Ребёнок матерится. Мама в отчаянии

— Как отучить ребёнка материться? Ребёнку 7 лет, но из TikTok и YouTube он набрался бранных слов и теперь активно их использует. Никакие разговоры, объяснения, ругань — ничего не помогает. Что же делать? Я уже в отчаянии, — спрашивает Надежда.

Отвечает психолог портала «Мел» Валерия Романова:

— Даже самые маленькие дети могут произносить матерные слова. Не понимая ситуации, не понимая значения слов, они интуитивно могут чувствовать, в какой ситуации это слово было когда-то сказано кем-то из взрослых (переизбыток чувств, страх, замешательство, злость) и какой эффект даёт произношение этого слова (снятие напряжения, запугивание и т. д.).

То есть, как правило, есть ситуация и есть реакция. А детям вообще крайне важно, чтобы окружающие были эмоционально включены в их жизнь. Именно поэтому они зачастую и начинают использовать мат — чтобы вызвать эмоции. Причем часто всё равно, какие: со знаком плюс или минус.

Когда школьник употребляет нецензурные слова, нужно смотреть, в каком контексте и по отношению к кому он это делает. Если это кризис, например, в его отношении с собой, со сверстниками, с родителями, то не следует добавлять в этот кипящий котёл наказаний, ругани, неадекватного выяснения отношений.

При этом важно отметить: положительно подкреплять такие слова тоже не нужно. Если однажды родители умилились тому, как их малыш важно ругнулся, или посмеялись над отборным матерком школьника, в следующий раз, когда вы уже будете ругать ребёнка за мат, он не поймёт, в чём дело.

Если вы отметили, что ребёнок регулярно и «профессионально» ругается матом, то это гораздо более глубокая ситуация, требующая пристального внимания, включённости и работы, нежели просто вопрос употребления определённых слов. Это проблема неверных моделей, которым ребёнок подражает, кругозора и словарного запаса окружения ребёнка. Если мы говорим о подростках — это ещё и тема идентификации, отношений ребёнка и его окружения.

Бывает, что в определённом возрасте ребята с помощью мата обозначают свою принадлежность, общность с той или иной группой. А объединяться она может в том числе по таким признакам, как способность материться. Да, это их ключик к свободе, инструмент единения.

Задача «отучить от мата» отпадёт, если начать разговаривать с ребёнком о том, что с ним происходит вообще и произошло в конкретной ситуации. Поэтому для родителя, как и для педагога, мат от ребёнка — это маркер каких-то социальных и, скорее всего, адаптивных процессов, о которых с ребёнком нужно поговорить.

Как всё-таки отучить ребёнка от мата?

Детям младшего возраста важно не давать никакого эмоционального подкрепления. Если ребёнок выругался единожды, можно это просто проигнорировать. Если же вы начнете ахать, удивляться или смеяться, он увидит вашу реакцию и начнёт использовать это слово для того, чтобы вызвать у вас подобные эмоции и внимание к себе.

Если ребёнок уже начал ругаться, важно поговорить о том, что в обществе есть слова, которые желательно не употреблять, потому что у них есть определённое неприличное значение.
Можно даже аккуратно разъяснять значение конкретных слов и предлагать какие-то другие варианты, например: «Ты сейчас злишься, давай придумаем слово, которое будет обозначать твою злость». Это могут быть какие-то известные слова, не бранные, либо вообще можно придумывать свои неологизмы. Например: на что это чувство похоже? Давай нарисуем его, придумаем ему имя!

Если говорить о других способах отучить ребёнка от мата в речи, то мне вспоминается момент из интервью блогера Руслана Усачева. Он рассказывал, как его мама взяла банку, он высказал туда все нецензурные слова, которые знал, и закрыл эту банку. Потом они вместе её закопали, и с этого момента он перестал материться. Обыгрывать это в подобной форме, я считаю, возможно.

Чего точно не нужно делать?

Не надо делать из детей дураков и обманывать их, например: «Ты неправильно услышал, на самом деле тётенька имела в виду другое слово». Дети всех возрастов считывают и чувствуют ложь, поэтому важно в любом возрасте построить доверительные отношения и спокойно поговорить с ребёнком о проблеме.

Также невозможными я считаю крики и ругань на ребёнка из-за мата. Также не стоит делить слова на плохие и хорошие. Можно скорее перевести это в плоскость «уместные — неуместные».
Вне зависимости от возраста ребёнка, который ругается, нужно понимать, что у него в жизни происходит, самим подбирать слова для выражения чувств, быть чутким к ребёнку и осознавать, почему мы хотим от этой «проблемы» избавиться. Потому что нам стыдно за нашего ребёнка в очереди в магазине, а сами мы такое слово можем дома употребить? Или мы всё-таки хотим, чтобы он распознавал свои чувства, умел их выражать, знал свои границы, границы другого человека, мог просить поддержку и делать это свободно и экологично? С ответа на этот вопрос как раз можно начинать работу над проблемой.