Послесмертельный синдром
4 декабря на трассе Ханты-Мансийска столкнулись автобус, перевозивший детскую команду по акробатике, и грузовик. От удара автобус раскололся пополам. Погибли 12 человек, из них 10 детей.
На утро понедельника 19 человек находились в больнице, 12 из них – по-прежнему в крайне тяжёлом состоянии в реанимации. Трагедия не оставила равнодушными многих. В большинстве регионов начались массовые проверки рейсовых автобусов, как и в самом округе. Прошли они и в Качканаре: в понедельник утром автобусы осматривали девять экипажей ДПС. Говорят, выявили много нарушений.
Замечу, все это происходит – после. Родителям, которым уже не вернуть своих родных и любимых, эти проверки уже ни к чему. Грустно, что шевелиться у нас начинают лишь после того, как гибнут люди…
Вспомним, как трагедия в «Хромой лошади» в свое время заставила массово проверять ночные заведения. А смерть ребенка-инвалида в ванной комнате интерната подстегнула надзорные органы к проверкам социальных объектов. Гибель школьников в летнем лагере вызвала обследования всех детских лагерей. Отравление дошколят наркотиками на территории красноярского детского сада – к проверке доступа на территорию ДОУ. Теперь вот этот несчастный случай…
На самом деле, всему этому есть сигналы, вот только отчего-то им не придают значения. Или не хотят. До поры до времени, а именно – до трагедии. Сколько сигналов было в нашу администрацию и в областное министерство транспорта с жалобами на междугородные перевозки одного из перевозчиков нашего города? Множество за несколько лет.
О том, как водитель во время движения успевал смотреть фильмы на экране; как в ГАИ не принимали во внимание жалобы пассажиров на технические неполадки автобусов; как люди, рискуя жизнью своих детей-студентов, отправляли их на рейсах «смерти». И только после серии ДТП с жертвами проверки, наконец, начались. Сегодня качканарцы просят вернуть пассажирский поезд, готовы организовать сбор подписей, отмечая небезопасность и неудобство перевозок на автобусах и подтверждая востребованность этого транспорта. Но их не хотят слышать вот уже несколько лет.
Не хотят обращать внимание и на «сигналы» профсоюза Качканарского ГОКа, обвиняя его в предвзятости. А между тем, оборудование и фабрики, рассчитанные на 50 лет, изнашиваются, объемы растут, а количество работников сокращается. Там, где должны работать двое, остается один. И закрывать глаза, наверное, придётся до поры до времени. До очередной трагедии.
Ответственность в ДТП под Ханты-Мансиийском следователи сегодня возлагают на двух водителей: грузовика и рейсового автобуса – и обвиняют их в нарушении правил дорожного движения. А на тот факт, что дорога была узкая и заснеженная, закрывают глаза. Хотя дороги были построены во времена, когда по ним проезжали 10 машин в сутки, да и скоростной режим был другой. Причин этого происшествия может быть много. Подобная трагедия могла произойти и с качканарскими рейсовыми автобусами, но, видимо, город чудом ее избежал.
Хочется, чтобы в нашей стране, наконец, начали правильно реагировать на любой «сигнал», а не лоббировали чьи-то интересы. Тогда, уверена, подобных несчастных случаев будет меньше. У каждой трагедии есть свои предпосылки, просто нужно перестать закрывать на это глаза. А действовать «после», наверное, проще. Вот только жизни людей уже не вернуть.