Мы не остались один на один со своей бедой

Елена Рязанова рассказала «НК», как пережила пожар в своей квартире

11 июля, в пять часов утра, в одном из домов 5 микрорайона загорелась квартира.
Видео с клубами дыма из оконных проёмов уже на утро облетело все качканарские
паблики. Оказалось, что пожар случился в квартире известного в городе человека, музыканта Елены Рязановой.

Елена Рязанова — постоянный участник различных фестивалей, конкурсов, концертов. И всегда она с гитарой и в хорошем настроении
Фото из личного архива Елены Рязановой

Спустя три недели после происшествия мы встретились с Еленой Ивановной, выслушали её рассказ о случившемся.

В 5 утра услышала треск

— В пять часов утра я вдруг услышала какой-то странный треск, — вспоминает те страшные часы Елена Ивановна. — Я ещё подумала, что это, наверно, дождь барабанит по крышам. Встала, прошла на кухню, в комнату, где спали дочь с зятем и внучкой. Когда открыла дверь в гостиную, вот тогда и увидела сильное задымление. Дым шёл из комнаты сына. Когда уже открыли дверь в эту комнату, тогда появился огонь.

Елена Ивановна металась по квартире, разбудила зятя, дочь и внучку, пыталась прорваться в комнату сына, думала, что он там. Наверно, для матери это были самые страшные минуты. Но гарь была такая, что трудно стало дышать, и они выбежали на улицу буквально в чём были.
Выбежав из квартиры, женщина не успела взять ни ценные вещи, ни документы. На лестничной площадке она начала стучать в квартиры соседей, подбежала к щитку и обесточила свою квартиру.

Последствия пожара в квартире Елены Рязановой

— Пожарных вызвали, видимо, соседи из дома напротив, — говорит Рязанова, — сама я плохо помню всё происходящее, потому что пыталась хоть что-то узнать про сына. Телефона у меня не было, я его оставила в квартире.

К счастью, оказалось, что сын ушел на работу, и его на момент пожара в квартире не было.
— В этот вечер я пришла с работы поздно, у меня в профилактории были экскурсии, — поясняет Рязанова. — А он взрослый, самостоятельный человек. Поэтому я не знала, дома он или нет. В комнату в этот вечер я к нему не заходила. Когда узнала, что у меня сын был на работе, наступило огромное облегчение. Всё это не столь страшно, самое главное, что все остались живы. Дети вскоре ушли на квартиру к знакомым, а я сидела у дома до вечера. Сначала пожарные тушили, потом 4-5 часов работали дознаватели. Соседка сварила суп, покормила меня. Только к двум часам ночи всё прекратилось. Сначала я хотела хотя бы прилечь в своей квартире, но поняла, что это невозможно: из-за запаха гари у меня разболелась голова. И вообще было очень тяжелое состояние. Тут я вспомнила про одних своих знакомых, они пустили меня переночевать.
Утром хозяева горевшей квартиры начали разгребать и выносить мусор.

У сына сгорели все вещи

— Хотя выгорела одна комната, но кухня и остальные две комнаты тоже сильно пострадали, — поясняет Рязанова. — Даже то, что сохранилось, приходит в негодность от гари, от воды, от запахов. Я пыталась какие-то вещи отмыть, отстирать. На балконе много ценных вещей испортилось. Мы любители туризма, рыбалки. Вот только ребята со сплава пришли, там сушилось всё походное. От расплавленного пластика на балконе эти вещи пришли в негодность.
Моя собеседница рассказывает, что у сына в комнате было много дорогой аппаратуры. Также сгорели все его вещи и документы: в чём ушел на работу, в том и остался.

Пострадала квартира не только Рязановой, но и соседей снизу и сверху. Соседей снизу залило, но, к счастью, у них оказались натяжные потолки.

— Конечно, мы должны будем компенсировать расходы на ремонт соседям снизу, — говорит Елена Ивановна. – У соседей сверху пострадала обшивка балкона. Я обратилась в управляющую компанию, мне там ответили, что раз вы собственники, то мы и будем компенсировать соседям расходы. Мне никто ничего другого не предложил. Огромная благодарность пожарным, что приехали быстро и сразу начали тушить, иначе минут через 5-10 огонь дошел бы до кухни, а там газ. Тогда бы пострадал вообще весь дом.

Вопросов больше, чем ответов

Когда начали выяснять причины пожара, то вопросов оказалось больше, чем ответов.
Как рассказала Рязанова, дознаватели работали около пяти часов. Пришли к выводу, что короткого замыкания не было, потому что при коротком замыкании пробки вышибает, а их уже в процессе пожара выключила сама хозяйка квартиры. Дома в этот момент тоже никто не курил, зарядки от телефонов включены не были. У сына в комнате, по словам пострадавшей, аппаратура была выключена из розеток.

— С проводкой в квартире тоже всё было нормально, дознаватели сказали, и с розетками всё было в порядке, — рассказывает Елена Ивановна. — Единственно, что у нас было открыто окно, которое уже двое суток стояло без москитной сетки. А мы живем на втором этаже. Возможно, что-то попало в квартиру через окно, но, повторюсь, что если и попало, то не специально, а совершенно случайно.

Конечно, причины пожара сейчас очень трудно назвать, и хозяева квартиры не хотят никого обвинить понапрасну. Но ведь что-то же послужило причиной пожара?

— Трудно сейчас определить причину: пожар уносит всё, — говорит женщина. — Мы узнали, что в это время, именно в районе пяти утра, были какие-то скачки напряжения. Мне один знакомый рассказал, что у него стабилизатор стоит, и когда сеть выдает 250 Вт (а это бывает часто, и обычно под утро), стабилизатор выключается. У нас такого прибора, к сожалению, не было. А новая аппаратура очень чувствительна к таким скачкам напряжения. Было бы здорово, если бы какие-то службы или просто специалисты в частном порядке провели в городе исследование по скачкам напряжения. Я знаю, что многие жалуются на это. Был ли такой перепад под утро, когда у нас загорелась квартира, или нет — у меня уже сил нет с этим разбираться.

Елена Ивановна рассказывает, что когда ей давали справку в пожарной части, то сказали, что в Качканаре каждый день что-то горит.

— Раньше пожар — это было какое-то ЧП, а сейчас — в порядке вещей, — недоумевает Рязанова. — Почему-то в Качканаре много чего горит. По разным причинам. Раз я этого не касалась, для меня это были просто новости.

Главное, что все живы

Елена Ивановна рассказывает, что на другой день после пожара они очистили квартиру от сгоревших вещей и тех, которые уже нельзя восстановить. Квартира отключена от газа и электричества (чтобы не произошло новых возгораний), сейчас нанятые электрики восстанавливают проводку. Когда в квартире будет свет, работы пойдут быстрее.

— Квартиру мы очистили, мусор вывезли, — делится Елена Ивановна. — Эта беда показала, что есть люди, которые могут помочь и материально, и морально, и физически. Намного сложнее психологически справиться. Я до сих пор ещё не восстановилась. Самостоятельно сделать это у меня не получается, несмотря на то, что у меня довольно оптимистический настрой. Это, конечно, сказалось на здоровье очень сильно. Даже в плане того, что мы надышались всей этой гарью. Но мы со всем справимся, главное, что все живы! А на вещи заработаем. Электричество подключим, будем отмывать, мыть. Хотя от гари очень трудно что-то отмыть, отстирать: всё пропахло, а некоторые вещи рассыпаются, видимо, от высокой температуры.

Сейчас семья живет на съемных квартирах. Елене Ивановне женщина в соцсетях предложила до полугода пожить в пустующей квартире только за квартплату.

Ощутила мощную поддержку

— Мы не ожидали, что люди так откликнутся на нашу беду, — растроганно говорит Рязанова. — Мы отказались от сбора денег. Сейчас очень много всяких мошенников. Кто хотел помочь, тот лично пришел и предложил либо материальную, либо физическую помощь.
Пользуясь случаем, Елена Ивановна хочет поблагодарить всех, кто не остался равнодушным. Это родственники, коллектив хора «Журавушка», друзья, знакомые, соседи, коллеги по работе, комбинат, профсоюз.

— Я всем-всем-всем, кто поддержал морально, материально и физически, очень благодарна! — в который раз повторяет Елена Ивановна. — Я почувствовала такую мощную поддержку от того, что мы не остались один на один со своей бедой. Сейчас любая копеечка важна. Мы сейчас столкнулись с тем, что вот каркас окон без отделки поставить и дверную коробку — это какие-то заоблачные деньги! А малярные и штукатурные работы!

Женщина говорит, что всё-таки у нас живут люди доброй души. Откликались не только друзья и знакомые, но и совершенно незнакомые люди. Это ещё раз доказывает, что любое горе сплачивает.

— Есть же такая старинная поговорка «С миру по нитке – голому рубаха». Как раньше строили дома: собирались всем миром и отстраивались. Мне неудобно было что-то просить, но когда видишь масштабы разрушения, то понимаешь, что одному тут не справиться. Обычно мы сами привыкли чем-то делиться, что-то отдавать. У меня за всю мою жизнь впервые такая вот помощь от людей! Наши соседи и мои знакомые очень большую помощь оказали. Нужно было за один день всё выгрести, вынести. А уже потом мы ходили, оттирали эту гарь, не совместимую с жизнью.

Имейте тревожный узелок

— После пожара я много думала о том, что случилось, — делится своими размышлениями Рязанова. — Думаю, каждому обязательно надо иметь какой-то тревожный узелок с документами, денежными средствами. Потому что потерять можно всё и сразу! А ещё обязательно нужно думать о своей безопасности.

Хорошо бы, говорит Рязанова, чтобы в городе из-за частых пожаров провели какую-то ревизию электропроводки в домах, оборудования.

— Надо проверять каждый дом в отдельности, потому что в перестройку кто что хотел в своей квартире, тот то и делал. И вот результаты мы сейчас и пожинаем, — говорит женщина. — Всё было плановое, были системные проверки. Всё было на обслуживании. У нас в доме, например, на шестом этаже, уже горел щиток. Проверялась на нашем доме проводка после этого или нет, я не знаю. А ведь можно было в то время уже задуматься жильцам, всё ли в порядке с проводкой.

Специалисты должны сказать своё слово

— Дома у нас старые, проводка старая, а всякой электроники в квартирах сейчас много, — говорит Рязанова. — Я вот помню, когда я была маленькая, у нас было отношение к электричеству более бережное. Мы всё выключали, из розеток выдергивали. Сейчас этого ничего не делается. И розетки сейчас некачественные. Не принято, выходя из дома, выключать аппаратуру из розеток. Я думаю, тут специалисты должны сказать своё слово, как нужно правильно делать. Надо с жителями города какие-то просветительские беседы проводить, в школах, садиках, на рабочих местах. Я вот сразу после пожара вспомнила, где у нас на работе огнетушитель стоит. Кстати, неплохо бы его и дома иметь. Вот думаю еще обязательно приобрести стабилизатор напряжения.

Ещё Елена Ивановна предлагает, чтобы с жителями города проводили какие-то беседы, где хранить документы, ценные вещи, что нужно делать, если вдруг дома начался пожар. Если будут какие-то рекомендации, люди уже будут знать, как вести себя до, во время и после пожара. И если эти рекомендации выполнять, то, возможно, и пожаров будет меньше.

— Конечно, когда начинаешь задыхаться, ты впадаешь просто в какое-то шоковое состояние, и трудно сообразить, что брать и куда бежать. Хочется просто скорее выйти из опасной зоны. Волнительно и то, что ты живешь в многоквартирном доме и, кроме тебя, могут пострадать ещё и соседи.

Мы всё восстановим!

— Жалко аппаратуру сына, конечно, это большой ущерб. Я вот без аппаратуры живу. У меня гитара не сгорела, вторая гитара была не дома. Я думаю, всё восстановим, мы же работаем, руки-ноги есть, люди, готовые помочь, тоже есть. Документы мы тоже все восстановим. Вещи — дело наживное. Приходишь к выводу, что вещей много ни к чему: нужно иметь самое необходимое — и этого достаточно. Главное — более бережно и внимательно относиться к своей жизни.

Лариса Плесникова