Мой папа открывает детям удивительный мир физики

«Новый Качканар» публикует исследовательские работы муниципального конкурса «Моя семья», который в 2021 году проходил по теме «Наука в лицах». Это работа ученицы школы №7 Карины Мельниковой, где она рассказала о своем отце, учителе физики, а ныне директоре школы №7 Вадиме Мельникове.

Для меня, ученицы пятого класса, наука кажется чем-то большим и недосягаемым, к чему нужно и можно стремиться. Каждый выдающийся учёный был ребёнком. У каждого были учителя, которые приоткрыли для них большой и тяжёлый занавес науки. И они смогли увидеть законы, понятия, прикоснуться к экспериментам, исследованиям, сделать первые шаги в мире научных открытий, пускай не глобальных, новых только для самих себя, но ставших началом для выбора жизненного пути, связанного с наукой.

Фото Елены Строгановой

Мой папа Вадим Мельников — учитель физики. Каждый год его ученики участвуют в олимпиадах, конкурсах, физических турнирах, становятся призёрами и победителями турнира юных физиков. Каждый год он вместе с ними решает исследовательские задачи. Многие его ученики ежегодно сдают единый государственный экзамен по физике и поступают в технические вузы. Некоторые из них остаются работать в институтах, становятся молодыми учёными. Значит, наука оказывается ближе ко мне, чем я думала.

Все мы родом из детства

Мой папа родился в живописном посёлке Туринская Слобода Свердловской области, раскинувшемся на излучинах реки Тура. В этом посёлке прошло его детство. Детство и юность пришлись на сложные 90-е. Большая семья и нестабильная обстановка в стране научили понимать, что ты не один, а ресурсы ограничены и их надо делить на всех.

Его мама, Маргарита Николаевна, всю жизнь работала воспитателем в детском саду, поэтому дошкольное детство он проводил рядом с ней. Отец, Валерий Анатольевич, в своей жизни сменил множество профессий. Сначала работал в милиции криминалистом, поэтому периодически приезжал с работы с боевым оружием, иногда давал его подержать, посмотреть маленькому сыну; проявлял пленки, печатал фотографии с мест преступлений, которые сушил дома на глазах у детей.

Затем он стал егерем и временами брал папу с собой в лес. Это было интересно, но со временем у сына пропало желание ходить по лесам. Когда отец папы работал машинистом в колхозе, у моего папы появился первый опыт управления транспортными средствами – комбайном, гусеничным и колесным тракторами. Затем Валерий Анатольевич стал пожарным, пройдя путь от бойца до начальника караула.

Каждый выдающийся учёный был ребёнком

Иногда всей большой семьей, с двоюродными братьями и сёстрами, они выезжали с ночёвкой на берег реки на машине дяди. В то время это был единственный автомобиль в большой и дружной семье. На берегу ставили палатки, жгли костёр… Среди ярких воспоминаний детства, как папа с другими детьми делали факелы и бегали с ними по ночному полю.

С детства большую часть времени занимала помощь по хозяйству. Уже в 7 лет он каждый день ходил с отцом на строительство нового дома: правил гвозди и чистил от цемента старые кирпичи, чтобы можно было сложить из них внутренние стены и перегородки. Когда на ремонт дома вместе с отцом уходила мама, оставался водиться с младшими братом и сестрой. У него это получалось настолько хорошо, что периодически приходилось следить не только за своими детьми, но и за детьми знакомых.

Папа читал всегда и везде

Когда он пошёл в школу, то был не самым прилежным и не самым выдающимся учеником. Переломным мо-ментом стал 7 класс. Он пе-ресмотрел своё отношение к учебе, оценки постепенно стали лучше, и 9 класс папа закончил на «4» и «5».

Папа увлекался лёгкой атлетикой, участвовал в соревнованиях муниципального и регионального уровней, зимой занимался лыжным спортом. Но интерес вызывала и тяжелая атлетика, а условий не было. Поэтому в 13 лет сам сколотил из брусьев скамью, из трубы и колесных дисков гусеничного трактора смастерил штангу. Так во дворе собственного дома появился спортивный тренажер.

Нам, современным детям, это сложно представить, но у папы в детстве не было ни компьютера, ни телефона, ни даже телевизора. Зато он много читал. Постоянно ходил в библиотеку, читал всегда и везде. Даже во время спортивных тренировок: ложится на спину, в одной руке книга, а другой поднимает 6-килограммовую гантель, затем меняет руки и продолжает читать и тренироваться.

Папа рано начал работать: с 14 лет на постоянной основе работал дворником в детском саду, чтобы помочь семье.

Решение пойти в 10 класс он принимал сам, мой папа однозначно решил получить высшее образование. 11 класс он окончил с аттестатом особого образца и серебряной медалью. И в 9, и в 11 классах на экзамены он выбирал самые сложные предметы. К тому же он рассуждал так: «Что знает учитель математики? Только математику. А учитель физики знает математику, физику, химию, биологию, астрономию…». Так было принято решение поступать на физический факультет Уральского государственного педагогического университета.

Путь в профессию

Летом 1998 года мой папа стал студентом физического факультета Уральского государственного педагогического университета, переехал в Екатеринбург. Учёбу он совмещал с работой. Утром — пары в университете, ночью — работа охранником. Зарплаты и стипендии хватало, чтобы обеспечивать себя и иногда помогать маме.

На третьем курсе папа познакомился с моей мамой, тоже студенткой физического факультета УрГПУ. Они познакомились в день учителя, с тех пор этот День стал не только их профессиональным, но и нашим общим семейным праздником. В этом году 5 октября мы отметили 20 лет со дня знакомства наших родителей. Их встреча определила, что жить и работать молодые педагоги будут в Качканаре, родном городе моей мамы.

Дружная семья Мельниковых умеет не только учить и учиться, но и отдыхать

Хотя между окончанием университета и началом работы в школе №7 в жизни моего папы была Исовская средняя общеобразовательная школа, в которой он проработал 6 лет. Каждое утро в любую погоду он на автобусе отправлялся по маршруту «Качканар — Ис», а вечером возвращался обратно, домой, где сперва его ждала только мама, а позже и маленький сын Рома, мой старший брат. В 2010 году, когда родилась я, папа стал учителем физики в школе №7.

Уже больше 10 лет мои родители работают в одной школе. Их общие интересы становятся общими интересами всей семьи. Мой старший брат увлечен физикой и робототехникой, участвует в олимпиадах и турнирах. И я тоже жду-не дождусь, когда же и я начну изучать этот предмет.

Иногда дома, готовясь к урокам, родители спорят о том, как правильно решить ту или иную задачу, иногда мы все вместе проводим занимательные опыты, и даже на вечерней семейной прогулке мама и папа рассказывают нам об удивительных явлениях, которые происходят рядом с нами, а объяснить их может только физика.

Семья – источник сил и энергии

На первый взгляд может показаться, что мы с братом, должно быть, довольно несчастные дети, родители которых бесконечно пропадают на работе и чей домашний быт пропитан школой. Поэтому хочу рассказать о моей семье.
Я стараюсь быть похожей на своих родителей и старшего брата, учусь на пятёрки. Можно сказать, что это первое правило нашей семьи: ответственно относиться к каждому делу, учеба — не исключение.

Учеба — это важно, но, кроме неё, у нас есть много других общих интересов. На протяжении 6 лет нашим общим хобби стали занятия спортивными балльными танцами. Мы с Ромой занимались в студии бального танца «Алькор», а родители вечерами танцевали в группе для взрослых. Самба, вальс, ча-ча-ча, квик-степ, танго… В нашей семье это не просто слова. И если зазвучат знакомые ритмы, то каждый из нас может исполнить пару-тройку движений сольно или в паре с другим.

Ещё один принцип нашей семьи: если хочешь, чтобы получилось хорошо, делай сам. Мой папа много всего умеет, а если чего-то не знает, то находит информацию, читает и учится делать. Поэтому ремонт дома, строительство в саду, настройка компьютерной техники и многое другое он делает сам. Конечно, Рома, мама и я – его первые помощники во всех делах. Когда мы вместе — нам все по плечу!

В последние два года у нас появилась новая традиция — вечерние велопрогулки.

Ещё одна наша семейная традиция — летние путешествия. Мы предпочитаем поездку туда, где ещё не были. Анапа, Сочи, Абхазия, Геленджик, Евпатория, Гаспра… Точки на туристической карте нашей семьи не повторялись еще ни разу. В каждом новом месте мы исследуем доступные туристические тропы и экскурсионные маршруты, наполняем наш отдых впечатлениями. Проехав Черноморское побережье нашей страны, мы отправились на Байкал, в речной круиз по Волге, в Минск, Брест, Смоленск, Москву, Санкт-Петербург, Казань, Калининград… И в каждом новом месте мы ищем возможность прикоснуться к истории нашей страны, увидеть тайны и загадки природы, запастись энергией на новый учебный год.

В любое время года у нашего папы может неожиданно возникнуть идея отправиться в поход. И мы, как дружная семья, собираем рюкзаки, достаем кроссовки и отправляемся в путь: на гору Качканар, на Колпаки, в Каменный город, в мраморный карьер, на Мельничный ручей, на Царские врата… Что может быть романтичнее и безумнее, как тащить арбуз на вершину Жукова камня, чтобы полюбоваться на родной город, утопающий в лучах заката, съесть арбуз и вернуться домой?

По традиции на наши дни рождения мама с папой придумывают и проводят для нас квесты, игры, мероприятия. Наши школьные друзья в первый момент испытывают некоторый шок, но со временем привыкают и с радостью становятся активными участниками занимательных приключений. Не каждый день можно позволить себе раскрасить пейнтбольным маркером учителей физики. Особым атрибутом праздничного стола становится мамин домашний торт со свечками. Меняется количество свечей, а традиция собираться за одним столом с родственниками и лучшими друзьями остаётся.

Учитель глазами выпускников

Марина Савинцева, выпуск 2015 года:

— Мне в школьные годы повезло найти сферу, которая интересна. Одинаково хорошо давались все предметы в школе, но если гуманитарные предметы казались какими-то сухими и пресными, то на их фоне физика всегда была чем-то сочным.

Мне повезло с преподавателем. В лекциях никогда не было лишней воды, и это логично, ведь Вадим Валерьевич все лекции читал наизусть. Он не заставлял зубрить, а старался научить понимать, почему происходит так и никак иначе.

Я просто не могла не полюбить этот предмет. Поэтому при выборе своего дальнейшего пути долго думать не пришлось, я знала, что должна связать свою жизнь с точными науками. И вот, я окончила физтех, теперь я инженер, который изредка помогает школьникам Екатеринбурга полюбить физику так же, как когда-то полюбила ее я.

Илья Устьянцев, выпуск 2016 года:

— Для меня это не просто учитель Физики, а учитель Жизни. Благодаря Вадиму Валерьевичу я попал в Турнир юных физиков, где наша команда заняла призовое место. Это были самые яркие моменты моей школьной жизни. И пусть потом я не стал технарем, но, выступая на научных конференциях будучи студентом Госуниверситета управления, я не раз вспоминал свой первый школьный опыт и слова, которыми напутствовали меня мои учителя.

Юлия Чучалина, выпуск 2017 года:

— Одним из моих лучших наставников был и всегда будет мой учитель физики – Вадим Валерьевич. Почему? Мне всегда нравились технические науки, но все мы понимаем, что в школьные годы интересы ребёнка очень уязвимы и их нужно вовремя разглядеть и направить в верное русло.

Сейчас я получаю второе высшее образование (после инженерного) – педагогическое, по профилю учитель физики и математики. Хочется верить, что и мои глаза будут гореть так же, как и у моего наставника, и я смогу так же, как и он, привить любовь к такому сложному, но до безумия интересному предмету – ФИЗИКА!

Инна Машковцева, выпуск 2020 года:

— Учителя — уникальные люди. И Вадим Валерьевич тому пример. В нашем кабинете до позднего вечера горел свет. Такой своеобразный маяк на опустевшем школьном дворе. А там, за стеклом, отделяющим школьный двор от таинственного мира физики, кипела жизнь. Соревнования, олимпиады, турниры; опыты, задачи, исследования…
Благодаря Вадиму Валерьевичу мы знаем, что такое правило буравчика, и всегда будем помнить, что на голову Ньютону упало простое яблоко.

Карина Мельникова