Земля предков

Разведать маршрут —дело непростое. Новый маршрут — это не просто изучение карты и интернета, это общение с интересными людьми. Сегодня мы посетим не только красивый парк, но и несколько мистических дольменов. Такие вещи делают маршрут по-настоящему интересным.

Итак, друзья, вперед! «Земля предков» — это этнопарк, организованный в нескольких десятках километров от Екатеринбурга. Его создатели — Алексей Слепухин и Наталья Бердюгина. Парк смело можно признать полигоном для изучения древней истории Среднего Урала. Центром хранения культуры народа манси. Прекрасным туристическим объектом.

Кристина с куклой Мани

Алексей Викторович приятно пообщался со мной по телефону и пригласил приехать в назначенное время, что мы с друзьями и сделали.

Заходим в лес, черника здесь и там. Набираем в ладони и в приятном удовольствии вкушаем сладкую ягоду: день начался отлично! Как сказал мне Алексей, после посещения этнопарка я буду в каждом каменном нагромождении искать разумное участие человека. Посещение таких мест порождает полёт фантазии.

Когда мы вышли из машины, сразу же попали под жесткую критику небольшого, но очень серьезного пса. На его призывный лай к нам вышли хозяева. Алексей извинился и сообщил, что ему необходимо завершить работу по хозяйству. А молодой парень пригласил нас попить чая и приступить к экскурсии.

Создание этнопарка для Алексея и Натальи стало логическим продолжением их путешествий, экспедиций, встреч, диалогов. Им удалось открыть и зафиксировать более двухсот дольменов. У них есть своя теория происхождения данных сооружений. Алексей по специальности врач и действующий член Русского географического общества, слушать его одно удовольствие.

— Место для парка было выбрано неслучайно. Нам показал его в 2005 году Верхнепышминский краевед, первооткрыватель уральских дольменов Анатолий Бодрых. Место уникальное — здесь расположены два валунных дольмена, каменные кладки, каменоломни, речка Щитовский исток, соединяющая, как канал, два лесных озера: Исетское и Щитовское. По берегам этих озер и на их островах тысячелетиями жили люди, оставившие нам в наследие многочисленные тайны и загадки. Существуют разные гипотезы о предназначении уральских писаниц (древних памятников наскального искусства) и их содержании, но большинство вопросов пока так и остается без ответов. Кто были эти люди, во что верили, как жили, что они рисовали в нишах на скалах наших рек? Что скрывается за этими древними загадочными рисунками?

Дольмены

Кто строил дольмены и другие мегалиты, и как эти люди связаны с авторами наскальных рисунков? Ведь датировка времени нанесения охрой изображений и строительство некоторых уральских дольменов (в частности, валунного типа) сделаны примерно в один период. Потомки тех древних уральских племен — современные манси. Они заселяли территорию Среднего Урала задолго до прихода сюда русских.

Необычна культура манси. Удивительные постройки сумьяхи или лабазы стали прообразом «избушки на курьих ножках» для русских сказок. Замысловатые предметы утвари, охотничьи тайны, вера в многочисленных духов и их разнообразное влияние на жизнь этих таежных людей, великолепное знание окружающей среды и, наконец, уникальные ритуалы и обряды — всё это поражает любого, кто попадает в гости к манси.

Северный олень

Посетив музей «Медвежий чум», мы были удивлены тем, как жили наши предки, как всё же силен хозяин тайги. Сколько новых легенд и рассказов мы услышали! В программе у нас было еще много интересного, например, мы сделали отливку из металла. Мы выяснили, что манси отливали такие на охотничью удачу. Я сделала отливку совы, мудрой и красивой птицы.

При входе в парк стоит интересная печь. Вернее сказать, целый комплекс печей. У ныне живущих манси таких печей уже нет, это печи их предков. Они называются «нянь-кур». Древних жителей Урала познакомили с этими печами жители степей, которые мигрировали сюда с юга. По-уральски, это тандыр. Только топится он не с помощью кизяка (навоза), а дровами, и хлеб не прилепляют к стенам, а складывают на под. Вообще для таёжных людей хлеб всегда был дорогим лакомством.

В нянь-куре делают также и хлебных зверей, манси их называют нянь-уй. Такие фигурки охотник дарил в качестве заместительной жертвы на медвежий праздник. На Урале со временем даже появится особая еда, которую все знают и очень любят: пельмени, или по-мансийски пель-нянь, где «пель, паль» — ухо, «нянь» — хлеб.

В хлебных печах делали практически всё, те же самые лепешки и шанежки с черемуховой начинкой. На День щуки наши экскурсанты делают пироги со щукой, но можно и с другой рыбой. Кроме того, в нянь-куре можно приготовить щуку в глине или в соли. На День щуки мы приедем обязательно!

Идем дальше. Впереди нас большие глыбы камней. Вот они, мистические дольмены, мегалиты, меняющие судьбу. Эти загадочные каменные сооружения встречаются на территории всей Евразии, самые древние из них появились раньше, чем египетские пирамиды. Кто, когда и зачем построил их, неизвестно. Люди наделяют их мистическими свойствами. Считается, что название «дольмен» в дословном переводе означает «каменный стол». Много легенд ходит об этих каменных сооружениях. Адыгейцы называют дольмены «сырпун», что значит «дома карликов».

У осетин существует легенда о народе карликов — бицента, которых наделяют сверхъестественными чертами. Так, например, бицента способен взглядом свалить большое дерево. Также силой взгляда он способен поднимать и перемещать огромные каменные глыбы.
Места расположения дольменов выбраны не случайно. Они выполняют роль своеобразного проводника, соединяющего землю с информационной решёткой, ответственной за развитие земной цивилизации. Ещё говорят, что дольмены хранят в зашифрованном виде древние ведические знания о едином восприятии мира. Мудрейший человек племени уходил в дольмен, после чего его закрывали каменной пробкой на определённое время.

Находясь в дольмене, человек получал ведические знания, а сам мегалит впитывал знания его племени и рода.
Есть и грустная версия, что дольмены — гробницы. В них хоронили вождей, мудрецов, шаманов. При этом совершали некие мистические обряды. Перед очередным захоронение старые останки извлекали из дольменов. Потому найти гробницу с непотревоженным ранним захоронением почти невозможно.

А теперь вернемся к оленям. В этнопарке к ним относятся, как к домашним любимцам.
— Мы хотим, чтобы в нашем парке посетители знакомились с настоящим северным оленем. Мы им подробно рассказываем о важнейшем значении этого животного в жизни коренных народов Урала, — говорит Алексей Слепухин.

Нам выдали яблоки, и мы покормили этих красивых животных. Завершали мы свою экскурсию чаепитием в одной из юрт, а также зашли в сувенирную лавку, и я уехала домой с новым жителем — авторской куклой по имени Мани (имя я придумала сама), которая сейчас занимает достойное место в моей коллекции.

Земля предков — это мост, который соединяет нас с теми, кто жил здесь за много тысячелетий до нас.

Кристина Передерий