Если ребенок не хочет в школу

Почему современные дети не хотят в школу? Вопрос очень серьезный, но я бы не стала так обобщать и акцентировать внимание именно на современных детях. Причин может быть множество. Выделю самые, на мой взгляд, важные.

Учёба – это тяжёлый труд

Во-первых, учиться — это очень тяжелый труд, это сложно, это местами неинтересно. Когда ребенок только пошел в первый класс, для него все в новинку, все здорово, у него есть азарт. А потом проходит первая неделя, вторая, третья, и он понимает, что это уже не развлечение, что нужно учиться, стараться. А если у тебя что-то не получается, то ты за это еще и получаешь какие-то плохие оценки или плохие реакции (наклейки или устные замечания). Конечно, у всякого пропадает азарт.
Но мы, взрослые, сами-то охотно бежим на работу? Фактически нет таких людей, которые с удовольствием каждый день это делают, какая бы ни была интересная профессия. А если еще и над тобой стоит начальник (читай: учитель), который тебя заставляет что-то делать, а ты в этот момент хочешь есть, пить, спать, да просто отдыхать, а еще и ругает, то, конечно, это никому не понравится. Ну, так и ребенку это вполне может не нравиться. И не нужно хвататься за сердце или за ремень.

Мы сами транслируем, что учиться необязательно

Сейчас у нас такая ситуация, когда очень много разговоров вообще о школе, об учителях, о необходимости школьного обучения… Раньше такого не было. Вспоминая свои школьные годы, не скажу, что у нас прям был восторг от учебы. Но мы ведь вообще не задумывались об этом, даже вопроса не возникало, нравится тебе школа или нет! Ты просто обязан был учиться. И родители никогда не ставили под сомнение необходимость обучения. Вот родители ходят на работу, а ты учишься. И это была норма.
Сейчас же получается, что родитель сам ставит постоянно под сомнение необходимость школы (про компетентность учителей я вообще молчу, это стало даже модным — обсудить, какие сейчас плохие учителя, не то, что раньше, ого-го!). А дети ведь это чувствуют, они это понимают, они это слышат! Причем, с малых лет.
То есть, с одной стороны, мы очень включенные родители — мы беспокоимся, а как ребенок будет учиться в школе, стараемся его развивать, не дай бог, он неучем будет! Отсюда и все школы и группы развития с полутора-двух-трех лет, всякие там Монтессори-группы, развивайки, английский с 3-х лет, ментальная арифметика с 4, шахматы с пеленок.
«Как? Вашему Васе уже 4 года, а он все еще не читает? Да вы не мать, а ехидна!» И так далее. То есть ребенок еще не говорит и не ходит, а мы уже беспокоимся, как он будет учиться…
А с другой стороны, мы сами тут же сомневаемся, что школа и школьные знания полезны.
Ну, и как тенденция последних лет — нам из каждого утюга кричат, что учиться необязательно, а тем более — учиться хорошо необязательно. Отличники, в лучшем случае, становятся водителями мусоровоза, в худшем — спят уже под забором давно… а для двоечника сразу на выпускной подгоняют «Майбах» к порогу. На самом деле так бывает редко. И зависит во многом от личностных качеств человека…
То есть мы как бы сами себе и детям транслируем информацию, что учиться необязательно, что учеба в школе — не гарантия успешной жизни. Да нам и по телевизору это показывают (возьмите ту же Бузову, Моргенштрена, Милохина, Карнавал…). А с другой стороны, мы настолько ответственны, что не позволяем детям плохо учиться и тем более не хотеть в школу!!! Парадокс ведь?

Школа перестала быть местом общения

Мы раньше хотели в школу, поскольку для нас это был фактически единственный способ связи с миром, место общения, место, где завязывалась дружба, первая любовь… Мы же летели с каникул в школу — встретиться с друзьями, пообщаться. Дома-то нам, по сути, заняться было нечем. Про дворовые игры я не говорю сейчас, именно как инструмент получения информации — школа была единственным местом. Ни тебе компьютерных игр, ни тебе телефона. Да даже по телевизору с утра до ночи одно и то же на двух каналах. У нас были только прикладные какие-то занятия — порисовать, полепить, погулять… И не было такого информационного перегруза. В конце концов, нас не тошнило от школы еще на подготовке первоклассника.

А сейчас ребенку, чтобы общаться и развлекаться, не нужно выходить из дома. Ему и так хорошо! У детей нет этого информационного голода… Поэтому и школе сложнее заинтересовать ребенка. Он привыкает получать удовольствие, нажимая на кнопки. Трудиться не надо. Умер, сохранись перед битвой и вперед!
В школе так не получается. В школе злые училки заставляют что-то делать, ругают, а потом и родители подхватывают. И выходит, что школа в глазах ребенка — не главное место общения, не место, где ты узнаешь что-то новое.

А тот инструмент, который отнимает у тебя свободное время с непонятным для тебя результатом.

Без пятерок, но с нормальной психикой

Относитесь к нежеланию ребенка идти в школу спокойно. Не устраивайте семейных педсоветов, не рассказывайте всем и каждому, какой ребенок у вас лентяй, учиться не хочет. Тем более не говорите ребенку: «Вон смотри, Маша хочет идти в школу, а ты нет». Кроме отвращения к Маше, это ничего не даст.
Если ребенок не устраивает скандалов по утрам, не выламывает косяки, когда вы его тащите за шиворот из дома, если не уходит в психосоматику (не начинает чаще болеть, или бывает, что начинается психосоматическая рвота, тошнота, понос), то тогда вообще беспокоиться не о чем. Это абсолютно нормальная реакция после адаптации.
Не забывайте, как вы сами учились в школе. Глупо ожидать от ребенка головокружительных успехов, если вы, родители, сами особо не хотели учиться или учились неважно. Есть исключения, но их мало.
Не нужно быть на 100 процентов включенным в учебу ребенка. Не нужно требовать от него успехов. Достаточно того, чтобы он ходил в школу и получал знания. Пусть не будет пятерок, но будет нормальная психика. А если вы видите, что ребенок не хватает звезд с неба, ну, не отличник он — найдите вместе с ним какое-то занятие, которое позволит ему быть успешным — рисование, танцы, спорт. Пусть он с удовольствием бежит туда. А школа будет как бы на втором месте.

Сделайте так, чтобы ребенок соскучился по школе

Может, я скажу какие-то крамольные вещи. Но вот сейчас у детей каникулы уже прошли, но ещё будут — не нужно обеспечивать ребенку досуг! Не нужно записывать ребенка в какой-нибудь лагерь типа языкового или школы лидерства. Не нужно тем более заставлять ребенка читать что-то по программе, считать, повторять пройденное или учить непонятое. Если у него интеллект не поврежден, он и так не забудет ничего. Пусть ребенок побудет в информационном вакууме. Можно и даже нужно ходить гулять, с друзьями или с семьей, заниматься спортом.
Пусть даже это будет телевизор. Но не телефон и не компьютерные игры. Не знаю, придумайте что-нибудь, скажите, что роутер сломался или денежка закончилась на Интернете. Пусть у ребенка будет ломка, пусть ему будет скучно. Пусть ребенок захочет общения, соскучится по школе, по знаниям. И выйдет с каникул с желанием разнообразить свою жизнь.

Юлия Нестерова, педагог