«Дожил, получил — и в мир иной»

В октябрьский день сто­яли на остановке в ожида­нии маршрутки две жен­щины. По разговору было понятно, что знакомы они были давно, вот только ви­дятся редко. Одна из них недавно вышла на пен­сию. Достижение по всем меркам – большое. Вроде как у человека появляет­ся гарант стабильности, жить, должно быть, легче и проще.

– Сколько тебе пенсии насчитали, Нина Григо­рьевна? – интересуется качканарка у своей знако­мой.

– Двенадцать с полови­ной, – отвечает та, делая голос как можно тише.

– Так это хорошо, ты же еще работаешь. Жить можно в свое удоволь­ствие да детям помогать… Береги, главное, себя, – го­ворит первая женщина, тяжело вздыхая. – У моей знакомой супруг толь­ко на пенсию вышел, год прожил и умер. Сердце… А ведь он так хотел пожить для себя, столько планов было.

Подобные печальные истории о «молодых» пен­сионерах знаю немало. Человек, можно сказать, только почувствовал вкус жизни, а жизнь вдруг об­рывается. Мужчины се­годня выходят на пенсию пока еще в 60 лет, женщи­ны – в 55. Для получения страховой пенсии нуж­но выработать семилет­ний стаж уплаты взносов в пенсионную систему и минимальное количе­ство пенсионных баллов (в наше время — это 11,4 баллов). К 2025 году ми­нимальный трудовой стаж планируют поднять до 15 лет, а минимальную сумму баллов до 30. Повышение пенсионного ценза перед выборами президента – мера крайне не популяр­ная, но после выборов она реализуется, скорее всего, по полной программе. Как никак 70 млн. россиян ра­ботают, а 43 млн. камнем сидят на шее государства.

С 2017 года в России уже начали поэтапно по­вышать пенсионный воз­раст для государственных служащих – до 63 и 65 лет для женщин и мужчин со­ответственно. Все бы ни­чего, да только реальность пугает страшно.

По статистике медици­ны, мужчины в Качканаре, например, живут в сред­нем 60 лет, женщины – 72. Средняя продолжитель­ность жизни в городе – 66 лет (она неизменна с 2014 года), а в России – 71 год. Возраст смертности, как видно, один в один совпа­дает с началом заслужен­ного отдыха. Мало того, что мужчины живут мень­ше, это не мешает государ­ству устанавливать выше порог выхода на пенсию по старости. Живет наш сильный пол словно по лозунгу: «Дожил, получил — и в мир иной». Пенси­онный возраст, безуслов­но, повышают во многих странах, однако не нужно забывать про разный уро­вень жизни и оказания медицинских услуг. В 60 лет может, конечно, у ко­го-то и расцвет сил, но не в нашей стране точно.

На днях газета «Ведо­мости» сообщила со ссыл­кой на трех федеральных чиновников, что власти обсуждают возможность повышения в ближай­шее время минимального трудового стажа для по­лучения пенсии с 7 до 15 лет. Так сказать, взамен резкого увеличения пен­сионного возраста, но с прежним мотивом: люди должны знать, что рабо­тать придется долго. И чем чаще об этом людям будут напоминать, тем проще в дальнейшем за­коны менять.

– Кудрин и поддержи­вающие его чиновники уверены, что, если посто­янно поднимать вопрос повышения пенсионного возраста, у людей возник­нет «эффект привыкания» и они смирятся с неиз­бежностью, – цитирует издание слова чиновни­ков.

И этот «эффект при­выкания» отработан на все 100%. Россия прощает многомиллионные долги разным странам и нахо­дит средства на оборон­ку… Наша страна всем мо­жет помочь, кроме… своих граждан. И пусть с медици­ной у нас все плохо, пусть средняя продолжитель­ность жизни небольшая, пусть заслуженный отдых оборачивается вовсе не тем, о чем мечтали, да и уровень жизни не растет — наш народ привыкает ко всему и выбирать будет всегда «стабильность». К ней у населения за 17 лет выработан «эффект при­выкания».

Оксана Федорова