Глянцевая обложка российского образования

Наталья вошла в число лучших 78 учителей России. С конкурса «Учитель года-2015» она вернулась 8 ок­тября, а моя встреча с ней в стенах школы №7 состоялась 10 дней спустя. Говорит, о по­ездке уже много раз расспра­шивали и коллеги, и ученики, это и понятно: участие в тако­го рода конкурсе бывает не каждый год. В разговоре со мной Наталья вновь пережи­вала все радостные моменты от поездки, но и без купюр от­мечала все недостатки. Она не считает, что нужно скрывать правду, старалась честно рас­сказывать обо всем. И беседа, на мой взгляд, от этого полу­чилась особенно интересной.

7bNxVEcW8e4

Днем в субботу, 17 октя­бря, пока ученики прини­мали участие в олимпиаде, мы беседовали с Натальей Михайловной, сидя на ска­мейке в школьном коридоре. Я знала, что по результатам этапов всероссийского кон­курса она заняла 16-е место из 78. От 15 лучших ее отде­ляло совсем чуть-чуть. Но все равно участие в таком конкурсе не должно пройти бесследно.

– Что нового вы узнали, какой опыт для себя получи­ли? – спросила я.

– Новое открывала для себя в течение лета во вре­мя подготовки к заочному этапу, когда составляла ма­териал к методическому се­минару. Систематизировала свой опыт работы, прораба­тывала тему теоретически, к тому же она близка к моей магистерской диссертации, которую мне предстоит на­писать. На очном этапе кон­курса ничего особо нового. Только еще раз поняла, что могу проводить уроки с лю­быми детьми, в любых усло­виях, – ответила Наталья.

Это лето выдалось у учи­теля физики школы №7 довольно напряженным. После победы в региональ­ном этапе «Учитель года» Наталья Мельникова гото­вила материалы к заочному этапу: эссе, авторский мето­дический семинар и Интер­нет-ресурс (персональный сайт педагога). Материалы необходимо было подгото­вить и отправить до 15 ав­густа, что она и сделала. А дальше – поездка на второй этап, на открытый урок в Ка­зань.

Урок для скептиков

Проходил он в школе №177 Ново-Савинского рай­она г.Казани. Школа моло­дая – ей всего шесть лет, с углубленным изучением от­дельных предметов. Как из учеников, так и из учителей туда попадают не все желаю­щие. Педагогические кадры тщательно подбирают, очень много учителей – грантопо­лучателей.

Класс для открытого уро­ка каждый учитель выбирал сам. Делая выбор, педагоги отталкивались не столько от возраста ребят, сколько знали, что урок должен был быть предметным, то есть соответствовать программе обучения на конец сентя­бря–начало октября. У се­миклассников на тот момент как раз была тема, подходя­щая для проведения экспе­риментов – первоначальные сведения о строении веще­ства. Наталья Михайловна решила остановиться на них.

Интересно, что, кроме ко­миссии, на уроке также при­сутствовал директор школы, который, к слову сказать, по специальности – учитель физики. Как вспоминает На­талья, перед началом урока он отнесся к ней довольно скептически. Поинтересо­вался, каким образом прой­дет урок, какие приборы для него необходимы, еще раз проверил учеников, задав ряд вопросов.

– Когда к его вопросам я добавила пару своих, он от­ветил мне: «Это проходят в восьмом классе на химии». Зато как я была удивлена его поведению после урока, когда вместе с детьми он вышел в коридор и выстра­ивал детей словно молеку­лы воды, восклицая: «Рань­ше я считал, что вам это еще рано знать, но сейчас меня убедили, что вам это знать надо!». Было видно, что директор проведенным мной уроком остался дово­лен. Поговаривали, что он даже кинул камень в огород своих учителей. Конечно, то, как я планировала урок, и то, как он выстроился – это было два разных урока, но он от этого не стал хуже. Дети незнакомые, уровень знаний и скорость работы на уроке мне были не из­вестны, но я справилась. Урок прошел очень хоро­шо! Он получил высокую оценку, для меня это самое важное, – говорит Наталья Михайловна.

Открытое занятие оце­нивало жюри, состоящее из 21 человека, также за ним следили во время он­лайн-трансляции простые наблюдатели, в состав ко­торых входили и журнали­сты. Не успела Наталья еще завершить урок, как к ней поднялся журналист «Рос­сийской газеты». С его слов, это был 16-й открытый урок за тот день, и он выдался самым интересным. А еще он признался Наталье Ми­хайловне, что если бы у него в свое время был такой же учитель физики, то, возмож­но, он и не стал бы журна­листом. Урок качканарско­го учителя обсуждался еще долго, подходили к ней и на следующий день, высказы­вали слова восхищения. Ко­миссия выставила свои бал­лы, максимум можно было получить 100 баллов.

– Баллы, которые выста­вила комиссия по итогам от­крытого урока, мы до сих пор не знаем. Возможно, узнаем их месяца через два. Сегод­ня все баллы засекречены, знает только жюри. Однако словесные оценки позво­ляют мне считать, что урок понравился. Помню, как мне советовали готовиться сразу к финальному этапу, заверяя, что я там окажусь точно. Могу предположить, что баллы за заочный этап у меня меньше, чем заочный. По сумме общих баллов я оказалась на 16-м месте.

Мельникова

На самом деле, кому по­везло больше: тем, кто во­шел в число 15-ти лучших, или тем, кто туда не попал – вопрос спорный. Конкурсу свойственно «ломать» лю­дей, участвовать в нем тяже­ло физически и морально.

Конкурс – как стартовая площадка для карьеры

Увы, но, как и большин­ство других конкурсов, «Учи­тель года» уже давно пере­стал быть конкурсом среди учителей, отдельных лично­стей. Это конкурс, в котором борьба идет среди команд методистов, стоящих за спи­ной учителя. Победителей выбирают как бренд, кото­рый понесет знамя педаго­гики дальше в массы. Часть педагогов, например, из центральных регионов, осо­бо и не скрывала: что кон­курс для них – это стартовая площадка по карьерной лестнице, откуда можно с легкостью стать чиновни­ком, а то и политиком.

– Было хорошо видно по некоторым участникам, что работал не столько учитель, сколько его команда. Отме­чали и сами организаторы: как только учитель стано­вится лучшим, он перестает быть учителем, превращает­ся в политика, государствен­ного чиновника. Дай бог, если из него выйдет хоро­ший чиновник. Но далеко не все победители конкурса ас­социируются с идеальными учителями. Это лично мое мнение, не в обиду кому-ли­бо,– сказала Наталья. – Боль­шинство регионов, которые жаждут победы, вкладыва­ются в это дело в течение всего лета. К примеру, те же самые сайты в Интернете делают не учителя, а профес­сионалы. Но я не считаю, что мой сайт чем-то хуже, сдела­ла я его полностью сама.

Победителем конкурса в этом году стал учитель исто­рии и обществознания гим­назии №1 г.Самара Сергей Кочережко, которому 26 лет и педагогический стаж три года.

– В целом, по тому, как Сергей себя держал, как он говорил, мне показалось, что он больше политик, – гово­рит качканарский учитель.

По окончании конкурса восьмого октября 15 фина­листов улетели на встречу с президентом в Сочи. Там они пробыли до 12 октября. Из учебного процесса были вычеркнуты дни с 20 сентя­бря по 12 октября. Для кого как, но для Натальи Мельни­ковой это время – достаточ­но большой период потери учебного и личного времени.

Встреча с Садовничим

В целом, конкурс для На­тальи запомнился. Запом­нилась Казань как город, который по-королевски встречал и принимал 78 учи­телей. Все было на высоте. И даже московский Кремлев­ский дворец, куда учителя прибыли на награждение и где были известные лич­ности – победители ТЭФИ, артисты Олешко, Майданов, Харатьян, принимавшие ак­тивное участие в концерте, – это все не сравнится с тем, что было организовано про­стыми учителями в Казани.

– Казань – выше всех по­хвал! Это можно было срав­нить с детским лагерем: мероприятия, испытания, обеды, экскурсии, отдых, работа в жюри, встречи с мэтрами педагогики, еже­дневные клубные педагоги­ческие программы… Все по расписанию. Никто из учи­телей не ощущал соперни­чества, все мы сдружились, болели и сопереживали друг другу. Организаторы гово­рили нам: вы разъедитесь, но помните, начиная урок, в этот день свои уроки начи­нают и остальные 77 чело­век. И, вернувшись в школу, с такой мыслью я начинаю теперь свои уроки, – говорит учительница.

Но больше всего запом­нилась Наталье Мельнико­вой беседа с Виктором Са­довничим, ректором МГУ и председателем совета ректо­ров. Во время этой короткой встречи она смогла решить вопрос, который беспокоил ее и ее учеников уже полго­да.

Дело в том, что этой вес­ной во время последнего все­российского турнира юных физиков счетной комисси­ей была допущена ошибка в подведении итогов личного рейтинга участников турни­ра. Учитель пыталась решить возникшую проблему, но в ответ получала формальные ответы Российского совета олимпиады школьников.

– Во время короткого разговора с Виктором Са­довничим, я поняла, что он был совершенно не в курсе этого вопроса. Не успела я договорить до конца, как он тут же сделал кому-то зво­нок, а затем заверил, что ошибку признали, и она бу­дет исправлена и мой уче­ник получит диплом. Оста­ется надеяться, что вопрос действительно будет решен на деле, а не на словах. Для меня это было принципи­ально. Наверное, это самое главное, ради чего я должна была оказаться на этом кон­курсе!

Качканарский школьник сегодня учится в 11 классе. Заслуженный диплом тре­тьей степени всероссийской олимпиады котируется в таких серьезных вузах, как МГУ, УрФУ, НГУ и других. Наличие диплома прирав­нивается к 100-балльному результату ЕГЭ по физике, поэтому является мощным бонусом при поступлении. Может быть, ученик не будет им пользоваться, но спра­ведливость была важнее!

Разочарование в областных чиновниках

Вернувшись домой, На­талья Михайловна радо­валась, что вернулась в обычную жизнь. Она испы­тала ощущение свободы и легкости. Конкурс для нее был очередным этапом в жизни. Сказать однознач­но, что не намерена боль­ше в нем участвовать, она не может. Но по областным законам, принимать уча­стие в конкурсах с денеж­ным поощрением в бли­жайшие 3-5 лет Наталья пока не имеет права.

Самым большим разо­чарованием для педагога было отсутствие поддерж­ки со стороны области.

– Очень жаль, но наша область в конкурсе не про­явила какой-либо заинте­ресованности. Было ощу­щение, что они отправили меня и поставили галоч­ку, отложив документы на хранение. У меня возни­кали проблемы с прини­мающей стороной, кото­рые, допустим, в других регионах были решены. У многих документы были готовы с августа, у нашей области – нет. Равно, как и методическая помощь от­сутствовала. К примеру, до 15 августа я должна была отправить документы, что я и сделала самостоятель­но. А 18 числа мне прихо­дит письмо с вопросами: как идет подготовка к кон­курсу, чем вам помочь? Это и смешно, и обидно в какой-то степени. Но при этом мне говорят: мы бу­дем в вас вкладывать все лето, вы же понимаете, что вы представляете область. Я это понимаю, но область ни йоты не вложила в меня. Единственный человек, ко­торый прошел весь этот путь со мной, была завуч школы – Светлана Нико­лаевна Устюжанина, – от­метила Наталья.

Уже в скором времени нашу Наталью Мельнико­ву ждут в областном Ми­нистерстве образования с отчетом о поездке на кон­курс. Там, в верхах, навер­няка знают о претензиях, которые есть у качканар­ского учителя к ним. Но говорить о плохом в ми­нистерствах, видимо, не принято. Вот и совет ей дали простой: улица любит смех и никого не интересу­ют чьи-то проблемы, она должна с улыбкой сказать, что все хорошо. Но Ната­лья уверена: она никому ничего не должна, поэтому ехать с отчетом в область особого желания у нее нет.

– Поездка была за мой счет, командировочные мне еще никто не оплатил, полностью всю работу про­делала сама. О чем отчи­тываться? О том, как мне не помогли? Конкурс кра­сивый, знаковый, но до­статочно бюрократичный, как и многое в нашей стра­не. Это просто красивая картинка об образовании в нашем обществе. Смо­тришь, понимаешь, что это лучшие учителя России, но моральный образ учителя в моем понимании и то, что я видела в лице лучших учителей, не складывались у меня в одну картинку, – добавила в конце разгово­ра Наталья Михайловна.

P.S. Я горжусь, что не пе­ревелись еще в нашем городе такие честные и целеустремленные учи­теля. Устремленные не на показное обучение, а на настоящее образование и воспитание подрастающе­го поколения. Вот и сегод­ня у Натальи Мельниковой во всю идет подготовка десятиклассников школы №7 к очередному турниру. 2 ноября старшеклассники поедут на Уральский физи­ческий турнир в Екатерин­бург. Ребята участвуют в нем уже четвертый год. От себя педагог лишь сказала: «Мы сделаем все возмож­ное, чтобы одержать побе­ду». И я уверена: победы учеников – это высшая на­града для любого учителя.