Сергей Кадачиков: за плечами целый век

Качканарский долгожитель отмечает 100-летний юбилей

Сергей Васильевич в свои сто не привык жаловаться на жизнь. Фото: Лариса Плесникова

Интересно: что чувствует человек, осознавая, что он прожил на свете 100 лет? И что можно спросить у 100-летнего умудренного жизненным опытом человека? Вопросов должно быть немного, но они должны быть самые важные – о жизни. Наверно, такое в журналистской практике случается раз в жизни, и то далеко не у каждого.

25 января нашему знаменитому ветерану войны Сергею Васильевичу Кадачикову исполнится 100 лет. Накануне этого великого юбилея я побывала в гостях у долгожителя.

Сергей Васильевич был дома один, встретил меня на пороге с двумя тросточками: всё-таки сказался давнишний перелом шейки бедра. После травмы ветеран передвигался с ходунками, потом с палкой, теперь с двумя. Но это не мешало ему посещать общественные мероприятия, встречаться со школьниками, присутствовать на каждом параде Победы не только в городе, но и в столице нашей Родины.

Сергей Васильевич в свои сто живёт один.
— Я ведь ещё ложку и стакан могу держать сам, — отшучивается юбиляр. — По дому всё делает дочь, она приходит каждый день. Да и остальные или навещают, или звонят.

Скучать Сергею Васильевичу не приходится: постоянно заходят дети, внуки, правнуки. Если не заходят, то обязательно позвонят. И он постоянно обзванивает родственников, друзей, знакомых. Вот и в редакции «Нового Качканара» можно услышать в телефонной трубке его бодрый голос: «Ну как вы там живёте? Как у вас дела?».

Сергей Васильевич предложил чаю, но сначала хотелось поговорить. На столе перед ветераном лежали газеты, фотоальбомы, тетради с записями.

Как проходит его день? Ветеран успевает почитать газеты. Предпочтение отдаёт местной прессе и «Областной газете». Смотрит новости, общественно-политические передачи. Поэтому он в курсе всех основных событий в стране и мире. Основная тревога сейчас у него за ситуацию на Украине и в Казахстане.

Особенно переживает за то, что много друзей и родственников осталось на Украине, в Одессе.
— Раньше мы с женой часто ездили к ним в гости, и они к нам приезжали. А сейчас только созваниваемся, и то им лишнего говорить нельзя.

После просмотра передач обязательная прогулка: либо на балкон, либо на улицу. Он потихонечку спускается со своего второго этажа, чтобы прогуляться, а может даже зайти в шестой лицей, который находится в двух шагах от его дома.

Обязательно находится днём время на составление родословной. Сергей Васильевич пишет родословную своей семьи и семьи своей супруги Марии Александровны.

Сергей Васильевич достает папки. Их много, в них лежат исписанные тетрадки, конверты, фотографии.

— Вот собираю историю нашей семьи, чтобы дети и внуки знали свои корни, знали, кто был до них. Открой-ка вон ту тумбочку, — говорит мне собеседник.

Я открываю и вижу огромное количество старых фотоальбомов. Достаю некоторые из них.
— Я ведь раньше увлекался фотографией. У меня и увеличитель был, и все принадлежности. Закроюсь в ванной и печатаю. Поэтому и сохранилось столько старых фотографий.

Мы листаем альбом. На удивление все фото подписаны. Вот он совсем молоденький, с братьями и сёстрами, ещё до войны, у родительского дома на Ису.

Кадачиков и сейчас каждое лето живёт в родительском доме. Там воздух необыкновенный! Каждое утро он делает зарядку и проходит небольшие расстояния.

Вот на фото он во время войны на Дальнем Востоке. И начал вспоминать ветеран войну. Сначала служба проходила в приграничном с Китаем городе Бикин в составе 1-й роты 372 полка. Известие о начале войны застало его во время службы во Владивостоке.

Вот таким красавцем вернулся Кадачиков с войны

— 22 июня 1941 года мы с товарищами были в увольнительной и поэтому решили пойти в кино. В кинотеатр на середине фильма вбежал человек и объявил о наступлении войны.

Дальше была служба в Биробиджане, где шло формирование запасного полка. Затем Сергея Васильевича направляют на учебу в военно-политическое училище в Хабаровск. После двух месяцев обучения в числе одиннадцати выпускников — на Северный Сахалин. Распределили в пятую отдельную Сахалинскую бригаду. Это был период, когда наша страна продолжала укреплять Дальний Восток, ожидая нападения Японии. Так и проходила служба до 9 августа 1945 года. А в этот день, на рассвете, Сергей Васильевич в составе морского десанта штурмовал японские укрепления в районе города Тайохара Южного Сахалина. Там он был ранен, контужен, но до конца сентября приходилось подавлять сопротивление отдельных японских смертников.
Война — это отдельная и, пожалуй, одна из самых больших и важных страниц и его жизни.

Важных ещё и потому, что именно во время войны, в 44-м, он познакомился со своей Машей. Вот он на фото с красивой молодой женщиной. Это его будущая жена. Сергей Васильевич привёз её на Урал, который стал ей родным.

Мы рассматриваем много чудом сохранившихся военных фото. На них он — красавец в армейской форме с добрыми глазами. Война не озлобила, хоть и вспоминает он её часто. Такое не забудешь. Да и не дают забыть, постоянно приглашая на встречи с детьми и подростками. А раз чувствует в себе силы ветеран – не может отказаться от таких встреч. Ведь он – живая история, он единственный, кто ещё может приходить, делиться воспоминаниями.

Интересно, что мы все, качканарцы, в основном знаем о Кадачикове как о ветеране войны. А ведь до войны он учился в Свердловском юридическом институте. В армию пошёл в 40-м году по комсомольскому набору. Когда в 47-м демобилизовался, пришлось заканчивать институт.

— Те, с кем начинал учиться, уже были главными судьями и прокурорами, а я только получал аттестат. После института пришлось поработать там, куда направляла партия — в разные города области. Как только услышал про Качканар, начал проситься сюда. Но приехать пришлось только в 1960 году.

Его трудовая биография укладывается в несколько газетных строк: с 1960-го по 1962 год работал старшим инспектором отдела кадров треста «Качканаррудстрой», с 1962-го по 1971-й – начальником Качканарского ССМУ треста «Уралсантехмонтаж», с 1971 -го по 1977-й – старшим прорабом, начальником участка, председателем профкома ремонтно-строительного управления Качканарского горно-обогатительного комбината. Был председателем городского комитета ветеранов войны, членом Совета ветеранов ГОКа.

— Старался всю жизнь никому не делать зла. В коллективах, где работал, тоже старался, чтобы всё было хорошо, чтобы работа была без конфликтов. Старался всегда идти работникам навстречу.

Думаю, нужно бы сделать перерыв в интервью: наверно, мой собеседник устал. Но Сергей Васильевич и не думает отдыхать. Он достаёт новый альбом с фотографиями. На них он с родителями, братьями, с детьми и внуками, с любимой своей Машей-красавицей.

— Папа у меня долгожитель, прожил 92 года. Брат старший тоже долго прожил, хоть и войну прошёл и был контужен. А вот младший пришел с войны с перебитыми ногами. Болел. Ушёл из жизни рано, в 80-м году похоронили.

Семейные фотографии порой могут сказать даже больше слов. Счастливая семья Кадачиковых! Вот они с женой у родных в Одессе, вот в санатории, а это на природе, вот у родительского дома, а в большинстве — за праздничным столом в кругу родных и близких. И всё время супругов окружают родители, братья, сёстры, дети, внуки, друзья. И на всех фотографиях Сергей Васильевич улыбается, видно, как ему хорошо среди родных людей.

Сергей Васильевич начинает рассказывать мне о своих детях, внуках, правнуках, праправнуках. Они с Марией Александровной воспитали сына и дочь, помогали воспитывать пять внучат, радовались восьми правнукам. А сейчас уже в семье появилось и два праправнука. Удивительно, но Сергей Васильевич отлично помнит все их даты рождения, кто где учился и где теперь работает. В таком возрасте иметь такую память — это просто что-то невообразимое.

— Какое событие вы считаете самым значимым в своей жизни, Сергей Васильевич?

— Да, жизнь прожита большая, было много трудностей. Но много и радостей. Но всё же самым главным событием считаю встречу со своей будущей супругой Машей. Она стала просто моей путеводной звездой. Она любила дом, любила детей. Всегда дом у нас был полной чашей. Когда она ушла на пенсию в 55 лет, больше ни дня не работала. Прожили мы с ней 71 год. И вот в ноябре 2015-го её не стало, она ушла на 92-м году жизни.

И действительно, супруги Кадачиковы так воспитали детей, внуков и правнуков, что сейчас Сергей Васильевич просто купается в их заботе и внимании.

Мы проговорили три часа, но время пролетело незаметно. Говорил в основном Сергей Васильевич. Поразительно, что он помнит имена одноклассников, односельчан, институтских и армейских товарищей. Помнит все даты, связанные с трудовой биографией, имена и фамилии сослуживцев. Такое впечатление, что моему собеседнику не сто, а лет так 75, не больше.
Обычно пожилые люди любят поговорить про болячки. Но только не Сергей Васильевич. За время беседы он ни разу не сказал, что у него что-то болит, что его что-то беспокоит. Про это я спросила его сама.

— Нога вот ночами не даёт покоя, ноет. Да иногда пью таблетки от гастрита и от давления, — и про болячки больше ни слова.

Да и вообще юбиляр выглядит просто отлично: свежая рубашка, лицо гладко выбрито, очень мало морщин. И завершает образ модная стрижка.

Честно говоря, уходить не хотелось. Потому что в его доме тепло и уютно, а его воспоминания яркие, точные, объемные. Я увидела жизнь, прожитую Сергеем Васильевичем. Счастливую, светлую, насыщенную датами, событиями и людьми.

Я от всего коллектива газеты «Новый Качканар» поздравила Сергея Васильевича с предстоящим юбилеем и вручила небольшой подарок. Хочется пожелать нашему дорогому ветерану, хорошему человеку только одного — крепкого здоровья!

Лариса Плесникова