Олег Кирдяшкин и компания стали владельцами «Нашего дома»

Сергей Набоких отдал УЖК «Наш дом» в частные руки.

Как стало известно редакции газеты, сделка оформлена в мае этого года. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, управляю­щую компанию распределили следующим образом: ООО «ЖКХ» – 89%, МБУ «УГХ» – 7,15%, Качканарский город­ской округ (в лице КУМИ) – 2,75%. Доля УЖК «Наш дом», принадлежащая обществу в уставном капитале, – 1,1%.

Гарант стабильности

С 2006 года коммуналь­ная сфера по всей России претерпела большие из­менения. Накануне, в 2005 году, вышел в свет новый Жилищный кодекс, по кото­рому коммуналку в городах начали передавать новым структурам – управляющим организациям. Так, 26 де­кабря 2005 года в Качкана­ре появилась управляющая жилищная компания «Наш дом», зарожденная на осно­ве УГХ. На балансе УЖК – 437 домов.

В составе учредителей компании изначально было два участника: КУМИ (90%) и Виктор Мокеров (10%), ставший ее директором ров­но на 10 лет, пока в начале 2016 года в УЖК «Наш дом» не сменилось руководство. После ухода Виктор Мокеров продал свою долю управля­ющей компании. Учредите­лями УЖК «Наш дом» стали два субъекта: УГХ и КУМИ. А в апреле-мае этого года в учредительные документы общества были внесены се­рьезные изменения. Во-пер­вых, был увеличен уставной капитал ООО с 11 тысяч до 100 тысяч рублей, а также изменился состав учреди­телей. Их стало трое: ООО «ЖКХ» – 89%, УГХ – 7,15% и Качканарский городской округ (в лице КУМИ) – 2,75%. Доля УЖК «Наш дом», при­надлежащая обществу в уставном капитале, – 1,1%.

Как мы помним, в 2016 году Виктор Мокеров пытал­ся перевести часть домов в новую управляющую ком­панию, созданную им после ухода из «Нашего дома». Но сделать это ему не удалось, хотя жители трех домов вро­де бы согласились перейти в новую компанию: в переходе отказал суд. Тогда глава горо­да Сергей Набоких в интер­вью нашей газете называл действия экс-директора не иначе, как попыткой зарабо­тать денег, и однозначно за­являл, что город дома просто так не отдаст.

– Я не готов говорить пу­блично, что это диверсия, но умысел здесь один – зарабо­тать денег… Распоряжаться он (прим. – В. Мокеров) будет деньгами самостоятельно, без нашего контроля. Если УЖК «Наш дом» отчитывает­ся перед нами, то тут мы не сможем защитить граждан, если что случится, – отвечал глава.

Прежний директор УЖК в интервью нашей газете на тот период пояснял, что именно глава всегда контро­лировал управляющую ком­панию, а противодействия по созданию в городе еще одной управляющей компании объ­яснял не иначе, как боязнью конкуренции. К сожалению, после того, как экс-директор не смог взять под свое управ­ление часть домов, он пере­стал давать какие-либо ком­ментарии, хотя по-прежнему живет в Качканаре.

– УЖК «Наш дом» управ­ляется главой Сергеем Набо­ких. Оба главных учредителя – УГХ и КУМИ – сотрудники Сергея Михайловича… Глава всегда контролировал УЖК. А меня обвинили в неэффек­тивной работе, – коммен­тировал в 2016 году Виктор Мокеров. – Но ведь УЖК была одной из самых лучших в области компаний, мы име­ли регалии, получили лицен­зии, люди все обучены.

Небезынтересно, что в том же 2016 году во время публичных слушаний по ис­полнению бюджета за 2015 год, где присутствовал один единственный житель Люд­мила Никонова, Сергею На­боких был задан вопрос, по­чему в составе учредителей УЖК присутствуют УГХ и КУМИ. Бывший сотрудник Финуправления Людмила Никонова заявляла, что это незаконно, а глава пояснял: УГХ и КУМИ являются гаран­том стабильности.

– Они необходимы для обеспечения гарантии ста­бильности жилищно-ком­мунальных услуг для всего населения Качканара: ваши деньги никуда не уходят, в ваших домах есть тепло, свет, вода, – отвечал мэр.

Сергей Набоких:

– Мы заинтересованы в стабильной работе управляющей компании, это социально-экономическая безопасность жителей. И нам важно знать, что она не пропадет, а жителей в будущем не обманут. Хочу заверить, все дома остаются также при УЖК. Были попытки частных лиц создать еще одну компанию и забрать часть домов, прекрасно понимая, что есть проблемные дома, которые сложны по обслуживанию. Маленькая компания никогда не возьмет себе дома в плохом состоянии. Что будет с деревяшками? Перспектива по ним одна – сносить и переселять людей. По мне, так их надо было сносить еще вчера, но у нас нет сотен миллионов. Пока делаем точечные шаги в этом направлении самостоятельно.
Сегодня самая главная проблема УЖК в том, что нет 100-процентного сбора с населения, висят дебиторские долги. Долги тянутся и не уменьшаются. На самом деле, вопрос системный, так как я не знаю ни одной территории, где был бы 100%-ый сбор. Прибыли у управляющей компании нет. Летом сбор, бывает, чуть немного лучше. С учетом действующего законодательства, управляющая компания не может предусматривать какую-либо прибыль при оплате коммунальных услуг, так как она собирает с населения платежи и все передает ресурсникам. УЖК должна оплатить ресурсникам все по счетам, в то время как собрать с населения всю сумму сразу не удается.

 

Заказчик и подрядчик в одном лице

Итак, а теперь давай­те проясним, кто отныне будет обеспечивать нам гарантию жилищной ста­бильности. Как уже сказано выше, 89% УЖК с мая этого года принадлежит частной компании ООО «ЖКХ», ге­неральным директором ко­торой является Елена Беля­ева. В составе учредителей ЖКХ, по данным выписки из ЕГРЮЛ, числятся: Олег Кирдяшкин (28%), Влади­мир Кыкин (24%), Елена Беляева (24%) и УЖК «Наш дом» (24%). Если остальные лица более-менее извест­ны в городе, то Владимир Кыкин стал открытием. Наши источники называют его местным бизнесменом, другом Сергея Набоких, спонсором его избиратель­ной кампании и одним из инвесторов будущего ГЛК. Сторонником главы всегда был и Олег Кирдяшкин. С какой целью отдали управляющую компанию в частные руки, насколько это было законно, поче­му именно эти качканар­цы стали учредителями и какие последствия ждут жителей и город – на эти вопросы мы пытались най­ти ответы. Но оказалось, что о смене учредителей в УЖК мало кто знает. Так, напри­мер, начальник правового отдела администрации Ольга Вепрева узнала эту новость от нас. В поисках ответов за комментарием к одному из первых мы обратились к Сер­гею Набоких, который пояс­нил, что смена учредителей в управляющей компании – это все та же гарантия ста­бильности.

– По закону не могут орга­ны местного самоуправления быть участниками управ­ляющих компаний больше чем 25%, в этом и заключал­ся переход. УЖК «Наш дом» как была, так и остается. С такими же функциональны­ми обязанностями, штатным составом, со своим управле­нием. КУМИ и УГХ являются соучредителями данной ком­пании, что позволяет городу контролировать процессы. В ООО УЖК «Наш дом» изме­нился лишь состав учредите­лей, все остальное – в преж­нем составе. К слову, среди учредителей ЖКХ есть тоже часть УЖК, а сама управля­ющая компания также явля­ется учредителем ЖКХ. На жителях это никак не отраз­ится. УЖК как была гарантом социально-экономического обслуживания города, так им и остается, – прокомменти­ровал глава.

По нашим данным, ЖКХ сегодня выполняет почти 100% подрядных работ по со­держанию жилищного фон­да – это уборка территории, обслуживание электрики, горячего и холодного водо­снабжения и канализации. Заказы по текущим работам (ремонты в подъездах, на­пример) ЖКХ делит с други­ми подрядчиками в равных долях, а отопление курирует Жилкомсервис.

Фактически оба ООО, «Наш дом» и «ЖКХ», являют­ся одновременно учредите­лями друг друга, но в разных пропорциях. А учитывая, что ЖКХ владеет большей частью УЖК, получается, что теперь управляющая компания на­нимает на подрядные работы свое же начальство, а значит, имеет в этом непосредствен­ную заинтересованность.

А не пахнет ли здесь коррупцией?

Стабильность – это, конеч­но, хорошо, но смысл смены учредителей до сих пор не понятен даже тем, кто мно­го лет трудился в сфере го­родского хозяйства. Так, за­местителю директора УЖК «Наш дом» Владимиру Зюзь удалось поработать с двумя главами: Анатолием Калу­гиным и Сергеем Набоких. В беседе с нами он признался, что известие о смене учреди­телей в УЖК стало для него полной неожиданностью.

– Я узнал об этом недав­но. Почему так сделали, мне непонятно и неясно. Глав­ное, чтобы таким образом не была нарушена работа управ­ляющей компании. Сегодня УЖК работает не так легко, но стабильно, на твердое «хорошо». Я по-разному раз­мышлял над этим вопросом, но посмотрел на учредителей ЖКХ и беспокойство про­пало. Надеюсь, что сегодня ЖКХ никак не повлияет на работу управляющей компа­нии. Елена Беляева не сможет лично принять решение, как бы нажать на управляющую компанию, это будет прини­мать только совет учредите­лей. Но если она попытается, то эти трое поставят ее на ме­сто, и наоборот, – рассуждает Владимир Зюзь. – Я работал с двумя главами. Последний ни разу не давал тени сомнения в коррупции, он ее пресекал. Не исключаю, что действую­щая власть хочет сохранить контроль за коммуналкой. Для чего были созданы эти схемы – покажет время.

Депутат городской думы и активист Габбас Даутов но­вость узнал на прошлой не­деле от своего источника. Он не исключает вариант, что изменения носили благие намерения, но в этой схеме рассматривает возможный коррупциогенный фактор.

– Я прекрасно понимаю, что сегодня в адрес главы бу­дет много вопросов по этой теме. Но считаю, что когда УЖК была при КУМИ, подот­четности было больше. Преж­няя структура должным обра­зом контролировала работы, а как сегодня управляющая компания может держать спрос со своего же учредите­ля? Какие могут быть инте­ресы у администрации, когда УЖК отдают частной ком­пании, контролирующей все заказы на территории муни­ципального образования? И почему именно эти лица стали учредителями ЖКХ? Думаю, две стороны в цене сами себя не обидят, – пред­полагает Габбас Даутов.

P.S. А теперь давайте подведем итоги. Во-первых, с какой целью отдали управляю­щую компанию в частные руки, насколько это было законно, почему именно эти качка­нарцы стали учредителями и какие последствия ждут жителей Качканара – эти вопросы по-прежнему остаются открытыми. На наш взгляд, сделка могла преследовать две цели: подготовку «запасного аэродрома» для нескольких лиц по окончании второго срока главы либо попытку спасения коммунальной сферы от возможной будущей монополии Евраза, который сегодня готовится к тому, чтобы городом в 2018 году правили «свои» люди. УЖК «Наш дом» последние два года работает в убыток с отрицательной прибылью, предпо­лагаем, что первый вариант может быть, поскольку диктовать цены на услуги заказчику и подрядчику в одном лице намного проще. Грубо говоря, цены на услуги теперь будут зависеть не от рынка, а от закулисных соглашений. И ситуация может привести к тому, что УЖК будет постоянно убыточным, а монополист ЖКХ превратится в процветающую компанию за счет завуалированного перераспределения денег качканарцев.

Во-вторых, считаем, что тема достаточно важна и имеет широкий общественный ин­терес, поэтому надеемся, что в ближайшее время главные участники обязательно предо­ставят общественности расширенные комментарии с подробными ответами на постав­ленные вопросы. Нам же остается только догадываться, почему у руля УЖК «Наш дом» оказались лица, которых называют сегодня друзьями главы и какую роль сыграла в этой сделке председатель КУМИ Ольга Адамчук. Мы уверены, качканарцы имеют право знать все о компании, с которой у большинства из них заключены договора на управление жи­лыми домами.