спрашиваем, – к новой вере приобщаетесь?
– Да вовсе нет, – говорят в ответ туристы. – Просто интересно. Знакомые были здесь недавно, очень понравилось им здесь. Вот и мы решили посмотреть.
Такие группы туристов (именно туристов) по дороге на Западный карьер можно встретить все чаще и чаще. По самым приблизительным прикидкам буддийский храм на горе Качканар ежегодно посещают более десяти тысяч человек. И поток никоим образом не организованных туристов год от года растет. Несмотря на шлагбаумы и контрольно-пропускные пункты, несмотря на неорганизованность быта, несмотря на многие другие трудности, которые несет с собой стихийный туризм. И главное, не за буддизмом идут люди в гору, это лишь внешний повод. А идут люди за красотой, которая удивительным образом открывается в этом месте.
Пожалуй, только горнолыжная трасса, которую успешно закрыл ЕВРАЗ, могла похвастаться тем, что она привлекала в Качканар любителей горных лыж из других городов Урала.
Так или иначе, а Качканар снова становится узнаваемым. Вопреки всему буддийский храм, а вместе с ним гора Качканар становятся новой достопримечательностью нашего города и Урала. На туристической карте почти еще незаметно, но стал проявляться наш город. И, увы, не горнолыжный курорт тому причиной, перспективы которого еще более туманны, чем будущее маленького буддийского храма, народная тропа к которому не только не зарастает, а все более и более ширится.