Где правда об обмелении пруда?

Администрация Качканара через подконтрольные СМИ упорно отстаивает свою версию обмеления пруда — жаркое лето. Комбинат тут ни при чем. Точка. Я позволю себе с этим не согласиться и попробую объяснить, почему.

Скажу сразу, я не технарь, и про некие технические вопросы, связанные с комбинатом, могу судить как человек со средним образованием, полученным в советское время. И с высшим экономическим, полученным в 2000-е годы. Ну и, конечно, как простой рабочий, проработавший в комбинате почти двадцать лет. Качканарский комбинат планировался к строительству в начале 50-х годов прошлого века. Уровень технического образования, проектирования и планирования, на мой взгляд, тогда был несравненно выше, чем сейчас.

Проектная мощность КГОКа — 45 млн. тонн горной массы. И, так как в технологической цепочке переработки руды необходимо использовать воду, было запроектировано строительство двух водохранилищ. Верхневыйское — питьевое, Нижневыйское — для производственных нужд комбината. Понятно же, что объем этих водохранилищ, особенно нижнего, был просчитан под объем воды, достаточный для производства. Ведь не наобум же были поставлены плотины. Я подчеркну —проектная мощность КГОКа — 45 млн. тонн.

Пока комбинат работал, не превышая проектной мощности и производя забор воды в необходимых объемах, природного наполнения (дожди, снеготаяние) вполне хватало.
Но как только комбинат начал наращивать объемы, стало требоваться и больше воды. Уровень воды ведь уже давно ниже, чем был, допустим, в 70-80-е годы. В настоящее время КГОК перерабатывает почти 60 млн. тонн. Это на 30% больше от проектной мощности. Но воды-то больше не стало, а потребность в ней выросла. И в технологии переработки руды ничего нового (пока) не появилось. По сути, как работали в 70-х, так же работают и сейчас.

Теперь к последнему снижению уровня воды в пруду. Администрация всеми силами пытается втюхать, именно втюхать качканарцам мысль, что в резком падении уровня воды в пруду виноваты жаркое лето и отсутствие осадков. Враки. Это не первое жаркое лето с минимальными осадками за последние годы. Но такого обмеления не было.

Возьмем 2016 год. Лето было не менее жаркое. Жара была такая, что во время евразовского турнира по футболу (проходил в августе) делали дополнительные перерывы во время игр, так как температура была под тридцать градусов. В середине августа купались и были полные пляжи. Но уровень воды не падал. Более того, перед этим, в 2015 году, было дождливое лето, а уровень воды был не выше, чем в последующий 2016 год. Есть фотографии береговой линии в июне и начале июля текущего года. Нет резкого падения уровня воды. В конце концов, есть фотография августа (вертолетная площадка), я тренировался на пруду до начала сентября, уровень воды снижен, но не так значительно, как в конце октября.

Все это значит, что жаркое, с минимальными осадками лето не могло привести к катастрофическому снижению воды. Вывод один — был колоссальный забор воды для технологических нужд КГОКа, но только по непонятной причине администрация города пытается это отрицать.

Иначе чем можно объяснить вдруг появившуюся инициативу комбината о разработке мероприятий по снижению объема воды, получаемого из пруда? И если предположить, что следующее лето будет дождливым, то вышеупомянутые мероприятия станут неактуальными?
В.И.Зюзь в одном из качканарских СМИ: «Я знаю, что раньше им (ГОКу) подписывали лимит забора воды до 5 миллионов кубов в год. ГОКу этих объемов хватало». Но сейчас у комбината мощности выросли, шламохранилище увеличилось. И говорят, повторюсь, только говорят, что им подписан лимит 20 миллионов кубов в год (посмотреть бы этот локальный акт). И если 5 миллионов кубов воды в год для нашего водохранилища в 90 миллионов кубов — это нормально, то 20 миллионов — это очень заметный объем.

Отметим цифру — 5 млн. кубов в год. Теперь что пишут административные СМИ:
Портал «Город Качканар»: «Если анализировать объемы забора воды КГОКом за последние 5 лет, то в 2021 году он не был выше, чем в предыдущие годы, есть даже снижение по сравнению, к примеру, с 2016 годом». Качканарцы мне переслали фотографии береговой линии пруда 2016 года, на них не видно падения уровня воды, аналогичного нынешнему году. А если вспомнить, что 2016 год был не менее жарким и таким же засушливым, то возникает вопрос: «Город Качканар» не понимает, что пишет? Или просто пишет абы что, лишь бы написать?
Эта же интернет-контора: «Евраз КГОК планирует направить более 100 млн рублей, их реализация позволит сократить забор на 5-7 млн м³/год к середине 2022 года, и на 11,7 млн м³/год к началу 2024 года». С ровного места КГОК готов бахнуть 100 млн. рублей. Зачем, если они воду практически не берут, как утверждает администрация?

То есть, если верить написанному, и к 2024 году КГОК снизит забор воды почти на 12 млн. кубов, то и получается, что в настоящее время комбинат берет не менее 20млн. кубов, иначе не планируют же в Евразе к 2024 году совсем отказаться от воды (ранее стабильно брали не менее 5 млн.кубов), ведь «к концу 2024 года — намерен реализовать проект по переходу на новую технологию складирования хвостов обогащения», пишет та же инфо-контора, и это обозначает, что в 2024 году вообще обойдется без забора воды из пруда.
Удивительно, что административные СМИ не привели аргумент Ильи Иглина по снижению уровня воды: «Также Нижне-Качканарское водохранилище эксплуатируется для целей хозяйственно-бытового (горячего водоснабжения города Качканара)». Так сказать уж, до кучи. Типа гнать, так гнать.

К чему все это, написанное? Раздражает, что в ситуации с обмелением пруда администрация города не говорит качканарцам правды. Ведь очевидно, что воду взял комбинат, и качканарцы, с которыми я общался и которые переслали мне много фотографий, с этим согласны.

При этом тема наиважнейшая, а ни одного комментария от главы города или председателя думы мы не увидели. Такое демонстративное замалчивание. Вот, мол, прочитайте, что пишут, и проглотите это молча. Но надо понимать, что пруд — это единственное по-настоящему народное место для отдыха. Пляж, зеленая зона 8-го мкр. не сравнятся с лавочками и сковородками.

Кроме этого, замалчивание и попытки ввести в заблуждение качканарцев, на мой взгляд, вызовут ответную реакцию жителей — недоверие к власти. Каким образом в 2023 году она будет убеждать народ голосовать за «Единую Россию», если сейчас не желает вести диалога с жителями? Хотя судьба «Единой России» меня меньше всего беспокоит.

Кстати, у меня вопрос. Что за общественность имеет в виду администрация, которая тоже занимается вопросом обмеления пруда? Поясните, пожалуйста, в ваших СМИ.

Анатолий Забегаев