Послесмертельный синдром

4 декабря на трассе Ханты-Мансийска стол­кнулись автобус, перево­зивший детскую команду по акробатике, и грузо­вик. От удара автобус рас­кололся пополам. Погиб­ли 12 человек, из них 10 детей.

На утро понедельника 19 человек находились в больнице, 12 из них – по-прежнему в крайне тяжёлом состоянии в ре­анимации. Трагедия не оставила равнодушными многих. В большинстве регионов начались мас­совые проверки рейсовых автобусов, как и в самом округе. Прошли они и в Качканаре: в понедель­ник утром автобусы осма­тривали девять экипажей ДПС. Говорят, выявили много нарушений.

Замечу, все это проис­ходит – после. Родителям, которым уже не вернуть своих родных и люби­мых, эти проверки уже ни к чему. Грустно, что ше­велиться у нас начинают лишь после того, как гиб­нут люди…

Вспомним, как траге­дия в «Хромой лошади» в свое время заставила массово проверять ноч­ные заведения. А смерть ребенка-инвалида в ван­ной комнате интерна­та подстегнула надзор­ные органы к проверкам социальных объектов. Гибель школьников в летнем лагере вызвала обследования всех дет­ских лагерей. Отравление дошколят наркотиками на территории красно­ярского детского сада – к проверке доступа на тер­риторию ДОУ. Теперь вот этот несчастный случай…

На самом деле, все­му этому есть сигналы, вот только отчего-то им не придают значения. Или не хотят. До поры до времени, а именно – до трагедии. Сколько сигна­лов было в нашу адми­нистрацию и в областное министерство транспорта с жалобами на междуго­родные перевозки одного из перевозчиков нашего города? Множество за не­сколько лет.

О том, как водитель во время движения успе­вал смотреть фильмы на экране; как в ГАИ не принимали во внимание жалобы пассажиров на технические неполадки автобусов; как люди, ри­скуя жизнью своих де­тей-студентов, отправля­ли их на рейсах «смерти». И только после серии ДТП с жертвами проверки, на­конец, начались. Сегодня качканарцы просят вер­нуть пассажирский поезд, готовы организовать сбор подписей, отмечая небез­опасность и неудобство перевозок на автобусах и подтверждая востребо­ванность этого транспор­та. Но их не хотят слы­шать вот уже несколько лет.

Не хотят обращать внимание и на «сигналы» профсоюза Качканар­ского ГОКа, обвиняя его в предвзятости. А между тем, оборудование и фа­брики, рассчитанные на 50 лет, изнашиваются, объемы растут, а количе­ство работников сокра­щается. Там, где должны работать двое, остается один. И закрывать глаза, наверное, придётся до поры до времени. До оче­редной трагедии.

Ответственность в ДТП под Ханты-Мансиийском следователи сегодня воз­лагают на двух водите­лей: грузовика и рейсово­го автобуса – и обвиняют их в нарушении правил дорожного движения. А на тот факт, что дорога была узкая и заснежен­ная, закрывают глаза. Хотя дороги были постро­ены во времена, когда по ним проезжали 10 машин в сутки, да и скоростной режим был другой. При­чин этого происшествия может быть много. По­добная трагедия могла произойти и с качканар­скими рейсовыми авто­бусами, но, видимо, город чудом ее избежал.

Хочется, чтобы в на­шей стране, наконец, на­чали правильно реагиро­вать на любой «сигнал», а не лоббировали чьи-то интересы. Тогда, увере­на, подобных несчастных случаев будет меньше. У каждой трагедии есть свои предпосылки, про­сто нужно перестать за­крывать на это глаза. А действовать «после», на­верное, проще. Вот толь­ко жизни людей уже не вернуть.