«В «Чайке» всегда было хорошо, но не в этом году»

В одном из номеров «НК» был опубликован материал «Вместо «Чайки» — лагерь заключенных?», основой для которого послужила история Ирины Голубевой.
11-летняя дочь Ирины отдыхала в этом году в первой смене «Чайки», до этого бывала там не один раз. Однако последний отдых разочаровал не только ребенка, но и маму. Ирина забрала дочку из лагеря, когда вожатые наказали детей, устроив в их комнате беспорядок.
Материал вызвал разные отклики. После публикации появилась информация, что на вторую смену в лагерь набрали новых вожатых, так как приезжие студенты педколледжа прошли практику и уехали домой.
Не успели улечься страсти по статье, как к нам поступила информация — по словам родителей, чьи дети отдыхают во второй смене, в июле у одних вожатых был обнаружен насвай (вид некурительного табачного изделия, традиционный для Центральной Азии и запрещенный в России).
Мы позвонили директору лагеря Светлане Вязовецкой. Светлана Викторовна на пост директора заступила в 2018 году. До этого работала воспитателем и заместителем директора «Чайки». Вот как она прокомментировала претензии родительницы и в целом отдых в «Чайке» в этом году.

— Хочется высказаться по инциденту с детьми третьего отряда первой смены. В этой истории я больше на стороне воспитателей. И не потому, что я педагог. Те, кто работал вожатыми, конечно, сами были детьми, и в чем-то не правы. После этого случая мы разговаривали с вожатыми и воспитателем, объясняли, что так делать нельзя ни в коем случае. Выбрасывая вещи на пол, они унижали достоинство детей.
С другой стороны, девочки, с которыми произошел этот случай, были амбициозными, проблемными. Я не знаю, насколько они избалованы, приучены к порядку, но когда даже я заходила в отряд, именно вот в этой комнате всегда был беспорядок: вещи лежали на кровати, только обувь еще не стояла на подушке. На замечания они всегда смотрели свысока, не обращали внимания. Одна из девочек занимается в школе самбо. В лице тренера, находившегося на тот период в лагере, она увидела свою поддержку. Быть может, именно поэтому они вели себя вызывающе перед воспитателем, вожатыми и, в том числе, передо мной.
По поводу беспорядка. Девочки расписывались, что ознакомлены с правилами поведения на территории, в корпусе, других помещениях, где они бывают (клуб, медпункт, столовая, АБК). У нас есть лист ознакомления для детей, где они расписываются за то, что услышали эту информацию. До 14 лет они не имеют права расписываться, поэтому напротив своих фамилий ставили символы — смайлик, звездочки. Правила поведения развешаны в каждом корпусе. У меня ощущение, что этот скандал раздули, как из мухи слона. К девочке требования предъявляются — маме не нравится. С родителями одной девочки мы переговорили и нашли полное взаимопонимание, с другой родительницей его нет.
По педагогическому составу. В этом году к нам на работу приехали студенты Нижнетагильского педколледжа, обучающиеся на учителей начальных классов и воспитателей детских садов. Они приехали в первый раз на работу в лагерь. Тонкости этой работы и методики они не знают. Им тяжело, мы помогаем, как можем. Они теряются, боятся ответственности, думают, что инициатива будет наказуема. Работа с детьми 10-15 лет для них — нова и страшна.
Первое время они осторожно делали каждый шаг в отношениях с детьми, нам говорили в открытую: «Мы боимся, а вдруг этого делать нельзя, вдруг мы что-то нарушаем». В последующем, к концу смены, они уже стали все понимать, многие просились на вторую и третью смену поработать. А кто-то, наоборот, сказал: «Это не моё», вплоть до того, что «буду забирать документы из колледжа». Кто работает на маленьких отрядах — им это ближе. Мы видим, что игры соответствуют возрасту, детки возле них крутятся. В старших отрядах эта разница больше заметна. К нам приезжало руководство колледжа. Мы разговаривали на эту тему. Мы, со своей стороны, помогаем, как можем, но методику работы с детьми 10-15 лет студенты, к сожалению, не знают. Нужно изучать методику, технологии работы с более старшим возрастом. В колледже пообещали это учесть.
На вторую смену к нам приехали работать другие студенты того же колледжа, тех же специальностей. В «Чайке» работают качканарские воспитатели, часть вожатых, руководитель кружка, воспитатель по физкультуре — тоже наши. Мы брали людей с опытом, начинавших еще с подвожатых. Они знают, как с детьми работать. Когда-то мы сотрудничали с «Бригантиной» и брали подвожатых и вожатых в лагерь. Я, в принципе, не против сотрудничества, но были проблемы организационного характера.
В свое время я говорила о необходимости смотреть за этими детьми, отвечать за их жизнь, анализировать их работу, потому что они — несовершеннолетние, работающие по 4-6 часов. Они позволяли себе ночевать в лагере, превращали свою работу в «тусовку», по сути, нарушались их права по Санпину. Многих воспитателей и педагогов это не устраивало, и сегодня они говорят, что без подвожатых лучше. В мои обязанности не входило следить за ними.
По мероприятиям. Их не стало меньше. Единственное, в первую смену, в июне, было сыро и прохладно, мероприятия на улице пришлось отменить. Из-за холода в конце первой смены часть детей увезли с бронхитом домой.
Про насвай у вожатых. У нас такого не было. Откуда информация? Наверное, происки недоброжелателей. Все вожатые и воспитатели у нас проходят нарколога.
В этом году я сделала ставку на недопуск вожатых, которые когда-либо были замечены в алкогольном опьянении, когда позволяли себе не выходить на работу неделями, жили в палатках. Быть может, у меня от этого появилось больше врагов в этом году.
Мне скрывать, правда, нечего. Впервые встречаю такую агрессию со стороны родителей, не знаю, чем она вызвана, но могу заверить, что всегда готова посодействовать в разрешении конфликтной ситуации.

 

От редакции. Продолжая тему, мы услышали «Вот будете писать плохое — и совсем лагерь закроют». Но это самое неумное решение проблемы, которое вообще может быть. Мы поднимаем проблемы лагеря не для того, чтобы его закрыли, а для того, чтобы наша «Чайка» стала ещё лучше, чтобы взрослым работать, а детям отдыхать там было хорошо и комфортно.

Подготовили Анна Лебедева и Лариса Плесникова