Почему прибыль Евраза падает

Прибыль большинства металлургических компаний, работающих на Урале, по итогам 2024 года снизилась. «КоммерсантЪ-Урал» изучил их финансовую отчетность и привлек экспертов, которые объяснили итоговые показатели динамикой цен и спроса, инфляцией затрат, а также ростом процентных расходов из-за поднятия ключевой ставки ЦБ РФ.

Фото пресс-службы Евраза

В статье анализируются результаты работы компаний ТМК, «ВСМПО-Ависма», Евраз, «Русал», АО «Полиметалл», УГМК.

«Евраз» в Свердловской области представлен предприятиями АО «Евраз Нижнетагильский металлургический комбинат» («Евраз НТМК») и АО «Евраз Качканарский ГОК». Компания занимается производством стали, открытой добычей руды, угледобычей.

EBITDA («Прибыль до уплаты процентов, налогов, износа и амортизации») компании сократилась в 2024 году на 34%, составив $1,412 млрд (144 млрд руб. по курсу ЦБ на конец 2024 года), сообщил «Интерфакс».

Снижение связано с падением объемов продаж. Выручка составила $7,190 млрд (733 млрд руб.), что ниже показателей прошлого года на 7%. Показатель обусловлен падением продаж стальных полуфабрикатов и снижением цены на сталь.

В 2024 году в Россию и страны СНГ было продано около 99% железнодорожных изделий, что составило 1,352 млн тонн, несколько превысив показатель 2023 года: тогда было продано 1,349 млн тонн. Продажи строительных материалов на рынки России и СНГ достигли 4,103 млн тонн в 2024 году, что на 114 тыс. тонн больше, чем в 2023 году (3,989 млн). Продажи полуфабрикатов на этих рынках выросли более чем вдвое за счет изменения структуры поставок и составили 649 тыс. тонн, тогда как в 2023 году этот показатель был равен 321 тыс. тонн.

Инвестиционный консультант Виктор Немихин выделил три основных проблемы Евраза в этом году: падение цен на сталь, снижение экспорта из-за санкций и стагнация жилищного строительства.

— Надежды, что инфраструктурное строительство компенсирует эти выпадающие доходы, не оправдались. По данным EvrazSteel, в первом квартале 2025 года доля активных проектов инфраструктурного строительства с использованием стали снизилась до 79,1% — самого низкого уровня с 2023 года, — сказал Немыхин, добавив, что самым активным потребителем стали является транспортная инфраструктура, в которой проблем на данный момент не наблюдается.