Зарплаты рабочих обесцениваются. А что профком?

На днях в одном из местных СМИ, принадлежащих Евраз-Холдингу, попались мне на глаза две небольшие статьи, поливающие патокой профком КГОКа. Мне как человеку, знающему обе структуры изнутри, сразу понятно: что-то не ладится в профсоюзе, если газета работодателя его хвалит.

Нет, то, что все ладно у профсоюза с Евразом, это уже давно и всем понятно. Но и то, что все больше рабочих не желают содержать дармоедскую профкомовскую верхушку, не видя от них практической пользы, уже очевидно. И, скорее всего, именно по этой причине появились явно заказные хвалебные опусы. Немного об их содержании.

Конференция трудового коллектива КГОКа по колдоговору. Архивное фото с сайта  ППО «Качканар-Ванадий»

Избирательная поддержка

Профлидер Обогащения Сакеева рассказывает, как трогательно о ней заботились в профкоме комбината, когда она находилась на лечении от коронавируса в Нижнем Тагиле. Дословно: «Постоянно звонил заместитель председателя первичной профсоюзной организации «Качканар-Ванадий» Дмитрий Журавлев. Спрашивал, нужно ли мне что-то. Если да, то они готовы были привезти. «Понимала, что я не одна, чувствовала рядом надежное плечо».

Товарищеская поддержка в тяжелое время — это замечательно, кто бы говорил. Но когда эта поддержка, скорее всего, избирательная, только для приближенных к аппарату профкома, да еще и рекламируемая в газете Евраза, то выглядит это как-то не очень.

Общаюсь со многими работниками комбината, в том числе и с членами профсоюза. После этой статьи стал интересоваться, многим ли членам профсоюза, находившимся на лечении в Нижнем Тагиле, предлагали свою помощь сотрудники проф- союзного аппарата? Среди моих знакомых никто ничего подобного не подтвердил. Это, конечно, не говорит о том, что ничего подобного не было, но то, что это было как-то избирательно — очевидно. И возможно, что если и предлагали помощь, то только тем, кто породнее профкому, как Сакеева.

Очевидно, что статья эта заказная, и публичным выражением благодарности можно назвать ее с большой натяжкой. Вот и письмо некой Елены, работницы комбината, это тоже подтверждает.

Вышла, подумала и вернулась

Вообще, метод «письмо в редакцию» для подачи информации от якобы реального человека существует давно. Очень многие СМИ регулярно его используют, и евразовские исключением не являются.

Итак, почему некая Елена вышла и потом вернулась в профсоюз. Дословно: «Но со временем начали появляться вопросы разного характера — по зарплате, условиям труда и т.д. И в определенный момент для себя решила выйти из профсоюза».

То есть можно сделать вывод, что длительное время работа профсоюза человека не устраивала, так как он не мог ответить или помочь в его вопросах, связанных с работой. Но потом. Дословно: «Подумав о том, что профсоюзная организация находит пути согласия с руководством предприятия, решила написать заявление в профсоюз. Сегодня, когда иной работодатель платит заработную плату в конверте, не отчисляет выплаты в страховую компанию, пенсионный фонд, очень важно наличие такого профсоюза, как наш».

Ну, и далее стандартный пиар-набор профкома КГОКа — санаторно-курортное лечение (санкур) и детские подарки. Самое главное изложено в последнем абзаце: «Я призываю всех вступать в профсоюз». И далее бла-бла-бла.

Бюджет на оздоровление надо увеличивать

Ну, а что еще может написать пишущая обслуга Евраз-Холдинга? Они же не напишут, что в сегодняшних реалиях для того, чтобы сохранить количество рабочих, получавших услуги санкура, профкому необходимо садиться за стол переговоров с холдингом с требованием об увеличении бюджета на оздоровление рабочих. Для чего? Ведь президент Евраз-Холдинга Алексей Иванов в обращении к рабочим подтвердил намерения компании выполнить все условия коллективного договора.

Тут необходимо пояснить, что бюджет на оздоровление формировался по ценам доспецоперационным. Сейчас, как мы видим, стоимость абсолютно всего поднялась на 20-30%, и санкур, скорее всего, не исключение. И вполне возможно, что сегодня предложат ограничиться только посещением «Зеленого мыса» — это позволит достичь двух целей: не допустить роста затрат на оздоровление рабочих и поддержать на плаву «Зеленый мыс».

Или второй вариант — уменьшить количество рабочих, которые получат заветное оздоровление. И тут надо понимать, что необходимое лечение могут не получить работники, которым оно рекомендовано по результатам профосмотра для последующего сохранения рабочего места. А регулярные профосмотры никто не отменял и не отменит.

Логичным действием со стороны профкома было бы предложить работодателю сохранить количество людей, получивших путевки в предыдущие 2-3 года, и дополнительным соглашением к Приложению №5 коллективного договора закрепить это количество с формулировкой «обеспечить оздоровление работников в количестве не менее…….» — то есть, меньше нельзя, а больше — пожалуйста. Вот это действительно будет заботой профкома о тех, кто им платит зарплату. Люди, несомненно, это отметят — тогда и не потребуются слащавые рекламные статейки.

И это только один из множества вопросов, которыми, на мой взгляд, необходимо срочно заниматься профкому комбината.

Затянуть пояса и терпеть?

Покупательная способность существующих зарплат значительно понизилась из-за повсеместного повышения цен. Что в данном случае будет предлагать профсоюз? Будет просто молчать или предлагать затянуть пояса и терпеть? А, может, начать анализировать меры господдержки, предлагаемые правительством для крупного бизнеса, и смотреть, как это можно использовать в пользу рабочих. Санкции — это надолго, и работодатель будет экономить буквально на всем, в том числе и на людях. Ранее пережитые кризисы это уже показали.

Вот только большие сомнения у меня, что существующий профком КГОКа способен выходить с какой-то инициативой, касающейся бюджета холдинга. Там сейчас работают не те люди — в аппарате лишь обслуга холдинга, выполняющая всё, что ему скажут. Последние выборы, когда профлидеры активно агитировали за «Единую Россию», наглядно это показали.

P.S. «В Нижнем Тагиле на базе Центра культуры и искусства НТМК завершилась «Профсоюзная мозголомка-2022». В ней приняли участие 22 команды с первичных профсоюзных организаций предприятий горно-металлургического комплекса Свердловской области», сообщает 23.04.2022 года интернет-группа обкома ГМПР Свердловской области.
Вот на такую фигню, да простят меня за скудность речи, тратятся профсоюзные взносы. А на дворе санкции, зарплаты у рабочих отощали практически на треть, и уж точно есть куда потратить деньги, собранные с рабочих.

Анатолий Забегаев