Министр образования, вам вообще нужны студенты из глубинки?

Прошла пора волнений и заморочек. Да, я говорю о том, что прошла вторая волна зачисления и у выпускников решился вопрос о том, поступили они или нет. Речь сейчас пойдет о том, что пришлось пережить мне, как абитуриенту, за дни подачи документов.

8381d388cafc192b5b7efbb37d742915Как я уже писал в од­ной из своих статей, при подаче доку­ментов было неком­фортное чувство, когда я понимал, что необхо­димо что-то делать, однако я не понимал, что именно. Сначала мне казалось, что я один такой. Да не тут-то было. Многие выпускники совершенно не понимали, что делать. Может, все-таки стоит уделить этому внима­ние, по крайней мере, в шко­лах?

Следующий момент. Как я уже говорил, существуют некоторые правила приема, которые, как я считаю, уби­ли мои шансы на поступле­ние в вузы Санкт-Петер­бурга и Москвы. Почему? В этом году для того, чтобы поступить в какое-либо высшее учебное заведение, необходимо предоставить туда оригинал в течение небольшого времени. А теперь давайте предста­вим следующую ситуацию: выпускник из отдаленных районов РФ, желающий по­ступить в вуз Санкт-Петер­бурга, должен потратиться на билеты туда-обратно только для того, чтобы от­везти оригинал.

Более того, многие вузы в век развития технологий до сих пор не принимают документы электронной почтой или в электронном формате. В результате мне пришлось отправлять свои документы почтой России. И внимание: при отправке 9 августа они всё еще в пути. Анекдотичная ситуация, не правда ли? Правда, но сме­яться тут негде.

Стоит сказать пару слов о том, как придется жить тем, кто уже поступил. Возьмем для примера УрФУ. Во-пер­вых, общежитие предостав­ляется в зависимости от баллов ЕГЭ. Поэтому в об­щежитие можно не пройти. Во-вторых, для студентов заранее предполагается возможность снятия жилья, прямо в здании УрФУ нам уже раздавали своеобраз­ные рекламы. А теперь да­вайте представим, что вы студент, который учится на контрактной основе, вы не попали в общежитие и вы­нуждены снимать квартиру. Учеба + плата за съем квар­тиры + проживание в Екате­ринбурге = ?

Хочется вспомнить слова нашего президента В.В.Пу­тина: «Мы с вами знаем, на­верное, а может быть, кто-то и не знает, так называемые фонды иностранные по шко­лам работают, сетевые орга­низации просто «шарят» по школам в Российской Феде­рации много лет под видом поддержки талантливой молодежи. На самом деле как пылесосом высасывают просто, и все. Уже прямо со школы абитуриентов берут и на гранты «сажают» и увозят. Поэтому на это тоже нужно обратить внимание». В ны­нешней ситуации осуждать учёбу за гранты — абсурд. Студенты — люди зачастую невысокого достатка: им не устроиться на высокоопла­чиваемую работу, им необ­ходимо учиться, а еще долж­но быть время и на личную жизнь.

Для того чтобы не быть голословным, я погово­рил со студентами УрФУ и Санкт-Петербургского госу­ниверситета о том, каково им учиться в современной России. Для этого я задал им три простых вопроса:

— Дали ли тебе общежи­тие? Если нет, то почему?

Ольга, студентка УрФУ:

— Общежитие не дали, потому что заявление нуж­но было писать как можно раньше, потом бегать со всеми справками, докумен­тами. Порой нужно откро­венно клянчить, прибед­няться и давить на жалость. Причем мест для русских студентов толком нет, т.к. у нас обучаются зарубеж­ные студенты, которым вуз обязан предоставить жи­льё. Мне сказали, что я еще близко живу, и общежитие мне не дадут.

Олег, студент СПБГУ:

— Да, общежитие мне дали. Но условия откровенно ужасны. Иностранным сту­дентам дают апартаменты по сравнению с нами. Но к этому привыкаешь со вре­менем. Не будь тараканов — было бы в целом неплохо.

— Дорого ли обходится жизнь, если ты учишься платно?

Ольга:

— Я не считала, честно. Но, в принципе, я довольна.

Олег:

— Интересный вопрос. На самом деле, когда учишься на платном, то продукты в магазине ничуть не дороже. И проезд стоит столько же. Не обольщайся, думая, что все общаги находятся рядом с университетом, некоторые студенты едут очень издале­ка. Я стараюсь укладывать­ся в 10 тысяч в месяц, плюс можно квартиру снимать с кем-то, это будет в райо­не 8-11 тысяч в месяц. Ну, и если тебе не оплачивают об­учение родители, тебе еще приходится копить себе на обучение. В общем, ты уже никак не студент, а полно­правный рабочий, так что без работы выжить нереаль­но, поддержки у государства в этом не найдешь.

— Что думаешь в целом об образовании в России?

Ольга:

— Как раз таки с образо­ванием у нас все хорошо, а вот с системой не очень. Знания дают, причем, они хорошо котируется на ми­ровом уровне, просто ты иногда сам не готов их полу­чать. Проблемы начинаются, когда ты хочешь получить чуть «сверх». За гранты, ста­жировки в других странах, международные конкурсы и различные «плюшки» уни­верситетской жизни тебе придется вынести длин­нющие очереди желающих, бумажную волокиту и все прелести бюрократизма. Но если ты молод, смел и упрям — флаг в руки.

Олег:

— Уверенно считаю, что наше образование стоит на неудовлетворительном уровне, особенно в вузах. Эта баллово-рейтинговая система убивает всю инди­видуальность в студентах, делает их серой массой. В добавок студентам бакалав­риата обещают нечто напо­добие ЕГЭ в конце учебного года. Это кошмар.

После описанного хочется задать вопрос нашему мини­стерству образования: Вам вообще нужны молодые специ­алисты? Или выпускники, ко­торые могут учиться в сто­личных вузах, обязаны быть из обеспеченных семей? А, мо­жет, талантливые дети мо­гут быть только из Москвы или Санкт-Петербурга? Все это очень плачевно, ведь на эти вопросы никто и не соби­рается отвечать.