Тайная проверка качканарских продавцов
Ирина — женщина средних лет, неброское пальто, шапка, в руке сумочка. На первый взгляд обычный человек, ничем не отличающийся от других. Каждый день она ходит по магазинам, раз в неделю по банкам, на почту. Казалось бы, ничего особенного, но это только для тех, кто не знает, кто она. Подобные «походы» представляют для нее большой интерес: Ирина работает «тайным покупателем», тем, кого в больших городах продавцы и консультанты встречают со страхом в глазах. Мы решили узнать у «спецагента», как проходят проверки в Качканаре, другими словами, выяснить, на каком уровне местный сервис.
Наши магазины издавна «славились» своими продавцами. Только внимательный покупатель не мог не заметить, как просто и ловко его обвешивали и обсчитывали в «Глории» или «Малахите». Способов обмана продвинутые продавцы знали множество.
— Помню, как продавщица фруктового отдела «Малахита» умело заговаривала зубы покупателю и успевала мизинчиком дергать гирьку за веревочку, привязанную к весам, или проводила по весам мокрой тряпочкой… Раз, два — и готово. Приходишь домой, пересчитываешь, а сумма не сходится. Опять обманула, ругались мы дома, — вспоминает моя знакомая.
Сегодня на смену прежним продмагам пришли магазины самообслуживания. Нет очередей в каждый отдел, да и выбор делать легче — товар тщательно изучает и осматривает сам покупатель. При посещении магазина бытовой техники, да или просто обувного магазина, тебя вмиг облепят консультанты, которые наперебой начнут рассказывать о положительных качествах того или иного товара.
Тайный покупатель — явление не новое для крупных городов России. На периферии они начали появляться недавно. Так, наша героиня Ирина работает тайным покупателем три года. В свое время она заполнила анкету в интернете на одном из сайтов «тайных покупателей». С тех пор получает задания, в основном, от федеральных и региональных компаний: банки, магазины электроники и бытовой техники, продуктовые сетевые магазины, салоны сотовой связи. Вместе с заявкой выдается легенда, например, получить консультацию по какому-либо товару (принтер, стиральная машина, телефон) или купить и сдать товар обратно. Консультанты, со своей стороны, должны не только грамотно все объяснить, но и предложить дополнительные услуги, а также быть приветливыми.
Стать тайным покупателем просто. От обычного он отличается лишь тем, что должен обращать внимание на детали, запоминать имена. Проверки Ирина проводит по большей части только в Качканаре. Стоимость одной проверки может составлять от 200 до 600 рублей. В день может быть несколько заявок.
В каждом покупателе искать «тайного»
В списке проверенных компаний Ирины числятся почта, строительные магазин и магазины бытовой техники, мебельные салоны и салоны сотовой связи, банки… Со слов женщины, лучше всех ей понравилось обслуживание в мебельном салоне шестого микрорайона и в магазине пиротехники на Свердлова.
— Молодой человек в салоне был так подготовлен, что даже если вы не собирались покупать диван, то вам захотелось бы его приобрести! Он не ограничился консультацией дивана, предложил мне уголок, стол и кухню, показал, как работают механизмы… Могу однозначно сказать, что он не только отлично знает товар, но и владеет психологией покупателя. В ходе беседы выяснилось, что молодой парень был из Нижнего Тагила. Также на высоком уровне меня проконсультировали и в магазине пиротехники, где продавцы владели информацией о товаре от и до.
Оценку «отлично» Ирина поставила также всем отделениям почтовой связи, где «тайному покупателю» нужно было отправить заказное письмо. Сотрудники почты были приветливыми и вежливыми, старались разгружать образовавшиеся очереди посетителей.
Отрицательную оценку получили магазины иногородней сети продовольственных магазинов на Свердлова и на площади. В одном случае Ирина пыталась устроиться на работу, а во втором — получить консультацию по товару. И в том, и в другом месте с ней обращались грубо.
— Помню, как я подошла к первому попавшемуся продавцу и спросила, как найти директора магазина. «А что вы хотели?», — спросили меня первым делом. Я объяснила, что ищу работу. «Нет у нас работы» — быстро и недовольно ответила та. Я не растерялась и уточнила: «А вы директор?». Тогда женщина повернулась в другую сторону и громко крикнула — «Та-а-анька!», видимо, таким образом они зовут директора. Подошедшая женщина подтвердила мне, что вакансий нет, хотя на самом деле они имелись на информационном стенде. Директор должна была хотя бы взять мой контактный телефон, но вместо этого сотрудники брякнули в ответ: «Это там, наверху, нужны вакансии, а нам нет!». В другом магазине этой сети я пришла за тортом, попросила проконсультировать, а в ответ услышала: «Ищите вот там!». Возвращаться в эти магазины больше не хотелось. Даже если там будут самые низкие цены в городе — я туда ни ногой! Сервис на низком уровне! Однажды я стала свидетелем неприятной сцены в продовольственном магазине в 11 микрорайоне, когда покупатель перепутал название товара, а продавец на это раскричалась и допустила нецензурные слова в его адрес. Завязалась перепалка. Покупатель на месте позвонил директору магазина и сказал, что продукты здесь больше не намерен покупать.
По окончании каждой проверки «тайный покупатель» обязательно делает отчет: описывает, как выглядел продавец, что отвечал, доволен ли в результате сам покупатель, в доказательство к этому прикладывается аудиозапись. Компания по результатам отчета делает свои выводы. Как рассказала Ирина, очень часто результаты подобных проверок становятся причиной увольнения.
— Хочу, чтобы каждый продавец в каждом покупателе видел «тайного»! Приятно, когда тебя обслуживают спокойно, с улыбкой, настроение от этого только повышается. В целом, сервис обслуживания в Качканаре — на хорошем уровне, — добавляет женщина.
Такая черта характера, как грубость, бывает, конечно, и среди покупателей, от которых порой приходится выслушивать нелицеприятные высказывания и о товаре. Но получится ли с помощью этого метода приучить к вежливости, повысить сервис обслуживания? Возможно, да, учитывая высокую конкуренцию и борьбу за покупателей.
Метод «тайный покупатель» называют сегодня очень действенным способом регулирования сферы услуг. Сила его в том, что он идет «изнутри», в то время как Роспотребнадзор всегда действовал «извне». Со слов женщины, сегодня к этому методу потихоньку приходят и местные предприниматели — заявки на проверки уже есть. А «тайных покупателей» в скором времени наверняка станет больше.
P.S. А если бы «тайным покупателем» были вы, куда бы вы отправились в первую очередь?
Имя главной героини материала изменено