Кто просил губернатора отправить Набоких в отставку?

Конец года получился у Качканара очень неспокойным. Долго не могли принять бюджет, решался вопрос и по ставке земельного налога для комбината. Ходят слухи, что Евраз бу­дет сворачивать в городе свои благотворительные программы. И еще один вопрос оставался открытым – кто стоит за иници­ативой отправить мэра в отставку. Об этом мы и поговорили с Сергеем Набоких.

Будем учиться не быть моногородом

– Губернатор области встретился с главой Ниж­него Тагила. Речь шла об отчете за пять лет по ре­монту автодорог. Будете ли вы отчитываться перед губернатором по дорогам?

– Губернатор сказал, что обязательно будет встре­чаться со всеми главами не только по дорогам, но и по вопросам социального раз­вития города. Конечно, гу­бернатор будет смотреть, что сделано. Будем разгова­ривать и по вопросам разви­тия города.

– Вы поедете к нему с ка­кими-то предложениями?

– В любом случае поеду с предложениями.

– С какими?

– Социального развития территории: дороги, ремон­ты образовательных учреж­дений, строительство домов для переселения из ветхого и аварийного жилья, выде­ление денег под индиви­дуальное строительство в той же «Форманте». Будем обсуждать стратегические вопросы, которые требуют внушительных средств и ко­торые существенно повлия­ли бы на развитие террито­рии.

– Как у нас обстоят дела с присвоением Качканару статуса моногорода?

– Я уже был в Москве на двух серьезных меропри­ятиях. В феврале команда Качканарского городского округа, и я в первую очередь, поедет в Москву для прохож­дения учебы. Часть учебы будет проходить в Сколково, часть в Москве, в академии народного хозяйства и гос­службы. После чего пройдет формирование и презента­ция проектов.

– Какие проекты пред­ставите вы? Горнолыжную трассу?

– Нет, не только. ГЛК – это один из якорных проектов, который мог бы как-то по­влиять на диверсификацию экономики города. Но мы же понимаем, что 100-процент­ную альтернативу мощной, действительно градообразу­ющей экономике комбината этим не создадим. Но, тем не менее, ГЛК – создание до­полнительных рабочих мест. Но нам нужны новые произ­водства, не связанные с ком­бинатом.

Я не хочу сейчас ничего озвучивать, но проекты есть, инвесторы есть.

– Когда вы скажете про них всенародно?

– Всенародно я скажу, ког­да пройдет обучение, при­мерно в мае. Сначала прой­дут презентации, и после защиты проектов уже будет понятно, какую помощь на­шему городу может оказать центр. Какую-то всё равно окажет. Уже сейчас оказы­вает. Нам выделили допол­нительные деньги на под­держку и развитие малого и среднего предприниматель­ства, на капремонты домов. Всего более 15 миллионов. Нам могут еще выделить средства на реконструкцию дорог, коммунальных сетей.

– В администрацию на должность начальника от­дела городского хозяйства вернулся Радик Гимадиев.

– Мы его уговорили вер­нуться. Сам-то он не то что­бы рвался. Человек он ком­петентный, эффективный. Очень глубоко погружён в вопросы городского хозяй­ства и знает их досконально. На данной должности более компетентного и эффектив­ного другого человека я не вижу. Для нас это огромный плюс, что Радик согласился вернуться и поработать.

«Металлисту» сейчас нужна поддержка

– Завод «Металлист» ока­зался в должниках по на­логам. Заведено даже уго­ловное дело. Что ждёт это предприятие в будущем?

– У них сложная ситуация. Из нее надо как-то выби­раться, но выбраться не так- то просто. Предприятие-то хорошее, уникальное. Но оно отяжелено гарантийными обязательствами по выпла­те кредитов, которые были взяты для модернизации предприятия. Модерниза­ция прошла. Там современ­ное оборудование. На нём можно выполнять уникаль­ные заказы, которые на тер­ритории Российской Феде­рации не может выполнять никто. Но нужны оборотные средства, а они все уходят на оплату кредитов и креди­торской задолженности, на банковские проценты, плюс регулярные налоговые пла­тежи.

Предприятие работает, может много работать, и по спецзаказам в том числе.

Я думаю, что управляю­щий директор Алексей Куш­нарёв вскоре повстречается с директором «Металлиста» на предмет оплаты контрак­тов по исполнению контрак­та, а не с отсрочкой платежа на 90 или 120 дней. Я думаю, полегче тогда будет заводу, появятся оборотные сред­ства.

Понятно, что «Металли­сту» на данный момент нуж­на поддержка, понятно, что ситуация мониторится на уровне министерства про­мышленности области. И председатель правительства в свое время этим занимал­ся.

– А вы не рассматрива­ли это предприятие как альтернативное произ­водство в проекте по мо­ногороду?

– По моногородам речь идет только о развитии но­вых инвестпроектов.

Комбинат не намерен сворачивать благотворительные программы

– В нашем интервью в октябре вы говорили, что намерены встретиться с управляющим директором КГОКа и НТМК Кушнарёв­ым. Состоялась ли эта встре­ча?

– Состоялась. Алексей Владиславович произвёл на меня хорошее впечатление, даже я бы сказал – очень хорошее. С ним можно разговаривать конкретно и по-деловому. Он задает конкретные вопросы, не из серии «у кого какого цвета глаза». Я понял, что его вол­нует социально-экономи­ческое развитие города.

– В одной из городских газет заявлено, что Евраз сворачивает благотвори­тельность в городе.

– Ничего подобного! Это написано для тех, кто пре­пятствует развитию горо­да. Как потом эти писатели будут с красивым лицом выходить из ситуации? Он точно не озвучивал никаких сокращений в рамках той благотворительности, кото­рая была. Более того, мы с ним разговаривали на пред­мет участия предприятия в юбилейных празднованиях. Он положительно высказал­ся и о самих мероприятиях, и о том, что Евраз будет по­могать. Понятно, что вопрос должен пройти поцесс со­гласования в Холдинге. Но мне, по крайней мере, пози­ция Кушнарёва понятна.

– Евраз через СМИ озву­чил, что он оказал городу благотворительности на 250 миллионов. Это так?

– Откуда они столько на­считали? У них есть, конеч­но, такие расходы, как, на­пример, на лагерь «Чайка», на медсанчасть. Если эти все расходы посчитать, то, на­верно, суммы могут быть та­кого рода. В прошлые годы было 15 миллионов.

– Сергей Михайлович, почему в прошлые годы вы были за снижение Ев­разу ставки по земельно­му налогу, а в этом году не пошли на уступки?

– Не то чтобы я был про­тив или за. У меня позиция не поменялась. Речь идет о взаимодействии города и градообразующего предпри­ятия. Просто времена сейчас такие, что мы себе в ущерб этого позволить не можем. Лишних денег в бюджете нет. Лишних никогда не бывает, сейчас ситуация всё сложнее и сложнее. Поэтому у меня позиция такая: если бы мы увидели компенсацию расходов, которые мы потеряем при этой льготе, тогда мы, наверно, пошли бы по пути решения этого вопроса.

В прошлом году эти во­просы были согласованы, комбинат выделил дополни­тельно 15 миллионов на бла­готворительность, которые мы как раз и направили на те расходы, которые выпали у нас из бюджета. Это вопро­сы, связанные с ремонтом садиков и школ.

Ключевое слово по отставке мэра не за Марией Дроновой

– Хотелось бы, чтобы вы прокомментировали такую информацию: ди­ректор по связям с орга­нами государственной власти Евраза Мария Дро­нова просила губернатора Евгения Куйвашева о ва­шей отставке.

– Да, я знаю об этом. Но дело в том, что она не ре­шает таких вопросов и клю­чевое слово не за ней. Такие вопросы решает губерна­тор. У губернатора есть свое мнение относительно го­рода, главы, относитель­но эффективности работы города и главы. А желания некоторых людей, причём уже многолетние, суще­ствуют. Ну что я буду на это реагировать? Каждый жи­вет со своими желаниями и намерениями. В большей степени эти желания никак не связаны с эффективным развитием города. Мы идем своим путем.

– Скажите, был ли на самом деле ультиматум со стороны некоторых депутатов, что вы уйде­те, если не примете для комбината пониженную ставку земельного нало­га?

– Уходить или не ухо­дить – так вопрос не рас­сматривался. В угоду амби­циям двух-трех человек мы не можем им под ноги всё бросать, они не заслужива­ют этого. Такого ультима­тума не звучало. У нас на думе никаких разногласий по принятию бюджета не было, просто не все, когда надо, подняли руки.

Постановление главы закон не отменит

– Давайте поговорим о вечном – о коммунальных проблемах. Почему, на­пример, крыши на домах меняют зимой?

– Наша задача – выпол­нить капремонты вовремя и качественно. Работ очень много. И они такие, что бы­стро их не выполнишь. По­нятно, что по горячей воде и теплоснабжению работы зимой не проводятся, и ни­кто на это не даст согласие. А вот кровли и подобного рода работы самое время зимой и делать. Они не так сильно влияют на размораживание дома, потому что на крышах лежит утеплитель. К тому же зимой минимум осадков. Весной, летом и осенью до­жди. Мы снимем крышу – и дом зальёт. Намного про­ще спасти дом от осадков в виде снега. Именно и успе­вают в зимнее время прове­сти ремонт кровли, чтобы в летне-осеннее время зани­маться внутренностями и фасадными работами домов.

– С января вы подписа­ли постановление о повы­шении тарифов на некото­рые коммунальные услуги. Как вы считаете, насколь­ко платежеспособное у нас население? И могли ли вы не поднимать тарифы, как это сделали некоторые главы городов?

– О каких тарифах мы с вами ведем речь? Если на энергоносители, то они естественным путем повы­шаются. Все тарифы согла­совываются в Региональной энергетической комиссии. Мы повышаем в рамках это­го потолка.

Не повышать тарифы – это палка-то о двух концах. Мы ведь можем вообще не повышать. На сегодняшний день у нас средств не хва­тает, чтобы обеспечивать качество услуг ЖКХ. А есть направления, которые ра­ботают с очень большими убытками, например, «Горэ­нерго». Если по-хорошему, то, чтобы компенсировать все затраты, тарифы нужно увеличивать, к примеру, не на 5 процентов, а на 50. Не будет экономики — мы по­садим вообще всю инфра­структуру.

– Могли ли вы приоста­новить своим решением начисление повышающе­го коэффициента за ото­пление (сбор средств на ОДПУ), как это сделали мэры некоторых городов?

– Постановлением главы закон не отменить. По зако­ну если дом не оборудован счетчиком, то он платит по нормативу, нормативы у нас сейчас каждые полгода будут повышаться. И дела­ется это на уровне законо­дательства умышленно, что­бы стимулировать граждан ставить счетчики, которые будут показывать фактиче­ское потребление. Показа­ния приборов учета, конеч­но, ниже, чем нормативные. Понятно, что одноразово во всех домах это сделать невозможно. Во взаимо­действии с собственниками многоквартирных домов уже можно решать, как их ставить и когда. Такие реше­ния принимает Управляю­щая компания на основании решения собственников. А получить решение собствен­ников – это самое сложное. Их собрать-то сложно, а уж прийти к одному мнению …. Причем, это не только в Кач­канаре, но и во всех городах. Но другого пути у нас нет.

– Когда же, наконец, от­кроет свои двери детский сад «Звёздочка»? Помнит­ся, его планировали отре­монтировать осенью 2016 года.

– На самом деле пришлось много времени потратить на проект, который оказался сы­рым. Его пришлось дораба­тывать, переделывать и при­нуждать к этому подрядчика. Когда конкурсные процедуры запустили, пошли заявления и обращения в ФАС, затем ждали выводы ФАС. А это всё долго. Но, с другой стороны, по закону пока ФАС не озву­чит свое решение, двигаться дальше мы не имеем права.

Само строительство всегда идет намного быстрее, чем подготовка документов. Сна­чала надо получить средства, на эти средства сформиро­вать документацию, потом провести конкурсные проце­дуры.

Конкурс был запущен снова, основная часть его прошла. На сегодняшний день выявлен подрядчик, с которым будет заключен контракт на 7 миллионов 800 тысяч рублей. На согла­сительных комиссиях мы добились того, чтобы нам выделили деньги на ремонт садика. Поэтому и в бюджет мы заложили 50 миллионов на ремонт. В сентябре пла­нируем запустить туда дети­шек.