Качканар почти не виден

Почему нашему городу не суждено было появиться на туристической карте Урала

В году, наверное, 2005 одно пермское ту­рагентство решило включить в свой тур по городам Среднего Урала посещение Качканара. Вернее, Качканарского ГОКа. Впрочем, сама промышлен­ная площадка организаторам тура была не интересна, они планировали лишь осмотр од­ного из карьеров. Поскольку в то время на ГОКе уже суще­ствовал пропускной режим, меня попросили уладить все формальности со службой безопасности, чтобы авто­бус с экскурсантами мог без препятствий проехать к смо­тровой площадке Главного карьера.

Я тогда пообщался с тури­стами из Перми. Туристам вид работающего карьера, одного из самых глубоких на Урале, понравился. Они не пожалели, что завернули в Качканар. И, как говорили они мне, если бы им снова довелось прое­хаться по этому маршруту, они бы с удовольствием побывали здесь снова. А если бы пока­зали еще и промышленный взрыв – это вообще было бы здорово.

Я промолчал тогда. Я уже знал, что это первое и послед­нее посещение туристами Качканарского ГОКа. Москва в лице ЕВРАЗа была катего­рически против каких-либо контактов с туристическими агентствами. Почему – никто не объяснял, хотя опыт прове­дения экскурсий на комбина­те был огромный.

Вот так и не суждено было появиться нашему городу на туристической карте Урала. Хотя потенциал, как объясня­ли мне тогда специалисты в туристическом бизнесе, у Кач­канара был большой.

Вообще, в истории Кач­канара было несколько мо­ментов, когда имя города гремело на всю Россию. Это, в первую очередь, ярко родив­шийся и быстро почивший в бозе фестиваль поп-музыки «Форманта», собиравший на городском стадионе лучших российских представителей этого музыкального жан­ра. Это и борьба за передел Качканарского ГОКа, подвиг­нувшая публицистку Юлию Латынину написать роман, по которому вскоре был снят известный телесериал. Но эти одномоментные всплески популярности как-то быстро выветривались из памяти на­родной, и имя нашего города на просторах большой страны очень скоро снова погружа­лось в пучину неизвестности.

Но вот ехали недавно с приятелем в сторону Запад­ного карьера наломать пих­товых веников для бани. По пути нагнали группу туристи­чески одетых людей, которые тормознули нас. Впрочем, вопрос был ожидаем – как пройти к буддистам? Объяс­нив, спросили в свою очередь – откуда сами?

– Из Перми, – отвечают.

– А что, – спрашиваем, – к новой вере приобщаетесь?

– Да вовсе нет, – говорят в ответ туристы. – Просто инте­ресно. Знакомые были здесь недавно, очень понравилось им здесь. Вот и мы решили посмотреть.

Такие группы туристов (именно туристов) по дороге на Западный карьер можно встретить все чаще и чаще. По самым приблизительным прикидкам буддийский храм на горе Качканар ежегодно посещают более десяти ты­сяч человек. И поток никоим образом не организованных туристов год от года растет. Несмотря на шлагбаумы и контрольно-пропускные пун­кты, несмотря на неоргани­зованность быта, несмотря на многие другие трудности, ко­торые несет с собой стихий­ный туризм. И главное, не за буддизмом идут люди в гору, это лишь внешний повод. А идут люди за красотой, кото­рая удивительным образом открывается в этом месте.

Пожалуй, только гор­нолыжная трасса, которую успешно закрыл ЕВРАЗ, мог­ла похвастаться тем, что она привлекала в Качканар люби­телей горных лыж из других городов Урала.

Так или иначе, а Качканар снова становится узнавае­мым. Вопреки всему буддий­ский храм, а вместе с ним гора Качканар становятся новой достопримечательно­стью нашего города и Урала. На туристической карте почти еще незаметно, но стал про­являться наш город. И, увы, не горнолыжный курорт тому причиной, перспективы кото­рого еще более туманны, чем будущее маленького буддий­ского храма, народная тропа к которому не только не за­растает, а все более и более ширится.