«Недетский разговор» качканарца с президентом
— Здравствуйте, Владимир Владимирович! Меня зовут Воронцов Александр, я из Качканара Свердловской области, – так начал разговор с президентом наш земляк в ходе прямой линии в сочинском образовательном центре «Сириус», а затем вместе с друзьями презентовал созданный своими руками наноспутник.
Встреча молодежи 10- 17 лет с Владимиром Путиным проходила в Сочи 21 июля, прямая трансляция под названием «Недетский разговор» шла по каналу НТВ. Отрывок этой записи мигом разлетелся по интернету. Что еще изобрел качканарец и как юноша оказался в «Сириусе» – об этом мы узнали лично от Александра Воронцова.
Год назад Саша закончил девятый класс школы №7 и уехал в Специализированный учебно-научный центр при УрФУ (СУНЦ). Он отучился 10 класс, прожил год в Екатеринбурге, но по-прежнему остается качканарцем. В смены образовательного центра «Сириус» юноша попадает уже в третий раз: два раза в феврале, в летней смене оказался впервые. Каждая смена длится три недели, за это время ребята работают над проектами и перенимают опыт у мастеров своего дела. Чтобы попасть на смену в «Сириус», необходимо сделать проект. В феврале качканарец работал в «Сириусе» над созданием «Пищевого 3D-принтера» – шоколадом он печатал еду в виде 3D-моделей. На последнем региональном отборе Александр победил, выступив с проектом «Типовой узел болидной сети».
– Это не астрономия, а больше физика и программирование. Мы фотографируем небесное тело в двух точках и определяем место его падения. Например, с помощью нашего проекта можно было бы определить место падения челябинского метеорита. Как вы знаете, его точного места падения так и не нашли, – рассказал Александр.
Работу над созданием наноспутника в летней смене «Сириуса» он вел в группе из пяти человек. Было сложно, но, говорит юноша, если начать разбираться, то затягивает. Трудились ребята по 6-8 часов с ведущими специалистами из НИИЯФ МГУ и «Спутникс», поддерживал их научный руководитель из института им.Баумана Дмитрий Галкин. Наноспутники запускают по всему миру с 1999 года, однако российские школьники, презентовавшие спутник президенту, первые в России (вторые или третьи в мире), которые создали его.
– Мы разработали настоящий спутник размерами 10х10х10 сантиметров, который весит всего один килограмм. Он предназначен для исследования космической погоды. Нами был разработан детектор, способный улавливать заряженные частицы и регистрировать их энергию. Когда спутник будет запущен, мы сможем собрать данные, на каких орбитах какие заряженные частицы, – представляли свое детище ребята Владимиру Путину.
Как пояснил нам Александр позднее, с понятием космическая погода он познакомился этим летом. Изучение микровысыпаний в радиационных поясах земли важно для исследования влияния радиации на различные космические аппараты, можно познавать, как радиация влияет на верхние слои атмосферы.
Во время презентации наноспутника школьники сообщили президенту, что в 2013 году «Роскосмос» заявлял о бесплатном запуске образовательных спутников, но обещание не выполнено.
– Давайте посмотрим, я с «Роскосмосом» поговорю. Но они, скорее всего, по конкурсу будут выбирать спутники. Вам нужно будет его выиграть! – закончил беседу глава государства.
Как сообщил качканарец, на следующий день после «Недетского разговора» у школьников был космический урок, на котором они беседовали с космонавтами МКС.
– Мы задали им этот же вопрос, поэтому некое движение в реализации нашего проекта есть, – добавил Саша.
Впереди у молодого человека 11 класс. Куда и на кого он пойдет учиться, качканарец пока держит в тайне, но свою жизнь хочет связать с программированием, математикой и конструированием. Бывший классный руководитель юноши и преподаватель физики школы №7 Анна Гулидова гордится успехами своего ученика. По ее словам, выпускник поддерживает с ней связь и находит время встретиться, когда бывает в Качканаре.
– Саша всегда старался в учебе, с желанием и интересом участвовал в олимпиадах, турнире юных физиков, неоднократно был победителем и призером олимпиад, у него много грамот. Физика и математика были любимыми предметами в школе. В 9 классе он впервые побывал в «Сириусе», проекты были еще тогда. Я всегда гордилась своим учеником. Спасибо родителям, которые его во всем поддерживают, – ответила Анна Ефимовна.
Мы желаем Александру успехов в будущей учебе и научных трудах. Наука может быть спокойной: подрастающие кадры есть, дело остается за материальной поддержкой.
Центр «Сириус» существует в Сочи с 2014 года. В его задачи входит раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одарённых детей, проявивших выдающиеся способности в разных областях: искусство, спорт, естественно-научных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве. В этом году на летнюю смену «Сириуса» приехали 800 талантливых ребят из 66 регионов страны.